«Метровагонмаш», часть 1 — 81-760 и «Русичи» для Софии
Наконец разгрёб материал с апрельской поездки на завод. Фотографий по итогу получилось овер 150 штук, поэтому будет две части. Сегодня — самое вкусное!
Как вы помните, в середине апреля состоялся долгожданный пуск нового поезда 81-760 на Калининской линии. И вдруг «Трансмашхолдинг» решил провести грандиозную экскурсию для прессы, чтобы показать, как выглядит производство этих вагонов на подмосковном «Метровагонмаше», что в Мытищах. Вообще, мне куда проще заказывать съёмки на заводе самому — меньше суеты, никто в кадр не лезет, не нужно ни от кого зависеть, и можно проходить цеха как угодно, хоть змейкой.
Но тут и случай особый, и программу обещали интересную, да и, как оказалось, времени на осмотр дали более чем достаточно — поэтому материала у меня получилось [намеренный каламбур] вагон и тележка.
1. Начнём от проходной. У входа в административное здание завода установлена архитектурная композиция, изображающая стремительно несущийся по тоннелю вагон типа И. Его прочили символом отечественного метровагоностроения и самого завода, а получился памятник несбывшимся надеждам. Такая вот ирония жизни.
2. 217-й цех, где идёт сборка новых вагонов метро, в данном случае софийского заказа. Никакого конвейера здесь нет и никогда не было — не читайте газетные глупости (единственный на заводе конвейер находится в столовой, по нему подносы с тарелками на мойку едут).
3. С Болгарией Мытищи сотрудничают давно и успешно — сначала в 1990-м году для пусковой очереди Софийского метро были выпущены 48 номерных вагонов, а когда метрополитен начал активное расширение, потребовались дополнительные вагоны, и теперь это «Русичи». Два главных отличия от московских «Русичей» тех же годов выпуска — двигатели «Hitachi» вместо российских, необычная раскраска (перепробованы разные варианты), ну и мелочи по комплектации.
4. Текущая модификация многодверная с кондиционерами, в старом варианте кузова вагоны больше не делают.
5. С такой раскраской головные вагоны получились весьма умильными.
6. Прелесть же.
7. Только посмотрите в эти глаза!
8. Кабина (кресло ещё не установили).
9. Салон.
10. Для Софии поручни красят, Москва же заказывает только хром — традиция.
11. Благодаря внедрению «бережливого производства», всё выглядит очень культурно и аккуратно.
12
13. Пока идёт монтаж оборудования и отделки салона, вагон поднят на специальных технологических тележках. Потом подкатывают его «родные» колёсные тележки, и на наладку он поедет уже на них.
В Софии используется узкая колея (1435 мм), поэтому вагоны временно ставят на стандартные русичевые тележки до погрузки на паром Ильичёвск—Варна.
14. «Второй этаж» производства, где идёт монтаж салона, электрики.
15. Здесь скоро начнут собирать салон.
16
17
18. Лобовое стекло приготовлено к поклейке.
19
20. Теперь переходим к виновникам торжества — вагонам 81-760 (головные) и 81-761 (промежуточные). После провала неудавшейся революции в виде «Яузы», завод решил предпринять очередную попытку сделать новое поколение вагонов метро. Предполагается, что это будет платформа, на базе которой можно сделать вагон любой комплектации — от самой «бедной» до московского «полного фарша». Пока с грехом напополам сделали «Москву», посмотрим что дальше выйдет.
Вагоны начали проектировать в 2005 году, когда даже о кондиционерах ещё речи не было, с мыслями о максимальном удешевлении. Сейчас же здесь отобрано всё лучшее от «Русичей», переделано под советский двадцатиметровый стандарт (который родился на этом же заводе — об этом в следующей части), и добавлено ещё кое-чего нового.
21. Кабина. Машинистам предоставлен новый эргономичный пульт с тачскринами. Также здесь установлен эвакуационный трап с нормальной лестницей (а не примитивный прорезиненый пандус как в «Яузе»). Работа трапа будет подробно показана ниже.
22. Салон. Очередное подтверждение того, что на заводе есть тайный отдел дизайна поручней. Никто о нём не знает, но он наверняка есть — я в этом уверен.
А кроме шуток, пассажирам должно стать ещё чуточку комфортнее: в антивандальных диванах теперь толстые мягкие подушки, ноги не будут упираться в железные коробы, проход пошире стал.
Единственное, стоящим в площадке у дверей опять будет не за что ухватиться — на этот раз никаких потолочных поручней с ремешками-висюльками. Почему — не знаю. Но экспериментирует тайный отдел с ними давно, может когда-нибудь доэкспериментируются до чего-нибудь путного.
23. Снаружи вагон получился очень брутальным. Изначальная окраска, которой и отдал предпочтение новый начальник метро Иван Беседин, впечатление лишь усиливает.
24. Странноватая маска с фарами «от шахи» радости не добавляет. Со светодиодами было бы круче, но метрополитен почему-то от этой идеи отказался.
25. Переходим в соседний неф, где идёт активная сборка серого будущего Московского метро. На этот год заказ составляет 320 вагонов, на следующий — ещё 312.
26. В одиночку «Метровагонмаш» столько осилить не может, поэтому «помогать» подрядили другую площадку холдинга — знаменитый Тверской Вагоностроительный Завод (ТВЗ), прославленный своими плацкартными и купейными вагонами поездов дальнего следования.
В апреле там выпускались только кузова со стеклопакетами, теперь же промежуточные вагоны ТВЗ делает целиком.
27. Здесь хорошо видно необычные выступы по бокам торцевой двери — кузов приспособлен для установки межвагонных переходов (гармошек).
Москва всегда аргументировала нежелание их ставить противопожарными нормами и, как бы грустно и цинично это ни звучало, терактами: пусть лучше огонь или взрывная волна останется внутри одного вагона, чем побежит через весь состав.
Но вот недавно Беседин выступил с идеей таки покупать поезда со сквозным проходом в некотором будущем. Кто знает, может быть его отговорят, а может и нет.
28
29
30
31
32
33
34
35
36. Понравился вид подготовленных к установке прислонно-сдвижных дверей. Кстати, в отличие от «Русичей», где двери финские, здесь — Германия.
37
38
39. Кондиционеры французские, на вагон идут две таких здоровенных штуки (плюс маленький блок в кабину машиниста).
Здесь впервые применили лампы обеззараживания воздуха (все видели — в больничных палатах такие висят), чем завод очень гордится. По идее, это должно победить такое явление, как «простуда от кондиционера», но на словах всё красиво, а в жизни эффективность решения ещё надо смотреть.
40
41. Панели отделки кабины и салона с изнаночной стороны.
42. А теперь мы перемещаемся в зону наладки, где нас ждёт полностью готовый состав, головной вагон которого специально для нас включат (правда, запитают не от высокого напряжения, а от собственных батарей).
43
44. Через несколько минут заработает часть освещения, бегущие строки и табло, и набежит толпа алчных до всего работающего журналистов.
45. Симулятор машиниста метро :)
46. Модное табло с ЖК-дисплеем, которому толковое применение пока не придумали — сейчас дублируют графикой то же, что делает соседний «прогресс-бар». В принципе, сюда можно давать хоть рекламу, хоть абстрактные видеоролики — да что угодно.
Впрочем, логичнее было сделать всё наддверное табло одним большим экраном, и на него толково выводить всю информацию по маршруту следования поезда, пересадкам. Это я уже не говорю про тот же английский язык. В общем, было бы дело, а не бесполезная хрень как сейчас.
47. В торце салона предумотрено место для коляски, и рядом — забавное одноместное сидение.
48. В салоне 4 камеры — две в торцах, и ещё по одной в устройствах экстренного вызова. По умолчанию машинисту выводится картинка с наружных камер кабины, которые заменили собой прежние трамвоопасные зеркала заднего вида, но по желанию он может посмотреть, что происходит в любом вагоне состава, или даже — внутри задней кабины (да, в кабинах тоже камеры).
Также всё это дело транслируется в Ситуационный центр, где просматривается в сканирующем режиме, а при поступлении вызова из поезда оператор сразу может увидеть обстановку в вагоне.
49. Теперь — эвакуационный трап. В боеготовном разложенном состоянии он выглядит так.
50. На видео процесс активации трапа двумя работниками завода, но и машинист, который по умолчанию в поезде один, легко разложит трап самостоятельно. Занимает это минуту, после чего вся тысяча пассажиров может строем покидать вагон.
51. По одному из вагона выбегай!
52
53. Не упустил удовольствия сделать широкоугольный кадр из канавы.
54. По случаю посмотрим на подвагонную часть нового супер-метропоезда.
55
56
57. Тележки «Русичей» и токоприёмники в коробках.
58. Они так и поедут в коробках — до прибытия в метро они не понадобятся, а штука хрупкая.
59
60
61. Неожиданно попалась русичевая маска.
62. Надоели суровые вагоны и хочется больше мимими? Вот пожалуйте — заводское котэ!
63. Пройдёмся по остальным вагонам нашего состава. Наладку он уже прошёл, сейчас его готовят к отгрузке и передаче в метро.
64
65
66
67
68
69
70
71
72. Тут я позволил себе то, что программой мероприятия предусмотрено не было. А именно — зашёл в отгороженную зону, где на состав подают «высокое», чтобы проверить его в работе — вдруг что не так собрали.
Обычным журналистам и блогерам без строгого присмотра здесь быть не стоит: 750 вольт, снег башка попадёт, ну вы поняли. Необычным типа меня — можно.
Стоял там софийский «Русич», который в пуско-наладочном виде оказался весьма интересным.
73. Открыты все отсеки с оборудованием.
74
75. Здесь пассажиры могут с удивлением для себя узнать, сколько, оказывается, в вагоне всякого открывающегося и откидывающегося!
76
77. Блок управления кондиционером. Штатно он переведён на выполнение команд из кабины, но может быть настроен и индивидуально для каждого вагона.
78. В промежуточном вагоне один из торцов может худо-бедно выполнять роль кабины — блок автоматов, вольтметры, манометры, кран машиниста, маневровый мини-пульт. Вагон может передвигаться полностью самостоятельно, но на деповских манёврах при перецепке всё же предпочитают буксировать промежуточные вагоны головными — так проще и привычнее.
79. Кабина.
80. За машинистом.
81. Симулятор машиниста — болгарская версия.
82. Учимся говорить на български.
83
84. Тем временем, в другом конце нефа собрались выкатывать на трансбордер готовые к отгрузке вагоны — посмотрим как это происходит.
85. К вагону цепляют трос и потихоньку лебёдочкой затягивают на трансбордер.
86. Скорость процесса можно оценить по видео.
87
88
89. Трансбордер построили исходя из габаритов «Яуз» и рельсовых автобусов. Для более длинных «Русичей» пришлось делать колхозную модификацию — сваривать такую свисающую конструкцию, которая закрепляется на трансбордере каждый раз, как надо перетаскивать вагон на другой путь.
90
91. При этом есть ещё пути с противоположной стороны — чтобы передать вагон туда, спецконструкция не нужна и снимается.
Сейчас мы видим там готовые вагоны 760, пришедшие из Твери кузова, а также несколько русичевых кузовов-половинок — в таком виде, к счастью, их можно катать на трансбордере совершенно свободно. (по клику — 2000x700)
92
93. Тут же готовый софийский промежуток.
94
95. Номерной кузов, который поедет в Питер на Октябрьский ЭлектроВагоноРемонтный Завод (ОЭВРЗ) — ещё одно предприятие «Трансмашхолдинга», изначально чисто железнодорожное, а с 2008 года — и метровагонное. Главная идея была отдать туда капремонт московских и сборку новых номерных, чтобы разгрузить Мытищи.
А кроме того, ОЭВРЗ очень удачно пригодился под лакомый питерский тендер на вагоны метро нового поколения как местный завод — там построили свой вариант 760-х вагонов под индексом 81-780 / 81-781 и назвали «Ладога». Ждём, чем закончится противостояние с конкурентом от «Вагонмаша»...
96. Ну и напоследок — небольшое развлечение для телеоператоров: катание сплотки промежуточных вагонов 760 маневровым тепловозом туда-сюда.
97. В этом видео прекрасно решительно всё.
Тут мы плавно завершаем первую часть репортажа, и оставляем читателя в томительном ожидании менее хардкорной второй части, в которой будет показана сборка рельсовых автобусов для Сербии, а также любимые многими исторические цеха завода, где делают номерные для Минска.
Отличный репортаж! Раскраска для Софии очень даже ничего.
"Толковое" применение ЖК-дисплею в 760 придумывают на заводе или уже в метрополитене? Изначально дублирование на латинице вроде как планировалось.
Про софийские Русичи не понял. "Потом подкатывают его «родные» колёсные тележки, и на наладку он поедет уже на них."
Родные — это европейской колеи? Или всё же по заводу он катается на "таких же, но дежурных российских"?
array, с тележками ляп вышел. Писал, подразумевая вагоны с нашей колеёй. У софийских стандартные тележки используются вплоть до парома (судя по всему, на заводе припасено какое-то количество), а узкие отправляют с вагонами отдельно.
Радужную картину сильно портит то, что и по сей день тормозную систему так и не смогли отладить. Позавчера проехал в новом составе по Калининской линии и убедился, что то о чём который месяц пишут на forum.nashtransport.ru по прежнему имеет место быть. Действительно, торможение рывками и крайне резкая остановка до нулевой скорости, до такой степени, что нужно держаться за поручень, что бы не упасть .
Lift-man, возможно,что вагоны между собой "конфликтуют".То есть реагируют на сбор тяги и отпуск в разные доли секунд.Как на 717-х это бывает.Так сказать,разсинхронизация секций.Если проблема в этом,то решить это можно в депо,одинаково настроив оборудование вагонов.Кстати это может быть и причиной резкого дотормаживания,если дотормаживание так же рывками происходит.Если не рывками,а просто резко,значит необходимо отрегулировать стояночные тормоза на вагонах.
AlexMM, гадания не к чему, с момента выезда Собянина из депо и по сей день ситуация слабо изменилась, несмотря на то что заводские "живут" в депо. Есть желание читайте тему на forum.nashtransport.ru на форуме пишут и машинисты ТЧ-12 которые управляют новыми составами
–11
Написал Lift-man 2012.07.25 20:49:04 Его комментарий скрыт
Lift-man, так быь может машинисты такие,а не поезд?Может машинист состав дотормаживает краном вот и получается резко.Вы бы взяли,да напомнили б ему по связи "пассажир-машинист",что состав оборудован стояночным тормозом =)
–11
Написал AlexMM 2012.07.25 22:39:36 Его комментарий скрыт
AlexMM: Вы бы взяли,да напомнили б ему по связи "пассажир-машинист",что состав оборудован стояночным тормозом =)
Я как-то имел неосторожность напомнить машинисту об этом, мне предложили пройти в кабину и попробовать самому, если я такой умный )))
Lift-man, тут не в регулировке тормозной системы проблема,а именно в синхронизации мозгов между вагонами (БУВ и БУП).Потом есть такая кнопа как ТПТ (торможение промеж тележкой),и когда эл-дин торм.,имеет разницу в скорости с пром тележкой,то на этом вагоне разбирается схема на тормоз и состав кидает вперед,ну а машинист реагирует на это усилением торможения.да и про машинистов есть действительно и такие,которые контроллер просто водят из ход 4 в тормоз 3....
а вот на фотографии №45 и 21 я так и не нашел крана машиниста,как без него то при неисправности???
еще есть одна очень важная деталь на фото №66 это ПВЗ (пульты пром вагонов).вот представьте помагало тупо теряет сознание или еще что,то как машинисту придется поворачивать голову если кривая с противоположной стороны на парковых путях к примеру,так и стрелку можно врезать,и светафор махнуть и вообще в бочину дать другому движущемуся составу...
тут не в регулировке тормозной системы проблема,а именно в синхронизации мозгов между вагонами (БУВ и БУП).Потом есть такая кнопа как ТПТ (торможение промеж тележкой),и когда эл-дин торм.,имеет разницу в скорости с пром тележкой,то на этом вагоне разбирается схема на тормоз и состав кидает вперед
Вот я об этом и говорил.Рассинхронизация электросекций.Такое и на 81-717 бывает.Иногда едешь,состав плавно оттормаживается на станциях,а иногда попадается такой состав,что и не устоять при торможении.
AlexMM, я конкретики добавил.на самом деле это все регулируется,но для этого нужна обкатка состава и не на парковых путях а на линии,что не многие могут себе позволить........много внеплановых и так далее.....я в целом согласен))