Таким я увидел минский транспорт летом 2007 года. За качество фотографий сильно не пинайте — снималось на скорую руку, да и к тому же это был первый опыт целенаправленного фотографирования транспорта.
В Минске есть все виды городского транспорта — автобусы, очень много троллейбусов, несколько маршрутов трамвая и 2 линии метрополитена. Транспорт работает с раннего утра до глубокой ночи — жители российских регионов от такого давно отвыкли. По моей улице троллейбусы ездили в парк и из парка — и я весьма удивился, когда почти в 2 часа ночи ночную тишину ежеминутно нарушал знакомый звук скользящих штанг.
В метро фотографировать не пытался — вагоны 81.714/81.717 с таким же успехом можно увидеть и в Москве, только здесь они ярко-синего цвета (так же как и поезда Беларуской чыгунки). К тому же, скорее всего там это запрещено. Хотя отмечу, что с попытками запретить съёмку на каждом шагу, так распространёнными последние годы в России, в Минске я совсем не сталкивался. Единственное, что мне (в максимально вежливой форме) запретили снимать — это Дворец президента.
Проспект Независимости — главная транспортная артерия города. Под проспектом проходит первая линия метро. Обратите внимание на поток легковушек — «Жигулей» здесь почти не осталось.
Почти все автобусы в Минске — новенькие МАЗ-103 и МАЗ-105, и лишь изредка попадаются Ikarus 280. Фирменный цвет автобусов — ярко-зелёный, смотрится очень симпатично.
МАЗ-103 МАЗ-105
Подвижной состав троллейбусов — несколько постарше. Здесь примерно в равной пропорции представлены старые ЗиУ-682 и новые троллейбусы производства МАЗ/Белкоммунмаш. Причём ЗиУ именно старые, оставшиеся ещё с советских времён.
Старушки ЗиУ-682. Уже темнело, поэтому кадр к сожалению вышел смазанным.
АКСМ-201 — пожалуй, наиболее распространённая модель. Салон этого троллейбуса удивил крайне неудобным расположением поручней.
Совсем новые АКСМ-321 вышли гораздо симпатичнее
АКСМ-221 — коммунмашевская начинка в кузове МАЗ-103
Самый интересный подвижной состав — трамвайный. Наряду с новыми белорусскими моделями здесь очень много раритетно выглядящих «рижских» трамвайчиков РВЗ-6М2. Привычных для России Усть-Катавских трамваев в Минске я не видел, также как и «Татр». А главная фишка — трамваи DUEWAG, сэконд-хэнд из Германии.
Одна из главных трамвайных улиц Минска — улица Якуба Коласа. В вечерний час-пик трамвайчики шли просто «под завязку»
Система из РВЗ-6М2 на площади Якуба Коласа. В одном из таких трамваев я прокатился — на табличке был всего-то 1987 год выпуска
Так страшно выглядит модернизированный отКВРенный РВЗ-ДЭМЗ
Белкоммунмашевский трамвай АКСМ-60102
Немецкий DUEWAG GT-8D
Аналогичный DUEWAG у себя на родине, на юго-западе Германии... Подробности как-нибудь в другой раз, в специальном репортаже.
Икарус видел всего раз или два. Я больше жалею, что с "лодчатыми" ЗиУ не удалось поближе познакомиться, и получше сфоткать, особенно сзади. Выяснить хотя бы, это родные "лодки", или такой капремонт.
Вообще, поездка была сугубо рабочая, свободное время в основном вечером, когда пофоткать что-то (а тем более транспорт) уже трудно.
PS: Недавно был в Самаре - и сейчас себя корю, что не заснял там ни одного ЛиАЗ-677М, хотя их там пока еще много, причем бегают в приличном состоянии.
Cypok, депо действительно закрыли - одно из пяти. Но увы - любой город (а тем более - столица) в ходе своего роста сталкивается с тем, что авто/тролл/трампарки начинают занимать слишком лакомый кусок в центре города.
Я передаю лишь личные впечатления. А они таковы: подвижной состав достаточно новый, транспорт ходит исправно с 5 утра до часу ночи, метро строится (и является очень востребованным). Газели имеются, но не особо распространены и популярны.
Зелёные МАЗы, даже гормошки, да ещё и без АСКП очень красиво выглядит, ещё смотрю у АКСМ-201 кабина заметно больше в отличие от наших отАСКП'енных машин, транспорт действительно аккуратный, трамваи очень понравились, красивый отчёт, автор молодец:)
У АКСМ-201, насколько помню и судя по снимку, для пассажиров в передней двери оставлена одна створка - а вторая за счет другой перегородки оказывается в кабине водителя. Переоборудование, видимо, заводское, так как мне помнится, что на этой перегороде была заводская табличка Белкоммунмаша.
Не знаю, как было в Москве до введения АСКП, а в моем родном городе Пензе таким способом расширяли кабины Икарусов еще много лет назад. Оригинальные нерасширенные кабины в Икарусах с дверью из кабины в салон помню лишь в раннем детстве. Аналогичным образом у нас перепланирована и кабина новых Волжанинов-5270, и ЛиАЗов-5256.
Homer, именно что циклопики :)
Я был почти уверен, что им никак не меньше 30 лет, поэтому увидев на табличке "RVR 1987 г." едва не присвистнул. Еще у этих трамваев очень забавные кривокосые окошки, что особенно хорошо видно в таком ракурсе:
Кроме желтой окраски, для "рижан" используется и более привлекательная красно-желтая:
В Олбанию ездить не надо! Гораздо проще съездить в Беларусь! Не надо никаких виз, да и на границе (в отличие от Украины) никто не проверяет! Просто покупаете билет и едете, безмятежно пересекая границу во сне! В обратную сторону я пересекал границу днем, и понял это лишь по двум фактам:
1) стиль и цвет оформления ж/д платформ сменился с синего БЧшного (БЧ = Беларуская Чыгунка) на зеленый МЖДшный
2) на мобильнике изменился список доступных операторов
По поводу белорусского языка. Если кратко, то главная его особенность - это соблюдение принципа "как слышится, так и пишется"! В частности, это выражается в принципах "безударного О не бывает" (безударной всегда пишется А), а также "обычно не бывает безударной Е" (вместо нее пишется Я). Например: пАездка, снЯжок, трАлейбус, гастрАном, прАдукты, пiцЭрЫя, кАльцо, цЭнтр и т.п. Еще у них есть замечательная буква "У с закорючкой как у Й" - аналог нашего В в некоторых словах. Например, "Маскоуский праспект". Я не знаю, как с этим справляются белорусские школьники (в Белоруссии школы по языку обучения бывают либо русские, либо русско-белорусские). Если говорить о Минске - то там, как мне показалось, все говорят только на русском. За 5 дней пребывания мне не удалось услышать на улице ни одного человека, говорящего по-белорусски. Вся реклама в Минске - только на русском.
Единственное, где белорусский язык в столице широко используется - это официальные вывески на учреждениях (обычно продублированы на обоих языках), указатели улиц, и объявления на вокзале и в метрополитене (Мiнскi метрапалiтэн) (только на белорусском). В метро это примерно звучит так: "Асцярожна! Дверы зачынаются! Наступна станцыя - Плошча Перамогi! (т.е. Площадь Победы) Поважаныя пасажыры! Будь ласка, уступайте места iнвалыдам, пасажырам с детьми, лiцам старейшага возрасту!". За дни пребывания в Минске я настолько привык к этому произношению, что услышав по возвращению в Москву чисто московское "Осторожно, двери закрываются, следующая станция Маяковская", сильно вздрогнул!
Еще интереснее звучат объявления в наземном транспорте, поскольку на белорусском "следующая остановка" звучит как "наступный прыпынак".
Ну а чтобы вы не подумали, что я просто стебаюсь, приведу несколько фотографий с белорусскими вывесками:
Друк = печать, происходит от немецкого druecken (дрюкен) - печатать. Часопiсы = журналы.
Завулак = переулок, Вулiца = улица, Праспект = проспект, Плошча = Площадь (в отличие от украинского Майдан, имеющего тюркское происхождение, сравните с татарским Мэйдэны)
Незалэжнасцi = независимости, остальное и так понятно
Абутак = обувь, названия дней недели и месяцев полностью отличаются от русских (в русском названия месяцев имеют латинское происхождение, в отличие от украинского и белорусского где есть месяцы "квитень" (апрель = т.е. месяц, когда цветет), "листопад"(ноябрь), и т.п.)
Кукольный театр
Железнодорожный вокзал - кстати, очень современный, чистый и удобный. Единственное, от чего мы сначала чуть не обос...сь - это табличка на платном туалете "вход - 280 рублей".... пока до нас не дошло, что на русские деньги это меньше чем 4 рубля. Вдоль железной дороги магазины на станциях повсеместно называются "Чыгуначнiк" (т.е. "Железнодорожник").
Спасибо, интересный репортаж!
Странно смотреть на билеты, на которых написано "ТРАЛЕЙБУС". Действительно, на олбанский похоже)))
Надеюсь, что удастся поехать этим летом в Минск на пару недель.
Кто не поторопился - уже опоздал.
А еще в Минске есть трамваи Т6Б5. И народ и водители их очень любят. Правда, перспектива у них, скорее всего, не очень радужная.