Метки: закрытие; история; киев; конфликт; трамвай; украина

В Киеве закрыто движение трамвая по Набережному шоссе

В третий раз за свою столетнюю историю закрыто движение трамваев по Набережному шоссе. В прошлые разы – из-за гражданской войны и фашистской оккупации, ныне – под предлогом строительства развязки.

Весть о закрытии пришла внезапно: ещё утром 22 февраля никаких новостей не было, а водитель трамвая 5-го маршрута уверенно отвечал, что и 23 февраля будет рейс. О закрытии говорили давно, но лишь неделю назад в пресс-службе ГУ транспорта уверяли, что это состоится в 2012 году, что гости Киева ещё успеют насладиться видами на зелёные острова в центре города, а там — кто знает... Наспех напечатанные объявления расклеили к обеду на столбах и на самом трамвае. Как и в случае сноса памятников архитектуры, заинтересованные силы решили действовать неожиданно для киевлян.

К вечеру на последние рейсы начали подтягиваться киевляне: чтобы проститься с линией. Любители этого вида электротранспорта стремились запечатлеть на фото исторические моменты — всего через пару часов после скорбного известия о закрытии маршрута в вагоне собралось уже несколько десятков человек. Зачастую именно от них обычные пассажиры узнавали о грустной новости. «Как можно, ведь автобусы на Набережном шоссе почти не останавливаются», «Теперь на Труханов остров пешком ходить аж от Почтовой», «Жаль, трамвайчик этот здесь один был, а теперь не будет», «В 2000-м мы с комфортом ездили на Подол с Русановки, а сейчас еле-еле в метро влазим» — звучало в вагоне от постоянных пассажиров «пят`рочки».


Вечер 22 февраля 2011 года. Последние пассажиры маршрута №5 на конечной у моста Патона

Последние фотографии на конечной остановке у моста Патона, выкупленные на память едва ли не все талончики — и вагон медленно отправляется на Подол. И тут случилось удивительное: в последний рейс трамвай провел Его Величество Город — залпами салюта! По странному совпадению? совершенно не знающие о закрытии маршрута киевляне праздновали в этот день у Ладьи (памятника основателям Киева) пятилетний юбилей свадьбы. Огромная огненная пятёрка пылала на импровизированном постаменте, а вокруг ежесекундно вспыхивали ослепительные фейерверки – не хуже, чем на некоторых государственных праздниках!

...Салют закончился, пятёрка медленно погасла, и вагон отправился в последний путь по 5-му маршруту. Сегодня трамвайные рельсы, словно от обиды, спрятались от посторонних глаз под непроницаемой снежной пеленой...

Байки от водителя трамвая

Валентин БАЛАКИН: «Мы возили музыкантов, рыбаков и отдыхающих»

Он выехал на 5-й маршрут в первые дни его существования — летом 2004 года. Ему же довелось вести вагон №5851 в последний рейс по набережной вечером 22 февраля 2011 года.


Водителю трамвая Валентину Балакину довелось выполнить грустную историческую миссию — отправить вагон «пятёрки» по набережной в последний раз

— Трамвайное восстание. В первые дни после закрытия моста Патона многие не знали, что на левый берег трамваем уже не добраться — и по привычке садились в вагоны, не читая объявлений. На конечной у моста ещё не разобрали все рельсы — и я по привычке проехал чуть дальше разворота. Навстречу выбежал перепуганный путеец — рельсы-то заканчивались! Я остановился и медленно тронулся назад — а пассажиры восклицали: «Ты правильно едешь, нам в Дарницу!»

— Такси для музыкантов. Трамвай по набережной — фактически скоростной, ведь рельсы лежат отдельно от автодороги. И не раз случалось, что пробка на трассе растягивается на километры, а мы едем. Однажды (когда на Днепре ещё стояли дебаркадеры, а в них были клубы) подсаживается ко мне... целая группа музыкантов с аппаратурой. «Моральный кодекс» называется. «Мы заказали такси, – говорят, – ещё час назад, а его все нет: пробка. Ты три раза мимо проехал, пока мы ждали машину. На концерт опаздываем — выручай!».

— Ночной экспресс. Помню, году эдак в 2008-м, на Певческом поле устроили грандиозный праздник. А в 22 часа начался салют. Через 5 минут должен был отправляться последний трамвай. «Наверху» приняли разумное решение — развозить людей, что называется, «до упора». В депо, тогда ещё на Лукьяновку, мы вернулись где-то после часа ночи...

Как это было

Трамвай ходил аж в Бровары

— 1903. Первый проект электрического трамвая на Никольскую Слободку (ныне — массив Левобережный) и в Дарницу. Предпринимателю Николаю Матвееву предоставлена концессия на 75 лет, но проект не реализовали.

— 1910. Инженер Валерий Тимченко получил разрешение МВД на организацию трамвайного сообщения на Левобережье.

— 1911. Строительство линии: земляные работы на набережной, расширение дамбы в Предмостной Слободке (ныне — Гидропарк), расширение дороги к Дарнице. Пробное движение изготовленных в Лондоне бензомоторных вагонов (на 15 пассажиров) состоялось в декабре 1911 года.

— 1912. В мае торжественно открыто движение по Цепному мосту на Никольскую слободку — там располагалось депо.

— 1913. Линия продлена в Бровары, общая длина трассы — 18,1 км.

— 1920. При отступлении из Киева перед окончательным приходом большевиков польские войска взорвали Цепной мост через Днепр, по которому ездил трамвай.

— 1925. Мост, названный на сей раз именем Евгении Бош, восстановлен. Трамваи вновь отправились на Левобережье. Сначала — на Никольскую Слободку, а к концу года — в Бровары.

— 1926. Начата электрификация линии: открыт участок от Почтовой площади до Никольской слободки — маршрут №14.

— 1933. Электрифицирована линия до Дарницы — маршрут №15.


Эта линия была единственной в Украине вдоль берега реки и вызывала ассоциации с приморскими городами

— 1934. Открыт маршрут электрического трамвая №23 до Броваров. До войны успели проложить также линии до завода «Химволокно» и к кирпичному заводу на Никольской слободке.

— 1941. При отступлении советских войск взорван мост имени Евгении Бош, движение трамваев вновь прекратилось.

— 1951. Открыто движение по Набережному шоссе до ещё строящегося моста Патона.


Набережное шоссе, 1950-е годы. Тогда двух полос автомобилям вполне хватало

— 1954. 1 ноября открыто движение по мосту Патона, в разные годы здесь было до 7 маршрутов трамвая одновременно. Набережная стала одной из самых загруженных линий.

— 2004. 9 июня под предлогом борьбы с пробками закрыто движение трамваев по мосту Патона. Организован маршрут №5 по Набережному шоссе, сюда же выезжали трамвай-кафе и ретро-вагон.

— 2011. 22 февраля отправился в последний рейс трамвай маршрута №5. Пробки на мосту Патона теперь ещё больше, чем в 2004 году...


Григорий Мельничук
Фото Анатолия Бойко и Дэна Волотовского
«Газета по-киевски»
53
Написал saroavto 2011.03.07 16:40:53
Рейтинг:
Эх, жаль такую красивую линию! Может одумаются через какое-то время и восстановят обратно?
9
Написал Spirit 2011.03.07 21:06:16

Уррроды! как всегда
2
Написал D-d-d 2011.03.07 22:01:17

Идиоты! Зачем микроволновку выкидываете? Буржуйку выкидывайте!
Закрывать надо автобус, а не трамвай!
4
Написал Дикий Кот 2011.03.07 23:37:30

Spirit, Вряд ли, учитывая горький опыт остальных закрытых линий. куда проще заасфальтировать и пустить автобус... это очень печально
0
Написал Tr@innn 2011.03.08 00:28:44

Дикий Кот, ну вот не надо так писать. Я понимаю что для большинства здесь пишущих автобусы вызывают бурную ненависть, но у автобуса есть неоспоримые плюсы, например он может объехать почти любое препятствие, а трамваи стоят по нескольку часов из-за например ДТП на путях всем мешая. Так же автобус не зависит от наличия напряжения в сети, современные автобусы соответствуют нормам Евро-5, и этот список можно продолжать...
–1
Написал Солнцевский 14465 2011.03.08 09:26:03

Солнцевский 14465, в Праге были? (ближайший город с отличной трамвайной системой, который на ум приходит). Предложите чехам поменять его на автобусы.
6
Написал goshpodarek 2011.03.08 10:27:22

Солнцевский 14465, не надо так сравнивать трамвай и автобус. При хорошо сделанной выделенке и хороших вагонах трамвай быстрее, комфортнее и экологичнее автобуса. Евро 5, конечно, хорошо, но отсутствие выхлопа куда лучше.
3
Написал mYm 2011.03.08 13:01:12

Да ладно вам, у автобуса своё предназначение, у трамвая своё. Чего тут спорить то? И то и другое хорошо работает, там где это нужно.
8
Написал Spirit 2011.03.08 13:29:44

Солнцевский 14465, Солнцевский 14465, трамвай манёвренней автобуса по той причине, что где пути проложены (поле, лес, мост, двор и пр.) там он и поедет, а автобус только по асфальту и то, по дворам, как, например, в Черкизово и в Богородском между гаражей, домов, деревьев, детских площадок и лавочек, автобус врядли поедет. Автобус в марте-месяце тебя загадит слякотью, а трамвай - нет.
3
Написал TRAGESLAV 2011.03.08 14:30:38

"пробка на трассе растягивается на километры, а мы едем"
Видать, кто-то в пробке обзавидовался. ;-)
1
Написал classicisme 2011.03.08 20:00:13

трамвай нужен там-где нужно ИНТЕНСИВНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ которое нужно почти в любое время. автобус же нужен там где движение реже. троллейбус нужен при большом пассажирском движении но отсутствии перегруженности дороги от личного автотранспорта, то есть при отсутствии пробок.
0
Написал Tr@innn 2011.03.09 00:33:49

Угу. Поэтому проверенный годами рецепт наших властей таков: сначала обрезать востребованный трамвайный маршрут так, чтобы он стал «воздуховозом», а потом спокойно отменить ;) (Ну или заменить на редкоходящий автобус, который потом, соответственно… ))
0
Написал D-d-d 2011.03.09 00:48:19

http://www.youtube.com/watch?v=7wiHd14coA4 - линия красивейшая... Правда сейчас есть надежда, что линию таки сохранят, хотя бы частично - посмотрим.
0
Написал XAN 2011.03.10 23:38:12

Пишите письма: metronews@mail.ru