С 1 января проезд на московском наземном транспорте можно оплатить с помощью бесконтактных смарт-карт. Новинка широко не рекламируется, так как карты введены в порядке эксперимента.
Одновременно с этим Московский метрополитен обещает вскоре перейти только на бесконтактные проездные. «Известия» решили разобраться в плюсах и минусах новых билетов.
«Наземные» проездные: бесконтактные, но труднодоступные
Новые «наземные» смарт-карты — это вторая с 2005 года попытка Мосгортранса перейти на бесконтактную систему оплаты проезда. Такая система уменьшает очереди к турникетам в три-четыре раза, что на холодных остановках еще актуальнее, чем в подземке. Но эксперимент буксует.
Сегодня смарт-карты продаются на 30, 90 и 365 дней. Это соответственно на 55, 465 и 2960 рублей дешевле, чем покупать несколько бумажных месячных проездных на те же сроки.
Но есть и проблемы: бумажный билет даётся на полный месяц, а смарт-карта — на точное число дней (проблема была бы, если БСК действовали только в течение календарного месяца, как обычный проездной, а так, наоборот, всё отлично, платишь просто за 30 дней, и пользуешься ими без привязки к конкретному месяцу — Метроблог). Её, в принципе, можно продлить — прийти в киоск и зарядить на новый срок.
Вот только киоски для этой процедуры найти нелегко. Мосгортранс объявил, что аппаратура для новых карт стоит во многих его фирменных киосках — от 10 (ЦАО) до 33 (ЗАО) адресов на округ. Но пассажиры жалуются.
— Я пришел в киоск на Липецкую, 40 — рассказывает Николай Горелов. — О продаже в нём смарт-карт говорится на официальном сайте Мосгортранса. Но продавец сказала, что этим не занимается.
Еще удивительнее, что в официальном ответе Мосгортранс опять отослал Горелова в киоск на Липецкую, 40. В минувшую пятницу проверил новинку и корреспондент «Известий». В 11.45 киоск N 10617 на Бутырской, 9 возле метро «Савёловская», обозначенный на сайте Мосгортранса как продающий и продлевающий смарт-карты, был закрыт. Ни ближайший киоск, ни причины закрытия указаны не были.
«Подземные» проездные: дешёвые, но медлительные
Вот уже год в метро можно купить проездные билеты «Ультралайт» — технически упрощённый вариант пластикового бесконтактного проездного (смарт-карты), разработанный зеленоградским заводом «Микрон».
До начала весны они должны полностью вытеснить бумажные билеты с магнитной полосой. Но многие пассажиры считают, что переход на бесконтактные карты слишком поспешный — уж очень много сбоев в их работе. Главный недостаток — они «съедают» лишние поездки.
— У пластиковых проездных, которые в метро «магнитят» на 30, 90 и 365 дней, таких проблем нет. Они способны работать без сбоев годами. А бумажный билет «Ультралайт» производители пытались сделать дешевле. Искали компромисс между качеством и ценой, — говорит консультант компании «Смарт-технологии» Владимир Асмаков.
— Поэтому пассажиры должны знать, что у этих билетов есть ряд особенностей. Они работают медленнее. Эти карточки нельзя быстро поднести к валидатору и сразу пройти. Турникет должен совершить множество операций: распознать карту, сверить ее с номером карты из базы, проверить наличие поездок, списать поездку и только потом пропустить.
Если поспешить и быстро убрать билет от валидатора, то последняя операция не происходит: поездка списывается, а турникет не открывается. Все эти огрехи — из-за экономии. Сейчас мы разработали новое программное обеспечение для турникетов, которое поможет избежать таких «сбоев» операции.
Больше недостатков у новых карт нет.
— Было много разговоров о том, что эти билеты «размагничиваются», но это всё домыслы и слухи. Они физически не могут размагнититься. У них иной принцип действия, — объяснил «Известиям» начальник цеха чип-модулей на гибких носителях завода «Микрон» Владимир Шелепов.
— Их практически невозможно вывести из строя. Сгибайте, сворачивайте в трубочку — делайте с ними все что угодно. Они все равно будут работать. Главное — не порвать билет, а вернее, специальную антенну, проложенную по краям карты.
В интернете активно обсуждают, что карточка перестаёт действовать, если хранить её вместе с другими бесконтактными картами — например, пропуском в офис. Это глупость. Ничего с ней не произойдет.
А вот если подносить к валидатору кошелёк с несколькими картами, то электромагнитные поля будут накладываться друг на друга, и проездной действительно не сработает. Чтобы воспользоваться билетом, его нужно вытаскивать и подносить к жёлтому кругу турникета (не красному и не зеленому).
Впрочем, на этом советы экспертов не заканчиваются. В случае, если проездной не сработал (горит красный индикатор и слышен звуковой сигнал), его нужно еще раз приложить к этому же турникету — в этом случае поездка не пропадет.
Если билет по-прежнему не работает, то дальнейшие действия пассажира зависят от достоинства проездного документа. Если это карточка на одну поездку, то необходимо подойти к дежурной и, объяснив ситуацию, попросить её пропустить в метро — именно так советуют поступать на официальном сайте метрополитена.
Там же сказано, что если билет на несколько поездок, то пассажиру нужно обратиться к старшему кассиру станции или в Пассажирское агентство метрополитена (Боярский переулок, д. 6, станция «Красные Ворота», телефон: 688-02-61), где после экспертизы пассажиру выдут новый проездной.
Справка
Стоимость новых смарт-карт: на 30 дней — 700 рублей, на 90 дней — 1800, на 365 дней — 6100. Для школьников и студентов — 207 р. на месяц. Срок действия отсчитывается со дня покупки. Количество поездок неограниченно. После прохода карта блокируется на 4 минуты (чтобы нельзя было провести второго человека).
Пополнить карту можно и до истечения срока. В последний месяц действия её можно зарядить на новый срок, он автоматически добавится к текущему сроку, как только тот истечёт.
Эдуард Воротников, Николай Морозов,
«Финансовые Известия», 28 января 2008 года.
"Пополнить карту можно и до истечения срока. В последний месяц действия её можно зарядить на новый срок, он автоматически добавится к текущему сроку, как только тот истечёт. "
Вот это очень здорово, а то тётка в кассе уверяла меня, что дни отсчитываются от оплаты продления (т.е. даже если осталось несколько дней действия, при продлении отни не учитываются)
Я ничего не понимаю в системах биллинга, только знаю, что все они дырявые, а особенно почему-то у сотовых операторов. Допускаю, что дело в той самой экономии, но в любом случае за счёт этих дыр организации получают больше денег, чем должны были.
Конечно никто не говорит, что это всё задумано изначально и намеренно, но раз всех всё устраивает, то это отношение - "фигня война" - будет продолжаться до первой серии крупных исков.