Метки: автобус; альтернативные виды топлива; великобритания; видео; лондон; экология

Автобус Абдула или в Лондоне появился «зелёный» экоавтобус

В Лондоне появилась новая общественно-транспортная фишка. Весь мир знает, что по британской столице ходят красные дабл-деккеры и черные кэбы, что метро, именуемое «трубой», там построили первыми. И вот Лондон снова впереди планеты всей. В ряд достопримечательностей добавились автобусы с водородным двигателем.

Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко поспешил занять очередь на посадку.

[video]http://www.ntv.ru/novosti/219023/video/[/video]

Красный автобус Абдулы Вахида теперь самый «зелёный» в Лондоне, то есть самый экологичный, как велосипед. Вместо номера у него пока слоган — «Ноль вредных выбросов». Автобус работает на водороде. Он еще не стал рейсовым и пока проходит последние тесты, но маршрут известен. Абдул поведет его по центру Лондона — так, чтобы все туристы обратили внимание на продвинутый транспорт.

Абдул Вахид, водитель автобуса: «Обычный автобус не только загрязняет воздух, но и производит больше шума, а этот менее шумный и более плавный».

Среди первых пассажиров Абдулы — съемочная группа НТВ. Внутри здесь всё точно так же, как и в любом лондонском автобусе. Но этот по стилю движения напоминает скорее трамвай или поезд — немного покачивает. Шума здесь действительно меньше, но звук все равно есть, просто он чуть-чуть мягче. Все самое важное у автобуса — на крыше, в том числе и водородный топливный бак.

Абдул Вахид, водитель автобуса: «Водород по трубам поступает в топливные элементы, которые и вырабатывают электрический ток. На крыше автобуса есть аккумулятор. Часть электричества скапливается там и используется по мере необходимости».

Водородный двигатель можно сравнить с электромотором. С той лишь разницей, что на выходе при простейшей химической реакции с кислородом образуется едва заметный водяной пар, как в пароварке. Это и есть выхлопная труба. Ну, и ещё один побочный продукт — это вода, которую водителю приходится периодически сливать или находить ей другое применение.

Абдул Вахид, водитель автобуса: «Это очень чистая вода. Она ничем не заражена. Абсолютно чистая, её можно пить».

В Лондоне всего восемь автобусов на водороде. Они стоят в три раза дороже обычных дабл-деккеров. В ближайшее время водород себя не окупит, сейчас это лишь модная идея. А у Лондона это уже вторая попытка сделать для лёгких города маленький подарок. Восемь лет назад автобусы на дороге не прошли испытание.

Майк Вестон, директор отдела управления «Транспорт Лондона»: «Проект был успешный, автобусы были надежные, но они не могли работать без дозаправки. Топлива хватало на несколько часов. Сейчас другое дело».

Автобус Абдулы — вершина эволюции британского общественного транспорта. Станет ли он еще одной лондонской экзотикой или началом массового явления, будет ясно лет через десять. Но одно точно: сами британцы, мечтая о чистом транспорте, всё равно скучают по красным и стильным динозаврам. «Рутмастеры», старые лондонские автобусы, сняты с рейсов, но не забыты.

«НТВ»
58
Написал saroavto 2011.02.01 23:09:31
Рейтинг:
Дело хорошее. Хотя, вроде бы ещё в 2005 планировали и даже сделали один водородный.
Интересно, как с безопасностью разобрались, водород это не шутки.
Вот фотография самого автобуса http://www.flickr.com/photos/busboylondon/5405198347/
4
Написал Vokabre 2011.02.02 01:37:43

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/HyFLEETCUTE-HydrogenBus-London1.JPG

Да, баллоны со сжатым водородом на крыше внушают. Кстати, меня глючит, или у него правда нет кондиционера?

В 2005 году от них отказались, потому что на одной заправке такой автобус всего 4 часа мог ездить. Сейчас ресурс побольше. Однако остаётся вопросом, нужно ли всё это.
5
Написал goshpodarek 2011.02.02 10:13:58

Одна из проблем водородных двигателей в том, что сейчас на получение водорода нужно затратить больше энергии, чем можно получить от его использования. Как следствие - локальное улучшение экологической обстановки при более грязном производстве в целом. На данный момент эксплуатация водородного транспорта невыгодна.
Мысли вслух: холод для кондиционирования воздуха можно получить при снижении давления сжатого газа. Холод, можно сказать, даром, ведь на это не тратится полученная при сжигании водрода электроэнергия.
9
Написал Lorenetz 2011.02.02 11:53:51

Абдула Вахид - просто классический англичанин.
10
Написал allitsdawn 2011.02.02 15:14:16

allitsdawn, вас бекспокоит Абдула Вахид? Вы хотите поговорить об этом?
–1
Написал quantum 2011.02.02 16:03:04

Если атомы водорода Н+ заменить на атомы дейтерия (протон + нейтрон) с тем же зарядом +1 в молекуле воды, то получится тяжёлая вода: D20. А если к этой тяжёлой воде добавить Абдуллу Вахида, то получится водородная бомба для всей старушки Европы. Таки вот расклады...
2
Написал mitek 2011.02.02 21:44:34

mitek, совсем не обязательно, что Абдула Вахид из радикальных. Он наоборот мирный - вон, водичку из выхлопной трубы предпочитает.
2
Написал quantum 2011.02.02 22:24:15

Может его как раз посадили на этот маршрут, потому что коренные водители-англичане отказывались демонстативно для журналистов распивать выхлопную водичку... :)
4
Написал Ом 2011.02.02 23:49:03

Одна из проблем водородных двигателей в том, что сейчас на получение водорода нужно затратить больше энергии, чем можно получить от его использования.
А то от сжиженного газа можно получить столько же энергии, сколько было в обычном. Водородная энергетика отлично работает вместе с альтернативными источниками энергии - ПЭС, ВЭС и СЭС, которые дают нерегулярный выход электроэнергии, и производство водорода - отличный буфер. А так-то конечно, если уголь сжигать и вырабатывать водород - экологическая эффективность будет никакая.
Есть два пути решения экологических проблем, используя гибриды - первая "водородный гибрид", когда энергию возобновляемых источников или ядерную запасают в водороде, вторая - переход на более щадящее топливо: метан/пропан/этанол. При этом оба подхода требуют сокращение числа тепловых электростанций, в особенности угольных и нефтяных. Первый подход экологически чист, но требует строительства водородных заводов (естественно без использования э/э ТЭС), второй экологически щадящ, и не требует никакой инфраструктуры кроме заправочных и газораспределительных станций.
При этом наиболее опасным в выхлопах машин является "всё то, что кроме воды и углекислого газа", а также холостая работа в пробках. Водород и метан решают первую проблему, гибридный привод - вторую.
Ну и последнее. Даже если экологический ущерб от перевода тепловой энергии в водородную или электрическую, запасённую в аккумуляторах электромобилей, в случае компенсации водородных производственных мощностей или энергетических мощностей тепловыми станциями, больший чем был при сжигании топлива в ДВС (хотя мы применяем гибрид и рекуперацию, а ТЭС имеет куда больший КПД, чем ДВС), так вот, даже если ущерб в планетарном масштабе и больший, то в условиях города экологическая обстановка улучшается, а вредные выбросы переводятся в отдаление на мощности ТЭС. Т.о. улучшаются экологические показатели внутри города, и уменьшается заболеваемость людей, что является наиважнейшим экологическим вопросом, и уже после него стоят вопросы сохранения редких видов, уменьшения вредного воздействия на окружающую среду локально/ в планетарном масштабе и т.д.
4
Написал kummel 2011.02.03 13:28:49

Одна из проблем водородных двигателей в том, что сейчас на получение водорода нужно затратить больше энергии, чем можно получить от его использования.

на этот огромный недостаток почему-то все закрывают глаза!!!
по экологичности он ничем не лучше троллейбуса, а возможно еще и хуже, потому что кпд намного ниже и для производства водорода нужно больше энергии (получченной далеко не экологичным путем) чем для получения электроэнергии для троллейбусов, трамваев и т. д.
2
Написал mit9l 2011.02.03 14:25:08

полученной далеко не экологичным путем
Да с чего вы берёте, что неэкологичным путём?
1
Написал kummel 2011.02.03 16:32:52

kummel, ну а как, по вашему, производят водород? Сегодня 90 процентов производства водорода приходится на паровую конверсию природного газа и газификацию угля. Оба процесса идут с выделением диоксида углерода. Ещё есть электролиз, но для него нужно откуда-то полученное электричество.
http://www.interstatetraveler.us/Reference-Bibliography/Bellona-HydrogenReport.html
3
Написал goshpodarek 2011.02.03 17:03:16

goshpodarek, ну так это технический водород. При серьёзном развитии водородной энергетики никто не будет его получать из природного газа - в крайнем случае будут гнать из угля.
–3
Написал kummel 2011.02.03 19:59:14

kummel, технический водород и водород для водородной энергетики отличаются как технический спирт от этилового? Серьёзного развития водородной энергетики не будет, поскольку водород - всего лишь посредственный медиум для хранения энергии. Финансирование Бушевской программы по переводу автотранспорта на водород похерено Обамой. Автопроизводители тоже отвернулись от неё в сторону гибридов и электромобилей.
–1
Написал goshpodarek 2011.02.03 23:40:27

>электромобилей
Во-первых, электроэнергию для них тоже надо где-то получать. Во-вторых, её ещё нужно где-то хранить, а с этим сейчас пока не очень. Так что пока водород выглядит предпочтительнее.
–3
Написал Mr.Den 2011.02.04 01:13:24

Mr.Den, а что не очень? В Лондоне не катаются электромобили? У них нет столбиков-заправок? Я не считаю электромобили хорошей идеей (как и любую форму личного автотранспорта), но баллоны с водородом на крыше даже у автобусов вызывают неприятные мысли. И что выгоднее с точки зрения КПД и экологии - запитывать транспорт электричеством напрямую или тратить его на электролиз воды (как самый чистый способ добычи водорода)? Мне кажется, сторонникам водородной энергетики нужно критичнее относиться к пропагандистским лозунгам о её выгодности, доступности и экологичности.
1
Написал goshpodarek 2011.02.04 01:26:16

Почему-то когда думают об экологии забывают про старый добрый полностью экологичный троллейбус и пытаются изобретать какой-то новый «велосипед»... Всё уже давно придумано. Ну разве что автономный ход можно добавить, чтобы не везде КС вешать.
6
Написал Tassadar 2011.02.04 01:44:22

goshpodarek, проблема в том, что сырья для электрических батарей ограниченное количество, а если промышленность раздухарится и начнёт на них сажать всё самодвижущееся от кредитомобилей до сочленённых автобусов - то очень скоро будет как с нефтью, придётся искать ещё одну альтернативную технологию или возвращаться к неэффективному водороду.
2
Написал quantum 2011.02.04 02:09:56

goshpodarek, может ли нынешний электромобиль на одной зарядке проехать расстояние, сравнимое с аналогичным автомобилем на традиционном топливе? Пока что нынешние технологии накопления электроэнергии этого не позволяют. Плюс надо учитывать, сколько времени тратится на зарядку.
1
Написал Mr.Den 2011.02.04 03:16:13

quantum, сырья для водородных толпивных элементов (металлы платиновой группы) тоже не изобилие.
0
Написал goshpodarek 2011.02.04 09:15:40

Перспективное направление - запасение энергии в суперконденсаторах, об этом тут не раз уже говорилось. Автономный ход и у них пока ещё невелик, но для гибридов это не проблема. Плюс, время зарядки минимально.
5
Написал Lorenetz 2011.02.04 10:52:35

>технический водород и водород для водородной энергетики отличаются как технический спирт от этилового?
Технический водород отличается тем, что он нужен для технических нужд. Тут не важно, каким образом он получен.

>quantum, сырья для водородных толпивных элементов (металлы платиновой группы) тоже не изобилие.
Полагаю, ведутся работы по ликвидации этого недостатка. Так что это неочевидный недостаток.

>Перспективное направление - запасение энергии в суперконденсаторах
В пересчёте на массу химическая энергия горючего во много раз более эффективна даже суперкондеев.
–4
Написал kummel 2011.02.04 12:07:05

 
–14
Написал mit9l 2011.02.04 14:27:49
Его комментарий скрыт

mit9l, это как раз не проблема - с массовым переходом на распределённую добычу энергии экология будет в порядке.

Недостатки троллейбуса хорошо известны и трудно решаемы, и самый главный из них - медлительность.
–4
Написал quantum 2011.02.04 14:35:07

mit9l, в Москве и Петербурге не менее 50%, а то и больше, мощности троллейбусов приходится в зачёт работы местных АЭС и ГЭС.
4
Написал kummel 2011.02.04 15:39:27

Доля нетрадиционных источников энергии, таких как СЭС, ВЭС, ПЭС, ГеоТЭС и т.п. всего 2-3%, их развитие связано с серьёзными трудностями. К примеру, СЭС не эффективна в в высоких широтах (читай, на большей части нашей страны). Доля гидроэнергетики - 15-16%, причём потенциал её практически исчерпан - ГЭС построены везде, где это имело смысл. Примерно столько же приходится на атомную энергетику (в западных регионах больше), однако, пока не реализован замкнутый цикл переработки и использования ядерного топлива их нельзя назвать полностью "чистыми". Вся остальная энергия производится на тепловых электростанциях. Да, водородный и электротранспорт характеризуется нулевым выхлопом вредных веществ в месте его применения. В принципе, для всего транспорта существует общая тенденция снижения выредных выбросов. Однако очевидно, что нет идеального вида транспорта, у каждого существуют свои преимущества и недостатки. В общем случае, приходится выбирать между его экологичностью и автономностью. Так, троллейбус имеет нулевой выхлоп, но привязан к контактной сети; аккумуляторный/конденсаторный автобус имеет ограниченный запас хода; гибридный автобус автономен, но присутствует выхлоп (хотя он значительно меньше чем у автобуса только с ДВС: за счёт рекупирации и оптимального режима работы ДВС-генератора). Водородный автобус достаточно автономен и его выхлоп безвреден, но всё же, производство водорода дорого и само по себе не особо экологично, необходимая для заправки инфраструктура сложна, дорога и редка. Поэтому водородный автобус на данный момент проигрывает троллейбусу в экологичности и экономичности, зато выигрывает в автономности. Также, это база для отработки теологий, что будет только плюсом в будущем.
6
Написал Lorenetz 2011.02.04 17:49:37

Согласен, но ведь троллейбусные провода и трамвайные рельсы можно тоже везде проложить - как асфальт. Другими словами -
сделать линии элетротранспорта такими же распространёными, как и асфальтовые дороги - и трамвай и троллейбус станут такими "автономными". Паровоз тоже не требовал контактной сети. Однако же где он? Так что троллейбусная линия - это "электрическая автомобильная дорога".
Как-то раз прятался в подъезде дома от дождя в центре города и разговорился с тамошним жильцом. Он работал машинистом. Так он вспоминает как пересел с паровоза на электровоз. Говорит, что это как переход из грязной кочегарки в чистый кабинет! Точно так же смотришь на этих несчастных водителей грязных дизельных монстров
и сравниваешь их с аккуратными водителями троллейбусов. Троллейбус чист, как офис. А в автобусе - всегда грязь и вонища. Противно особено летом.
У автобуса нет будущего. Это - старинное транспортное средство.
Хоть водородного, хоть дизельного...
0
Написал Дикий Кот 2011.02.04 21:49:03

Дикий Кот, не выгодно, даже до сих пор 100% электрификации ж/д добились только в Швейцарии - постройка и поддержка КС дорогое удовольствие, оправданное только при большой плотности движения. Иначе ты просто будешь пережигать неоправданное количество энергии при производстве проводов, автовышек, тяговых подстанций, механизированных робот по укладке и т.п.
0
Написал XAN 2011.02.04 23:42:46

Так ведь и асфальт "поедает" не меньше матсредств... Подлатка-подкладка-подсыпка. А то ведь и оползень съест пару полос движения... Прогресс не стоит на месте. И вот даже дороги из простых натопаных-наезженых земляных полос превратились в сложные технические сооружения. И чем дальше, тем сложнее они будут. Асфальт, рельсы - вот и КС прибавилсь. Совсем не узнать
пыльный тракт! Конечно затраты - ведь это не звериная тропа в лесу, верно ведь?
0
Написал Дикий Кот 2011.02.05 00:37:58

mit9l,
По твоему вода, падающая с плотины, загрязняет атмосферу? Или стронций выделяет едкий дым и угарный газ?
0
Написал Дикий Кот 2011.02.05 00:41:26

прочитайте внимательно: "Красный автобус теперь самый «зелёный» в Лондоне, то есть самый экологичный, как велосипед."
- это полный абсурд
Lorenetz, все верно про преимущества и недостатки. Очевидно, что ДВС уже не справляется с новыми потребностями человека и альтернативы нет! Все, что сейчас делают - это попытки хоть как-то улучшить ситуацию в конкретном случае, но НЕ решают проблему в целом! Ученые с закрытыми глазами топчутся на одном месте и никак не могут нащупать то, верное, направление, которое будет следующим этапом в развитии энергетики и транспорта. Либо ученым не дают это сделать, так как кому-то это не выгодно.
Но в данном посте речь идет только об экологичности и сравнивать водородный автобус с велосипедом, мягко говоря, смешно...
0
Написал mit9l 2011.02.05 16:08:20

Дикий Кот, тут не в асфальте дело, он неотъемлемое условия проживания людей где-либо (экстремальные случаи не берем). Тут дел в классической дилемме "снимаем энергию с инфраструктуры" vs "возим с собой силовую установку". Допустим, если по какой-то позаброшенной ветке ездит полторы пары поездов в день, то мы можем сжечь больше топлива в дрезинах электрослужбы для установки и обслуживания КС, чем потребляют те бедные дизеля. А если посчитаем процесс производства меди, который тоже не идеально чистый, и долю тепловых электростанций в энергетике конкретной страны - то совсем прослезимся.
0
Написал XAN 2011.02.06 11:45:56

XAN,
К стати интересно. Ведь где-то в Западной Европе введена система
подключения КС только в том случае, если на данном участке находится транспортное средство. При подходе к нему участок автоматически включается, при уходе с него включается следующий при автоматическом выключении этого. Так можно уменьшить потери. - Нет движения, нет и напряжения.
Идея взята из экспериментальной, наземной КС для первых трамваев. Но там другое - обеспечение безопасности пешеходов.
0
Написал Дикий Кот 2011.02.06 22:02:57

У нас менталитет другой... Если, например, на ночь оставить КС без напряжения, то не факт, что утром найдете КС на том же месте)))))
0
Написал mit9l 2011.02.07 12:53:07

Пишите письма: metronews@mail.ru