Строительство киевского метро началось в 1949 году с площадки на горе за Центральным железнодорожным вокзалом. Площадка эта и ныне там, при чём все так же закреплена за метрополитеном. Находится она во дворе обычной кирпичной пятиэтажки по Воздухофлотскому проспекту, туда же и выводится первая вентиляционная шатха киевского метро. Кстати, это место — единственный метрообъект по всей юго-западной части города.
Проектировать метро начали ещё до войны, современная трассировка была готова уже в 1945 году (прочитать об этом можно здесь). Первую очередь метро сдали в 1960 году — станции от «Вокзальной» до «Днепра», за исключением «Театральной», сооруженной в 1987 году для осуществления пересадки на Сырецко-Печерскую линию. Первоначальный проект отделки станций и длину первой очереди (до завода «Большевик») обрубили, упростив станции и укоротив линию. Эскизы станций первой очереди недавно появились на официальном сайте метрополитена, с ними можно ознакомиться по ссылке. Более-менее «уцелела» лишь станция «Университет».
Кстати, если рассмотреть старые схемы метро, то окажется, что у многих станций были не только другие названия (это известно всем), но и совершенно отличные от современных проектные названия — то есть те, которыми станции называли во время проектирования и строительства. Рассмотрим их:
Университет — Университетская Гидропарк — Парк культуры и отдыха Левобережная — Никольская слободка Дарница — Соцгород Черниговская — Дарницкий шёлковый комбинат Лесная — Мурманская Нивки — Щербаковская, Станкозаводская Святошино — Святошинский вокзал, Заводская Житомирская — Крамского, Проспект Победы, Святошино, 4-я просека Академгородок — Проспект Палладина Почтовая площадь — Речной вокзал Тараса Шевченко — Заводская, Фрунзенская Республиканский стадион — Центральный стадион Минская — Оболонь Печерская — Площадь Леси Украинки Выдубичи — Надднепрянская Славутич — Южный мост Позняки — Промузел, Проспект Бажана Харьковская — Бортничи Лукьяновская — Артёма Дорогожичи — Новоокружная, Проспект Коротченко, Сырецкая Сырец — Улица Щусева, Сырецкая Бориспольская — Харьковское шоссе, Харьковская площадь
Хронология открытия участков такова:
6 ноября 1960 года: «Вокзальная» — «Днепр» (без «Ленинской» (ныне «Театральная»))
5 ноября 1963 года: «Вокзальная» — «Завод „Большевик“« (ныне «Шулявская»)
5 ноября 1965 года: «Днепр» — «Дарница»
4 октября 1968 года: «Дарница» — «Комсомольская» (ныне «Черниговская»)
5 ноября 1971 года: «Завод „Большевик“« (ныне «Шулявская») — «Святошин»
17 декабря 1976 года: «Площадь Калинина» («Площадь Октябрьской революции», ныне «Площадь Независимости») — «Красная площадь» (ныне «Контрактовая площадь»)
4 декабря 1979 года: «Комсомольская» (ныне «Черниговская») — «Пионерская» (ныне «Лесная»)
19 декабря 1980 года: «Красная площадь» (ныне «Контрактовая площадь») — «Проспект Корнейчука» (ныне «Оболонь»)
19 декабря 1981 года: «Площадь Октябрьской Революции» (ныне «Площадь Независимости») — «Республиканский стадион»
6 ноября 1982 года: «Проспект Корнейчука» (ныне «Оболонь») — «Героев Днепра»
30 декабря 1984 года: «Республиканский стадион» — «Дзержинская» (ныне «Лыбедская»)
7 ноября 1987 года: «Ленинская» (ныне «Театральная»)
31 декабря 1989 года: «Золотые ворота» — «Мечникова» (ныне «Кловская»)
29 декабря 1991 года: «Мечникова» (ныне «Кловская») — «Выдубичи» (без «Печерской»)
30 декабря 1992 года: «Выдубичи» — «Осокорки»
27 декабря 1994 года: «Осокорки» — «Харьковская»
30 декабря 1996 года: «Золотые ворота» — «Лукьяновская» (без «Львовской Брамы»)
30 декабря 1997 года: «Печерская»
30 марта 2000 года: «Лукьяновская» — «Дорогожичи»
24 мая 2003 года: «Святошин» — «Академгородок»
14 октября 2004 года: «Дорогожичи» — «Сырец»
23 августа 2005 года: «Харьковская» — «Бориспольская» (без «Вырлицы»)
4 марта 2006 года: «Вырлица»
23 мая 2008 года: «Бориспольская» — «Красный Хутор»
А теперь рассмотрим историю проектирования метро:
1. Первая схема киевского метрополитена, 1960 год. Построены пять станций первой очереди, проектируются станции второй («Политехнический институт» и «Завод "Большевик"») и третьей (от «Днепра» до будущей «Дарницы») очередей.
2. Интересная схема первой очереди с нереализованными сталинскими вестибюлями и проектными названием «Университета». Также видим очертания будущей Куренёвско-Красноармейской линии с непривычными станциями — отсутствует «Почтовая площадь», зато есть два прототипа «Тараса Шевченко» и даже всё ещё не сданная «Демиевская».
3. Интересная схема 1963 года — единственная, на которой показано развитие Куренёвско-Красноармейской линии в сторону Куренёвки аж до площади Шевченко (не зря ведь Куренёвско-Красноармейская!) и развитие Святошинско-Броварской линии в сторону Отрадного и Никольской Борщаговки. Также этот проект включал мелкое заложение «Шулявской» и строительство около нее первого электродепо. К 1965 году эту трассировку отменили в пользу Святошино и Оболони.
4. Схема 1965 года с уже построенными станциями второй и третьей очередей. Теперь строится четвёртая очередь — будущие «Берестейская», «Нивки» и Святошино».
5. Схема 1970 года. Название «Заводская» временно у будущей «Святошино»; появилась проектная станция «Проспект Вернадского», которая так никогда и не будет построена; Сырецку-Печерскую линию только-только придумали и пока она идет через Татарку и Сырец в сторону Виноградаря; а на Оболони целых четыре станции.
6. Схема 1976 года. Появилась Приднепровская (будущая Левобережная линия) вдоль Левого берега Днепра от Троещины до Осокорков через Дарницу и Воскресенку.
7. Схема 1976 года.
8. Статья 1977 о Сырецко-Печерской линии. Названия и трассы приобретают все более современный вид.
9. Схема 1984 года.
10. Стильная схема 1985 года.
11. Схема 1989 года с расположенными у метро объектами.
12. Схема тоже 1989, но с уже открытой Сырецко-Печерской линией, включающей пока лишь три станции в центре города.
13. Схема 1993 года со свежеутвержденной Подольско-Воскресенской линией. Сырецко-Печерская же линия кончается на "Харьковской", за которой следует так и не построенное депо «Бортничи» на месте озера Вырлица. Большой вариант.
14. Более-менее современная трассировка линий на схеме 2000 года. Правда, до Левобережной линии по скоростному трамваю на улице Оноре де Бальзака ещё не додумались.
А с современными планами развития Киевского метро можно ознакомиться на его официальном сайте.
У разработчиков официальных сайтов метрополитенов есть славная советская традиция: плевать на своих пассажиров. В Москве догадались сайт на сильверлайте состряпать, наплевав на пользователей мобильных устройств и альтернативных систем. В Киеве сделали сайт исключительно на украинском, наплевав и на русскоязычную половину жителей собственной страны, и на иностранных гостей столицы, которым не помешала бы англоязычная версия. Поучились бы что ли у европейцев в этом плане.
Levshev, ну вот допустим обратили - как минимум на 3-х схемах СПЛ пересекается с СБЛ на "Университете". Весьма интересный факт (жаль, Вы наше внимание на этом не заострили) - значит вести через "Золотые Ворота" со строительством "Ленинской" решили позднее. Не знаете, почему? Или вот "Стадиiон iм. Хрущова" - это нечто среднее между "Республиканским стадионом" и "Площадью Льва Толстого"?
budafok, да, до середины 70-х пересадку собирались делать на Университете, но потом передумали из-за короткого центрального зала.
А Стадион им. Хрущёва находится лишь в 200 метрах от нынешней станции, судя по сетке улиц. Вообще эта схема очень странная, так как первые пять станций отмечены действующими, но при этом с совершенно другими вестибюлями, а ККЛ довольно странно протрассирована - кроме Площади Льва Толстого забыли и Почтовую площадь, у Тараса Шевченко целых два прототипа, и вдобавок отмечена не планировавшаяся до конца 70-х Дзержинская.
"У разработчиков официальных сайтов метрополитенов есть славная советская традиция: плевать на своих пассажиров"
Не менее славная традиция - рисовать такие схемы, а потом вешать их в вагонах. Я еще понимаю их уместность в других местах, но вот зачем он нужны пассажирам?? Помечтать о светлом будущем?