Пока вы заканчиваете нарезать «Оливье» и накрывать праздничный стол под идущую по телевизору «Иронию судьбы», позвольте мне исполнить свою любимую традицию — сделать итоговый обзор событий года.
Для московского метро уходящий 2011-й год был годом перемен. Смена начальства, политики, активизация метростроя... Впрочем, и из других городов новостей было достаточно.
Год начался дежурно, и ничто не предвещало грядущих событий. Минск представил планы развития. На скорость возведения вестибюля «Адмиралтейской» в Питере повлияли местные жители, которые очень жаловались на шум. Пришлось возвести надувной купол-«шапито», появились опасения по поводу сроков пуска, которые, к счастью, в конечном итоге не оправдались.
Стали известны подробности об «ОКСИОНе». Сначала появилась статья с разъяснениями, а затем президент Дмитрий Медведев спустился на станцию «Охотный ряд», где осмотрел пробный вариант системы. Всего на первом этапе реализации президентской программы повышения безопасности в метро после мартовских терактов 2010 года обещали оснастить такими комплексами целых 50 крупных станций, но пока, к счастью, ни одной больше не изуродовали и вообще с тех пор больше ничего не слышно.
7 февраля казалось бы вечный начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев подал в отставку. Таков результат разногласий с новым мэром и грубых вбросов в прессу обличающих материалов от генпрокуратуры. В итоге дело дальше заявлений не пошло, но это уже никого не волнует. Ушла целая эпоха...
Новым начальником назначен Иван Беседин, заведовавший перед этим Калининградской железной дорогой. Слухи о том, что он незадолго до этого приезжал на консультацию к Собянину по тому самому вопросу, подтвердились.
Волгоград начал готовиться к открытию трёх станций метротрама в конце года, а в Новосибирске окончательно заработала многострадальная «Золотая нива». Как говорится: поспешишь — людей насмешишь!
4 апреля, словно с опозданием на три дня, пришла неожиданная новость: будто новый начальник метро Иван Беседин задумывается о введении дневных технологических «окон» — прямо как на железной дороге! Но, видимо, кто-то компетентный и адекватный в руководстве объяснил Ивану Сергеевичу всю абсурдность его затеи.
11 апреля — новый теракт, на этот раз в Минске. В 17:55 на станции «Октябрьская» прогремел взрыв, в результате унёсший жизни 15 человек. Официально расследование завершено, виновные установлены, осуждены и приговорены к расстрелу, но мотивы совершения теракта непонятны, да и вообще слишком много в этом деле странностей...
31 мая прошло чрезмерно лаконичное открытие собственного выхода «Сретенского бульвара». Прощайте, помпезные гаевско-лужковские мероприятия! Вы мне очень нравились, мне вас будет очень не хватать!
В конце июня мы ужаснулись очередному экспериментальному дизайну схемы метро для «Русичей». Обошлось. Тем временем, на «Международной» представили именной поезд «Поэзия в метро» с новыми произведениями — на этот раз итальянских классиков.
В Санкт-Петербурге начались испытания «НеВы». Обкатки идут до сих пор, впрочем, без особого шума и новой информации.
Июль ознаменовался большим событием для Москвы — её границы опять надумали менять, причём увеличение пойдёт строго на юго-запад и город вырастет сразу в два с половиной раза! При этом, вопросы развития транспорта на новых территориях толком не проработаны до сих пор.
В начале августа состоялась пробная поездка официальной делегации по готовящемуся к открытию Алматинскому метро. Тем временем, в Москве начались очередные проблемы с поставкой эскалаторов питерским заводом ЭЛЭС. Терпение у мэра на исходе, начались консультации с зарубежными производителями и поиск площадки для организации местного завода.
Эскалаторов нам понадобится очень много — с учётом грандиозных планов Собянина, под реализацию которых пришлось звать метростроевцев со всего СНГ, а в будущем, возможно, позовут и иностранцев.
В сентябре Москомархитектура утвердила проекты «Жулебино» и «Лермонтовского проспекта», строительные площадки уже развёрнуты и идёт подготовка к началу основных работ. Также стало известно, что «Ситроникс» будет поставлять бланки билетов почти в два раза дешевле — за 5,5 рублей штука (видимо, это было одним из факторов, повлиявших на заморозку цен на проезд в новом году).
Когда Валентина Матвиенко сказала, что в Петербургском метрополитене поезда нового поколения должны быть строго местного, питерского, производства — в «Трансмашхолдинге» всё поняли правильно, и сделали очень хитрый финт ушами: локализовали на ОЭВРЗ производство вагонов 81-760. 20 сентября прошла презентация опытного состава в специфической окраске («под НеВу»), с другим салоном и новыми индексами — 81-780 / 81-781 (что странно). Конкуренция в борьбе за заказ обещает быть интересной.
C учётом того, что ТВЗ осваивает производство кузовов и тележек (а в будущем, скорее всего, будет делать промежуточные вагоны целиком) — выходит, что 760 могут делать аж на трёх заводах сразу.
С некоторых пор организация перехватывающих парковок в Москве была передана Собяниным в ведение метрополитена. И вот, 3 ноября первая такая парковка — у станции «Аннино» — заработала. Пока есть недочёты и нужно достроить южный вестибюль станции, но начало многообещающее.
Закончилась наконец эпопея с «Казахстанской». Такого названия не будет, а будет «Алма-Атинская», и так назовут не «Борисово», а «Братеево». Благодаря тому, что это конечная, данное название будет попадаться нам в повседневной жизни очень часто — на трафаретах поездов ГЗЛ, в официальных объявлениях...
Как это обычно бывает, на конец года пришлась череда пусков новых станций по всей стране с участием высокопоставленных персон:
— 30 ноября Медведев открыл «Ботаническую» в Екатеринбурге.
— 1 декабря при участии Зубкова пущены сразу три станции скоростного трамвая в Волгограде (кое-кто, не будем показывать пальцем, обещал два поста, но так и не сделал).
— 2 декабря Назарбаев запустил Алматинский метрополитен.
— того же числа Собянин скромно поучаствовал в пуске трёх станций юга Люблинки.
— 27 декабря Азаров открыл «Выставочный центр» в Киеве.
— 28 декабря Козак и Полтавченко пустили долгожданную «Адмиралтейскую».
Теперь в России 300 станций метро, в СНГ — 501.
На этом фоне как-то даже потерялась эпопея с окончанием замены Кольца на «Русичи»: для того, чтобы уложиться к 1 числу, Беседин был вынужден пойти на хитрые манипуляции, в результате которых на Филёвке оказались номерные, а на АПЛ — филёвские составы, включая «Поэзию в метро». Впрочем, скоро завод доотгрузит недостающие .4, и всё вернётся в норму.
А под конец месяца служба контроля отличилась установкой «противозайцевых» пирамид на турникеты станции «Царицыно», которые призваны бороться исключительно с прыжками через барьеры. Остальные методы зайцев остались в силе.
——
Таким был 2011 год — непредсказуемым, странным, суетным. Каким будет следующий? Увидим!
прЮвет Всем в новом году! За два дня, перерыв кучу мусорок, собрал все 13 поздравительных билетов. Мне кажется пора заканчивать такие примитивные выпуски! Объявили бы конкурс среди ребятишек работников метро на художественное поздравление с новым годом - всяко рисунки детей больше радовали бы глаз, чем нынешние поздравухи!