Ушедший 2010-й год оказался ярким на подземные события. Здесь, конечно, главную роль сыграло 75-летие Московского метрополитена и сопутствующие мероприятия. Но и без этого будет что вспомнить.
Год начался с закрытия выхода «Октябрьской»-кольцевой на замену эскалаторов и ремонт. А на старых турникетах начали появляться обновлённые валидаторы — уже без щелей, и с жк-дисплеями.
В конце января стало окончательно известно о том, что «Казахстанской» станет одна из строящихся станций юга Люблинки (а точнее, как в итоге выяснилось — «Борисово»). Тогда же в сети всплыли первые фотографии собираемого на заводе головного вагона 81-760. Дмитрий Владимирович Гаев рассказал, кроме прочих интересностей, что опытный трёхвагонный состав покажут на день рождения метро заодно с ретропоездом, стилизованным под вагоны типа А. (в результате вышло не совсем так — об этом ниже)
Под конец февраля в метро появились новые билетные автоматы, с тачскрином и прочими прелестями. Правда, к обещанному сроку 1 марта они так и не заработали, за что были несправедливо поруганы всей прессой (чуть ли не с криками «очередной распил!»), а лишь где-то через месяц. Рекламное агенство «Олимп», тем временем, «обрадовало» пассажиров тем, что к и без того спорно вписывающимся в архитектуру метро колоннам экстренного вызова прибавят здоровенные экраны на дополнительных опорах. Как ни странно, но и с этой гадостью мы теперь уже свыклись.
В свою очередь, шпионские фотографии собираемого ретропоезда дали богатую пищу для размышлений и витиеватых ругательств. Новая форма работников метро, напротив, была встречена не столь критически.
29 марта московский метрополитен был сотрясён двумя взрывами смертниц в вагонах на станциях «Лубянка» (в поезде «Красная стрела») и «Парк Культуры» — впервые за шесть лет. Трагедия с 40 жертвами надолго вывела москвичей из делового ритма, обострила межэтнические отношения и дала повод федеральным властям заявить, что метро небезопасно и в нём недостаёт таких жизненно необходимых систем, как колонны экстренного вызова, информационные экраны и ситуационный центр, и на них надо срочно выделить деньги — что, мягко говоря, неправда, потому что всё это и так уже есть. А ещё Гаев заявил, что не даст каким-то горным выродкам испортить праздник, и юбилей метро состоится несмотря ни на что. (и ведь состоялся — хотя ничего больше и не было)
В апреле эскалаторы Христича встали окончательно (конец был немного предсказуем) — теперь уже на капитальный ремонт, который не завершился до сих пор. По факту работает меньше машин, чем находится на ремонте.
На станциях мосметро начали появляться памятные доски с именами архитекторов и строителей — действительно хорошая и полезная идея. Ко дню рождения доски успели повесить везде.
Легендарный (по большей части тем, что так ни разу и не работал) путеукладчик УКМ-01 всё-таки решили порезать. А из Мытищ пришли фотографии достроенного ретропоезда, который в готовом виде снаружи выглядеть лучше не стал, но хотя бы получил довольно приличный салон.
В ночь на 24 апреля состоялось официальное торжество по случаю окончания реконструкции «Маяковской» и приведения её в первоначальный вид. Изюминкой стал концерт классической музыки, который устроили ночью прямо в центре платформы.
В июне обсуждали подозрительные переносы пуска центрального участка ЛДЛ со станциями «Достоевская» и «Марьина роща» на фоне нашумевшей истории с депрессивными мозаичными панно по мотивам произведений Фёдора Михайловича. А ещё поглядели на давно обещанную супер-пупер-гениальную схему метро от Студии Артемия Лебедева. Студия рожала схему долгих 4 года, хотя ничего принципиально нового мы не увидели — всё те же вариации на тему Лондона с его округлыми углами и станциями-засечками.
19 июня «Достоевская» и «Марьина роща» открылись. Также у избранных журналистов была возможность посмотреть живьём на опытный трёхвагонный состав 81-760. Впечатления от всего перечисленного — самые положительные.
Алма-Ата показала прессе подвижной состав для строящегося метрополитена — вагоны построены по советским габаритам и стандартам (уже построенную часть метро переделывать смысла нет), но только корейцами из Hyundai и в полтора раза дороже Русичей. Тем временем, стало известно, что ОЭВРЗ переквалифицируется из вагоноремонтного завода в вагоностроительный — питерцы выиграли тендер на поставку 4-вагонного состава для Новосибирска (правда, вагоны собраны не с нуля — пустые кузова построили в Мытищах).
Жаркое лето 2010-го вылилось для метрополитена в абсурдный иск какого-то очередного из сотен обществ защиты прав потребителей по поводу жары и смога в метро — причём, с требованием это всё немедленно устранить. Реакция метрополитена последовала незамедлительно: меньше чем через неделю, 26 июля, Дмитрий Гаев созвал пресс-конференцию, на которой в условиях жары (кондиционеры зала не справлялись с количеством представителей СМИ) не только изысканно потроллил горе-правозащитников, но и грамотно объяснил суть ситуации с цифрами и выкладками.
Из Венгрии пришли занятные новости — местная комиссия наотрез отказывается принимать альстомовский поезд, который выиграл в своё время на тендере, по причине многочисленных нареканий. Это даёт шанс Трансмашхолдингу, который с того тендера вылетел из-за бюрократических мелочей.
В Самаре тоже новости ничего — транспортный активист, следуюя примеру питерского коллеги, добился отмены старого советского запрета на фотосъёмку в метро.
Сентябрь вынес на суд публики сразу два официальных проекта Московского метрополитена, лежащих в области неповторимой скудости творческих способностей авторов и фантастического неуважения к публике — это новоявленный персонаж-маскот «Метроша» и обновлённый по случаю 5-летия сайт метро, который работает только на технологии Microsoft Silverlight. И если Метрошу просто засмеяли, то когда сайт наконец заработал, на его создателей вылились такие объёмы ненависти и негодования, что уже брошенную HTML-версию пришлось срочно возрождать и приносить всем большие извинения.
Реабилитировать себя метрополитен смог участием в выставке «ЭкспоСитиТранс-2010», где был устроен стенд невиданных ранее масштабов с живым головным вагоном 81-760 — в лучших традициях старых выставок на ВДНХ.
19 сентября Мещанский суд Москвы отказал в удовлетворении иска по поводу перегрева метро в жару — что было вполне ожидаемо. Суд устроили доводы адвоката о том, что прошедшим летом был установлен климатический рекорд за 130 лет и что метрополитен чисто технически не может выполнить требования по установке системы кондиционирования, поскольку она потребует таких мощностей, какими город не располагает.
От будущей станции «Новокосино» в сторону города запустили первый проходческий щит. На мероприятии присутствовал предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков и, как позже выяснилось, оно было для него последним — утратил доверие.
Терминатор в московском метро: посетивший златоглавую калифорнийский губернатор Арнольд Шварценеггер спустился под землю и проехал пару станций. Пресса этот момент упустила, поэтому единственные общедоступные фотографии этого события — сделаны самим губернатором.
Октябрьские вагонные новости: в Софию отправили Русич-аналог модификации .4 (многодверный и с кондиционерами), в Праге отправили в музей последний немодернизированный «номерной», Будапешт окончательно расторгнул контракт с Альстомом, а казахи устроили своеобразный пробный поезд в алматинском метро — без подачи высокого напряжения по тоннелям возили ведомый Унимогом одинокий головной вагон.
В ноябре ОЭВРЗ представил свои первые построенные вагоны (о которых см. выше), а также между делом заявил о намерении локализировать производство 81-760. В Москве после ремонта открыли выход «Октябрьской»-кольцевой, а ещё через несколько дней — запустили новый именной поезд «Поэзия в метро».
В Киеве произошла невиданная доселе авария — разрыв состава.
Новый московский мэр Сергей Собянин в первую же очередь пошёл инспектировать метрострой — в ходе чего дал по шапке Гаеву за неготовность проектов для строительства в больших масштабах, если дадут нужное количество денег, и призвал разработать типовые проекты, которые позволят в минимальные сроки вести параллельное возведение по несколько станций сразу.
Поспешно открытая к выборам станция новосибирского метро «Золотая нива» была практически сразу закрыта по требованию наздорных органов, да так до сих пор и не заработала. Разгорелся нешуточный скандал.
После замены эскалаторов и реставрации открылся наконец переход на «Белорусской», а всего через несколько дней разгорелся скандал уже такой силы, что мы не видели уже давно: без объявления войны генеральная прокуратура, которая недавно закончила проверку деятельности Московского метрополитена, не стала публиковать её итоги и отправлять их метрополитену — а сразу же вывалила всё в прессу и громогласно потребовала уволить Дмитрия Гаева с должности начальника метро за то, что он оформлял на себя патенты, состоял в совете директоров производителя бесконтактных билетов, а также предоставил дочери эксклюзивный контракт на использование символов метрополитена в сувенирной продукции. Народ шумит до сих пор, но судя по тому, что прокуратуру натравил не Собянин, а (по слухам) ещё Лужков, и судя по тому, что Гаев до сих пор не уволен, а сообщения в прессе уже сошли на нет — он ещё на своём месте посидит.
Что нас ждёт в наступившем году:
— собственный выход «Сретенского бульвара» (это формально, а фактически — второй выход «Тургеневской»);
— станции «Борисово» «Казахстанская», «Шипиловская», «Зябликово»;
— почти вдвое больше денег на метрострой;
— первый серийный состав 81-760, завершение обкатки опытного и начало их пассажирской эксплуатации;
— начало массовой модернизации по проекту .6К;
— новые замены эскалаторов;
...и многое другое на экранах ваших мониторов уже начиная со вчерашнего дня.
С новым 2011 годом!
Postscriptum. Для меня событие года — пуск «Достоевской» и «Марьиной рощи» с показом 760. А что запомнилось больше всего вам? Поделитесь в комментариях!
Конечно ввод новых участков всегда затмевает менее яркие, локальные события. Ввод Марьиной Рощи и Достоевской - самые значимые события прошедшего 2010 года. Сами станции получились на славу ( вот только один из подземных переходов Марьиной Рощи у к.т. Гавана уже закрыт на ремонт. Видимо сделали "тяп-ляп")
quantum, а систему безопаности на "Охотном ряду" официально "открывали"? А то вчера обнаружил отстутствие чёрных больших стоек-экранов у эскалатора.
По поводу будапештско-альстомосквих новостей нас, видимо, ждёт интересное развитие - теперь Альстом выиграл суд по этому вопросу где-то у себя во Франции.
budafok, а систему безопаности на "Охотном ряду" официально "открывали"?
Официально только объявляли о том, что станцию будут оснащать всеми этими системами. Насчёт отсутствия не знаю, а вот перед самыми праздниками успели в вестибюле воткнуть багажный сканер и рамку, правда не подключили пока.
По поводу будапештско-альстомосквих новостей нас, видимо, ждёт интересное развитие - теперь Альстом выиграл суд по этому вопросу где-то у себя во Франции.
Мож Трансмашхолдингу у нас в Москве тоже суд выиграть? :)
Больше всего понравилось 75-летие метро
Имхо, на открытие Достоевский с Марьиной рощей было как-то фальшиво, позвали народу...
Хотя по значимости второе событие намного интереснее.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех пользователей этого замечательного ресурса с новым годом!!! ;)
quantum, пустые кузова построили в Мытищах
Это были отнюдь не пустые кузова, есть фотографии этих вагонов, только что пришедших из Москвы. Октябрята поставили только салонокомплект, под который даже подготовка была уже сделана в Мытищах. Под вагонами уже была в полном объем смонтирована пневматика и всё э/о.
Событие года со знаком плюс: Достоевская - Марьина роща.
Со знаком минус: эскалаторы Христича (понятно было давно, что там всё плохо, но не до такой же степени!).
quantum, по поводу Казахстанской - может и не состоиться ничего.
Сегодня видел новую вагонную схему метро-там уже есть Пятницкая и нет никакой Казахстанской (остается Борисово).
За обзор спасибо, весь год прошел перед глазами.
–9
Написал VlaDT 2011.01.03 19:15:57 Его комментарий скрыт
Рисователи схем зачастую несколько оторваны от реальности. В то время когда щит рубил глину под Москварекой, на схемах не было обозначено строительство от Марьино до Красногвардейской. В то же время виртуальный аппендикс на Солнцево был прорисован.
Так что думаю что действительно это ничего не значит. Искренне надеюсь что никаких Казахстанских наименований в Борисово не появится, хотя кто ж нас спрашивает...
Вероятнее всего понятия пустого (голого) кузов для нас немного разные. Для киевских №2783-2784 или для электровозов действительно, на мой взгляд, были голые кузова привезены - цельнометаллический несущий загрунтованный кузов и пневматика с тележками. В случае с новосибом - _практически_ готовые вагоны.