Метки: депо; днепр; история; киев; украина

Первое электродепо киевского метрополитена

Линия первой очереди киевского метро, помимо красоты убранства станций, появившихся, когда еще удерживались традиции сталинского классицизма, интересна также оригинальностью решений сложных технических проблем, с которыми строители и проектировщики сталкивались довольно часто, а главное, впервые. Масса неожиданностей поджидала первопроходцев в недрах «міста на семи пагорбах», но и на поверхности их было не меньше. Еще на стадии проектирования планировалось тянуть трассу на левый берег, не выходя наружу, то есть, еще больше углубиться в породу и пройти под Днепром. Однако на этот вариант не решились: слишком большой перепад высот, а места для плавного спуска мало, да и строительство наземных станций обходится гораздо дешевле, нежели подземных. Некоторые форпроекты, датированные началом 1950-х годов, предполагали выход тоннеля на одном уровне с набережной. В этом случае линия кончалась однопутной тупиковой станцией, лежащей параллельно берегу, а электродепо разместилось бы с противоположного конца трассы (в районе нынешней станции метро «Шулявская»). В конечном счете, все единогласно сошлись на эстакадном варианте с мостовым переходом через Днепр, ведь уже в те годы левобережная часть города активно разрасталась, и ограничиться одним трамваем не могла.

Так, год за годом, преодолевая плывуны и твердые породы на глубине порой 100 и больше метров, проходчики дошли до реки и вывели трассу на поверхность. Первый участок первой очереди с пятью станциями («Вокзальная», «Университет», «Крещатик», «Арсенальная», «Днепр») был готов. Казалось все просто: первые пять метровокзалов уже вот-вот откроют, тем самым разгрузятся напряженные маршруты наземного транспорта, а киевляне быстро и удобно смогут добраться с железнодорожного вокзала на набережную или в центр. Но вот незадача: пока нет моста на левый берег, где планировалось строить электродепо, нет и связи трассы с железной дорогой, а ведь сплотки электровагонов из Мытищ придут именно по ней! Вагоны просто не выйдут на линию.

Единственным выходом, не требовавшим значительных затрат дополнительного времени и ресурсов, было возведение временного депо близ станции «Днепр». Для транспортировки метровагонов на правый берег было решено использовать трамвайные пути. Однако как доставить вагоны на эстакаду станции, которая, будучи на шестиметровой высоте, лежит перпендикулярно набережной и, таким образом, совершенно изолирована от трамвайных и парковых путей? Решением этой проблемы занимались инженеры «Киевметростроя» и «Киевметропроекта» Л.Д. Сапрыкин, М.И. Семко, Г.М. Кольцов, при участии ПКБ «Главстроймеханизации». Под эстакадой станции «Днепр» был сооружен довольно необычный агрегат. Состоял он из двух частей: поворотного круга и… подъемника. Вагон въезжал на круг и, развернувшись параллельно оси станции, через проем (!) в перекрытии попадал прямо на ее четный путь. При этом на эстакаду с вагоном поднималась вся поворотная площадка, образуя в верхнем положении сплошное рельсовое полотно.
Вообще, вся процедура доставки первых вагонов на линию довольно необычна. Прибывшая в Киев сплотка загонялась на хоздвор железнодорожной станции «Дарница», где под один из вагонов подкатывали пару специально подготовленных тележек для проезда по трамвайным путям. Фактически, это были обычные тележки вагона «Д», но с демонтированными двигателями, а бандажи их колесных пар имели трамвайный профиль. Снабженный такими колесами, вагон в ночное время переправляли в депо. В качестве буксира использовался трамвайный электровоз, оборудованный переходной сцепкой. На всем протяжении сплотку сопровождали аварийная контактной сети и восстановительная бригада путейцев. По прибытии в депо «Днепр» ложные тележки менялись на обычные, а затем при помощи мотовоза вагон подавался на подъемник.

Таким образом, в течении октября 1960 года на участок были доставлены все 24 вагона типа «Д», после чего стрелочный съезд, связывавший депо с трамвайной линией, был разобран до прихода следующих партий (соответственно, в 1962 г. - 5 и в 1963 г. - 10 вагонов типа "Д"). В дальнейшем подъемник работал, в среднем, раз в неделю по ночам, доставляя отремонтированные вагоны, а также мотовоз и другую спецтехнику в тоннель. Сформированные на эстакаде поезда (по три вагона) распределяли между линейными пунктами техосмотра и ночного отстоя. Депо «Днепр» имело одну канаву на два вагономеста, оборудованную четырьмя домкратами. В одноэтажной пристройке размещались механический и кузовной цеха. Пневматический и электроаппаратный цех расположили в двухэтажном админкорпусе.

Уникальное приспособление, как, впрочем, и само депо «Днепр», просуществовало до 1965 года включительно и после открытия метромоста с продлением трассы до станции «Дарница» было демонтировано. Сегодня же о существовании этого комплекса напоминают разве что здание подъемочного цеха и админкорпус, которые уже давно не используются по назначению.

Дабы восполнить пробел и отдать должное творческой мысли, в создаваемом музее киевского метрополитена было решено соорудить действующий макет станции «Днепр» и одноименного депо. Весной 2000 года в киевский клуб моделистов пришел, тогда заместитель начальника техотдела КП «Киевский метрополитен», Игорь Шиповалов и предложил идею создания уникальной диорамы. Для тамошних мастеров железнодорожного моделизма предложение было необычным и довольно заманчивым, ведь речь шла о метрополитене, а макетами такого рода, да еще на отечественную тематику, и теперь никто не занимается.

Так или иначе, в апреле-мае того же года между молодым мастером-моделистом Сергеем Хоменко и КП «Киевский метрополитен» был заключен договор на постройку действующего макета «Станция метро Днепр» в масштабе Н0 (1:87). Выбор на Сергея как исполнителя заказа пал не случайно. Уже не один год Сергей работал машинистом киевского метрополитена, и данная тема была ему близка. Помогать Сергею вызвался также довольно опытный моделист Дмитрий Ревякин.

В течении всего лета продолжались поиски различного рода сведений об устройстве депо и самого подъемника. Активное участие в поиске материалов принимал заведующий будущим музеем Николай Куриленко. В результате удалось найти не более десятка фотографий с различными видами на эстакаду, а главное, генплан самой станции со всем путевым разветвлением, зданиями и транспортной развязкой. В устройстве подъемного механизма помог разобраться машинист-инструктор Николай Кузнецов, некогда работавший механиком в депо «Днепр».

За полтора месяца до открытия музея (а состоялось оно 6 ноября 2000 года) началось непосредственно сооружение макета. На готовый подмакетник размером 1,7×1,7 метра были перенесены все контуры с чертежа, выверена увязка всех отдельно собираемых деталей. Далее работа была распределена таким образом: Сергей делал поворотный круг с механизмом, эстакаду, вагоны типа «Д» и мотовоз АГМ, а Дмитрий вырезал и клеил здания, составлял рельсовую сеть. Когда перечисленные компоненты были готовы, подмакетник доставили в музей и вмонтировали в готовую диораму. Нужно сказать, что, выходя из заданных размеров всего макета, эстакаду пришлось пропорционально укоротить (в действительности она несколько длиннее). Также претерпел некоторые изменения механизм подъемника. Под выемкой поворотного круга помещается два микродвигателя, заимствованных от немецкой игрушки. Один из них поворачивает платформу, а другой, при помощи самодельных карданов, редукторов и двух винтовых стержней, поднимает ее на эстакаду. На подъемнике размещено четыре концевых выключателя (два из них кустарного изготовления) для ограничения движения платформы в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Нанесение природного ландшафта, дорог с установкой мелких деталей производилось уже на месте. На переднюю панель диорамы вынесли пульт управления подъемником, освещением на станции, а также стрелками. Первоначально предполагалось, что мотовозик будет производить заталкивание вагона на поворотный круг, однако по техническим причинам от этой идеи отказались, и все вагоны на макете остались неподвижными. В дальнейшем диорама насыщалась в основном за счет готовых изделий, которые на то время можно было достать в магазинах. Конечно, автомобили ЗиЛ-157 и ГАЗ-51 (или МАЗ-200) вместо ЗиС-5 и ЗиС-6, трамвайный вагон МТВ-82 или «Татра-2» вместо «Х+М» как типичные представители Киева начала 60-х выглядели бы на макете более естественно… Но, как говорится, «чем богаты»… Вот уже 8 лет стенд безотказно функционирует и радует многочисленных посетителей музея.

На последок хочется добавить, что это, к сожалению, пока единственный в своем роде макет, посвященный теме метро, а ведь метрополитенов на всей территории СНГ имеющих собственные музеи много, а сюжетов для развития данной тематики еще больше.

Дмитрий Ермак, иллюстрации автора


Иллюстрации:



План-схема расположения парковых путей и сооружений станции и электродепо «Днепр»



Принципиальная схема работы подъемного механизма эстакады станции «Днепр»



Форпроект станции метро «Днепр». Автор И. Л. Масленков, 1953 г.



На этой фотографии хорошо видны окна машзала и поворотный механизм. Проем в эстакаде днем закрывали деревянным помостом, 1962 г. ЦДКФФА Украины им. Пшеничного



Общий вид поворотного круга, 1961 г. ЦДКФФА Украины им. Пшеничного



Интерьер вестибюля станции «Днепр», 1961 г. Из фонда музея Киевского метрополитена



Интерьер цеха подъемочного ремонта электродепо «Днепр», 1963 г. Из фонда музея Киевского метрополитена



Трамвайный электровоз ЭЛ-1, транспортировавший вагоны типа «Д» в электродепо с ж/д станции «Дарница». Фото 50-х гг.


Макет станции «Днепр» в Музее КП «Киевский метрополитен»:
Фото любезно предоставлены автором статьи













89
Написал VladlenBDH 2012.03.28 11:11:16
Рейтинг:
Эх, такую бы диораму себе в комнату! Красота необыкновенная.
4
Написал razor 2012.03.28 18:22:00

Классная была задумка! Жаль, разобрали всё это. Не получится своими глазами увидеть...
6
Написал Spirit 2012.03.28 19:48:44

Слава советским инженерам! :)
12
Написал ArtZem 2012.03.28 20:45:29

а кинохроники не сохранилось? Вот уж действительно интересное сооружение. Когда первый раз узнал - не мог поверить. что оно действительно так работало :)
6
Написал Boser 2012.03.28 21:19:53

Spirit, ну, всему своё время. Сейчас ведь это объективно не нужно. Даже трамвайной линии ведь уже нет, уничтожили в угоду Евро-2012.

А самое обидное, что сейчас даже встроить станцию на действующих путях (Суворовская, Хмельницкая и т.д.) - это уже огромная проблема. Видимо, разница в том, что тогда люди работали на советском запале и энтузиазме, а сейчас "бабло решает". Дорого - значит, не нужно, а пассажиры перетерпят уж как-нибудь.
7
Написал Flar 2012.03.28 23:51:44

Что, трамвай с набережной снесли? Вот уроды!
12
Написал Jorian 2012.03.29 01:59:07

Конструкция совершенно удивительная!
И вот что очень удивляет - неужели лифтовый подъемник (без всяких поворотных кругов) - нельзя было построить где-нидудь поближе к вокзальной?
Кстати на киевском форуме метрополитена - до сих пор идут споры был еще одни гейт, или нет (перегон по моему-вокзальная - университет)
Уж очень там специфические моменты, судя по фото....
Сейчас - сошлись на том - что строить начали, но почему то не смогли построить, или как то так....
0
Написал IceFox 2012.03.29 13:33:04

Boser,
Кинохроники немножко, но есть! - будем ожидать документальную полнометражку по истории киевского метро!
1
Написал VladlenBDH 2012.03.29 16:33:56

IceFox, глубина заложения (более 50 м) на участке "Вокзальная - Большевик" не позволила сделать приемлемый по финансовым и временным затратам гейт. Все упиралось в выработку (сложная геология и т.п.)...
0
Написал VladlenBDH 2012.03.29 16:43:33

А как вагоны двигались между цехом подъемного ремонта и поворотным кругом? Контактного рельса нигде не вижу, да и не расположишь его никак особо при наличии переезда...
Кстати, первый раз вижу автодорожный переезд через пути метро, не ожидал такое встретить.
Спасибо за очень интересный пост.
1
Написал seva 2012.03.29 17:12:03

seva, Мотовозик возил вагоны, не было КР.
0
Написал Spirit 2012.03.29 17:31:58

Любопытная история! А касательно макета - молодцы!
0
Написал Scheer 2012.03.29 18:19:04

seva, есть в Москве между электродепо "Новогиреево" и путями железной дороги.
–2
Написал danilamaster 2012.03.31 14:14:27

danilamaster, С каких пор в Новогиреево построили гейт на ЖД?
0
Написал Shimanski 2012.04.01 01:45:13

Shimanski, там пути пересекает хозяйственная дорога на территории депо. На карте - в нижней части депо, практически перед ЖД.
0
Написал Mr. Kornienko 2012.04.02 00:23:05

Mr. Kornienko, ааа, вот теперь понятно. Но такое же есть в каждом депо. Хоз Дорога то.
0
Написал Shimanski 2012.04.04 18:25:00

А я вот не понял, на последних двух фотках там что, показан вагонный лифт что ли? (если я что-то не то сказал, извините, я в этом не очень силён...)
0
Написал Rumata 2012.04.06 10:16:05

Пишите письма: metronews@mail.ru