Метки: автобус; стокгольм; трамвай; транспортные решения; швеция

Транспорт Стокгольма



Большой рассказ с фотографиями про метро, трамвай, автобус и другие виды транспорта в столице Швеции.


Метро

Почему-то вспоминается армейское определение куста. Совокупность веток, исходящая из одной точки. Точка эта — T-Centralen. Практически во всех случаях, когда вы куда-нибудь едете, вы проезжаете или пересаживаетесь на этой станции. Станция красной и зелёной линий двухуровневая, с кроссплатформенными пересадками. Через платформу можно пересесть на поезд другой линии противоположного направления.

Казалось бы, странно. Но всё объясняется просто: на следующей станции Gamla Stan, перейдя через платформу, можно пересесть на поезд другой линии попутного направления. Таким образом, в любом случае достаточно лишь перейти через платформу. А иначе T-Centralen, наверное, бы загнулась.

Станция практически полностью занята лифтами и эскалаторами. По бокам — лишь узенькие проходы. Эскалаторы — как по краям, так и в центре зала — выходят в огромный вестибюль ряд за рядом. Ведь, кроме пересадки между линиями, здесь ещё: Центральный вокзал с пригородными, дальними поездами и экспрессами в аэропорт; автовокзал; причал; крупнейшая в городе пешеходно-торговая зона.

Метро частично наземное, частично подземное. Станции первой очереди довольно невзрачны и в принципе небольшие. Тогда, когда они строились, метро было скорее подземным трамваем — с верхним токосъёмом и низкими платформами.



Станции глубокого заложения — удивительная галерея современной архитектуры и современного искусства. Путешествовать по ним крайне интересно и увлекательно. Они выглядят настолько современно, что невозможно поверить, что многие из них построены в 1970—80-е годы. Невозможно, но это факт.









Абсолютно все станции оборудованы лифтами. Даже станции глубокого заложения. На них лифт больше похож на маленький фуникулёр, занимает он место четвёртой ленты эскалатора. Поэтому в метро много не только инвалидов, но и мамаш с колясками.







Народу в метро мало. Эскалаторы на станциях включаются только тогда, когда на них кто-нибудь заходит.

Метро никуда не спешит. Поезда ходят быстро и строго по расписанию. Но... при высадке-посадке никто не торопится. Сперва объявляют остановку (сначала по-шведски, потом по-английски), потом поезд останавливается, стоит некоторое время, потом открываются двери. Никто не готовится заранее к выходу, вставать начинают после окончания объявления.

Если машинист закрыл двери, а кто-то не успел сесть, то он снова откроет двери... Зеркал у поездов нет — на каждой станции машинист выходит из поезда и, стоя на платформе, контролирует открывание и закрывание дверей. Если бы не это, то я бы и не заметил, что многие машинисты — женщины.

Поезда практически все новые, сочленённые гармошками. Старых остались лишь единицы, но ещё можно увидеть. Вандализма не заметно, хотя, например, сиденья вовсе не антивандальные, а мягкие и удобные.







Из-за большого количества ветвлений интервалы на ветках, как правило, составляют 10 минут, а если разделение идёт на три ветки — то и 15. В часы малой загрузки из-за этого интервалы не увеличивают, а пускают поезда неполной составности. Поезда хоть и с гармошками, но не на всём протяжении, а имеют промежуточные кабины.

Великолепно поставлена система информации: остановки объявляют по-шведски и по-английски, табло в вагонах также на двух языках. При входе на станцию и на самой станции обязательно табло с указанием следующего поезда и двух идущих за ним с временем прибытия в оставшихся минутах. Часы на платформах не в торце, а в середине, то есть там, где удобно пассажиру. На каждой станции план города с указанием всех маршрутов общественного транспорта, даже «компас» выложен на полу платформы, чтобы было проще понять, к какому тебе выходу.



Движение в метро — левостороннее. В Швеции вообще всё движение до 1967 года было левосторонним. В метро так и осталось.


Трамваи

Когда-то основной транспорт города. Даже первая линия метро мало того, что использовала трамвайный подвижной состав, но и не будучи замкнутой в центре, пересаживала своих пассажиров на трамвай, который шёл в центр. В центре была достаточно разветвлённая система линий, некоторые уходили аж в пригороды. Трамвай сперва потихонечку уступал своё место метро, потом просто закрывались некоторые линии. А вот затем...





Началась подготовка к переходу Швеции на правостороннее движение. В автобусах двери сделали с двух сторон. А вот у трамваев нужно было делать не только это, но и переделывать все стрелки. Да и вообще он считался несовременным. В Швеции шла тотальная автомобилизация. В общем, его добили одним махом, чтобы не мучался. Остались только две пригородных линии. Там был двухкабинный подвижной состав и минимум стрелок. Так они и дожили до наших дней, обрезанные до ближайших станций метро. Кстати, у каждой собственное название: Nockebybanan и Lidingobanan.

Возрождение началось с линии исторического трамвая. Группа энтузиастов, а именно Svenska Sparvagssallskapet (шведское Общество Трамвая) в 1991 году восстановили часть городской линии маршрута №7 и пустили там отреставрированные трамваи. Линия работает и сейчас, пользуясь большой популярностью.



А вот в 2000 году открылось движение на Tvarbanan. Это абсолютно новая линия скоростного трамвая, соединяющая юг Стокгольма с западом, минуя центр. Сейчас имеются планы её продолжения в обе стороны.


Железные дороги

Главная проблема железных дорог Стокгольма — связь юга с севегом. Всего две колеи в историческом центре по объединённому с метро и автомобилями транспортному коридору. Кстати, идеальное место для трэйнспотинга, поезда каждые пять минут и антураж красивый:





Правда вблизи, мягко говоря, не очень — это самый центр, Riddarholmen:



Сейчас для решения проблемы коридора север-юг, а проблема эта касается не только пригородных поездов, строится тоннель, проходящий под всем центром города с двумя подземными станциями Odenplan и T-Centralen.

Пригородные железные дороги — тема немного отдельная. Они не сильно завязаны с основной линией. Одна из пригородных железных дорог не доходит до центра и обрывается у станций метро Slussen. Ещё два направления имеют свой тупиковый вокзал у метро Tekniska hogskolan.


Автобусы

Что можно сказать об автобусах. Всё как везде в Европе: низкопольники, выделенные полосы практически повсюду, как правило справа, но есть исключения, при наличии трамвайных путей следуют по ним. Достаточно шустрые. Ходят по тактовому расписанию чаще всего раз в 10 минут, но всё зависит от маршрута. Как правило, на машинах надписи Etanolbuss или biogasbuss, так что об экологии тоже заботятся.









Водитель в автобусе никогда не отделён от пассажиров перегородкой. Это связано с тем, что он контролирует оплату проезда при посадке. Вход в автобус только через переднюю дверь (за исключением, естественно инвалидов и мам с колясками). Нужно предъявить проездной документ, при необходимости водитель его компостирует.

Водитель практически всегда здоровается с вошедшим, если необходимо отвечает на его вопросы. Входят в автобус как правило по-одному, если конечно пассажиры не едут вместе. Следующий пассажир ожидает на остановке перед дверью. Таким образом, посадка происходит весьма неспешно. И главное: работа водителя — это работа с людьми, а не с техникой.

Кстати, вот такие вот остановки. Вторая — достаточно интересный вариант решения остановки на улице с узким тротуаром, и машины не паркуются, и водителю не надо маневрировать, и на тротуаре не собирается толпа пассажиров. Правда, такое возможно лишь только в стране с высоким уровнем безопасности дорожного движения. Но Швеция таковой и является.






Оплата проезда

В Стокгольме есть как разовые талончики в виде весьма архаичных «книжечек», которые необходимо компостировать каждый раз при посадке. В метро это делает специальный сотрудник, дежурящий в стеклянной будке у турникетов, в автобусе — водитель, в трамвае — кондуктор.
Есть проездные на все виды транспорта на 1 день (100 крон, примерно 10 евро), на 3 дня (вдвое дороже) и так далее.

Удивительно, но отсчёт времени по ним идёт с момента продажи, а не с момента первого использования, что не очень удобно. Прямо при продаже их пропускают через специальную машинку, которая пропечатывает крупными буквами дату и время оканчания срока действия проездного. Почему окончания? Так удобно кондукторам — не надо пересчитывать, сколько ему ещё действовать.

В метро информацию с этих билетов считывает турникет (билеты с магнитной полосой). Есть точно такие же для туристов, они дают право не только на поездки, но и на посещение музеев. Стоят, естественно, дороже.



Те же, кто пользуется транспортом постоянно, покупают смарт-карты. У водителей и кондукторов есть специальные терминалы, к которым нужно её приложить при оплате проезда.


Водный транспорт

Стокгольм — красавец на воде. Расхожая фраза из туристического буклета. Совершенно естественно, что в городе, где сильны морские традиции, водный транспорт отнюдь не на последнем месте.

Непосредственно из центра города отправляется огромное количество разнообразных водных трамвайчиков. Поскольку в центре швартуется очень много судов, для экономии места все небольшие суда швартуются не боком, а кормой или носом. Трамвайчики не исключение. Все они специально оборудованы для посадки с кормы и носа.





Наверное самая короткая линия Djurgarden-Gamla Stan, связавает туристический центр с парком и этнографическим музеем, всегда полно туристов, отправление каждые 10 минут, иногда сразу по два судна.



А это самая обычная пассажирская линия, связывает жилой район с центром города:



Есть правда и у этого вида транспорта узкое место. Как это не странно, оно находится там же, где и узкое место железных дорог и автотранспорта — между Gamla Stan и Slussen. Slussen так и переводится «шлюзы». Шлюзы достаточно небольшие, к тому же и мосты здесь низкие, так что проходят в них лишь катера. А пассажирские суда имеют две раздельных системы линий — западную и восточную. Ничего не поделаешь.



Крупные суда обходят это место по Danviks kanalen. Там могут проходить достаточно большие и высокие суда, а вот для пассажирских судов, тем более местного сообщения, это затратно по времени. Поэтому эть две крупные пристани, западная и восточная, между ними 10-15 минут хода пешком по набережной.

Да, кстати, огромные морские паромы подходят прямо к самому центру, выглядит очень красиво:




Лифт «Катарина»

Достаточно редкое явление: лифт как общественный транспорт. Сейчас, правда, туристический аттрацион с панорамной площадкой и рестораном. Но построен он был в 1885 для подъёма людей и грузов от пристани Slussen к высоко расположенному району Sodermalm. Тогда значительная часть жителей этого района перебирались в центр города на паромах и лодках и лифт пользовался большой популярностью именно как общественный транспорт. Потом он постепенно утрачивал своё значение, хотя был реконструирован в 1935 году.








Велосипеды

Пусть кто-то скажет мне, мол климат здесь не тот. А великов море. Велодорожки практически везде, на любой мало-мальски загруженной улице в центре. Как правило — самое крайнее правое положение (у обочины), если есть парковка автомашин, то она либо в карманах, либо велодорожка отходит от края строго на ширину припаркованного легкового автомобиля.

Немножечко дальше от центра вдоль больших улиц велодорожка идёт совместно с тротуаром, отделяясь от пешеходной части сплошной белой полосой. В таком случае на ней как правило двустороннее движение (по своей половине). Не совсем удобно, так как и велосипедисты и пешеходы инстинктивно занимают правое положение относительно белой линии, а это неверно.

Впрочем, в таких местах и тех и других, как правило мало. Бывают и полностью выделенные велодорожки — в парках, на набережных. На одной из набережных велодорожка приподнята относительно проезжей части и тротуара.





Цветом велодорожки не выделяются, только знаками и одноцветной разметкой.
Есть прокатные велики. Их стоянки в наиболее людных местах, обычно у станций метро.



Есть и парковки обычных велосипедов. Например у Центрального вокзала.


Пешеходы

В целом ходить пешком по городу не очень удобно. Из-за достаточно плотной уличной сети практически на каждом шагу приходится преодолевать перекрёсток. На всех вызывные светофоры, время срабатывания долгое. Большинство шведов на них плюют и переходят дорогу на красный. В центре на небольших улицах это норма. Уважение водителей к пешеходам настолько велико, что это в принципе безопасно.

Во многих местах при выезде с небольших, второстепенных улиц, проезжая часть при пересечении тротуара резко приподнимается до его уровня, тротуар таким образом становится единым, а вот водителю приходится притормаживать. Причём, обратите внимание на знак «только направо». Казалось бы нет никаких проблем разрешить движение прямо, и перекрёсток продолжается, и светофор есть. Но, если разрешить, улица превратится в транзитную, а это недопустимо по их понятиям о спокойной добротной жизни. А вот великам можно прямо.



С местами, где можно спокойно походить всё замечательно. Единая развитая пешеходная зона в центре. Исторический район Gamla Stan целиком пешеходный. Иное трудно себе представить, ибо по многим улицам автомобиль еле-еле проедет.



Но... Gamla Stan это остров, а его пешеходная с обоих сторон отрезана от воды автодорогами, причём с интенсивным движением, одна так вообще автомагистраль, под которой надо проходить по подземному переходу. Отсутствие выхода с пешеходной зоны на водный простор, который явственно обозрим, но труднодостижим, создаёт некоторое впечатление резервации.

Пешеходная зона раскрыта только на северную сторону, где она переходит в торгово-пешеходную зону, состоящую из нескольких параллельных друг другу пешеходных улиц. Там расположены наиболее крупные и дорогие магазины Стокгольма. Там же расположена и подземная пешеходная площадь у входа в метро.





Также великолепным променадом является набережная Strandvagen. Идти здесь можно либо непосредственно по набережной вдоль воды, либо по бульвару, расположенному между проезжих частей.


Автотранспорт

Стокгольм всегда был одним из самых передовых городов в Европе по развитию автодорожной сети. Здесь активнейше строили автодороги, не считаясь ни с чем.

Город прошёл традиционные два этапа развития: на первом пытались запихнуть как можно больше транспорта в центр, на втором — отвести транспорт на кольцевую дорогу. Чем город заплатил за это? Отвратительным транспортным коридором T-Centralen — Gamla Stan — Slussen. Это фото сделано в двух шагах от исторического центра.



И каков результат? Платный въезд в центр города.

Из интересного. В центре есть двухэтажные пересечения улиц. Не развязки с эстакадами, а именно пересечения улиц, каждая из которых имеет тротуары, пешеходные переходы и входы в дома.
108
Написал kostik 2009.08.19 05:12:55
Рейтинг:
Большое спасибо за рассказ! Жду следующих серий.
10
Написал МС 2009.08.19 05:41:10

Отлично!
Только немного грустно, что мы ещё только на второй стадии развития, и что России даже до этого ещё очень далеко...
5
Написал Koch_ok 2009.08.19 11:03:05

Замечательно! Понравилось устройство лифтов на станциях метро глубокого заложения. Думаю, было бы желание, в Московском метро можно было бы сделать аналогично.
6
Написал Калужский 2009.08.19 14:03:44

Как я тащусь от вагонов метро. Просто загляденье. Спасибо автору. Очень интересно.
3
Написал Sonic 2009.08.19 14:19:51

Европа одним словом - как все хорошо организовано. Сервису от Гаева до такого ещё лет 20-30.
Увидел идею, которую необходимо стырить нашему метро. Это указатель на полу - север - юг.
Так пассажиры бы точно знали, где северный вестибюль, где южный.
3
Написал eugen 2009.08.19 15:33:01

Репортаж великолепный! Читать прятно и интересно.
Ну что сказать, там хорошо жить даже в столице, народу не много и вообще жизнь идёт не спеша...
P.S. Схема развития метро не удачная, в случае возрастания пассажиропотока.
3
Написал Kent 13 2009.08.19 19:33:33

eugen,
Особенно хорошо организовано выбегание машинистов на каждой станции,вот бы нам так ,как в европе.....
–1
Написал ramtamtager 2009.08.19 20:42:12

Очень редкий случай, когда мне было интересно читать текст, а не просто просматривать фотки. Заслуженный плюс.
11
Написал Cypok 2009.08.20 00:37:49

 
–6
Написал KVentz 2009.08.20 17:32:32
Его комментарий скрыт

Сервису от Гаева до такого ещё лет 20-30.
eugen, вас что, метро не возит? Или поезда ходят раз в полчаса? Или уезжают внезапно в неизвестных направлениях? Ну убейте две трети населения Москвы и Московской области и будут у вас мягкие сиденья в метро и также будет тихо, чинно и никого народу. И лифты вместо эскалаторов. Кстати, вам для сравнения: население Стокгольма 810 120 человек.
9
Написал KVentz 2009.08.20 17:36:51

KVentz,
Полностью согласен! Население Стокгольма маленькое. А население Москвы уже подобралось к 15 000 000 человек. Для сравнения население всей Швеции 9 000 000. Так о каком подражании метро Стокгольма может идти речь??? ММ выполняет сугубо утилитарные функции - превезти все эти миллионы пассажиров - и здесь уже не до роскоши, главная задача перевезди и обеспечить достаточный комфорт и безопасность для пассажиров.
4
Написал SHERIDAN 2009.08.20 20:45:04

Шедеврально! (с) Т. Тарасова. Всё очень подробно и очень читабельно описано!
Ну что сказать, Европа!
Насчёт оплаты проезда: мне всё-таки ближе старый-добрый беспристрастный АСКП)))
А насчёт пешеходов на красный: я думал, так только в матушке-России!)))
–3
Написал Мих@N(model 81-740.1) 2009.08.20 21:04:50

Выбегание машинистов на станции практиковалось в СССР. Потом это заменили прогрессивными зеркалами.
Когда мы говорим о населении Стокгольма, уместнее говорить об агломерации. А ее численность по 2 миллиона.
Если автобус опаздывает больше, чем на 20 минут, то можно требовать у транспортной организации деньги, потраченные на такси.
Впрочем, такси вызвать в Стокгольме иногда проблема. Мне не удалось это сделать в выходной. В отеле на ресепшн мне распечатали расписание маршрута: сначала на автобусе, потом на поезде, потом снова на поезде. На самолет не опоздал.
0
Написал ShSe 2009.08.22 02:38:22

KVentz,
суть в том, что это техническое решение нужно иметь в виду на будущее, так сказать.
Как верно говорит Д. В. Гаев, традиционный лифт со станций глубокого заложения сделать крайне сложно или вовсе невозможно, и выходить он будет совершенно в другом месте.
Данный же «наклонный лифт» технически возможно построить на любой глубокой станции, хоть на «Парке Победы». Можно в общем наклоне с эскалаторами, можно в отдельном – зависит от средств и задач.
По крайней мере, решение есть.
8
Написал D-d-d 2009.08.27 14:18:28

>По крайней мере, решение есть.
D-d-d, только оно неприменимо. Что будет, если вы закроете навсегда один из трёх эскалаторов на Белорусской и пустите вместо него этот фуникулёр? Переход просто захлебнётся, вот и всё. Пока что, пожалуй, только на Трубной и Парке победы (не в праздники) можно такое проделать без непременного коллапса.

Кроме этого вопрос ещё в деньгах. Что-то мне подсказывает, что денег, которые требуются для переоборудование всех станций ММ для самостоятельного передвижения инвалидов вполне хватит, чтобы возить этих инвалидов каждый день на такси в течение десятилетий.
5
Написал KVentz 2009.08.27 23:12:21

 
–7
Написал Мишин Дмитрий 2009.08.28 03:06:00
Его комментарий скрыт

Вот здесь есть информация о транспорте в Стокгольме:
http://www.tourister.ru/world/europe/sweden/city/stockholm/publications/314
посмотрите, может пригодится)
0
Написала Bennett 2010.09.06 07:45:39

Пишите письма: metronews@mail.ru