Метки: киев; украина; фуникулёр

Киевский фуникулёр



Киевскому фуникулёру исполнилось 105 лет. Пышных торжеств по этому поводу не устраивали. «Собрались, выпили по бокалу вина, и всё», — говорят сотрудники самого экзотического транспорта в городе.

Впервые вагончик между Михайловской площадью и Подолом поехал 8 мая 1905 года. Идею строительства фуникулёра в этом месте озвучил инженер Артур Абрагамсон, специализировавшийся на водопроводах и канализациях. Киевляне тогда добирались с Подола в верхний город на трамвае по Владимирскому спуску, а выше, к Михайловскому собору и Андреевской церкви, шли преимущественно пешком.

Сначала фуникулёр назывался «Михайловским механическим подъёмом». К выходам «подъёма» сверху и снизу подходили трамвайные пути, с которых можно было пересесть в фуникулёр без дополнительной платы, если вы заплатили 2 копейки за трамвай. Там же впервые в Киеве появились турникеты. К слову, у нас был второй фуникулёр в Российской империи после одесского — его открыли в 1902 году.


Звёзды

Сейчас фуникулёр обслуживает 43 человека. Зарплаты мизерные: например, оператору, который сидит во главе вагона, платят до тысячи гривен. Небольшой компенсацией служат постоянные встречи с известными людьми. Кассир Галина Пухленко, которая работает тут 15 лет, рассказала нам, что нередко среди её пассажиров попадаются узнаваемые люди.

Был тут Ющенко с детьми, правда, ещё до того, как стал президентом. А сотрудники МИД и СБУ постоянно ездят. Им так удобнее добираться на работу, утром внизу уже очередь выстраивается из дипломатов и разведчиков», — смеётся Пухленко. Другие работники фуникулёра говорят, что в 90-е у них каталась и София Ротару, правда, она проехалась тихо, не привлекая внимания.


Реконструкция

Уже четыре года в фуникулёре говорят о необходимости новой реконструкции, но в бюджете всё никак не найдут средств. По словам начальника техотдела «Киевпастранса» Казимира Брамского, хотят заменить железобетонную эстакаду, увеличить ограждения вдоль путей (в том числе для защиты от графитчиков). Также хотят изменить внешний вид и внутреннее убранство вестибюлей, правда, как именно, пока не решили. А сами вагоны думают сделать максимально прозрачными сверху и по бокам, чтобы был большой обзор. По словам Брамского, на инженерные работы надо 29 млн гривен, на новые вагоны — ещё 20.


Из-за вагончиков прорубили этаж

Фуникулёр смело можно назвать самым безопасным видом транспорта. За 105 лет на нём произошла лишь одна авария. В 1928 году во время ремонтных работ вагон сорвался с верхней платформы и упал на нижнего собрата. Оба вагона сплющило, но обошлось без человеческих жертв — снизу заметили летящий вагон, и все выбежали из транспорта.

За 105 лет фуникулёр пережил три реконструкции. В 1928 (сразу после аварии) на нём заменили вагоны — вместо деревянных открытых поставили закрытые из металла, которые уже вмещали 100, а не 70 пассажиров, как раньше. В 1958 году в вагончиках поставили стенки между «купе», но во время последней реконструкции в 1984 году их снова убрали. Тогда же, как рассказывает начальник техотдела «Киевпастранса» Казимир Брамский, на несколько метров удлинили верхнюю платформу и построили нижний вестибюль.

Интересно, что до 1928 года нижняя остановка была на 30 метров выше, на улице Боричев Ток: владельцы доходного дома, что стоял на месте нынешней остановки, потребовали слишком большую компенсацию за его снос, и поэтому рельсы решили сделать короче. Фуникулёр удлинили уже при советской власти, попросту... «прорубили» первый этаж дома. «Сверху жили люди, а под ними был выход из фуникулёра. А в 1984 году жильцов всё же отселили, дом снесли и построили вестибюль таким, как мы его видим сейчас», — рассказал нам г-н Брамский.


Открытые вагончики



С 1905 до 1928 года вагончики «Михайловского механического подъёма» были открытые, и пассажиров продувало ветром. Тогда они вмещали по 70 человек. Верхняя станция располагалась там, где и сейчас, а нижняя была на 30 метров выше, на улице Боричев Ток.


Отдельные купе



После реконструкции 1958 года между отсеками вагончиков поставили сплошные стены так, что образовались отдельные купе. Пассажиры не видели друг друга, как это было до этого, и сейчас. Проезд тогда стоил 2 копейки.

Сегодняшний вид



Нынешние вагоны вмещают до 100 пассажиров. Работники фуникулёра жалуются, что их транспорт часто становится «полотном» для юных графитчиков, после чего рисунки и надписи приходится закрашивать.


Смотрите фоторепортаж



























Антон Задорожный, Г. Салай (фото)
«Сегодня», 12.05.2010.
89
Написал МС 2010.05.12 14:54:30
Рейтинг:
Спасибо за репортаж!
Долгих лет жизни! Я в том году на нём покатался - так он мне жетончик вернул- пусть будет на счастье ))))
Жаль что при последней реставрации кабину сделали с плоской крышей - ступеньками он красивее и обзор в перёд не только у крайних!
1
Написал Феликс 2010.05.12 16:33:30

Прямо как по Киеву прогулялся. я в 2003 году хотел на нем проехаться, но был закрыт. С тех пор в Киеве и не был. Выглядит все вполне прилично, чисто для предприятия с таким скромным финансированием.
3
Написал eugen 2010.05.12 17:03:29

Такое ощущение, что передние стекла от ЗИУ-9 засандалили, или мне кажется?
0
Написал Spirit 2010.05.12 17:29:41

Spirit, ЗиУ-9 в Киеве нет, но зато есть (был?) Киевский завод электротранспорта (КЗЭТ), знаменитый грузовыми троллейбусами КТГ:



Заметили сходство? Насколько я понимаю, вагончики выпущены / ремонтировались как раз на нём.
10
Написал МС 2010.05.12 18:01:12

Spirit, унификация - судя по фото до этого было 1 цельное а боковые как я понимаю после капиталки 84 года тоже унифицировали с тем же ЗИУ - на старой фото они серповидные
0
Написал Феликс 2010.05.12 18:06:55

Верхняя морда похожа на ЗиУ-9, нижняя - на ЛиАЗ-677.
8
Написал quantum 2010.05.12 18:12:05

quantum, верхняя морда больше похожа на КТГ, нижняя — похожа на КТГ тоже, но просто более отдалённно. А ЗиУ-9, повторюсь, в столицу не закупали.
–3
Написал МС 2010.05.12 18:20:14

Похожесть характеризуется вовсе не тем, закупали ли что-то или не закупали.
11
Написал quantum 2010.05.12 18:25:07

quantum, делать КЗЭТу, как будто, больше нечего, кроме как вместо готовых решений от КТГ копировать ЗиУ-9 и ЛиАЗ-666 — транспортные фанаты там, по моим данным, никогда не работали. Кроме того, взгляните сначала на фото этих двух видов ПС, чтобы убедиться в их полной непохожести на вагоны фуникулёра.
–3
Написал МС 2010.05.12 18:29:50

Похожесть характеризуется вовсе не тем, ставил ли себе автор цель что-то скопировать, и был ли он фанатом.
3
Написал quantum 2010.05.12 18:44:00

quantum, видимо, Вы настолько давно последний раз видели что ЗиУ-9, что ЛиАЗ-666, поэтому позволю себе Вам помочь:



–3
Написал МС 2010.05.12 18:50:32

...что и требовалось доказать.
11
Написал quantum 2010.05.12 18:53:57

МС, КЗЭТ именно есть/был... :-(
Територия завода сдаеться в аренду, сам завод ютиться в цеху трамвайного депо, клепает из старых Татр Кобры, и продает эти убожества на 3 млн грн. дороже, чем УКВЗ просит за КТМ-30.
11
Написал XAN 2010.05.12 19:44:46

Интересно. Спасибо.
0
Написал tirl 2010.05.12 22:55:56

Эх так интересно)) Прям в Киев захотелось покататься на этом чудесном транспорте :)
4
Написал HighEnd 2010.05.13 00:34:23

о! спасибо, я как раз думал, куда сегодня в Киеве поехать. Надо разнообразить отпуск =)
0
Написал Flar 2010.05.13 14:47:22

Довелось мне на нём покататься - ничего интересного. Гораздо интереснее смотреть со стороны, посмотреть вестибюли или подняться/спуститься по лестнице, которая идет вдоль путей.
0
Написал bralevbo 2010.05.14 12:23:06

В 2006 проехался на киевском фуникулере. Пока ждал вагон, чуть мозги не вывернул, думая о том, как они проезжают стрелку.
Потом только узнал об отсутствии реборд на "внутренних" колесах)
0
Написал Gvothdew 2010.05.18 12:22:16

Пишите письма: metronews@mail.ru