Метки: питер; узколаторы; эскалаторы

Эскалаторные войны



Эскалаторные страсти в Петербурге не утихают. Через пять дней комитет по транспорту официально объявит конкурс на поставку эскалаторов для строящейся станции «Международная». Одновременно с появлением сопутствующих документов на сайте госзаказа появилось и множество вопросов. Один из самых основных – это цена контракта. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказалось, что в глубине прячутся куда более серьёзные вещи.

Начнём с предыстории. Петербургский метрополитен — одно из самых уникальных сооружений в мире. Нигде больше нет такого количества глубоких станций, как в нашем городе. Не удивительно, что это вызывает ряд технических трудностей в производстве оборудования. И пусть на взгляд неспециалиста эскалаторы мало чем отличаются друг от друга, — для нашего метро подходят только специальные тоннельные машины. В мире такое оборудование производит не так уж много предприятий, и все они знают друг друга, что называется, в лицо. В 1959 году одно из таких предприятий было создано в Ленинграде. Многим оно известно как завод «Эскалатор», а точнее, как машиностроительный завод им. Е.И.Котлякова и созданное на его базе Специальное конструкторское бюро эскалаторостроения (СКБЭ).

Невзирая на кажущуюся уникальность производимого оборудования, тяжёлые 90-е годы прошлись по заводу мечом, разломав его в 1997 году на две крупные части - ЭЛЭС и ЛАТРЭС. При этом СКБЭ было фактически уничтожено, а специалисты рассредоточились по нескольким фирмам. Производство уникальных тоннельных машин осталось за ЭЛЭСом, а так называемые «поэтажные» эскалаторы производит ЛАТРЭС. Впрочем, возникло и ещё несколько мелких предприятий. Например, ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис» (ЭС-Сервис), которое позиционирует себя как компания, обслуживающая и модернизирующая эскалаторы и лифты, а также как наследник былого СКБЭ завода Котлякова. Кроме этого есть ещё и некое ООО «Конструктор» под руководством уже известного в городе конструктора — Виктора Христича, тоже выходца из СКБЭ. Правда, по некоторым данным, в СКБЭ Виктор Христич не занимался эскалаторами, а работал в отделе сценического оборудования и прочих транспортных систем. К эскалаторам он пришёл только под занавес своего пребывания в СКБЭ, которое покинул в 1987 году.

В 2005 году о своём выходе на эскалаторный рынок заявил завод «Универсалмаш». В качестве конкурентоспособной модели предприятие предложило конструкцию Виктора Христича — эскалатор ЭТХ. Однако при этом заводчане не удосужились навести справки, что этот «чудо-эскалатор» уже не поехал в 2002 году в Киеве. Топ-менеджеры предприятия, входящего в состав Кировского завода, начали активно продвигать своё детище. Итогом этого стало подписание контракта на поставку эскалаторов для новой станции Петербургского метрополитена — «Спасской».

В 2008 году начался монтаж этих машин в наклонных ходах крупнейшего пересадочного узла нашей подземки. Очень скоро стало понятно, что машины причинят много хлопот. Но отступать было уже некуда, и эскалаторы решили запустить в пассажирскую эксплуатацию, сколько бы ни потребовалось для них согласований. Это произошло в марте 2009 года, а уже через месяц был объявлен конкурс на обслуживание этих замечательных новых машин, в котором победил сам «Универсалмаш». 17,5 миллионов рублей позволили относительно исправно отработать эскалаторам год, после чего начались крупные неприятности. Чрезвычайные ситуации происходили каждый день, а иногда и по нескольку раз в день. После нескольких ЧП, не имевших ранее места в Петербургском метрополитене, был введён особый режим работы пересадочного узла, а эскалаторы отправились на ремонт и «дополнительное обследование». В метрополитене его обещали завершить сначала к июню, потом к июлю, а чуть позже вовсе просто перестали давать какие-либо комментарии.

Тем временем, в ноябре 2008 года, был проведён конкурс на поставку аналогичных машин для реконструкции станции «Нарвская». Однако после известий, что эскалаторы марки ЭТХ ведут себя крайне ненадёжно — дата реконструкции станции уехала на неопределённое время вперёд, унося с собой 175 миллионов бюджетных рублей за изготовление «эскалаторов Христича».

Не удивительно, что в апреле 2010 года конкурс на поставку эскалаторов для станции метро «Обводный канал» с высотой подъёма 58,8 метра выиграла компания ЭЛЭС, которая на 9 миллионов рублей обошла Крюковский вагоностроительный завод, предложив построить эскалаторы за 160 млн рублей. А уже в мае она стала единственным претендентом на поставку эскалаторов для станции метро «Адмиралтейская». Кстати, четыре эскалатора с высотой подъёма 68,6 метра обойдутся там в 229 миллионов рублей. Ни в одном, ни в другом конкурсе представители ЗАО «Универсалмаш» замечены уже не были.

Для станции же «Международная» необходимы эскалаторы с высотой подъёма в 65 метров. И вот тут началось самое интересное. Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в комитете по транспорту, в адрес ЭЛЭСа был отправлен запрос с просьбой сделать коммерческое предложение по вопросу изготовления эскалаторов для «Международной». Это было необходимо для расчёта лимита финансирования. Дело в том, что и в «Реестре цен на основные товары, работы и услуги для государственных заказчиков в Санкт-Петербурге», и в «Сборнике средних сметных цен на основные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. Санкт-Петербург», выпускаемых Санкт-Петербургским государственным учреждением «Центр мониторинга и экспертизы цен», отсутствует информация о данном товаре. В ответ предприятие сообщило, что поскольку в техзадании указана обязательная поставка первой части оборудования (оборудование машинного зала) уже до конца этого года, то предприятие не в силах выполнить это условие из-за полной загрузки производства. В связи с этим даже делать коммерческое предложение не имеет смысла.

Чиновники провели мониторинг на основе коммерческих предложений ОАО «Крюковский машиностроительный завод» (Украина) и ООО «ТиссенКрупп Элеватор», представителя одного из крупнейших производителей эскалаторов в мире, входящего в мировую 5-ку. Украинцы готовы оснастить наш метрополитен своими эскалаторами за 307 миллионов рублей (по 76 миллионов за штуку), а работа ThyssenKrupp обойдётся городу в 380 миллионов рублей (по 95 миллионов рублей). На основе этих предложений было высчитано среднее значение в размере 341 миллион рублей. Однако, как пояснено в конкурсной документации, «соблюдая требования статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечивая экономическую обоснованность цены контракта в целях экономного и эффективного расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, и исходя из следующего — «В случае если по результатам финансово-экономического мониторинга выявлено экономически обоснованное, соответствующее потребностям государственного заказчика Санкт-Петербурга предложение с меньшей ценой, чем содержащаяся в реестрах цена на основные товары, работы и услуги, иных нормативах и правилах в сфере ценообразования, государственный заказчик Санкт-Петербурга при формировании цены контракта применяет предложение с меньшей ценой контракта». Таким образом, лимит финансирования конкурса на станцию «Международная» был установлен в размере 307 миллионов рублей, то есть предложения Крюковского машиностроительного завода.

Что же представляет из себя эскалатор этого завода? В основе эскалатора ЭТК-215 лежит конструкция детища всё того же ленинградского СКБЭ — эскалатора ЭТ. Фактически, это та же машина, которую сейчас производит и ЭЛЭС, называя её Е25Т, Е55Т и Е75Т (цифры обозначают высоту подъёма). Однако крюковцы до сих пор не производили столь глубоких (65 метров) машин, и какие-то сложности в связи с этим возникнуть всё-таки могут. В то же время особо опасаться закупок украинских эскалаторов не стоит. Украинские машины вполне сносно работают в метрополитене Киева и Минска. А их монтаж может произвести тот же «ЭС-Сервис», который производил подобные работы в Минске и имеет большой опыт работы.

Остается вопрос, почему же предложение комитета по транспорту отверг наш петербургский завод ЭЛЭС? Ответ, скорее всего, лежит в плоскости интересов предприятия. Дело в том, что для станции метро «Нарвская» заводом уже была подготовлена вся конструкторская документация именно для сооружения четырёх новых эскалаторов вместо трёх старых. Но внезапно начавшаяся дружба между Петербургским метрополитеном и заводом «Универсалмаш» поставила крест на этом проекте. Конкурс по «Нарвской» был фактически заточен под победу «Универсалмаша». В свою очередь, как считают наблюдатели, конкурсная документация по станции метро «Спасская» тоже была подготовлена таким образом, что всех участников, в том числе с мировыми именами, дисквалифицировали ещё до начала процедуры конкурса.

Весной же этого года общение эскалаторостроителей, похоже, перешло чуть ли не в стадию холодной войны. Об этом говорят в кулуарах, а доказательством можно считать протокол совещания по вопросам современного состояния эскалаторостроения, которое состоялось 22-24 марта 2010 года на базе «ЭС-Сервиса» под эгидой Международной Ассоциации «Метро». В частности, в этом протоколе есть следующая фраза: «Выразить сожаление по отказу руководителей ЗАО „ЭЛЭС“ и ЗАО „ЛАТРЭС“ от участия в работе настоящего совещания. Просить МА „Метро“ направить в адрес ЗАО «ЭЛЭС» материалы совещания с предложениями сотрудничества». Фраза наглядно показывает отношение двух петербургских заводов к встрече, основными выступающими на которой оказались представители, в том числе, и ООО «Конструктор» и ЗАО «Универсалмаш» с их эскалаторами марки ЭТХ от Виктора Христича. Своего рода бойкот был вызван «прокачиванием» конкретного производителя в Ассоциации метро.

В частности в итоговом протоколе содержатся следующие заключения: «Просить МА „Метро“ совместно с ООО „Конструктор“, СКБЭ ЗАО „Эс-Сервис“, Московским и Петербургским метрополитенами, заводами-изготовителями эскалаторов подготовить альтернативный проект технического регламента и передать его в Департамент государственной политики и регулирования в области технологической и атомной безопасности Минприроды России для дальнейшего его обсуждения и возможного принятия» и «Принять к сведению информацию о назначении ООО „Конструктор“ базовой организацией по разработке государственных стандартов в области эскалаторов и пассажирских конвейеров в структуре технического комитета по стандартизации ТК 209 „Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов“. Просить ООО „Конструктор“ и МА „Метро“ подготовить предложения о подключении метрополитенов и заинтересованных организаций к работам по разработке ГОСТ и другой нормативной документации».

То есть тех, кто сделал фактически неработоспособные машины для «Спасской», признают законодателями мод и дают им право разрабатывать стандарты для других — ведь их эскалаторы вступили в противоборство с действующими нормативными документами. Не удивительно, что на это два петербургских производителя ответили отказом в участии в конференции, а теперь, похоже, вовсе не горят желанием изготавливать эскалаторы для петербургского метрополитена.

Пока неизвестно, чем закончится конфликт. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что эскалаторы для «Международной» подорожали почти на 80 миллионов рублей, по сравнению с почти аналогичными машинами для «Адмиралтейской», которые все же будет изготавливать ЗАО «ЭЛЭС». Будет ли петербургский производитель участвовать в новом конкурсе, станет известно 25 августа — именно на эту дату назначена процедура вскрытия заявок.

Получить от ГУП «Петербургский метрополитен» комментарии по поводу ситуации вокруг эскалаторов на «Спасской», а также судьбы контракта на поставку эскалаторов для станции «Нарвская», так и не удалось.

Владимир Фёдоров,
по материалам «Фонтанки.ру»
85
Написал Cypok 2010.07.24 09:19:47
Рейтинг:
Забавно, как тонко умалчивается о роли Валентины Ивановны, которая своими царственными устами потребовала поддержать гениального изобретателя. До того момента метрополитен ещё держал оборону. И именно после высочайшей поддержки сдался.
14
Написал KVentz 2010.07.24 14:53:36

KVentz, а есть точная информация, что это была именно она? Просто у меня-то информация похожая, но образованная с помощью логических построений, а значит - недостоверная.
0
Написал Иона Новоясенев 2010.07.24 15:06:19

Иона Новоясенев, читал про это здесь, должно остаться где-то в архивах.
0
Написал KVentz 2010.07.24 15:18:50

KVentz, ага, нашёл.
0
Написал Иона Новоясенев 2010.07.24 15:33:34

Кстати, на счет крюков - какой высоты длинный эскалатор на Дорогожичах? Она все таки 81м глубины, правда при этом там есть еще маленький эскалатор.
0
Написал XAN 2010.07.24 16:03:55

Омерзительная история с этими эскалаторами.

Если бы Матвиенко не крышевало Христича, то давно бы должна была разбираться прокуратура, каким образом были потрачены сотни миллионов бюджетных денег на нигде не проверенные эскалаторы и теперь понадобятся еще сотни миллионов на исправление ситуации.

Банку пива в частном супермаркете пацан украдет - посадят. Сотни миллионов ГОСУДАРСТВЕННЫХ (принадлежащих народу) денег профукать в пустоту, нанести колоссальный ущерб - даже дело не заводят. Как будто так и нужно делать всем и всегда.

Те же Матвиенко, Рахимов, Шаймиев и прочая наша мега-гипер-суперэлита хоть за что-нибудь собирается отвечать? (риторический, конечно, вопрос)) Просто утомили наглой, тупой безотвественностью и безнаказанностью своей. Толь хапать, жрать и кутить умеют...
10
Написал tirl 2010.07.25 14:17:39

дело не в конкретном подъемнике, а в целом - в развитии Петербургского метро. Похоже только сейчас поянли что его нужно развивать - причем не по планам 80-тых годов, а с учетом нынешних темпов развития города. Город уже опередил метро ох как. Новостройки ушли далеко-далеко вперед. А у нас ввод Обводного и Международной снова отложили.
0
Написал метрофан 2010.07.27 12:52:34

Пишите письма: metronews@mail.ru