Метки: история; киев; проекты; украина

История проектов Киевского метрополитена



Строительство киевского метро началось в 1949 году с площадки на горе за Центральным железнодорожным вокзалом. Площадка эта и ныне там, при чём все так же закреплена за метрополитеном. Находится она во дворе обычной кирпичной пятиэтажки по Воздухофлотскому проспекту, туда же и выводится первая вентиляционная шатха киевского метро. Кстати, это место — единственный метрообъект по всей юго-западной части города.

Проектировать метро начали ещё до войны, современная трассировка была готова уже в 1945 году (прочитать об этом можно здесь). Первую очередь метро сдали в 1960 году — станции от «Вокзальной» до «Днепра», за исключением «Театральной», сооруженной в 1987 году для осуществления пересадки на Сырецко-Печерскую линию. Первоначальный проект отделки станций и длину первой очереди (до завода «Большевик») обрубили, упростив станции и укоротив линию. Эскизы станций первой очереди недавно появились на официальном сайте метрополитена, с ними можно ознакомиться по ссылке. Более-менее «уцелела» лишь станция «Университет».



Кстати, если рассмотреть старые схемы метро, то окажется, что у многих станций были не только другие названия (это известно всем), но и совершенно отличные от современных проектные названия — то есть те, которыми станции называли во время проектирования и строительства. Рассмотрим их:

УниверситетУниверситетская
ГидропаркПарк культуры и отдыха
ЛевобережнаяНикольская слободка
ДарницаСоцгород
ЧерниговскаяДарницкий шёлковый комбинат
ЛеснаяМурманская
НивкиЩербаковская, Станкозаводская
СвятошиноСвятошинский вокзал, Заводская
ЖитомирскаяКрамского, Проспект Победы, Святошино, 4-я просека
АкадемгородокПроспект Палладина
Почтовая площадьРечной вокзал
Тараса ШевченкоЗаводская, Фрунзенская
Республиканский стадионЦентральный стадион
МинскаяОболонь
ПечерскаяПлощадь Леси Украинки
ВыдубичиНадднепрянская
СлавутичЮжный мост
ПознякиПромузел, Проспект Бажана
ХарьковскаяБортничи
ЛукьяновскаяАртёма
ДорогожичиНовоокружная, Проспект Коротченко, Сырецкая
СырецУлица Щусева, Сырецкая
БориспольскаяХарьковское шоссе, Харьковская площадь


Хронология открытия участков такова:

6 ноября 1960 года: «Вокзальная»«Днепр» (без «Ленинской» (ныне «Театральная»))
5 ноября 1963 года: «Вокзальная»«Завод „Большевик“« (ныне «Шулявская»)
5 ноября 1965 года: «Днепр»«Дарница»
4 октября 1968 года: «Дарница»«Комсомольская» (ныне «Черниговская»)
5 ноября 1971 года: «Завод „Большевик“« (ныне «Шулявская») — «Святошин»
17 декабря 1976 года: «Площадь Калинина» («Площадь Октябрьской революции», ныне «Площадь Независимости») — «Красная площадь» (ныне «Контрактовая площадь»)
4 декабря 1979 года: «Комсомольская» (ныне «Черниговская») — «Пионерская» (ныне «Лесная»)
19 декабря 1980 года: «Красная площадь» (ныне «Контрактовая площадь») — «Проспект Корнейчука» (ныне «Оболонь»)
19 декабря 1981 года: «Площадь Октябрьской Революции» (ныне «Площадь Независимости») — «Республиканский стадион»
6 ноября 1982 года: «Проспект Корнейчука» (ныне «Оболонь») — «Героев Днепра»
30 декабря 1984 года: «Республиканский стадион»«Дзержинская» (ныне «Лыбедская»)
7 ноября 1987 года: «Ленинская» (ныне «Театральная»)
31 декабря 1989 года: «Золотые ворота»«Мечникова» (ныне «Кловская»)
29 декабря 1991 года: «Мечникова» (ныне «Кловская») — «Выдубичи» (без «Печерской»)
30 декабря 1992 года: «Выдубичи»«Осокорки»
27 декабря 1994 года: «Осокорки»«Харьковская»
30 декабря 1996 года: «Золотые ворота»«Лукьяновская» (без «Львовской Брамы»)
30 декабря 1997 года: «Печерская»
30 марта 2000 года: «Лукьяновская»«Дорогожичи»
24 мая 2003 года: «Святошин»«Академгородок»
14 октября 2004 года: «Дорогожичи»«Сырец»
23 августа 2005 года: «Харьковская»«Бориспольская» (без «Вырлицы»)
4 марта 2006 года: «Вырлица»
23 мая 2008 года: «Бориспольская»«Красный Хутор»


А теперь рассмотрим историю проектирования метро:



1. Первая схема киевского метрополитена, 1960 год. Построены пять станций первой очереди, проектируются станции второй («Политехнический институт» и «Завод "Большевик"») и третьей (от «Днепра» до будущей «Дарницы») очередей.



2. Интересная схема первой очереди с нереализованными сталинскими вестибюлями и проектными названием «Университета». Также видим очертания будущей Куренёвско-Красноармейской линии с непривычными станциями — отсутствует «Почтовая площадь», зато есть два прототипа «Тараса Шевченко» и даже всё ещё не сданная «Демиевская».



3. Интересная схема 1963 года — единственная, на которой показано развитие Куренёвско-Красноармейской линии в сторону Куренёвки аж до площади Шевченко (не зря ведь Куренёвско-Красноармейская!) и развитие Святошинско-Броварской линии в сторону Отрадного и Никольской Борщаговки. Также этот проект включал мелкое заложение «Шулявской» и строительство около нее первого электродепо. К 1965 году эту трассировку отменили в пользу Святошино и Оболони.



4. Схема 1965 года с уже построенными станциями второй и третьей очередей. Теперь строится четвёртая очередь — будущие «Берестейская», «Нивки» и Святошино».



5. Схема 1970 года. Название «Заводская» временно у будущей «Святошино»; появилась проектная станция «Проспект Вернадского», которая так никогда и не будет построена; Сырецку-Печерскую линию только-только придумали и пока она идет через Татарку и Сырец в сторону Виноградаря; а на Оболони целых четыре станции.



6. Схема 1976 года. Появилась Приднепровская (будущая Левобережная линия) вдоль Левого берега Днепра от Троещины до Осокорков через Дарницу и Воскресенку.



7. Схема 1976 года.



8. Статья 1977 о Сырецко-Печерской линии. Названия и трассы приобретают все более современный вид.



9. Схема 1984 года.



10. Стильная схема 1985 года.



11. Схема 1989 года с расположенными у метро объектами.



12. Схема тоже 1989, но с уже открытой Сырецко-Печерской линией, включающей пока лишь три станции в центре города.



13. Схема 1993 года со свежеутвержденной Подольско-Воскресенской линией. Сырецко-Печерская же линия кончается на "Харьковской", за которой следует так и не построенное депо «Бортничи» на месте озера Вырлица. Большой вариант.



14. Более-менее современная трассировка линий на схеме 2000 года. Правда, до Левобережной линии по скоростному трамваю на улице Оноре де Бальзака ещё не додумались.


А с современными планами развития Киевского метро можно ознакомиться на его официальном сайте.

Оригинальный пост в жж
62
Написал Levshev 2010.11.05 11:19:55
Рейтинг:
У разработчиков официальных сайтов метрополитенов есть славная советская традиция: плевать на своих пассажиров. В Москве догадались сайт на сильверлайте состряпать, наплевав на пользователей мобильных устройств и альтернативных систем. В Киеве сделали сайт исключительно на украинском, наплевав и на русскоязычную половину жителей собственной страны, и на иностранных гостей столицы, которым не помешала бы англоязычная версия. Поучились бы что ли у европейцев в этом плане.
17
Написал A.K. 2010.11.05 15:16:29

Дык английскую и может быть русскую версию хотели сделать, но так и не шмагли....
6
Написал XAN 2010.11.05 17:02:42

A.K., ну, русскоязычная часть страны вполне понимает украинский язык. Русская версия была, но сделана она была неважно и вскоре ссылка на нее исчезла.
3
Написал Levshev 2010.11.05 17:20:37

 
–22
Написал ramtamtager 2010.11.05 17:47:29
Его комментарий скрыт

ramtamtager, а в чем проблема вообще и за что минусы? какого вообще чёрта в пост со старыми схемами метро вплетать политическую херню?
6
Написал Levshev 2010.11.05 17:53:46

> Поучились бы что ли у европейцев в этом плане.

Для справедливости стоит сказать, что на сайтах европейских метрополитенов напрочь отсутствует русский язык.
10
Написал Cypok 2010.11.05 18:01:40

хоть бы кто-то обратил внимание на схемы
10
Написал Levshev 2010.11.05 18:06:48

Levshev,
кстати, обратил. И подумал: "Жаль, что "центростремительность" сети пока что ещё куда сильнее, чем в Москве".
2
Написал classicisme 2010.11.05 19:33:58

 
–22
Написал ramtamtager 2010.11.05 22:20:14
Его комментарий скрыт

ramtamtager: Прекратите троло-ло! Этот блог не место для клоунов!

Levshev: Обратили конечно, история это прекрасно. Тем более, что киевскому метро здесь мало постов уделено.
4
Написал Spirit 2010.11.06 14:37:22

Levshev, ну вот допустим обратили - как минимум на 3-х схемах СПЛ пересекается с СБЛ на "Университете". Весьма интересный факт (жаль, Вы наше внимание на этом не заострили) - значит вести через "Золотые Ворота" со строительством "Ленинской" решили позднее. Не знаете, почему? Или вот "Стадиiон iм. Хрущова" - это нечто среднее между "Республиканским стадионом" и "Площадью Льва Толстого"?
0
Написал budafok 2010.11.06 18:46:55

budafok, да, до середины 70-х пересадку собирались делать на Университете, но потом передумали из-за короткого центрального зала.
А Стадион им. Хрущёва находится лишь в 200 метрах от нынешней станции, судя по сетке улиц. Вообще эта схема очень странная, так как первые пять станций отмечены действующими, но при этом с совершенно другими вестибюлями, а ККЛ довольно странно протрассирована - кроме Площади Льва Толстого забыли и Почтовую площадь, у Тараса Шевченко целых два прототипа, и вдобавок отмечена не планировавшаяся до конца 70-х Дзержинская.
1
Написал Levshev 2010.11.06 20:17:32

"У разработчиков официальных сайтов метрополитенов есть славная советская традиция: плевать на своих пассажиров"
Не менее славная традиция - рисовать такие схемы, а потом вешать их в вагонах. Я еще понимаю их уместность в других местах, но вот зачем он нужны пассажирам?? Помечтать о светлом будущем?
0
Написала Ghostress 2011.04.23 09:59:31

Пишите письма: metronews@mail.ru