1. Суть такова: Петербургский метрополитен в очередной раз объявил конкурс на поставку новых вагонов. Делался он с намёком на шкодовскую «НеВу», потому что в требованиях была указана принудительная вентиляция салона (а не кондиционирование, как на «Ладоге» — питерском варианте 81-760). Но Трансмашхолдинг так хотел поучаствовать, что всё-таки пошёл на конкурс, но только с несуществующим на тот момент вагоном — асинхронной «Яузой». Напомню, что таких построили аж в 2004 году четыре состава и с тех пор больше не делали и не планировали.
В итоге ТМХ победил, а мытищинскому заводу «Метровагонмаш» было дано задание «Яузу» осовременить и адаптировать для северной столицы. Что сделано: новые лобовые части со светодиодными фарами, большим ветровым стеклом и половинчатым трапом, новая подвагонка (по большей части от 760) с двигателями Hitachi, новые салон и кабина.
2. Поезд назвали «Охта», но в Санкт-Петербурге ему придумали новое имя — «Юбилейный». Но по факту это всё равно «Яуза», хоть и в новом обличии. Такая вот запутанная история.
До конца года будет поставлено 6 составов — два уже в Петербурге, а третий планируют завтра отправить. Мне удалось попасть на завод как раз в момент приготовлений к транспортировке.
3. Стёкла и кузов отмывают.
4. Подмазывают краской невидимые пассажиру части.
5. Изнанка тоже должна быть красивой (по заветам покойного Стива Джобса).
6. Полы заклеены плёнкой — чтобы не затоптали новый линолеум. В торце головного вагона оборудована площадка для маломобильных пассажиров.
7. Первый в отечественной истории метровагон с аппарелью.
8. Часть сидений откидные.
9. На «Яузах» и номерных.6 были красивые колпаки принудительной вентиляции, здесь некрасивые.
10. Выключение дверей сделали на кожухе под самым потолком — неудобно будет тянуться.
11. Аппаратные отсеки. Тут же видны ремни, которыми можно пристегнуть коляску.
12. Кабина. Справа — тот самый половинчатый трап, чисто питерская фишка (такие же на номерных «пришельцах» и на «НеВе»). Чтобы его открыть, надо сначала вырвать уплотнитель (петля справа вверху) и выдавить стекло. Я спросил, в какую сумму обойдётся одна такая активация трапа. В ответ хитро улыбнулись и ответили, что жизни пассажиров всяко дороже.
13. Пульт крупнее.
14. Важная процедура — установка логотипа. Но почему-то не производителя, а метрополитена.
15. Примеряем...
16. Готово!
17. Вторая голова.
18. Один вагон я временно привёл в конечное пассажирское состояние для этих кадров.
19. Салон получился вполне современный, но остался фирменный недостаток «Яузы» — завышенные окна. Когда сидишь, то через них не видно ничего, как будто в грузовом вагоне едешь.
20. Сидения жёсткие, такие заказчик хотел.
21. Ещё один фирменный признак — «танцплощадка» в конце салона реализована откидными сидениями.
22. Межвагонные барьеры.
23. Тележка.
24. Аккумуляторы.
25. Под вагоном.
26. Рядом стоит дизель-поезд ДП-М, который только вернулся с сертификации.
27. По сравнению с рельсовыми автобусами он более продвинутый, есть бустерные секции.
28. Напоследок забежал в 217 цех, где собирают следующий (четвёртый) состав.
29
30
31
32
33. Будущий салон.
34
35. А это уже почти готовый салон.
36
37. Пульта ещё нет.
38. Тётушки делают проводку.
39. Тут же 760е для Москвы. Получил подтверждение, что у них официально нет названия. «Ока» — это сначала газета придумала, а потом пошло в народ.
фирменный недостаток «Яузы» — завышенные окна. Когда сидишь, то через них не видно ничего, как будто в грузовом вагоне едешь
Усиливает это ощущение ещё и то, что в Яузах диваны ниже чем в номерных. А в 760ом окна расположены слишком низко.
Да и вообще, на мой взгляд, дело не в том, что окна установлены высоко или низко, а в том, что они вообще маленькие и по ширине и особенно по высоте.
Не могу понять, что выиграли, уменьшив окна.
Отличный фоторепортаж! Спасибо.
По поводу "Оки". Не газета придумала. Заводчане. В свое время на заводе был объявлен конкурс на название для новой модели вагона метро. Собственно "Ока" стало победителем. И это официальное название, используемое для вагонов метро 760-й серии.
Artem Ledenev, я как-то непонятно написал в посте? Ещё раз: официально названия нет. Это слова пресс-службы Метровагонмаша и Трансмашхолдинга. Люди работают с документами, они не догадываются, а знают.
Про конкурс писала заводская газета, но мало ли кто чего пишет, на заборе тоже написано. Потом уже остальные подхватили и разнесли, спасибо метрофанатским форумам.
D-d-d, в текущей экономической и политической ситуации скорее всего уже никто. А на этапе разработки планировалось как современная замена старых дизель-поездов и кукушек.
ldo, нет, в том контакте, по которому поставки осуществляются сейчас (на 832 вагона с 2014 по 2017 гг.), написано, что допускается наличие сквозного прохода, точно число сквозных и обычных не прописано. Только сквозные - это уже контракт на поставку вагонов на ТКЛ с 2017 года (это уже будет далеко не 760 или 760А).
>Не могу понять, что выиграли, уменьшив окна.
Я так полагаю это связано с изогнутостью кузова в середине, гнутые окна заметно дороже, проще расположить их выше, где можно ровные окна поставить.
ldo, в этот контракт включены вагоны для доукомплектации СТЛ и для Солнцевского радиуса. СТЛ укомплектована и сейчас новые вагоны поступают во Владыкино, а часть составов с СТЛ передана в Измайлово и Новогиреево, еще один был в Филях. Несколько сосавов будут эксплуатироваться на АПЛ, заодно будет заранее проведена подготовка персонала для нового участка.
ldo, после завершения замены СТЛ поставки были заморожены из-за существенного различия сказок Хуснуллина по срокам пусков и реальности. Столько вагонов сразу Москве сейчас не надо, да и девать их некуда.
До сентября Метровагонмаш вообще был в состоянии зомби, сейчас вроде жизнь налаживается.
Artem Ledenev, неа, в контракте чётко это не сказано. МетроВагонМаш может согласовать и уже следующие 760 могут идти со сквозным проходом, т.е. раньше. Забавно то, что заказ на новый тип с 2017, опытного состава всё ещё нет и не понятно когда он будет. А из-за существенного различия сказок Хуснуллина по срокам пусков и реальности получится, что МетроВагонМаш будет строить для КРЛ и ТКЛ новый тип, а для продления Солнцевской линии оригинальные 760 (или 760А).
quantum, ни за что не ручаюсь, но осенью прошлого года доводилось разговаривать с одним представительского вида человеком, который сказал, что его организация (он специально её не назвал) заинтересовалась дизель-поездом. Конечно, это из серии "слышал звон, не знаю, где он", но как скромное основание для надежды - сойдёт. Хотя, конечно, штадлеровский тяговый модуль - идея спорная, у ТМХ были все ресурсы создать свой собственный, благо ходовая там своя, а ДГУ и асинхронный привод такой мощности делать умеем. Да, дополнительные проблемы с наладкой, неотработанные узлы капризны и требуют возни, но зато готовый продукт скинул бы в цене процентов тридцать точно.