Вот и пришло время составлять традиционный обзор событий уходящего года.
1 января заработал в полноценном транспортном режиме московский монорельс. По тарифам метрополитена. Несмотря на многочисленные трудности, сопутствующие его вводу в эксплуатацию и вопреки сомнениям скептиков. А во время экскурсии по монодепо даже выяснилось, что таким транспортом вполне можно гордиться.
Всю первую неделю года велись работы по переключению путей на Кунцевской и обкатке долгожданного строгинского участка АПЛ. И, наконец, 7 января станция «Строгино» была открыта! Линию в очередной раз пустили с недостроенной станцией, но возможно это и к лучшему — ожидание того стоило... Впрочем, обо всём по порядку.
Поезд из модернизированных вагонов 6К в трёхвагонном варианте совершил первую обкатку на линии, а после этого пришли с завода оставшиеся пять вагонов. К сожалению, по прошествии года с пассажирами новые вагоны мы так и не увидели. Зато увидели закрытие завода «Динамо» (а значит выбор «мытищинского» варианта модернизации) и решение межведомственной комиссии, рекомендовавшей вагоны к серийному выпуску.
16 января оглашены итоги конкурса о поставке пяти трёхвагонных составов в Казань. Ими оказались Русичи в модификации .1, что совсем не удивительно, если учесть, что задание на конкурсе под них и писалось. Дата начала поставки или хотя бы сборки вагонов до сих пор не определена. Между тем, София заказала ещё два состава модификации .2 (с двигателями Hitachi), они будут отправлены в Болгарию летом.
Началась замена отделки путевых стен станции «Охотный Ряд» с кафельной плитки на мрамор. Спорное решение архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков объясняет кроме практических преимуществ (легче уход за отделкой) также архитектурными соображениями и первоначальными проектами оформления станции.
Февраль. У «Войковской» сгорел трамвайный вагон №3341 — это был ТМРП-2, которые также известны в народе как «утки». Теперь два вагона с такими же торцевыми масками можно увидеть лишь в Нижнем Новгороде.
Забавный (по крайней мере, для нас, транспортников) случай произошёл на шоссе Энтузиастов, где на выделенке проходит трамвайная линия. Некто под покровом ночи вбил между плит заточку, а уже утром жертвами этой акции стали водители более 60 автомобилей. Больше всех этому обрадовались в местном шиномонтаже, хотя в содеянном не сознались. Защитники прав автомобилистов опять несли чушь («Работники дорожных служб должны отвечать за урон, даже если проезд в этом месте запрещён!»), а мы здесь лишь тихо хихикали, наблюдая за этим бардаком. Так или иначе, данный урок никого не научил — «особо умные» как ездили по рельсам, так и ездят до сих пор.
Пришла беда в 6-й троллейбусный парк — сгорело шесть машин, в том числе два «Мегаполиса» (одиночный и совсем новая гармошка). Виновато короткое замыкание, которое произошло в одной из подключённых к контактной сети «Оптим».
Легендарный вагон типа Е №3605 вышел на линию последний раз. Отъездив свои прощальные «баранки», он отправился на консервацию. Будем надеяться, что для музея, хотя о последнем пока только пустые слова...
Ещё одна забавная история: в Киеве ненадолго стал маршрутным трамвай техпомощи. Восторгу пассажиров необычного рейса не было предела. А в Новосибирске — совсем не забавная, там трамвайный вагон сошёл с рельсов из-за налипшего снега, да так хорошо сошёл, что заодно побил два автобуса.
В марте прошла авангардистская выставка «Metro in Art & Art in Metro». А в Санкт-Петербурге вышел на обкатку первый отечественный соло-вагон с низким полом ЛМ-2008. Позже он отправился в Тулу, где был помпезно презентовал и по сей день имеет грандиозный успех у публики.
Также стало известно о том, что открытие «Славянского Бульвара» перенесено с мая на август — чтобы открыть сразу все выходы и, таким образом, пустить станцию без недоделок.
В апреле на нескольких составах в метро появились инновационные схемы — в отличие от традиционных, они были нанесены на окна и, попутно, слегка поменяли форму. Эксперимент окончился ничем: мы остались со старыми схемами.
26 апреля, наконец, после двух лет испытаний и обкаток, поехал с пассажирами вагон 71-630. Ярко-рыжий красавец получил невероятную популярность среди жителей района Строгино, а новость на Метроблоге поставила рекорд по посещаемости и удерживает его до сих пор. Тогда же в Краснопресненское трамвайное депо начали поступать вагоны 71-619А с новыми тележками, которые составят компанию Татрам и ЛМ-99АЭ.
Май начался с того, что ВЗТМ представил странную разработку — троллейбус «Диагон». Основная заложенная идея — разнести мосты как можно дальше, чтобы сделать пассажирскую часть полностью низкопольной без выступающих колёсных арок. Похожий принцип применён в белорусском «Витовте» (он же АКСМ-420). Дальше макета и набросков дело пока не пошло.
В День Победы состоялся традиционный рейс ветеранов на паравозе. На этот раз маршрут пролегал от Киевского вокзала до Рижского.
В середине месяца на обкатку вышла «Кобра» - модернизированный трёхсекционник, сделанный путём слияния двух Татр и новодельной средней секции.
Накануне дня рождения Московского Метрополитена его начальник Дмитрий Гаев провёл большую пресс-конференцию, на которой рассказал о предстоящей замене подвижного состава Кольца и Калининской линии, а также о закрытии Парка Культуры-КЛ в связи с заменой эскалаторов. Ну а журналистов как обычно интересовали только сроки открытия новых станций.
Ещё одно интересное происшествие — на троллейбус упало дерево! Тополь, росший на Гоголевском бульваре малость подгнил, да и рухнул на проезжавшую мимо «Оптиму». К счастью, никто не пострадал, а вот зрелище получилось достойное.
20 мая на 17-й маршрут вышла «Кобра». Её так сильно пиарили в прессе, что обыватели начали путать её с Усть-Катавской колбасой. Авторы электронных СМИ, иллюстрируя статьи неверными фотографиями, только усугубляли бардак.
Тем временем, в Киеве открылась новая станция «Красный Хутор». Радует, что метростроевцы работают не только в Москве, хотя конечно и не такими темпами. Были бы деньги!
А Московский Метрополитен представил новый именной поезд «Читающая Москва». Номерной состав, оформленный цитатами и иллюстрациями из книг классиков отечественной литературы, ходит по Кольцу. Салон каждого вагона окрашен в свой цвет, что уже было успешно применено в предыдущем именном составе — «Акварели».
Июнь начался с известия о переименовании «Битцевского Парка» в «Новоясеневскую» и «Делового Центра» в «Выставочную». Новые названия, которые добавят проблем неопытным пассажирам метрополитена, было решено присвоить, чтобы освободить старые для проектируемых станций Бутовской линии и «Третьего контура».
10 июня запущен «Аэроэкспресс» от Савёловского вокзала до Шереметьево-2. Будучи самым дорогим (250 рублей за билет в один конец), он обещал быть самым комфортным благодаря новым поездам ЭД4МКМ-АЭРО. Однако, состав 001 самым позорным образом сломался после презентации (заткнув главный ход и устроив переполох на вокзале), а остальные ещё не были готовы, в результате чего пассажиров возила покрашенная в красный цвет ЭД4М. Спустя пару месяцев всё устаканилось, а теперь объеденённая компания «Аэроэкспресс» (обслуживающая все авиационные направления) и вовсе начала массовую замену убогих ЭМ2И, так что дела у них идут неплохо.
На следующий день открыт после замены эскалаторов выход станции «Добрынинская». Вестибюль привели в божеский вид, и если б не питерская задержка, было бы вообще превосходно.
Прошли испытания «Витовта» в Петербурге. Была реальная перспектива, что город закажет целую партию, но этого так и не случилось, даже несмотря на положительный результат испытаний.
Конец месяца грянул крупнейшим ЧП в метро — на перегоне Владыкино—Отрадное из-за повреждения рельса произошёл сход четырёх вагонов. Официальные результаты комиссии, расследовавшей причины происшествия, не объявлены до сих пор, однако наиболее вероятной считается заводской брак (откололась головка на участке рельса в несколько метров).
Появились первые фотографии многодверного Русича (модификация .4), о котором я сообщал весной. По заказу Службы подвижного состава метро, на вагонах установлена система кондиционирования салона (в модификации .3 принудительная вентиляция, но метрополитену такие вагоны уже не нужны, поэтому ей скорее всего не суждено увидеть свет).
28 числа закрылось трамвайное движение от Палихи до Белорусского вокзала. Формальная причина — неудобство разворотного кольца и опасность для пешеходов в связи с расположением путей по центру дороги. Что ж, история нас рассудит, уважаемое руководство города.
Интересные события были и в июле. Так, начались передачи коллекторных Яуз в депо «Замоскворецкое» для работы на Каховской линии.
Белкоммунмаш представил свой трёхсекционник с низким полом (очень похожий на 71-630). Представлен проект поворотного круга на Соколе, который, как оказалось, архитектурно решён в форме яйца. Вышли на линию строгинские КТМ'ы.
Также в метро заработали «экспресс-кассы», окошки которых установлены в подземных переходах загруженных станций. Там продаются заранее активированные билеты на 1 и 2 поездки, что немного сократило очереди возле обычных касс.
В Санкт-Петербурге сошли с рельсов два вагона ЛВС (Ленинградский Вагон Сочленённый), и которые после этого стали ЛВР (Ленинградский Вагон Расчленённый — автор шутки Иона Новоясенев). Лично меня эти вагоны вообще пугают, ну да ладно.
Ещё одно событие из Северной столицы — один из составов ЭР-200 отправился в местный железнодорожный музей. Второй поезд пока работает, но ему на смену уже совсем скоро придут модные Siemens Velaro RUS «Сапсан».
На День Железнодорожника, простите за каламбур, пустили «Спутник» в Железнодорожный. Там работают новые составы ЭД4М с отдельными мягкими креслами, что после ЭМ4 с полустоячей планировкой смотрится довольно необычно. Хотя, по уму, следует признать, что именно такие составы на спутниковых маршрутах и нужны, а ЭМ4 больше подошли бы... ну, например, для Малого Кольца МЖД.
А в Щербинке прошло ежегодное собрание железнодорожных любителей с поездкой на Ср3. В результате все остались довольны — и те праздник отметили, и эти пофоткались-пообщались.
Автобусные новости: Ликинский завод начал серийное производство низкопольных гармошек ЛиАЗ-6213 (по контракту их придёт 111 штук), а Минский завод прислал в Москву на испытания свой МАЗ-203. Машина вполне достойная, посмотрим, захочет ли её покупать город.
В конце месяца мытищинский «Спутник» продлили в Пушкино, а позже открыли и ответвление в Королёв, на станцию «Болшево». Москва стала ещё ближе к своим сателлитам.
7 сентября открыли «Славянский Бульвар». На мероприятии присутствовали лично мэр Лужков и президент Медведев, поэтому пришлось всех выгнать и никого не пустить, даже журналистов. Странно, что движение поездов ещё не останавливали. Что же до станции, то это архитектурная находка последних лет, и очередной повод для зависти со стороны других метрополитенов :)
19 числа состоялась очень необычная пресс-конференция — она прошла ночью на станции «Маяковская», чего в истории метрополитена ещё не было. Хотя было торжественное заседание в честь годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1941 года с участием Сталина на той же самой станции. На этот раз главной темой была более насущная материя — ремонт и реставрация станции, в которой после 70 лет эксплуатации появились значительные течи. Дмитрий Гаев был сердитый и ворчал на журналистов (может, из-за того, что в принципе пришлось устраивать мероприятие, а может просто не выспался), но за такое незабываемое шоу ему огромное спасибо.
А уже на следующее утро произошла другая, тоже необычная, пресс-конференция Мосгортранса — прямо в трамвае 71-630! Посвящена она была акции «День без машин», в которой, как потом выяснилось, москвичи решили не участвовать. Забили, проще говоря.
В октябре мы узнали, что состав .4 полностью собран и проходит наладку. Его поступления в метрополитен ждали уже совсем скоро, но, к сожалению, определённые сложности (в основном — с теми самыми кондиционерами) задержали передачу состава на месяц.
А метрополитен объявил аукцион на поставку вагонов, в соответствии с которым выходит, что в Новогиреево пойдут номерные .6, а в Пресню и Измайлово — Русичи .4, конечно при условии, что испытания последних пройдут успешно.
Из девятнадцатого века в двадцать первый — установлена первая скоростная троллейбусная стрелка, которую можно проходить без снижения скорости. То, что в европейских городах считается обычным делом, здесь, увы, пока в диковинку. Будем надеяться, что нашу архаичную контактную сеть будут модернизировать и дальше.
17 октября прошла научно-практическая конференция о перспективах скоростного трамвая в Москве. На ней были представлены все последние разработки в области подвижного состава и проект линии скоростного трамвая на базе 17-го маршрута (по которому ходит «Кобра», а должны, в теории, Siemens Combino), проект современного посадочного павильона, перспективы системы оплаты проезда на наземном транспорте, а также многое другое по мелочи. Было интересно.
В ноябре нас радовали своей активностью стройки на юге Люблинской линии, а также успехи «наклонного» щита LOVAT «Виктория» в строительстве наклонного хода «Марьиной Рощи».
А ближе к концу месяца прошёл очень красивый парад троллейбусов в честь 75-летия этого вида транспорта в Москве. Колонна стартовала у остановки «2-й часовой завод» возле Белорусской, а закончила свой путь на площадке у Парка Победы. Транспортные любители были в восторге.
28 ноября наконец открыли и «Электрозаводскую». Очень красиво восстановили пол в центральном зале, а на платформах смонтировали световые полосы. В вестибюле как обычно — турникеты УТ-2005 и новые дубовые входные двери.
До конца месяца успели перегнать в Пресню и собрать состав .4, а уже пятого декабря он обкатывался на парковых путях, ещё через неделю — на линии. Теперь предстоит поездка за балластом и долгие испытания. Пожелаем составу успехов!
Волгоград получил свой первый вагон ЛВС-2009, который умудрились испытать и получить разрешение МВК на серийный выпуск чуть ли не за три недели (такое возможно только в этой стране).
Санкт-Петербург встретит наступающий год с целой новой линией, состоящей из двух новых станций и шести старых. То, что давно планировали, наконец случилось — четвёртая линия пойдёт на запад, а новая, пятая, на юг.
А Казань скромненько открыла невероятно красивую станцию «Проспект Победы».
И, наконец, сезонное подорожание тарифов на проезд в Москве: 20 рублей на НОТ и 22 рубля под землёй. Были даже протесты в духе «В кризис могли бы и вообще не повышать!», а за электричество и дизель кто платить будет? Нет ответа.
Вот таким нам запомнится этот год. Странный, хаотичный, кризисный... Возможно, новый 2009 год будет лучше? Для этого есть все основания!
В новом году мы ждём:
— Пуск развязки и поворотного круга на Соколе
— Окончание испытаний и начало серийного производства Русичей.4, а также номерных.6
— Выделенную полосу на Волоколамском шоссе
— Станции «Мякинино», «Волоколамская», «Митино», «Достоевская», «Марьина Роща»
— Скоростной поезд «Сапсан»
...а также многое другое, о чём можно будет узнать на Метроблоге начиная с завтрашнего дня.
Сколько всего за год, который прошёл так незаметно, но очень насыщенно для нас всех. Сейчас идут последние секунды уже старого 2008 года. Хочу всем пожелать всего-всего-всего самого наилучшего в новом году, чтобы у всех получались качественные фотографии, репортажи, чтобы всё у всех стало хорошо! С Новым Годом!
За последнее время этот год для транспорта Петербурга стал наверно самым лучшим, так как:
- Куплено рекордное количество вагонов за последние 10 лет (29 ЛМ-99АВН, 20 ЛВС-2005 и 2 ЛМ-2008, всего 51 вагон)
- Куплено рекордное количество троллейбусов за последние 17 лет (75 троллейбусов модели 321 и 33 ВМЗ-5298-01-50 "Авангард", всего 108)
- Открыт троллейбусный маршрут №11 (когда такое в последний раз было? вроде в 93-ем, когда пустили 31-ый) и восстановлен 42-ой маршрут (хоть и в укороченной виде, но факт восстановления уже радует)
- Как уже говорилось, открыто 2 станции метро новой 5-ой линии (некоторые даже смеются над схемой из-за этого маленького "аппендикса")
- Убраны маршрутки с Невского проспекта.
- И наверно самое главное, то, без чего не обходится трамвайная сеть Санкт-Петербурга каждый год, не случилось. Не закрыт ни один трамвайный маршрут и не закрыта ни одна из линий трамвайного движения, хотя многие боялись за улицу Ленсовета.
Я здесь не написал про автобусы, ибо я ими не сильно интересуюсь, но может, кто хорошо разбирается, распишет и про них?
в новом году сообщаю, как житель Северного Измайлово, ожидается продление 51 маршрута троллейбуса. Нужная контактная сеть уже смонтирована, но не подключена, ждут приказа о продлении. Маршрут тролейбуса увеличится на полтора километра, при этом будет ликвидирован старый разворотный круг, просуществовавший с 1963 года
На счёт Русичей для Казани, я бы пока не торопился бить в литавры. Казань так и не заключила контракт с Метровагонмашем на поставки вагонов этого типа, и будущее казанских Русичей пока туманно. В тоже время Вагонмаш уже прицелился поставлять в Казань в 2009 году свои асинхронники, правда, пока неизвестно какого типа.
Вагонмаш может нацеливаться сколько влезет. Уже и в самой Казани идёт речь о запуске первого Русича к 1 сентября 2009. Вагонмаш не успеет за это время подготовить новый асинхронный ПС, ну если только не по их любимому принципу тяп-ляп. Я надеюсь, что у них вообще дело дальше экспериментального состава не уйдёт, пора эту Шарашкину контору уже прикрыть, чтобы не позорила российское машиностроение.
>1 января заработал в полноценном транспортном режиме московский монорельс.
Что-то я проглядел… Всё-таки переход в транспортный режим был не 1-го, а 10-го. 1-го ввели новое расписание, а 10-го — новые тарифы.