Метки: китай; пекин; транспортные решения

Транспорт Пекина. Часть 2



Пекинский метрополитен, с одной стороны, явно недостаточен для такого огромного города с населением в 22 млн человек, с другой стороны, он не такой уж и маленький: 147 станций, 228 км, 2,1 млрд пассажиров в год. И всё это при том, что открылся он лишь в 1969 году.

Структура линий весьма необычна. Если у большинства метрополитенов основу составляет несколько радиальных линий, пересекающихся в центре города, то здесь безусловное преимущество у кольцевых линий. Естественно, это всё неспроста. В Пекине в центре города нет привычного для большинства городов скопления офисов. На главном проспекте размещены крупные государственные учреждения, министерства, но только они, без мелких офисов. В основном, центр — малоэтажная жилая застройка — хутоны. Офисы расположены на кольцевых магистралях. Именно по этой причине в метро преобладают кольца, проходящие через скопления офисов. Некоторые радиальные линии доходят только до кольца, и дальше не продолжаются. Следует заметить, что именно в этой схеме распределения мест приложения труда и кроется секрет нормального существования Пекина.




Входной досмотр

Театр начинается с вешалки, а пекинский метрополитен... с входного досмотра. Да, каждый пассажир, входящий в метро досматривается. Не так строго, как в аэропорту, но тем не менее... Все сумки необходимо сдавать на досмотр в интраскоп. Запрещены к проносу в метро жидкости, аэрозоли, режущие предметы, оружие. Небольшие дамские сумочки не досматривают. Личный досмотр также не производится, металлодетоктора нет.







Мне могут сказать: у них там народу в метро раз, и обчёлся. Давайте считать. Разделим количество перевезённых за год пассажиров на количество станций. Пекин: 2100 млн чел. / 147 станций = 14,3 млн чел.; Москва: 2400 млн. чел / 182 станции = 13,2 млн чел. Практически одинаково. Так что, в этом нет ничего страшного. Так выглядит процесс входа на станцию в час пик. Всё очень быстро. Люди делают это каждый день, привыкли, всё идеально отлажено.




Система оплаты

В Пекине действует единый тариф. Билет на одну поездку стоит 2 юаня. Есть, конечно, и многоразовые электронные билеты. Раньше оплата за проезд была дифференцированной, в зависимости от линии и количества пересадок. Причём проезд тогда стоил от 3 до 7 юаней. В 2007 году цену на проезд резко снизили.



Билет можно купить в кассе, а если она закрыта, то в автомате по продаже билетов. Не следует бояться, что вечером вы зайдёте в метро, касса будет закрыта, а с автоматом вы не сможете справиться. На станции всегда дежурят сотрудники, которые с удовольствием помогут вам приобрести билет. Единственная проблема: желательно иметь нужную сумму без сдачи.




Турникеты

Ну, что примечательного может быть в турникетах. Турникеты как турникеты. Стильные и современные. При входе одноразовый билет нужно прикладывать, как и у нас, а вот при выходе вас не выпустят, если не вставите его внутрь турникета. Билетик тут же проглатывается, и никакого мусора, никаких сувениров на память.



Над каждым турникетом висит светофор, наподобие нашего реверсивного на дорогах. Зелёным отмечены реально работающие в нужном направлении турникеты. Все остальные, включая временно не работающие отмечены красным.









Обратите внимание: ограждения невысокие, но перепрыгнуть их тяжело, так как негде опереться рукой, с полукруга рука соскальзывает, а перемычка слишком узка для этого. У турникетов тоже есть специальная «противоперепрыгивательная» ручка, не позволяющая нормально опереться рукой на его верхнюю плоскость.


Пассажирская навигация

С этим в Пекине полный порядок. Указатели расположены крайне удобно. Достаточно знать конечную станцию нужного вам направления и все ваши проблемы решены. Все надписи сделаны как на китайском, так и на английском языках. Причём значащие названия станций не транслитерируются, а переводятся на английский язык по значению.





На станциях есть схемы прилегающей местности, на которых подробно изображается план станции и план подземного перехода с указанием номеров выходов. Вот только названия улиц в Китае не принято транслитерировать.



В вагонах новых моделей над входными дверьми установлены светящиеся схемы, где как и у нас в «русичах» лампочками показывают, на какую станцию прибудет сейчас поезд.



В старых поездах такой роскоши нет. Но объявления станций всегда звучат на китайском и английском языках с указанием всех пересадок.


Поезда

Современные поезда стерильно-белые. Представляют собой длиннющую «колбасу», сочленённую гармошками. В часы пик заполняются также, как и в Москве, не протолкнёшься...






Станции

Архитектура станций после Москвы смотрится бедновато. Особенно станции первой очереди. А так, всё чисто и современно. На всех станциях на пол уложены рельефные плитки, помогающие ориентироваться слепым.









Для большего удобства пассажиров на краю платформы промаркированы места, где после остановки поезда окажутся его двери.




Переходы

Еще более скучны, нежели станции.







На эскалаторах ступени размечены на две половины. Без этого, видимо, тяжело догадаться, что на ступени помещаются двое.



На станции Jianguomen мной было замечено вот такое классное заграждение, рассредотачивающее толпу при подходе к лестнице перехода.




Реклама

Рекламы очень много. Особенно на станциях и в переходах. Часто это световые панно, размещающиеся на путевых стенах. Сюжет в значительно части случаев — знойные женщины.





Но есть и более нейтральные сюжеты. Например, реклама донорства.



Кроме того, есть плакаты о том, как надо вести себя в чрезвычайных ситуациях.





Поверхностей для рекламы явно не хватает. Поэтому рекламу размещают не только на станциях и в переходах, но и в тоннелях. Во время движения поезда можно посмотреть небольшой «мультик». Выдержка фотоаппарата сделала своё дело, показав, как всё это устроено. А вот выглядит это не так, больше похоже на не совсем хорошо работающий телевизор. Но, тем не менее, даже иероглифы прочитать можно.






Эвакуация

Пути эвакуации в метро всегда обозначены. Либо указателями внизу стен, либо указателями, встроенными в пол.






Регулировщики

От европейских метрополитенов пекинское метро отличается наличием регулировщиков пассажирского движения. В часы пик обаятельные пенсионеры в ярко-жёлтой форме направляют пассажиров в правильном направлении, равномерно рассредотачивают по платформе...



... следят, чтобы ожидающие пассажиры не занимали зону выхода из вагона, выстраивают их в очередь, прекращают посадку в вагон в случае его заполнения.



Всё это происходит с поразительной вежливостью и предупредительностью. Впрочем, и пассажиры никогда не хамят.


Служебные помещения

На новых линиях больше напоминают обычные офисы. Такие же коридоры с белыми стенами. Вот только вымпелы за победу в социалистическом соревновании...







Ну вот и всё. О метро в целом закончили.

Но осталось самое интересное. Олимпийская линия и линия в аэропорт.


Олимпийская линия

Для обслуживания олимпийских объектов была построена специальная линия. Она практически бесполезна «в мирное время», так как не имеет ни продолжения в центр, ни продолжения в районы жилой застройки. Все станции, кроме пересадочной, расположены в прогулочной зоне олимпийского комплекса. Общественный транспорт к линии не подходит, так как прогулочная зона полностью пешеходна. Тем не менее, она не так уж и пустынна. Желающих погулять среди олимпийских объектов, а также в замечательном ландшафтном парке, всегда достаточно.

Поезда ходят часто, хотя заполняются даже в пиковое время не полностью. Даже сидячие места не все заняты. Станции немного непривычны для нас по своему архитектурно-планировочному решению. Во-первых, пути отделены от платформы стеклянными стенами с дверьми. Во-вторых, вестибюли расположены не по торцам станции, а над ней, эскалаторы расположены посередине, поэтому привычного нам просторного центрального зала здесь нет. Зато такие станции дешевле, так как всё расположено в одном объёме, плюс к этому у станций просторнейший вестибюль и удобный лифт.


Станция Beitucheng

Пересадочная. Архитектура выполнена в стиле китайских ваз. Это один из узнаваемых иностранцами символов Китая, недаром он выбран для станции, которую первой увидят на Олимпийской линии пассажиры.





Все станции новой линии закрытого типа. Стеклянные стены с белыми узорами, за которыми черные стены со световыми рекламными панно.










Станция Olympic Sports Center






















Станция Olimpic Green
























Станция South Gate of Forest Park

Расположенная у входа в парк, станция решена в «растительном» духе. Колонны стилизованы под стволы, а потолок — под кроны деревьев.



















Вестибюль у станции подземный, но у выхода сделан огромный открытый павильон-пергола.












Линия в аэропорт

Линия считаются частью пекинского метрополитена. Но система оплаты на ней отдельная. За проезд нужно заплатить 25 юаней, то есть более чем десятикратную цену обычной поездки в метро.


Станция Dongzhimen

Наиболее глубоко вдающаяся в центр города станция этой линии. Большинство отправляющихся в аэропорт пассажиров используют именно её. Станция новая, внешне очень похожа на станции Олимпийской линии.







Дальше — тоннель глубокого заложения,...



... станция Sanyuanqiao, и поезд вырывается на поверхость. Весь дальнейший путь до аэропорта будет идти по эстакаде.




Поезд

Практически обычный поезд метро, только сидения другие — помягче, и расположены не вдоль борта вагона, а поперёк.



Кабина машинистов довольно смешная. Это просто выгородка со стенами не до потолка. Не могу даже предположить, для чего это сделано. Может быть предполагалось, что линия будет работать без машинистов, но что-то потом не сложилось...



Так выглядит поезд снаружи, на деповских путях.



Управляют поездом в три лица. На Dongzhimen так все втроём и садятся. Но на подходе к аэропорту двое уходят в другую кабину. Один остаётся в головной кабине. Всё дело в том, что в аэропорту две станции — Terminal 3 и Terminal 2, причём обе тупиковые. Поезд сначала заходит на одну, потом на другую. При этом два раза меняется кабина управления. Воспользоваться услугами маневрового машиниста невозможно, так как поезд со станции Т3 на станцию Т2 не возвращается. В принципе, конечно можно, но вот только возвращаться ему придётся на автобусе. Проще кататься туда-сюда втроём. И веселее...


Станция Terminal 3

Собственно, ради него вся эта линия и затевалась. Этот терминал нереально огромен, его площадь — более 1 миллиона квадратных метров. По сути, это главный аэропорт Пекина. И второй по величине в мире. Поезд привозит вас в стеклянную «черепаху», расположенную перед главным входом в терминал. Отсюда, по крытым стеклянным пандусам пара минут пешком до залов вылета и прилёта.







108
Написал kostik 2010.06.25 20:23:12
Рейтинг:
Как у них там чисто! :)
7
Написал HighEnd 2010.06.25 21:45:50

>Во-вторых, вестибюли расположены не по торцам станции, а над ней, эскалаторы расположены посередине, поэтому привычного нам просторного центрального зала здесь нет.

В Харькове бодобным образом устроена станция Метростроителей имени Ващенко.

8
Написал Gvothdew 2010.06.25 21:49:54

HighEnd, Олимпийская линия и линия в аэропорт недавно построены, к тому же пассажиров на них мало. Поэтому вид очень чистый и, что больше бросается в глаза на фото - ещё нет потёртостей и обшарпанностей. Обычные линии метро, особенно первой очереди, не такие чистые. А в целом, как у нас, мусора особо нет, в хорошую погоду полы чистые.
1
Написал kostik 2010.06.25 21:52:39

В целом, видно, что многое копировали у японцев. Хотя, конечно, досмотр на входе в метро - это какой-то уникальный случай. Не знаю, где ещё такое есть.

Кстати, сиденья - пластик везде на обычных линиях?
0
Написал goshpodarek 2010.06.25 21:54:03

Gvothdew, да, практически точно так же, но с лифтом.
2
Написал kostik 2010.06.25 21:54:10

goshpodarek, про сиденья ничего не заметил. Никогда не сижу в метро, вот и не обратил внимания.
0
Написал kostik 2010.06.25 21:56:48

Забавный момент на тему стрелок на полу платформы, показывающих на двери. Китайцы используют эти обозначения исключительно для того, чтобы позиционироваться чётко перед дверью поезда. В итоге в час пик мы наблюдали такую картину: открываются двери поезда, туда тут же ломится толпа входящих, потом из поезда выпрыгивает несколько героев, кто успел-таки выйти, потом двери закрываются и поезд уезжает :)
20
Написал mipt_stan 2010.06.25 22:28:34

goshpodarek, я сталкивался три года назад с досмотром на входе в метрополитен индийской столицы. Без сканера, но с ручным металлоискателем, и в рюкзак залезли.
На первой картинке из гугла по запросу «безопасность в метро Дели» есть сканер:

Картинка отсюда: CISF to beef up Metro security.
7
Написал hostit 2010.06.25 22:49:52

Разочарован.
Китай такая самобытная страна-моглиб такую красоту забабахать....
1
Написал ramtamtager 2010.06.25 23:50:33

указатели в Пекинском метро очень уж на питерские похожи

и стрелочки такие же точно, как на Спасской, например

по ходу авторы нового информационного пространства пекинским метро и вдохновлялись
2
Написал DBS 2010.06.26 01:47:48

А как Китайские товарищи относятся к фотосъёмке в метро?
9
Написал Figura 2010.06.26 08:51:16

DBS, Во-первых, указатели не похожи. Точнее похожи, но не на пекинское метро, а на парижское емнип.
Во-вторых, стрелочки такие же по той причине, что у нас такие не делают и их в китае и купили.
1
Написал kummel 2010.06.26 09:18:10

Порадовало наличие мусорок на станциях. Спасибо за репортаж, жалко только фотографий подвижного состава маловато.
0
Написал =ptah-тч2= 2010.06.26 09:36:09

У несколько удивлён наличием досмотра... Разве у китайцев развит терроризм? К чему такие меры безопасности при входе ив метро?
0
Написал Spirit 2010.06.26 10:32:02

Figura, к фотосъёмке в метро и в аэропортах китайские сотрудники метро и полиции относятся спокойно, я бы даже сказал, что доброжелательно. Регулировщики даже позировали. Фотографирование интраскопов не вызвало никакой реакции вообще, как в метро, так и в аэропорту. Хотя совсем уже близко я не подходил, снимал на расстоянии. В аэропорту, заметив, что бегаю с фотоаппаратом, меня позвали на стойку информации, спросили по-английски нравится мне аэропорт, подарили рыжие накладные усы с надписью "для фотографов". :)
Проблемы со съёмкой я встречал только на Тибете. Там запрещено фотографировать военных (не только патрули, а военных вообще). Запрещено строго. Могут отобрать фотоаппарат, выдадут его только в комендатуре.
3
Написал kostik 2010.06.26 12:16:22

=ptah-тч2=, Spirit, насчёт терроризма. Я спросил у нашего гида, для чего у вас в Пекине (не только в метро, но и в музеях - там ещё зажигалки отбирают, чтоб деревянное зодчество не подожгли, на площади Тяньаньмэнь) такой строгий досмотр, у вас же НЕТ терроризма. Он мне ответил: так ПОТОМУ и нет терроризма, что всё под контролём.
Я спросил, но ведь это тормозит движение пассажиров на входе в метро. Он ответил, во-первых не тормозит, максимум пара минут, если к станции подошло несколько автобусов сразу, во-вторых, что мне трудно на пару минут раньше выйти, зато ЖИТЬ спокойно. У нас в Пекине везде БЕЗОПАСНО. Вы гуляли вечером по старым кварталам? Да? Что-нибудь случилось? Нет? В Пекине ВЕЗДЕ безопасно!
Насчёт урн. В Москве из метро урны убрали потому, что в них можно заложить взрывчатку и спокойно уйти со станции. В Пекине есть входной досмотр, взрывчатку внутрь пронести невозможно. Значит, в урну её никто не заложит. А если так, то зачем убирать урны.
5
Написал kostik 2010.06.26 12:39:40

kummel, но логика-то одна и та же: писать только названия конечной в этом направлении без указания остальных
2
Написал DBS 2010.06.26 12:46:28

Гайцу бы почитать и изучить китайский опыт...
Понравилось:
1. "Билетик тут же проглатывается, и никакого мусора, никаких сувениров на память."
У нас-то не на всех станция мусорки стоят...
2. Вагон - длинная кишка. Всегда можно пройти из конца состава в начало (или наоборот), если опаздываешь.
3. "ограждения невысокие, но перепрыгнуть их тяжело, так как негде опереться рукой, с полукруга рука соскальзывает, а перемычка слишком узка для этого. У турникетов тоже есть специальная "противоперепрыгивательная" ручка, не позволяющая нормально опереться рукой на его верхнюю плоскость."
4. "Над каждым турникетом висит светофор, наподобие нашего реверсивного на дорогах. Зелёным отмечены реально работающие в нужном направлении турникеты. Все остальные, включая временно не работающие отмечены красным."
- такие турникеты можно было бы и на пригородных электричках применить на вокзалах.
4
Написал Dimanya 2010.06.26 12:47:40

goshpodarek, В Бангкоке тоже досмотр при входе на подземную линию метро.
0
Написал Kluz 2010.06.26 13:37:50

Dimanya, Вагон - длинная кишка. Всегда можно пройти из конца состава в начало (или наоборот), если опаздываешь
Особенно это будет удобно для торгашей и попрошаек. Производительность их труда существенно увеличится. Кроме того, запах от спящих в первом вагоне бомжей будет равномернее распространяться по всей длине поезда.
К сожалению, некоторые технические новшества требуют изменений не столько в технике (сделать-то можно), сколько в общественном развитии...
0
Написал kostik 2010.06.26 14:27:53

что-то после ваших репортажей что-то захотелось в Китай съездить) Спасибо за репортажи и рассказ о Пекине)
6
Написал DimAS ColD 2010.06.26 14:55:39

DBS, ну так, удобно же. Правда можно было бы обозначить дополнительно, в какую часть схемы метро поедет поезд какой-нибудь пиктограммой, раз уж всем лень запоминать конечные или искать их на схеме.
0
Написал kummel 2010.06.27 00:49:03

Пишите письма: metronews@mail.ru