Петербургский метрополитен объявил конкурс на продление срока работы эскалаторов на «Нарвской». И это при том, что в бюджете на их полную замену и ремонт самой станции выделено 650 млн рублей. «Фонтанка» решила разобраться, зачем латать дыры там, где скоро начнётся тотальная реконструкция, и выяснила, что всему виной контракт на поставку печально известных подъёмников от Виктора Христича, который был заключён в 2008 году и который Смольный теперь подумывает разорвать.
ГУП «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на капитальный ремонт опорных конструкций эскалаторов станции «Нарвская». Как следует из технического задания, железобетонные фундаменты, на которые опираются несущие металлические фермы, покрыты трещинами, их целостность нарушена, а кое-где диагностированы и протечки. Выполнить работы нужно будет с ноября 2012-го по февраль 2013 года, а потратить на эти цели подземка готова 1,5 млн рублей.
Сумма в масштабах метрополитена мизерная, а в самих работах формально нет ничего экстраординарного: ГУП постоянно проводит локальный капитальный ремонт отдельных элементов станций. Удивительным данный тендер делает другое: в бюджете на 2012 - 2013 годы предусмотрено в общей сложности около 650 млн рублей на полную замену эскалаторов на «Нарвской», а также ремонт вестибюля и гидроизоляции наклонного хода.
Между тем соответствующего конкурса, который должен стать началом для освоения почти миллиарда рублей, ещё не было – и вообще неизвестно, когда он состоится. И в итоге метрополитен вынужден латать дыры, устраняя лишь локальные дефекты и продлевая срок службы морально устаревших эскалаторов – вместо того, чтобы полностью их поменять.
Как объяснили в комитете по транспорту, причина задержки – действующий контракт с дочерним предприятием Кировского завода «Универсалмаш» на поставку 4 эскалаторов для «Нарвской», заключённый ещё в конце 2008 года. Напомним, что в 2007 году «Универсалмаш» выиграл конкурс на поставку 8 пересадочных эскалаторов для «Спасской» за 78 млн рублей, генеральным конструктором которых был инженер Виктор Христич. Однако вместо торжества инженерной мысли, как надеялся сам Христич, эти подъёмники стали головной болью для Смольного и источником неудобств для пассажиров: они постоянно выходили из строя, и в апреле 2010 года, через год после открытия «Спасской», начался их ремонт.
Таким образом, контракт на «Нарвскую» был заключен с «Универсалмашем» до начала этой эскалаторной трагикомедии, когда казалось, что многолетняя монополия петербургского завода «ЭЛЭС» нарушена и теперь у метрополитена будет два поставщика подъёмников. Тем более что «Универсалмаш» предложил новаторское решение – установить на «Нарвской» не три новых эскалатора, а четыре, более узких, нежели стандартные. ГУП «Петербургский метрополитен» это предложение понравилось, так как это позволило бы увеличить пропускную способность станции. Предполагалось также, что в дальнейшем по четыре эскалатора установят и на других станциях, где их пока только по три.
Конкурс на поставку подъёмников для «Нарвской» был проведён в конце 2008 года. Единственную заявку тогда подал «Универсалмаш», снизив стартовую цену со 175 до 160 млн рублей. Дочерняя структура Кировского завода тут же взялась за работу – капитальный ремонт станции планировалось начать в 2010 году, и поэтому закончить поставку товара нужно было до ноября 2009 года. Более того: метрополитен уже заплатил «Универсалмашу» 80 млн рублей по данному контракту.
После начала проблем со «Спасской» ремонт «Нарвской» был перенесён, а проект эскалаторов от «Универсалмаша» был отправлен на дополнительную экспертизу в Ростехнадзор. Как рассказал «Фонтанке» представитель «Кировского завода», около 2,5 месяца назад оттуда пришло положительное заключение, согласно которому новаторские подъёмники соответствуют требованиям промышленной безопасности.
Однако, судя по всему, Смольный всё равно боится их как огня. В четверг, 2 августа, зампред комитета по транспорту Игорь Маилов намерен встретиться с представителями Кировского завода, чтобы обсудить, что же делать с творением Виктора Христича дальше. «Мы выслушаем, какие изменения внесены в конструкцию эскалаторов с учётом опыта „Спасской“, а затем примем решение: либо продолжить ремонт „Нарвской“ в рамках данного контракта, либо вообще расторгать его и возвращать деньги», – сообщили «Фонтанке» в комитете. А подземка пока займётся латанием дыр на «Нарвской» – в ожидании настоящей и полноценной реконструкции.
Могу сказать,что эскалаторы,которые установлены на Спасской,ужасны.Вполне можно устанавливать эскалаторы как на Комендантском пр. или,например,как на Волковской.Самый практичный вариант.
Прибавьте к этому невозможность "стоять справа и проходить слева" - узко, ну и необходимость при ремонте одного останавливать соседний (соседние) - УЗКО!
ldo, хм, если это так, то получается смысла в этой идеи нет, ведь если на одну ступень не помещаются 2 человека, то вместимость у 4-х узколаторов не больше чем у 3-х стандартных
Nigilist, к сожалению у многих пассажиров мышление работает,мягко говоря,не рационально.Согласно правилам проезда на метрополитене,пассажиры должны стоять по 2 человека на каждой ступени.Многие встают не то,чтобы по 2,а вобще по 1,да ещё и через 2-3 ступени.Соответственно перед эскалатором образуется "пузырь-пробка" =)И все начинают "фырчать" на дежурную по эскалатору,будто она виновата в том,что пассажиры сами себе создают пробку.Поэтому,когда впереди "пузырь",то я вобще стараюсь медленно подтягиваться к нему,чтобы часть "нервных" пассажиров,которые хотят отвоевать себе на 1,5 минуты езды "vip-ступеньку",поскорее заняли её и уехали.Тоже самое с посадкой в поезда.Когда состав выезжает на конечную с оборота,то народ "влетает" в вагон,чтобы поскорее сесть.Иногда даже до смешного получается,влетают,сели,а половина вагона вобще пустая.А часть пассажиров не заходит в вагоны и стоит у входа перед открытыми дверьми,в ожидании уже следующего поезда и ещё удивляются,что их отталкивают пассажиры,которые всё же заходят в вагоны.Поэтому в данных случаях дело даже не в моделях эскалаторов или в метрополитене в целом,а исключительно в самих пассажирах.Многие,находящиеся на территории транспорта,к сожалению забывают о том,что прежде всего они находятся на территории общественного транспорта,а не частного.
–11
Написал AlexMM 2012.08.03 16:28:53 Его комментарий скрыт
Правильно, я встаю через ступень от предыдущего человека. Потому что очень многие люди останавливаются на гребёнке, и, чтобы банально в них не влететь - надо оставлять безопасную дистанцию.
Плохо то, что ради гастробайтеров скорость эскалаторов замедлили - уменьшилась пропускная способность.
Figura, по поводу скорости соглашусь,вполне можно быстрее ездить.Что за гребёнка не знаю,но даже если бы через ступень стояли ещё ладно.Но как правило все стоят через 2-3 ступени,тем самым создавая себе же пробки.
–8
Написал AlexMM 2012.08.03 19:41:02 Его комментарий скрыт
AlexMM, гребёнка это место куда входит эскалаторное полотно в конце.
По правилам, по-моему, стойте справа, проходите слева.
А вставать через ступеньку совершенно нормально, пробки не рассосутся если все будут вставать на каждую ступень
Nigilist, ошибаетесь.Сами рассудите,если люди буду более плотно вставать на эскалаторы,то меньше народу будет оставаться не вошедшими на эскалатор.Поэтому если бы все пассажиры взяли за правило вставать по 2 человека,хотя бы,через ступень,то таких пробок как сейчас не будет.
По поводу гребёнки,могу сказать,что на старых типах эскалаторов она почему-то очень высоко сделана и когда сходишь с него,то получается как на ступень поднимаешься.
Раньше вобще интересно объявляли по радиотрансляции как надо ездить на эскалаторе.Сначала одна запись глаголит истину о том,что надо вставать на каждую ступень по двое,другая-что вставать с правой стороны,держаться за поручень,проходить слева.И ещё интересная фраза,которую видимо придумали,чтобы люди не просто так ехали,а задумались над ней,это "...с целью недопущения его самопроизвольного перемещения" =)
–7
Написал AlexMM 2012.08.04 20:18:43 Его комментарий скрыт