Метки: бск; оплата проезда

Новые БСК: плюсы и минусы

С 1 января проезд на московском наземном транспорте можно оплатить с помощью бесконтактных смарт-карт. Новинка широко не рекламируется, так как карты введены в порядке эксперимента.

Одновременно с этим Московский метрополитен обещает вскоре перейти только на бесконтактные проездные. «Известия» решили разобраться в плюсах и минусах новых билетов.

«Наземные» проездные: бесконтактные, но труднодоступные

Новые «наземные» смарт-карты — это вторая с 2005 года попытка Мосгортранса перейти на бесконтактную систему оплаты проезда. Такая система уменьшает очереди к турникетам в три-четыре раза, что на холодных остановках еще актуальнее, чем в подземке. Но эксперимент буксует.

Сегодня смарт-карты продаются на 30, 90 и 365 дней. Это соответственно на 55, 465 и 2960 рублей дешевле, чем покупать несколько бумажных месячных проездных на те же сроки.

Но есть и проблемы: бумажный билет даётся на полный месяц, а смарт-карта — на точное число дней (проблема была бы, если БСК действовали только в течение календарного месяца, как обычный проездной, а так, наоборот, всё отлично, платишь просто за 30 дней, и пользуешься ими без привязки к конкретному месяцу — Метроблог). Её, в принципе, можно продлить — прийти в киоск и зарядить на новый срок.

Вот только киоски для этой процедуры найти нелегко. Мосгортранс объявил, что аппаратура для новых карт стоит во многих его фирменных киосках — от 10 (ЦАО) до 33 (ЗАО) адресов на округ. Но пассажиры жалуются.

— Я пришел в киоск на Липецкую, 40 — рассказывает Николай Горелов. — О продаже в нём смарт-карт говорится на официальном сайте Мосгортранса. Но продавец сказала, что этим не занимается.

Еще удивительнее, что в официальном ответе Мосгортранс опять отослал Горелова в киоск на Липецкую, 40. В минувшую пятницу проверил новинку и корреспондент «Известий». В 11.45 киоск N 10617 на Бутырской, 9 возле метро «Савёловская», обозначенный на сайте Мосгортранса как продающий и продлевающий смарт-карты, был закрыт. Ни ближайший киоск, ни причины закрытия указаны не были.

«Подземные» проездные: дешёвые, но медлительные

Вот уже год в метро можно купить проездные билеты «Ультралайт» — технически упрощённый вариант пластикового бесконтактного проездного (смарт-карты), разработанный зеленоградским заводом «Микрон».

До начала весны они должны полностью вытеснить бумажные билеты с магнитной полосой. Но многие пассажиры считают, что переход на бесконтактные карты слишком поспешный — уж очень много сбоев в их работе. Главный недостаток — они «съедают» лишние поездки.

— У пластиковых проездных, которые в метро «магнитят» на 30, 90 и 365 дней, таких проблем нет. Они способны работать без сбоев годами. А бумажный билет «Ультралайт» производители пытались сделать дешевле. Искали компромисс между качеством и ценой, — говорит консультант компании «Смарт-технологии» Владимир Асмаков. 

— Поэтому пассажиры должны знать, что у этих билетов есть ряд особенностей. Они работают медленнее. Эти карточки нельзя быстро поднести к валидатору и сразу пройти. Турникет должен совершить множество операций: распознать карту, сверить ее с номером карты из базы, проверить наличие поездок, списать поездку и только потом пропустить.

Если поспешить и быстро убрать билет от валидатора, то последняя операция не происходит: поездка списывается, а турникет не открывается. Все эти огрехи — из-за экономии. Сейчас мы разработали новое программное обеспечение для турникетов, которое поможет избежать таких «сбоев» операции.

Больше недостатков у новых карт нет.

— Было много разговоров о том, что эти билеты «размагничиваются», но это всё домыслы и слухи. Они физически не могут размагнититься. У них иной принцип действия, — объяснил «Известиям» начальник цеха чип-модулей на гибких носителях завода «Микрон» Владимир Шелепов.

— Их практически невозможно вывести из строя. Сгибайте, сворачивайте в трубочку — делайте с ними все что угодно. Они все равно будут работать. Главное — не порвать билет, а вернее, специальную антенну, проложенную по краям карты.

В интернете активно обсуждают, что карточка перестаёт действовать, если хранить её вместе с другими бесконтактными картами — например, пропуском в офис. Это глупость. Ничего с ней не произойдет.

А вот если подносить к валидатору кошелёк с несколькими картами, то электромагнитные поля будут накладываться друг на друга, и проездной действительно не сработает. Чтобы воспользоваться билетом, его нужно вытаскивать и подносить к жёлтому кругу турникета (не красному и не зеленому).

Впрочем, на этом советы экспертов не заканчиваются. В случае, если проездной не сработал (горит красный индикатор и слышен звуковой сигнал), его нужно еще раз приложить к этому же турникету — в этом случае поездка не пропадет.

Если билет по-прежнему не работает, то дальнейшие действия пассажира зависят от достоинства проездного документа. Если это карточка на одну поездку, то необходимо подойти к дежурной и, объяснив ситуацию, попросить её пропустить в метро — именно так советуют поступать на официальном сайте метрополитена.

Там же сказано, что если билет на несколько поездок, то пассажиру нужно обратиться к старшему кассиру станции или в Пассажирское агентство метрополитена (Боярский переулок, д. 6, станция «Красные Ворота», телефон: 688-02-61), где после экспертизы пассажиру выдут новый проездной.

Справка

Стоимость новых смарт-карт: на 30 дней — 700 рублей, на 90 дней — 1800, на 365 дней — 6100. Для школьников и студентов — 207 р. на месяц. Срок действия отсчитывается со дня покупки. Количество поездок неограниченно. После прохода карта блокируется на 4 минуты (чтобы нельзя было провести второго человека).

Пополнить карту можно и до истечения срока. В последний месяц действия её можно зарядить на новый срок, он автоматически добавится к текущему сроку, как только тот истечёт.

Эдуард Воротников, Николай Морозов,
«Финансовые Известия», 28 января 2008 года.
13
Написал Кацнеленбогин Дмитрий 2008.01.28 11:32:01
Рейтинг:
«Что вы, МТС не пиздит со счетов, просто у них кривой биллинг. Если позвонить и разобраться — все пропавшие деньги восстановят!»

О чём это я? Наверное, дело всё-таки не в злом умысле, а в той самой пресловутой экономии. Хотя, как знать...
0
Написал quantum 2008.01.28 14:28:28

И опять Морозов статью хорошую написал!
5
Написал АЛС-АРС 2008.01.28 14:52:12

Статья интересная! У меня ни разу "не съедал" билет ни одной поездки.
2
Написал Аццкий 2008.01.28 16:38:48

Да уж, у касс обычно в часы пик куча этих чеков валяется, просто завались...
–1
Написал Калужский 2008.01.28 16:58:57

Хорошая статья. Придраться не к чему. +1! А правда, что иногда поездки на БСК "съедаются" и почему? )
1
Написал МоскВАО 2008.01.28 18:02:34

"Пополнить карту можно и до истечения срока. В последний месяц действия её можно зарядить на новый срок, он автоматически добавится к текущему сроку, как только тот истечёт. "

Вот это очень здорово, а то тётка в кассе уверяла меня, что дни отсчитываются от оплаты продления (т.е. даже если осталось несколько дней действия, при продлении отни не учитываются)
1
Написал Homer 2008.01.29 00:23:35

quantum, про дискретный билинг надо рассказывать или и так всё известно?
2
Написал KVentz 2008.01.29 01:27:47

Нам расскажите.
3
Написал Kardail 2008.01.29 01:32:14

Я ничего не понимаю в системах биллинга, только знаю, что все они дырявые, а особенно почему-то у сотовых операторов. Допускаю, что дело в той самой экономии, но в любом случае за счёт этих дыр организации получают больше денег, чем должны были.

Конечно никто не говорит, что это всё задумано изначально и намеренно, но раз всех всё устраивает, то это отношение - "фигня война" - будет продолжаться до первой серии крупных исков.
4
Написал quantum 2008.01.29 13:18:08

Пишите письма: metronews@mail.ru