Метки: автобус; велосипеды; китай; пекин; скоростной наземный транспорт; трамвай; транспортные решения; троллейбус

Транспорт Пекина. Часть 1



Пекин — достаточно необычный для нас город. Чем-то до боли похож на Москву, чем-то совсем не похож. Много общего и при этом такое различие, что просто диву даёшься. Во многом Пекин обогнал Москву лет на -дцать, и даже перегнал Европу, а многое — как и у нас...


Автобусы

Первое ощущение от Пекина: море всего. Море машин, велосипедов, автобусов. Автобусы — один из основных видов транспорта. Если учесть то, что население Пекина зашкаливает за 20 миллионов, а метро будет поменьше московского, то сразу становится понятно, что роль автобуса здесь высока. Что ж, осмотрим статистику. Beijing Public Transport Holdings, Ltd. (BPT) — крупное государственное предприятие, эксплуатирующее 20679 автотранспортных средств (скорее всего, эта цифра включает и троллейбусы), всего у компании 648 автобусных и троллейбусных маршрутов, суммарный годовой пробег автобусов 1,35 млрд км, перевезено 4,50 млрд пассажиров. Падения пассажиропотока не наблюдается. Только устойчивый рост. В год открывается примерно 20 новых маршрутов. Тариф — 0,4 юаня.

Статистика

Автобусы все в хорошем состоянии, большей частью новые. Иногда оборудованы кондиционером, но в большинстве случаев имеют просто большие открывающиеся окна, открывающаяся часть примерно на 2/3 высоты окна.







У некоторых слегка архаичный дизайн, напоминающий наши автобусы 70-х годов. Впрочем, это всего лишь такой дизайнерский ход. Автобусы, может и не совсем новые, но и не старые.





Если приглядеться, можно увидеть кондуктора, высунувшуюся из окна для того, чтобы поднятой рукой продублировать левые поворотники (автобус шёл на разворот из правого ряда).



Встречаются и двухэтажные автобусы, но это большая редкость.



Галерея исторических фотографий пекинских автобусов:

Водители и кондукторы одеты в сине-голубую форму.



Автобусные маршруты проходят как по основным магистралям, так и по жилым улицам. На магистралях маршруты могут проходить по-разному: либо по основной проезжей части, либо по боковым проездам. Ситуация, когда остановка обустроена между проезжих частей встречается достаточно часто. Выходы с таких остановок не всегда удобны для пассажиров, а уж об инвалидах здесь вообще не принято думать.





Практически все магистральные маршруты проходят по выделенным полосам. Сеть выделенных полос практически непрерывна, проходит практически по всем магистралям, заходя непосредственно в центр города. Именно в том, что в Пекине создана непрерывная сеть выделенных полос и есть основное отличие, например, от нашего Санкт-Петербурга, где они «тоже есть».

На многих дорогах таких полос даже две рядом. Одна для движения автобусов далее в прямом направлении распологается на правой полосе основной проезжей части, а другая, предназначенная для поворота автобусов как направо, так и налево — на боковом проезде. Как правило, выделенки просто обозначены жёлтой разметкой. Имеющееся на фото ограждение отделяет велодорожку от автодороги, как это принято везде в Пекине.





На остановках, как правило, имеется ограждение между посадочной площадкой и краем проезжей части. С одной стороны, оно препятствует выходу пассажиров на проезжую часть, с другой — обеспечивает безопасность ожидающих пассажиров от возможного наезда них автотранспорта.



Хотя, это сделано не везде. Остановки на магистралях могут быть настолько узки...



На небольших улицах остановки похожи на европейские.





В некоторых местах, где автобусов мало, может быть просто табличка.



На остановках, расположенных между проезжих частей или межу проезжей частью и велодорожкой, ограждение устанавливается с двух сторон, в результате чего остановка превращается в часы пик в своеобразный загон для пассажиров, в котором ждать автобуса также тесно, как и ехать в нём.





В часы пик на остановках часто дежурят регулировщики. Их задача выстраивать ожидающих пассажиров в очередь в соответствии с номерами автобусов, при приближении автобуса соответствующего маршрута весело махать водителю красным флажком, указывая ему место, где собралась «его» очередь, прекращадь посадку в автобус по его заполнении. Регулировщиками работают обычно пенсионеры, заняты они только утром и вечером, остальное время «сидят на пенсии».





Некоторые вооружены матюгальниками.



У иностранцев при пользовании автобусами основная проблема — языковая. Наименования остановок и конечных пунктов маршрутов на самих остановках пишутся иероглифами, дублируются латиницей. На электронных табло автобусов - только иероглифами. На схемах внутри автобусов — иероглифами и латиницей. Объявляются остановки исключительно по-китайски.

Оптимально иметь карту с указанием всех маршрутов, далее только ориентироваться по направлениям, либо попросить на рецепции отеля написать план вашего будущего маршрута иероглифами отдельно туда и обратно. Китайцы доброжелательны к иностранцам и всегда вам помогут. Если только вы сможете понять друг друга правильно. В крайнем случае, всегда есть такси и метро...


Bus Rapid Transit (BRT)

Пекинцы пошли дальше создания выделенных полос. Охватив «выделенками» практически весь город, они перешли к следующему этапу. Посчитав, что когда пробки уже не страшны, основные потери времени определяются посадкой и обилечиванием пассажиров, они создали у себя то, что нам всем известно лишь по картинкам из Куритибы.

Первая линия BRT связала площадь Тяньаньмень и южные районы города. Линия полностью выделенная, под неё определены левые (!) полосы дороги. Остановки посередине, строго по оси дороги. Ради этого на линии ходят специальные автобусы, двери у них с другой стороны. Обычные автобусы на линию не заезжают, а автобусы BRT не работают вне этой линии.

Это обычный автобус, он следует по своей линии, а вот рядом с ним BRT:



Остановка — большой загон для пассажиров с билетным контролем на входе.









Чтобы нельзя было зайти со стороны проезжей части на остановке сделаны автоматические раздвижные двери. Это станция высадки пассажиров, но на посадке такие же.



Автобус BRT:



Движение автобусов «пачечное», группами по две-три машины. Это связано с необходимостью преодоления перекрёстков со светофорами. Именно из-за этого достичь на линии совсем уж высокой интенсивности движения невозможно.

Фотогалерея:


Троллейбус

Конечно, не основной транспорт в Пекине. Ходят в центре, по небольшим улицам. Как правило без выделенных полос.





Хотя, бывают и исключения.



Из приятного. Активно используют автономный ход. Придётся поверить мне на слово: этот тролль ехал...




Трамвай

Трамваи как вид общественного транспорта в Пекине не существуют. Раньше были, но ликвидированы. Единственное, что можно посмотреть: экскурсионный аккумуляторный трамвай, выполненный в стиле ретро, ходящий по пешеходной улице Qianmen Dajie. Это к югу от Тяньаньмень. Сразу бросается в глаза его «ненастоящесть». Контактной сети нет, бугель декоративный, закреплён намертво, разворотных кругов нет, трамваи с думя постами управления, бугель может быть и не по ходу движения, просвет снизу крайне маленький, рельсы железнодорожные, даже без отбортовки со стороны камня. Впорчем, пекинцы, наверное, уже забыли, как выглядел настоящий трамвай. Им всё равно. Похож, да и ладно...









Депо у трамвайчиков нет. Есть смотровая канава прямо на улице.




Велосипеды

Конечно, того, что все мы видели в старых хрониках, когда практически весь Пекин ездил на великах, сейчас уже нет. Во-первых, стало больше личных автомобилей, во-вторых, развился общественный транспорт. Но, тем не менее, великов очень много. Даже по сравнению с «велосипедной» Европой.
Основной проблемой велодвижения является крайне низкая культура пекинских водителей. По уровню хамства трудно сказать, кто круче, московские водители или пекинские. Лозунг «кто сильнее, тот и прав» — основной для пекинских водителей. Поэтому большинство велодорожек в Пекине жёстко отделены от проезжей части симпатичным типовым заборчиком. Заборчик этот, кроме всего прочего, не допускает парковки вдоль дороги, улучшая, в том числе, и условия для работы автобусов.



Хотя, даже на крупных магистралях велодорожка может быть выделена просто разметкой. Водители при движении на них обычно не заезжают, за исключением случаев остановки и поворота.





На магистралях основная проблема велосипедистов — прохождение крупных перекрёстков. На некоторых довольно большое количество пересечений. Если учесть, что водители в Пекине никому никогда дорогу не уступают из принципиальных соображений, то преодоление кольцевого перекрёстка с многополосым движением — дело серьёзное.



Где есть светофоры, конечно, попроще. Но, тем не менее, специальные такты для велосипедистов, как правило отсутствуют.





Велодорожка на главном проспекте Пекина нереальна по своей ширине.



На небольших улицах всё как в Европе. Небольшая отдельная велодорожка. Автобусные остановки вынесены к краю проезжей части и пассажирам приходится пересекать велодорожку. Впрочем, это гораздо безопаснее, чем велосипедисту объезжать автобус со стороны проезжей части.







Хотя, есть и случаи, когда автобус останавливается на велодорожке. Такие случаи редки, но тем не менее. Велосипедисты объезжают автобус со стороны проезжей части. Это было единственное место в Пекине, где я встретил велополицейского.



То же место чуть дальше.





Велопарковки. Явление абсолютно обычное в Пекине. Расположены в основном возле станций метро и городских парков. В парки, кстати, на великах не пускают.





Некоторые поражают своим размером. Эта вся в кадр не смогла влезть. На самом деле она раза в четыре больше.



Наконец, самые разнообразные пекинские велики:
грузовые:







мусорный (это своего рода мусорный ящик на велосипедном ходу):



торговый мотороллер:



мотороллеры:








Велорикши

Это скорее туристический аттракцион. Серьёзным транспортом считаться не может, так как работает исключительно в туристических районах в центре города. На пешеходные зоны их не пускают, на автодороги тоже. Ездят либо по улочкам старого города, либо по велодорожкам вокруг него. Как правило, сами останавливаются возле туристов, предлагая свои услуги. Иногда ожидают клиентов на специальных парковках.






Такси

Все пекинские такси — государственные. Работают по единому тарифу. Плата за проезд строго по счётчику. Начинается с минимальной ставки — 10 юаней за первые 3 км, далее 2 юаня за километр. Если вы проехали меньше 5 километров, всё равно придётся заплатить 10 юаней. Таким образом таксисты страхуются от слишком коротких поездок.



Такси в городе много, они постоянно присутствуют в потоке транспорта на основных улицах. Но, есть небольшая проблема. Ограждения велодорожек не позволяют поймать такси с тротуара на многих улицах. Если же попытаться пройти до конца этого ограждения, выясняется, что прекращается оно непосредственно на перекрёстке, причём так, что остановить машину там невозможно. А на небольших улицах такси редкость. Стоянок такси, даже в туристических местах, нет.
Водители такси часто защищены от возможного нападения на них пассажиров плексиглазовыми колпаками, видать с криминалом у них всё в порядке.

По-английски таксисты не говорят. Если вы едете в гостиницу, можно показать визитную карточку. Этого будет достаточно. Если едете от гостиницы, пункт назначения таксисту объяснят на рецепции. В остальных случаях необходима карта, причём желательно с двуязычными надписями, так как не все таксисты понимают латиницу. Это достаточно странно, ведь номера у всех китайских автомобилей включают в себя латинские буквы, но, тем не менее, является фактом. Идеальным вариантом является карта с картинками, на которых изображены достопримечательности.


Регулировщики

Из-за большого количества участников движения, каждому из которых выделена своя полоса (автомобили, автобусы, велосипедисты), причём часто на обоих пересекающихся направлениях, организовать нормальное регулирование на перекрёстках чрезвычайно сложно. Ведь если для каждого выделять свой отдельный такт на пересечение перекрёстка, никакого времени просто не хватит. Поэтому пекинцы пошли по другому пути. Регулирование на перекрёстках простое. Зелёный для всех участников движения по всем направлениям. Плюс регулировщики в часы пик. Их задача решать конфликты между поворачивающими направо машинами и следующими прямо велосипедистами, между велосипедистами и автобусами...










Пешеходы

Пешеходов в Пекине откровенно не любят. Как и в Москве.

Пешеходная улица в городе только одна. Появилась она недавно, кстати, весьма симпатичная торговая улица.



Ещё есть приятные места для прогулок в старых районах. Но, пекинцы считают, что в этих районах нет ничего хорошего, они несовременны и непрезентабельны. Поэтому их потихонечку сносят, заменяя нормальной застройкой советского типа.





Ну, конечно, есть ещё парки, но вход туда платный. Зато велосипедистов туда тоже не пускают.





А вот инвалидам на скутерах можно...



А ещё есть огромная пешеходная зона в районе Олимпийского спортивного центра. Мелькающие на снимках автодороги на самом деле закрыты для движения автотранспорта, но светофоры работают...







Причём, на момент проведения Олимпиады значительная часть этой пешеходной зоны была автодорогами, сейчас движение закрыли. И прямо на проезжей части устроили вот такой вот цветник в переносных кадках. Обратите внимание на светофоры.





Переходы через улицы, как правило, неудобны. Достаточно часто это обыкновенная зебра, в том числе в оживлённых местах. И это при том, что уровень культуры пекинских водителей, мягко говоря, никакой.

Там, где дорогу переходит слишком много народа, вместо светофоров дежурят регулировщики.



Некоторые просто дублируют своими сигналами действующие светофоры.



На крупных трассах сделаны подземные, но чаще надземные, пешеходные переходы. Ни о каком удобстве для инвалидов и матерей с колясками, естественно, речи не идёт. В Китае не борятся за рождаемость, у них другие проблемы.

102
Написал kostik 2010.06.22 22:46:39
Рейтинг:
Интересный и подробный репортаж, спасибо!
5
Написал classicisme 2010.06.22 23:10:07

classicisme, спасибо! Если кто-нибудь хочет посмотреть просто про Пекин, не про транспорт, а также ещё про Тибет и Шанхай, добро пожаловать в мой ЖЖ.
23
Написал kostik 2010.06.22 23:15:17

интересно
–5
Написал tolik-82 2010.06.22 23:15:51

Эх... позор Москве и другим крупным городам России. Пекин и тот в далеко впереди нас по НОТ и по организации движения наземного транспорта вообще...
8
Написал Tassadar 2010.06.23 00:45:57

Вот еслиб в Москве нормальные велодорожки организовали, мммм!!!
Спасиб за репортаж, интерсено)
0
Написал HighEnd 2010.06.23 01:33:24

Tassadar, "Пектн и тот..." - это как-то странно звучит. Пекин крупнейший мегаполис мира, столица государства в 5 раз большего, чем США и в 3 раза большего, чем вся Европа. Не говоря уж о том, что Пекин уже тысячу лет был большим городом, когда на месте парижей и лондонов паслись козы. Поэтому "и тот" по отношению к Пекину, звучит как минимум странно.

Кроме того, ни из репортажа, ни из личных моих впечатлений ну никак не скажешь о каких-то блестящих успехах Пекина в области организации автотраспортного движения. Метро маленькое, поэтому дофига автобусов, а автомобильный бум в Китае идет, как цунами. Пока не все себе могут позволить авто, поэтому и велосипедистов много, но каждый китаец без авто живет мыслью о его покупке и, зная китайцев, они своего добьются. Поэтому как бы так...

Другое дело, что у Китая денег, как грязи и нет демократии. Поэтому многие вопросы решаются легче. Если дом мешает дороге, то дом снесут и никаких протестов собственников с митингами и демонстрациями и пиаром в СМИ не будет. Если решили строить метро, то оно строится быстро, в срок, без всяких обсуждений и общественных слушаний и т.д.

Деньги и тоталитаризм - великая сила, кто б спорил. У нас при Сталине так же было. А тут еще и фактически ничем неограниченные финансовые ресурсы к тоталитаризму плюсом. Если через десять лет их метро будет в два раза длиннее лондонского и нью-йоркского вместе взятых - я не удивлюсь.
19
Написал tirl 2010.06.23 03:58:30

tirl, ну возьмите к примеру Дели - столица не менее крупного государства. Размер не играет роли. Тут дело в мозгах что ли... можно деньги выбрасывать на всякие мега-кольца и магистрали, а можно сделать систему выделенных полос для НОТ, велосипедные дорожки и т.п. Когда в Пекине многие купят авто, возникнут неминуемо пробки, а благодаря выделенным полосам НОТа они касаться не будут, что Пекинцы начнут задумываться о том, что автомобиль не так уж и хорош. И тот факт, что это поняли власти да и ещё и раньше реальных проблем - это просто удивительно. Москве стоит поучиться. Почему «Пекин и тот» - да ещё десяток лет назад городу было ой как далеко до Москвы и других городов, а сейчас Москва скорее деградирует, чем развивается...
16
Написал Tassadar 2010.06.23 10:37:45

Спасибо за обстоятельный обзор. Хотелось бы ещё фотографий билетов, скажем, или проездных.
3
Написал goshpodarek 2010.06.23 11:30:44

столица государства в 5 раз большего, чем США

И какая же по-вашему площадь Китая? 47,5 млн квадратных км?
2
Написал Максим Ляденко 2010.06.23 14:14:31

Максим Ляденко, наверное имелось ввиду не по территории, а по населению.
2
Написал Tassadar 2010.06.23 14:17:09

Tassadar: Москве стоит поучиться. Почему «Пекин и тот» - да ещё десяток лет назад городу было ой как далеко до Москвы и других городов, а сейчас Москва скорее деградирует, чем развивается...

Не Москве, а правительству стоит поучиться. Если бы у нас расстреливали за воровство и финансовые махинации, также как в Китае, то намного быстрее и качественнее всё бы строили. Да и какая может быть вообще культура вождения (да и в целом культура), когда она должна насаждаться населению сверху? Власти ведь сами демонстрируют нам к чему надо стремиться, чтобы стать самым крутым: мерс последнего поколения с водилой, на нём аХХХмр97, мигалка, и можно класть болт на все правила. А ещё лучше перекрыть всё нафиг, пускай быдло постоит в пробках, пока крутые едут...
3
Написал Spirit 2010.06.23 14:57:19

Прикольный обзор! Как ещё раз в Пекине побывал :)

Мы туда заглядывали как раз после окончания Олимпиады. Не закончились ещё паролимпийские игры.

Что запомнилось - я тогда не испытывал проблем с ориентацией в автобусном транспорте. На всех остановках висели карты города, на которых были нанесены те автобусные маршруты, которые проходят через данную остановку. То есть получался на карте такой паучок с центром в том месте, где ты находишься. Поскольку я знал (по карте), куда мне следует ехать, быстро нашёл нужный маршрут.

С названием остановки, где выйти, тоже проблем не было. Они на карте были написаны латиницей. А в автобусе объявлялись по-китайски, но при должной фантазии сопоставить китайское объявление и латинский шрифт в названии можно было. Сейчас эти карты с остановок сняли?

Зато вышла забавная проблема в общении с кондуктором. Стоимость проезда - юань. Нас зашло пятеро. Даю кондуктору бумажку пять юаней, показываю, что нас пятеро. Кондуктор отмахивается и не хочет брать. В чём дело - не пойму. Мой приятель пробует дать один юань. Прокатило: юань кондуктор забрал и дал билет :) Пошарились по карманам, набрали ещё 4 юаня по одному, получили оставшиеся 4 билета. Только когда отошёл от стойки кондуктора, обратил внимание, что на ней ВНИЗУ (сразу не увидишь) написано по-английски: "принимаются только банкноты по 1 юаню". Это что, борьба с коррупцией? :)

Ещё не раскрыта тема электровелосипедов! Я такое транспортное средство больше нигде, кроме как в Китае, не видел. На вид что-то среднее между скутером и великом, видимо, лёгкое. Едет абсолютно бесшумно. На заднем колесе - электромотор, без трансмиссии (похоже, жёстко насажен на колесо). На некоторых моделях дополнительно есть педали. Гоняют на таких, в основном, девчёнки. Ездят быстро, едут по велодорожкам. Учитывая, что Пекин - город равнинный, запас хода у таких устройств должен быть довольно большой.

А что будет во второй части обзора?
6
Написал mipt_stan 2010.06.23 18:01:25

Спасибо за конкретику. BRT для Пекина вроде Volvo Buses разрабатывали?

Вы конечно простите, но как меня достали эти лупоглазые дёшево блестящие толстоухие ассиметричные азиатские уроды - в Питере они стали массовыми маршрутками, а благодаря тёте Вале ещё и на социальные загруженные маршруты были куплены 35% низкопольные двухдверные БВ вместо нормальных ОБВ, черт побери, с дешевым пластиком и отделкой для скота!!! Просто ненависть берёт!!!

Хорошо, что в новом конкурсе на эти перевозки в 2011 "экономщиками на людях" придётся заплатить двойную цену - в ТЗ прописаны трёхдверные 100 никзополы, чему не соответствует НИ ОДИН КИТАЙСКИЙ АВТОБУС частников. Так что либо пусть валят, либо тратятся! Наболело, не могу видеть китайские скотовозные дешёвые побрякушки на фоне изысканной романской архитектуры. А между тем, эти уроды (вот именно) еще и бойкот собираются устраивать (почувствовали себя хозяевами) что их гонят с хлебных социалок, а дилер Higer не читав ТЗ с узкоглазой ухмылкой хочет пропихнуть и свой хлам!

Новый Foton кстати ничего.
4
Написал BatonMedved 2010.06.23 18:02:54

goshpodarek, к сожалению билетов у меня нет. Ездил я лишь на метро по одноразовым билетам, а из метро у них с одноразовыми билетами не выпускают, турникет забирает их внутрь себя. А сфотографировать по дороге или купить лишний я не догадался.
mipt_stan, насчёт схем на латинице. По-моему не было. Я думаю, обязательно заметил бы, если б было. На оригиналах фотографий тоже не просматривается. Но я остановки изучал в обычном районе, где жил. Может быть, в центре есть, может, мне просто не повезло, а может и не заметил. Автобусами я не пользовался.
Во второй части будет метро в целом, его Олимпийская линия и линия в аэропорт. В третьей части - новый терминал аэропорта.
BatonMedved, насчёт Вольво не знаю.
0
Написал kostik 2010.06.23 21:16:14

BatonMedved, на тему лупоглазых азиатских уродов... У меня возникло ощущение, что пекинские автобусы по качеству гораздо выше тех китайцев, которые бегают у нас, в том числе по Москве. Я бы оценил качество китайских автобусов примерно как у нового "ЛиАЗа" или "Волжанина". Субъективно, конечно.
0
Написал mipt_stan 2010.06.25 22:34:55

Все названия остановок продублированы по-английски как на указателях остановок, так и на схемах данного маршрута внутри автобуса.
4
Написал Metroconnector 2010.06.27 06:28:57

mipt_stan,
Языковые проблемы, кондуктор вас не понял. Заплатить пятиюаневой бумажкой за пятерых можно без проблем, за одного - нет (сдачу не дадут, деньги вы опускаете в кассу, кондуктор только наблюдает за этим. В двухдверных автобусах и троллейбусах кондукторов вообще нет, водитель сам справляется).
4
Написал Metroconnector 2010.06.27 06:57:02

Пишите письма: metronews@mail.ru