Метки: r1; дизайн; низкопольный; трамвай; уралвагонзавод

Разработка трамвая R1

Все уже наверняка видели репортаж Ильи Варламова о подготовке к екатеринбургской выставке «Иннопром» прототипа трамвая R1 (Russo One) от Уралвагонзавода. (если не видели — посмотрите) А я предлагаю вам описание проекта с сайта ОКБ «Атом», которое создавало вагон.



Задача

Архитектурная среда современного мегаполиса постоянно меняется. При этом трамвай не успевает соответствовать темпам развития. Технически и эстетически устаревшие составы препятствуют созданию комфортной и современной городской среды. В этом контексте загруженность магистралей лишь одна из проблем, требующих незамедлительного решения.

Так перед нами встала задача по разработке прототипа низкопольного трамвая для крупных российских городов. После того, как проект был принят в работу, оценив реальные сроки его реализации, мы поняли, что сможем презентовать прототип R1 в 2014 году на международной промышленной выставке ИННОПРОМ.


Концепция

В основе дизайна R1 лежит особый подход к позиционированию трамвая в городском ландшафте. Будучи средством передвижения, он, в то же время, является важной частью архитектурного облика города. Эта концептуальная установка позволила дизайнерам вывести формулу «vehicle + architecture = vehitecture». Синтетический термин vehitecture лучше всего отражает новое междисциплинарное пространство транспортного машиностроения и архитектуры, в котором создавалась концепция R1.


Производство

Главный принцип ОКБ «Атом» заключается в том, что в каждом проекте специалисты бюро курируют все этапы производства в целях минимизации отличий серии от прототипа. Обычно концепт создается без учёта большого количества технических параметров и существенно отличается от конечного результата.

В процессе создания R1 мы изо дня в день присутствовали на производственной площадке «Уралтрансмаша», консультируя сотрудников и отслеживая процесс работы. В итоге непосредственное сотрудничество дизайнеров с инженерами и рабочими позволило сократить отличия действующей модели от изначальной концепции до 10%. В мировой практике промышленного дизайна такой показатель достигается впервые.


Экстерьер

Лейтмотивом в конструировании формы R1 стал чёрный уральский самоцвет в стальной оправе, зеркальная поверхность которого в буквальном смысле отражает в себе город, становясь его неотъемлемой частью. Мы проанализировали магистральные тренды городского развития и создали транспортное средство, способное ещё 10-15 лет сохранять актуальность при самых высоких темпах развития инфраструктуры и архитектуры мегаполисов.

Дизайн большинства современных трамваев предполагает аэродинамические формы, тогда как средняя скорость трамвая в городе в среднем составляет 24 км/ч. В работе над внешним видом R1 использовался принципиально другой подход, в основе которого лежит, прежде всего, безопасность жителей города. Кабина трамвая буквально «нависает» над дорожным полотном, увеличивая угол обзора водителя. Это позволяет избежать одной из самых распространенных аварийных ситуаций, при которой пешеход попадает в «слепую зону» водителя, обходя стоящий на остановке трамвай спереди.



Минималистичное визуальное решение подчеркивает функциональность — определяющее качество публичного городского транспорта. Так симметричная форма позволяет трамваю двигаться без разворота в обоих направлениях. Для реализации этой идеи мы разработали уникальную систему внешнего освещения: фары могут работать в двух режимах подсветки (головная и хвостовая).





С учётом особенностей застройки российских мегаполисов, где все большую актуальность набирает высотное строительство, мы уделили особое внимание дизайну крыши. Трамвай будет обозреваем не только в пешеходном и автомобильном масштабе, но и сверху, поэтому был разработан ряд решений, скрывающих технические детали, располагающиеся на крыше.



Интерьер

Мы хотели превратить трамвай в зону отдыха, чтобы сделать передвижение жителей города из дома на работу и обратно максимально комфортным. Поэтому наша основная амбиция в создании интерьера R1 заключалась в том, чтобы создать почти домашний уют.





Основные материалы отделки салона — дерево, металл и сукно — подчеркивают русскую самобытность. Мы специально разработали и установили удобные эргономичные кресла. Ещё одно важное функциональное решение — установка антибактериальных поручней с медным оттенком. Акустическая система позволяет включать специально подобранные подкасты лёгкой инструментальной музыки, энергичной в первой половине дня и успокаивающей вечером. Для создания атмосферы уюта мы использовали специальные светодиодные лампы с ярким тёплым светом.

Предполагая вариативность моделей для каждого конкретного города мы также создали несколько уникальных паттернов консоли управления, которые повторяются в рисунке пола. Функциональная составляющая паттерна — акустическая и вентиляционная система.



В дизайне интерьера мы уделили особое внимание порогам, поскольку это первая деталь, на которую обращают внимание пассажиры, входящие в салон.



Дизайн кабины создавался на основании результатов опросов профессиональных водителей трамваев. Это позволило достичь интуитивного, эргономичного управления. На установленный в кабине сенсорный экран выводится изображение с камер внутри салона и внешних видеорегистраторов, заменяющих устаревшую технологию зеркал заднего вида. Панель управления и уникальный дизайн кресла создают образ кокпита космического корабля.







Инжиниринг

В процессе разработки нам удалось найти уникальных подрядчиков, с которыми удалось согласовать работу в жёстких рамках установленных сроков с сохранением уровня качества. Это позволило нам в 2 раза превзойти мировой рекорд по срокам подготовки прототипа с нуля.

Специалисты бюро разработали сварную силовую конструкцию, на которую были установлены малошумные дверные приводы компании Ultimate, оборудованные датчиками, которые предотвращают нежелательное закрывание дверей. Так специально разработанные двери не только задают уникальный внешний вид вагона, но и обеспечивают пассажирам максимальную безопасность на входе и выходе.

Трамвайная тележка модели 71409 20 разработана специалистами «Уралтрансмаша», что делает цену более привлекательной по сравнению с западными аналогами. Кроме того, отечественное производство позволяет учитывать специфику российских трамвайных путей. Тележка производства «Уралтрансмаша» менее чувствительна к качеству рельсового полотна и обеспечивает стабильную работу даже на участках с существенными дефектами. Вертикальная и горизонтальная система амортизации позволяет гасить все удары и вибрации от неровных путей, не передавая их при этом на корпус вагона.



Модульная конструкция кузова позволяет менять конфигурацию салона в соответствии с требованиями конкретного города или особенностями отдельного маршрута. С её помощью можно легко обеспечить необходимую вместимость вагона и высокий уровень комфорта. К примеру, на пути, соединяющем учебный корпус университета с общежитиями число сидячих мест уменьшается в пользу большей вместимости, в то время как для более протяженных маршрутов предполагается большее количество сидячих мест.

R1 задает новые стандарты не только в дизайне, но и в качестве сборки, применении инновационных материалов, а также во внимании к самым мельчайшим деталям. Соединяя в себе принципиально новый подход к промышленному дизайну и интеллектуальному инжинирингу, R1 меняет ваше отношение к самому понятию городского транспорта.



ОКБ «Атом»
41
Написал quantum 2014.07.09 23:04:51
Рейтинг:
Самый известный факт о расцветке номерных вагонов - что она позволяет ускорять посадку, потому что человек сразу визуально находит двери и знает куда идти.

А ещё Томас Поттер говорит, что сейчас его цель как организатора бергенского трамвая максимально ускорить посадку, чтобы уменьшить время стоянки на станции, и таким образом повысить среднюю скорость, сократить продолжительность поездки и улучшить оборачиваемость. Они там даже валидаторы на платформы переместить хотят.

И вот нам представляют это чудо, которое потенциально опасно для пешеходов и домашних животных своей кабиной (ну ладно, кабина модульная, можно другую взять), и которое выглядит как цельный кусок чёрного стекла - так что ни одна бабка в жизни двери не найдёт, даже когда они открыты.

Оч странное решение.
15
Написал quantum 2014.07.09 23:13:42

Не знаю кому как, а как по мне трамвай - БОМБА! (В хорошем смысле) =)
Думаю Москве самый раз! И не нужно теперь покупать за границей, когда свой есть, да еще такой!
–1
Написал bigpotap 2014.07.10 00:12:22

Дизайн-дизайн-дизайн... максимум внешнего эффекта в ущерб эксплуатационной технологичности, эргономике, безопасности и много чему ещё. Получился трамвай не для пассажиров и даже не для трамвайщиков, а для недалёких блоггеров, готовых восхищаться любым говном, если оно в выпендрёжной упаковке. "первый отечественный трамвай, за который не стыдно" - тьфу! Короче, как "концепт-кар" эта штука интересная и полезная, хотя бы тем, что она привлечёт к теме трамвая внимание. Но в эксплуатацию - ни в коем случае. Да я думаю его МВК попросту не одобрит.

З.Ы. Атомовцы подчёркивают, что сей булыжник на 146% отечественный и при этом их же пресс-релиз пестрит глупыми англицизмами - инжиниринг, публичный (вместо "общественный"), паттерны, кокпит... фейспалм, кстати, тоже модное забугорное словечко :)
6
Написал ПК155+84 2014.07.10 00:16:31

ПК155+84, ЦЫТАТА "Но в эксплуатацию - ни в коем случае. Да я думаю его МВК попросту не одобрит."
- Екатеринбург сегодня подписал соглашение с УВЗ на поставку 50 таких трамваев до 2017 года... =)
1
Написал bigpotap 2014.07.10 00:23:57

bigpotap, Екатеринбург может подписывать что угодно. Пока трамвай не проверят на соответствие всем нашим стандартам и нормам - в серию и регулярную эксплуатацию с пассажирами его не допустят.
Да, и если не трудно, киньте пожалуйста пруф на то что Екатеринбург подписал.
3
Написал ПК155+84 2014.07.10 00:29:17

Жутковатый дизайн... Интересно, как скоро в Коломну это привезут и случится ли это вообще.
5
Написал razor 2014.07.10 00:33:21

он ужасен.
6
Написал Immortal_Buka 2014.07.10 00:56:18

 
–13
Написал uldra 2014.07.10 02:27:07
Его комментарий скрыт

он не оставляет равнодушным :)
8
Написал Татарин 2014.07.10 03:19:37

ПК155+84, могли бы и сами погуглить, новостей на эту тему хватает!
http://www.e1.ru/news/spool/news_id-407889.html
Также кому интересно увидеть фотки - http://www.sdelanounas.ru/blogs/51098/
0
Написал bigpotap 2014.07.10 11:17:02

bigpotap, ссылка на репортаж Варламова в шапке поста. Повнимательнее плиз.
1
Написал quantum 2014.07.10 11:55:48

Мне кажется, опытный образец в чёрном цвете сделан, чтобы типа ассоциировалось с иномаркой класса люкс. Не думаю, что город-заказчик не сможет заказать другую окраску.
3
Написал heavyrail 2014.07.10 12:25:15

Главное, чтобы про сцепку (а в идеале - автосцепку с поддержкой СМЕ) сделали. Иначе аварийный непонятно как тащить/толкать.
Она может быть закрыта фальшбортом, но при необходимости должна открываться без разборки половины морды/зада и применения лома.
Под мордой нужен аналог метельника - в текущем виде кабиной раздавит ещё до попадания под колёса. Хотелось бы, чтобы в крайнем случае просто протащило.
Зеркала - увы, но они нужны. Камеры имеют свойство иногда выходить из строя.
2
Написал penguinolog 2014.07.10 13:05:40

 
–8
Написал bigpotap 2014.07.10 14:53:42
Его комментарий скрыт

замечательный трамвай, особенно в вечернее время, когда его чёрный окрас никак не сольётся с сумерками и позволит увидеть его в зеркала заднего вида, особенно, при ослеплении прекрасными и безопасными диодными (или просто неотрегулированными) фарами современных машин...
–1
Написал azz78 2014.07.10 20:31:32

azz78, ну не стоит преувеличивать, всё же там будет салон освещаться и гарантированно какие-нибудь габаритные светодиоды есть (без них комиссия не примет).
1
Написал quantum 2014.07.11 11:27:02

Извиняюсь, но не удержался:



То, что проектируются и закупается новый подвижной состав конечно хорошо. Но не стоит забывать о том, что дорожная инфраструктура так же нуждается в поддержке и развитии.
В конце концов комфорт и качество перевозки пассажиров зависит не только от новизны вагонов, но и от степени "раздолбанности" железнодорожного полотна.
29
Написал Waif 2014.07.11 21:27:59

http://ippiart.livejournal.com/11970.html – здесь подробно человек обосновал, почему этот R1 – не более, чем буйная фантазия людей, ничего не смыслящих в транспортном дизайне
11
Написал msvs 2014.07.13 00:29:38

 
–24
Написал SHERIDAN 2014.07.13 11:32:42
Его комментарий скрыт

SHERIDAN, в отличие от Вас в его словах не встречаются несколько раз такие слова как "говно" и "пердаки". У него всё чётко аргументировано, и мне трудно возразить его доводам. Вы же ничего по существу не возразили, ни одного аргумента, только лишь оскорбления, грязная речь. Для меня R1 – это яркий пример того случая, когда делают дизайн ради дизайна.
19
Написал msvs 2014.07.13 13:14:59

 
–25
Написал SHERIDAN 2014.07.13 13:40:22
Его комментарий скрыт

Да, похоже это скорее чисто дизайнерский проект, к которому конструкторов и эксплутационщиков трамваев не сильно подпустили. И отзывы разбирающихся людей - это подверждают. В др. местах также писали, что благодаря задранной кабине у этого "ледокола" высока вероятность схода с рельсов при серьёзной аварии с легковым автомобилем.
13
Написал Ом 2014.07.14 03:06:47

Интересный траНвай. Цвет бы ему повеселее, а то как чёрный гроб на колёсах. Надо светлее. С голубыми, салатовыми, оранжевыми, кирпичными оттенками. А основной цвет пусть будет светло-серый (но немного, а то унылая серость будет).
0
Написал Водитель паровоза 2014.07.14 10:12:50

Пишите письма: metronews@mail.ru