Трамвай в городе нефтехимиков (фотообзор Нижнекамского трамвая)
Как и обещал некоторое время назад, публикую большой фоторепортаж из Нижнекамска — крупнейшего в России центра нефтехимической промышленности и города с одной из лучших трамвайных систем в России!
Итак, Нижнекамск. Третий по численности населения город в Республике Татарстан (около 230 тысяч жителей), расположенный всего в 20 минутах езды (около 35 км) от полумиллионных Набережных Челнов и, кстати, очень похожий на своего ближайшего соседа — как архитектурой, так и трамвайной системой.
Вообще хочется заметить, что жизнь этих двух соседних промышленных городов довольно тесно связана друг с другом. У многих Челнинцев в Нижнекамске (и наоборот) живут родственники, друзья, знакомые, многие ежедневно ездят на работу в эти города. Благо добраться не составляет особого труда — между городами проходит железнодорожная линия, осуществляется регулярное автобусное сообщение, ну и в любое время вас с удовольствием подбросят до соседнего города множество частных извозчиков на личных автомобилях.
Высказываются даже идеи соединения Нижнекамска и Челнов линией скоростного трамвая. Но это возможно в будущем.
Сейчас же давайте поговорим о современном состоянии трамвая в Нижнекамске.
Один из 8-ми вагонов 619-й серии на улице Вокзальная
Трамвай в Нижнекамске появился на 6 лет раньше, чем в соседних Челнах — в 1967 году.
Изначально на городских маршрутах эксплуатировались вагоны РВЗ-6, однако работа их была недолгой ввиду принятия решения о целесообразности полного перехода на использование вагонов одного типа и производителя.
1967 год — первый трамвай на линии (фото из архива музея ГУП «Горэлектротранспорт»)
РВЗ6М на городских линиях. 1967 год (фото из архива музея ГУП «Горэлектротранспорт»)
К сожалению, ни одного такого вагона в Нижнекамске в настоящее время не сохранилось.
Современный Нижнекамский трамвай оставляет крайне приятное впечатление, в Нижнекамске его считают истинным предметом гордости города. Работают 8 трамвайных маршрутов, ежедневно перевозится свыше 56 тысяч человек. В отличии от Набережных Челнов, перевозки в Нижнекамске осущестляет муниципальное предприятие — ГУП «Горэлектротранспорт».
На балансе предприятия числятся 78 единиц подвижного состава, из них 68 — пассажирские вагоны, и 10 — спецвагоны. Протяжённость трамвайного пути и контактной сети — 64 километра и 44 километра кабельных сетей, 8 тяговых подстанций. Вагоны, выходящие на маршрут, поддерживаются в ухоженном виде — на окнах висят занавески, установлены электронные маршрутоуказатели, работают автоинформаторы (остановки объявляются на русском и татарском языках).
вагон 71-605 в яркой рекламе
вагон 71-605 на проспекте Строителей
В городе 100% подвижного состава составляют Усть-Катавские вагоны: 71-605, 71-608КМ, 71-619К/КТ, и особая гордость Нижнекамцев — два низкопольных 71-623, приобретенных в 2010 и 2011 гг.
Вагон № 133 — первый Нижнекамский 71–623, поступивший в город в апреле 2010 года
Основными маршрутами в Нижнекамске являются №2, №6 и №7, которые проложены непосредственно в черте города. Также, как и в Челнах, в Нижнекамске имеются заводские маршруты — работу которых заказывают и оплачивают крупнейшие Нижнекамские предприятия, основным из которых является «Нижнекамскнефтехим».
В отличие от Челнов, в Нижнекамске отсутствуют СМЕ и на все вагоны за исключением 71-623 нанесена реклама.
вагон 71-605, №25 на проспекте Строителей
71-605 на пересечении пр. Строителей и ул. Вокзальная
Вагон № 100, маршрут № 7, пересечение пр. Строителей и ул. Вокзальной
А теперь предлагаю немного уделить внимания трамвайному депо Нижнекамска.
Депо приятно удивляет! Всё красиво, чисто и аккуратно!
В трамвайном депо имеется небольшой, но довольно приятно оформленный музей Нижнекамского трамвая.
Макет города и миниатюрная трамвайная линия
Сохранившаяся табличка от вагона РВЗ-6
Модель вагона РВЗ-6, которые эксплуатировались в период становления Нижнекамского трамвая
Модель вагона 71-619
71-623 со сломанным (видимо, случайно кем-то из посетителей) полупантографом
Город Нижнекамск в миниатюре
Разнообразные награды нижнекамских трамвайщиков
Исторические фотографии
Ремонтная мастерская
Вагон, подготовленный для Всероссийского конкурса профессионального мастерства водителей трамваев, прошедшего в Нижнекамске в августе 2011 года
Вагон №113 после серьёзного ДТП, ожидающий своей судьбы на территории депо
Вагон осенью этого года был протаранен неуспевшим затормозить на перекрёстке трактором — его ковш буквально прорезал кабину
Трамвайный вагон 71-608КМ
Ещё один 71-608КМ, переделанный под экскурсионный трамвай
Вагоны 71-605 — основа трамвайного парка Нижнекамска
Обновлённый салон одного из вагонов 71-605
Вот такой он, образцово-показательный Нижнекамский трамвай!
Успехи последних лет на предприятии связывают с Рафаилом Исмагиловичем Хабибуллиным, пришедшим на пост директора ГУП «ГЭТ» в 2002 году. Вот как описывают своего директора на официальном сайте www.getnk.ru:
«...Аналитический склад ума, твердость характера, инициативность и энергичность позволили ему за короткий срок стать уважаемым и компетентным специалистом в отрасли, и вывести предприятие на передовые позиции. За время руководства Рафаила Исмагиловича предприятие не раз было отмечено высокими наградами.»
И в конце пару слов о перспективах развития системы. Несмотря на все трамвайные успехи Нижнекамцев, им — в отличие от Челнинцев — так и не удалось ввести в эксплуатацию за последние 10–15 лет запланированные ещё в советские времена новые трамвайные линии. В настоящее время Нижнекамцы планируют строительство новой трамвайной линии по улице Южная. Данная линия предусмотрена генеральным планом города и входит в существующую трамвайную сеть на пересечении проспекта Химиков и проспекта Строителей. Общая протяженность трамвайной линии — 3,9 км (в том числе: 0,8 км вдоль проспекта Строителей и 3,1 км вдоль проспекта Мира до Южной).
Успехов, тебе трамвай города Нефтехимиков!
Выражаю благодарность Александру Сергеевичу / dass-nk — автору всех фотографий за предоставленное право использовать их в данном обзоре.
Радостно смотреть такие обзоры! Долгих лет системе и побольше новых вагонов. Хотя судя по состоянию их ктм5, экстренной и острой необходимости в новых вагонах почти нет.
А мне вот после Набережных Челнов Нижнекамск не особо понравился. Всё очень пафосно, такое всё внешне красивое (в т.ч. в депо), новыми вагонами пиарятся как могут, во всех вагонах занавесочки... Но они не до конца понимают, ЧТО нужно пассажиру. Поэтому пути не заменяют, скорости низкие, новые линии как-то не пробивают ("Если городу надо, пусть он даёт деньги и строит"), в отличие от Челнов, где наоборот видно, что трам.управлению новая линия нужна для привлечения пассажиров.
И то что все вагоны в рекламе о многом говорит.
Судя по фотографиям, хорошая система. Удачи им в таком нелёгком деле. И побольше пассажиров! Хотелось бы что-бы в России было побольше таких систем. Ухоженных и Рабочих.
(ИМХО - Пути по мере возможности поднимут, и подлатают)