Поездка на общественном городском транспорте по жаре, стоящей в Москве, становится для горожан настоящей пыткой. Воздуха не хватает нигде: ни в метро, ни в трамваях-троллейбусах, ни в электричках. По словам властей, они делают «все что могут». Москвичи, в свою очередь, иногда вынуждены идти на крайние меры, вплоть до поломки подвижного состава, чтобы спастись от духоты.
Нестерпимый зной, держащий столицу в тисках, похоже, до конца августа не собирается никуда уходить из города. Общественный городской транспорт постепенно превращается в «гробы на колесах». И действительно, жара в троллейбусах, автобусах, электричках и метрополитене заставила чувствовать себя плохо не одну сотню столичных жителей. Особенно москвичи жалуются на пригородный транспорт. «На Горьковском направлении пустили новые поезда. Удобные вагоны, запланирована принудительная вентиляция, все вроде бы хорошо, — рассказывает москвич Андрей. — Одно плохо, эта самая вентиляция не работает. А окна открываются совсем чуть-чуть. Дышать в вагонах просто нечем». Подобную историю могут рассказать пассажиры других направлений.
Корреспондент «НГ» проехался на электричке от Ярославского вокзала. Впечатлений от данной поездки осталась масса. В еще стоящий на перроне новенький электропоезд войти практически невозможно. От него тянет нестерпимым жаром. Обстановка в тамбуре напоминает сауну. Окна, насколько это возможно, открыты, но так как их невозможно открыть полностью, как в старых составах, помогает это с трудом. Люди просто задыхаются от жары. Да и смог, тянущийся сквозь эти проемы, дает о себе знать. Практически сразу же несколько пассажиров, вооружившись отвертками и маленькими ломиками, начинают раскурочивать оконные фрамуги. Возмущения у наблюдающих подобный вандализм не наблюдается. «Вентиляция предусмотрена, а ее нет. Что нам теперь задыхаться, что ли? — говорит один из «вандалов», студент Николай. — Они поднимают цены на проезд, отменяют рейсы, при этом на нас экономят. Вот пусть теперь думают сами, что дешевле – потратить электричество на вентиляцию или чинить состав». Также многие москвичи используют стеклянные бутылки или металлические бруски для того, чтобы разжать двери электричек. На многих поездах, по наблюдению корреспондента, двери вовсе снимают, чтобы в вагон поступал воздух.
Как рассказал «НГ» начальник пригородной дирекции Московской железной дороги Алексей Карасев, люди используют те виды подвижного состава, которые производит отечественная промышленность. «Вентиляция на электропоездах новой серии ЭД4М при эксплуатации в летних условиях включена. Но, к сожалению, производителями подвижного состава она размещена в чердачно-потолочной нише электропоезда, и соответственно воздух при внешнем заборе проходит через эту нишу и при больших плюсовых температурах нагревается, что не позволяет получить необходимый эффект охлаждения, — рассказал он. — Аналогичная ситуация и с фрамугами, которые открываются на определенный угол. По этим проблемам идет работа с заводом-изготовителем, чтобы наши замечания как эксплутационщиков и замечания наших пассажиров были учтены при выпуске новых видов составов». Также он отметил, что МЖД, со своей стороны, делает все возможное, чтобы облегчить жизнь москвичам в стоящую жару. «Что же касается других мероприятий, то там, где наши вокзалы и остановочные пункты оснащены системами вентиляции и кондиционирования, там оборудование работает на полную мощность. Проводится дополнительная работа по санитарной обработке составов, выходящих в рейс», — сказал он. Алексей Карасев отметил, что проблема вандализма носит внесезонный характер. «Если говорить об июле, то от вандалов пострадали десятки электропоездов. В числе самых распространенных вандальных действий – повреждение лобовых и боковых стекол электропоезда, сидений, дверей электропоезда», – отметил железнодорожник.
В троллейбусах и трамваях дышать также нечем. Получше в автобусах. Так, жители Медведкова, ездящие на работу в сторону Мытищ, отмечают 314-й маршрут. «В автобусах всегда прохладно. Работает вентиляция. Не жарко даже при большом скоплении народа на этом маршруте», — говорит пенсионерка Нина Васильевна. Как рассказала «НГ» пресс-секретарь Департамента транспорта и связи г. Москвы Светлана Новиковская, в условиях жары персонал переведен в режим особой готовности. «Весь транспорт подвергается строгому техническому осмотру. Особое внимание уделяется проверке системы охлаждения двигателя. В автобусных парках особенно следят за работой вытяжной вентиляции в салонах наземного городского пассажирского транспорта, за тем, чтобы форточки и люки легко открывались, — рассказала она. — При обращении пассажиров, почувствовавших себя плохо, водители обязаны оказывать содействие в вызове «Скорой медицинской помощи» через центральную диспетчерскую ГУП «Мосгортранс». Также она рассказала, что ДТиС обращался к водителям личных авто с тем, чтобы они старались не выезжать в город. «Особенно это касается владельцев старых автомобилей. В условиях аномальной жары у них часто ломается система охлаждения двигателя. Нередко из-за закипевших машин, мешающих проезду, возникают заторы на дорогах. Стояние в пробках под палящим солнцем не самое лучшее времяпрепровождение», — говорит Светлана Новиковская.
Гарь и жара спустились и в метро. Однако «охлаждать» станции дополнительно не будут. По словам начальника ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева, оснащение станций московского метро дополнительными охлаждающими системами будет весьма затратным делом. Вместо этого метрополитен планирует продолжить модернизировать подвижной состав. «У нас в метро есть новые вагоны, оборудованные системами климат-контроля, которые делают поездку в вагонах более комфортной. На сегодняшний день это всего 4% от всех поездов, но со следующего года мы доведем их количество до 10%. В ближайшее время мы также модернизируем оборудование, установленное в тоннелях. Так, например, использование современных накопителей тепла позволяет снизить выбросы теплого воздуха в тоннели на 30%». Кроме того, начальник подземки заявил, что, по подсчетам метрополитена, в среднем за сутки количество вызовов «Скорой помощи», поступающих из метро, в 40 раз меньше, чем число звонков от людей, находящихся на поверхности земли. «Жара не изменила это соотношение».
По мнению экспертов, ситуация на многих видах транспорта нормальная. «Оборудование подвижного состава кондиционерами нецелесообразно главным образом из-за того, что промежутки между остановками короткие и открывание всех дверей не позволяет сохранить микроклимат, создаваемый кондиционером, – говорит исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. – В ситуации же с электричками могу сказать только одно: скорее всего это экономия электричества. Хотя в данной ситуации экономить все-таки не стоило бы».
Юрий Кочемин, Валерий Наровчатов,
Фото PhotoXPress.RU,
«Независимая газета», 12.08.2010
разламывание окон нельзя оправдать улучшением вентиляции в вагоне. Нашему народу только повод дай - сразу ломать начнёт, прикрываясь протестом. Никто силой за шкирняк в электричку не тащит, в большинстве городов есть альтернатива в виде автобуса. В котором опять же в большинстве случаев есть кондей.
Так что студент этот, из статьи, скорее всего - обычный бегун-халявщик, потому что цены на билеты в электричках и автобусах сравнимы, а иногда автобус даже существенно дешевле (как в Наро-Фоминске или Ногинске, например). Если ему так воздуха не хватает, так какого черта тогда в автобусе не поехал?
Но электрички действительно превратились в сауну, в час пик пока доедешь - семь потов сойдет, футболку потом можно выжимать как после стирки. Так что большое спасибо РЖД и Демиховскому заводу в частности. Зимой ЭДшки - это спасение и панацея, но летом они даже хуже ЭР-образных.
Flar, не все ЭДшки плохи! все, что до 182й шли - были с обычними окнами! в них ехать как раз-таки возможно!
а парень не прав. какая бы отмаза не была - это вандализм все равно.
никто не заставляет заходить в данный поезд. допустуми я даже мать преучил смотреть на окна - стеклопакеты стоят или с нормальными форточками. так приходя на казанку она сразу смотрит какие окна у электрички. если пакеты - она идет на другую, которая пусть и на 10-15 минут позже пойдет, но доедет по-человечески, а не в сауне..
хотелось бы узнать, какие меры демиховцы вообще планируют предпринемать с окнами? в ЭТшках гораздо комфортнее по-моему... окна там нормально открываются НЯЗ...
На Казанском направлении есть составы, где все вагоны ЭДшки с откидывающимися форточками, вагон не выбрать. Самое главное что раздражает в новом подвижном составе это относится и к метро, многие решения заметно ухудшили комфорт, по отношению к старому подвижному составу. А если кто и пытается возразить, что неудобно приводятся контраргументы, вагон современный, удобнее для эксплуатирующей организацию. Приводятся плюсы, которые я как пассажир не ощущаю.
Некоторое время назад возвращался из Питера в модернизированном плацкартном вагоне. Кто не в курсе - это такое извращение, где сделаны стеклопакеты и узкие форточки, открывающиеся на 30 градусов, но отсутствует кондиционер. Принудительная вентиляция, естественно, в жару бессмысленна чуть более, чем полностью - вагон что с ней, что без неё на открытом солнце раскаляется до 50 (sic!) градусов в салоне.
Так вот, проводники вагона прямым текстом предложили пассажирам выломать форточки, объяснив, что их потом ремонтники без особого труда вставят обратно. Форточки были аккуратно выломаны и складированы в служебном купе.
После этого в вагоне стало возможно находиться - правда, раздевшись до трусов.
Начальница поезда, проходя через вагон, ничего по этому поводу никому не сказала. Чуть позже выяснилось, что в двух других таких же вагонах задыхающиеся люди вынули ещё и аварийные окна.
А что делать-то ещё? Не задыхаться же в пятидесятиградусной жаре!
в ЭТшках гораздо комфортнее по-моему... окна там нормально открываются НЯЗ...
Какие там ЭТэшки! Там такие же убогие окна в новых составах! Я 3 недели назад, первый раз за 2 года прокатился по Октябрьской ЖД. Там полный пипец был в вагоне, коней можно было двинуть. Градусов 50 точно было. Метро показалось мне раем!
Tmrp2m, Мне вот до сих пор непонятно, какая религия мешает сделать в электропоездах черпаки на крыше, как в метро, и принудительно забивать воздух?
А ну, как дождик пойдет? Не доводилось ездить по открытым участкам метро во время ливней, когда сверху, через вентрешётки на головы пассажирам черная жижа льёт?
Spirit, не, ну в старых ЭТшниках были окна, с открывающимися форточками как в демихах стеклопакеты, но угол открытия гораздо больше. а что в новых намудрили начиная со 136ой - я не знаю.
может начать какие-то письма писать, мол сделайте нормальные окна? по-моему вставить окно в электричку - не проблема, благо размеры стандартные. вон юзеры филёвки добились же чтоб в русичах сделали форточки (первые партии), так и здесь можно наверное добиться подобного эффекта - нейтрализовать парники...
trevias, кто говорит? и в каком именно транспорте? я завтра туда уезжаю, ради этого могу специалньо понаблюдать... но насколкьо мне известно, там транспорт как и в москве - те же лиазы, волжанины, икарусы, те же троллейбусы... может толкьо в новых ЛМках и ЛВСах у них есть климат-контроль... и все....
а так транспорт у них от нас не отличается...вряд ли там кондеи ставят (откровенно говоря наземный транспорт у них на переферии в похабном состоянии, относительно москвы)
trevias, ну это точно кондей....... для кабины водителя))
на московских двух ЛМах вроде тоже они есть)) но чисто дял кабины, а не для салона)) http://transphoto.ru/photo/274446/ вот пожалуйста, это же девайсы просматриваются)
А мне повезло пару раз проехал от Курской до Митино на новых Русичах с кондеями.
Правда поджидал их специально. Пропустить пришлось по 3-4 поезда.
Но убедился, что их система охлаждения и вентиляции реально помогает.
Мощнее может и не надо.
А вот сократить время высадки и посадки зависит уж и от самих пассажиров.
Некоторые из них так тормозят!
Да и к остальному городскому ОТ нет особых претензий. Все окна и люки исправны, открываются и дают на ходу нормальный эффект охлаждения. Вот только "затрудненное движение" не дает разогнаться и провентилировать салон.
Электричками, с своему счастью, не пользовался, поэтому поругать/похвалить не могу.
Читаю другие посты и хорошо людей понимаю.
KVentz, до этого лета тут на разговоры о кондиционерах в общественном транспорте в России сразу вызывали holywar. Противники заявляли, что в наших широтах жара держится всего одну неделю, так что дорогие пассажиры должны терпеть. После этой жары и они, и ОТ-начальство будет оправдываться тем, что лето 2010 года было аномальным. Но кондишен - ни-ни.
VlaDT, по опыту могу сказать: электрички савёловского направления значительно комфортнее, чем автобусы, идущие в Северный. В частности, из-за двигателя, активно поджаривающего салон и узких форточек. Савёловские же электрички в большинстве капремонты отвратительные не проходили, поэтому имеют по-человечьему открывающиеся форточки.
AMIGO, те ЭДшки, что шли до 182, хоть и были с нормальными окнами, но зато зимой в них почти как в ЭРках. Потому что щели в окнах (которые не стеклопакетные), потому что в половине вагонов не работает отопление, потому что после полутора часов езды под мерцающим светом глаза из орбит вываливаться начинают. И широкие коробы возле стен заставляют пассажира, сидящего у окна, извращаться и засовывать ноги во все мыслимые и немыслимые места. Есть у нас одна такая ЭДшка на Киевском, так что сам это всё испытать успел (у меня еще и рост 186 см, т.е. ноги длинноватые, скажем так).
Так что у демиховцев всё время "не понос, так золотуха", пардон. Но, повторюсь, зимой ЭД - это реально спасение. KVentz, еле-еле вроде сумели приучить людей не открывать форточки в русичах.4. По крайней мере, по личным наблюдениям. Так вот, вы и правда верите, что определенную категорию подмосковных пассажиров (назовем их мягко - маргиналы) получится убедить, что не надо по всему составу летом окна открывать при работающем кондее?
Когда принудительная вентиляция в ЭДшках включена - это хоть какое-то спасение, но такое бывает раз в 10 поездок (если не реже). В таком случае хоть ветерок из калориферов идет (или как там их). :)
goshpodarek, я вроде как немного не первый день в транспортных комьюнити тусуюсь, но что-то не припомню, чтобы установка кондиционеров в подвижном составе вызывала хоть какие-то споры. Жара-то держится всего неделю, да. Но в подвижном составе температура на несколько градусов выше, чем на улице, особенно в ПС с принудительной вентиляцией. Поэтому, если на улице прохладные 23, то в вагоне уже неприятные 26. А это уже не две недели в году, а пять месяцев.
И жара у нас держится не "всего неделю", а уже который год подряд не менее месяца. В отдельных южных регионах - сильно более, и как там ездят без кондиционеров - ума не приложу.
На самом деле получается-то, что единственный транспорт с кондиционерами в Москве и ближайшем МО (которые работают в жару) - областное ГУП МО "Мострансавто". И всё - штиль....
А почему бы не сделать окна в трамваях-электричках полностью открываемыми? А то и просто предусмотреть возможность трансформации вагона в "босоножку" - открытую платформу с крышей.
Сам крымчанин - и такие электрички не помешали бы. Если в Москве
холод собачий +35, то у нас здесь под пятьдесят выше нуля.
Ездят по Севастополю маршрутки-"босоножки" на электротяге!
Что-то я, ежедневно дважды в день катаясь на электричках по Ярославке, ни разу не видел выломанных форточек в ЭД-эшках. И ни разу не встречал граждан, которые, входя в вагон, сразу же достают ломики и отвёртки, и начинают курочить окна. Так что журналисты "Независимой", мягко говоря, лепят горбатого.
KVentz: я вроде как немного не первый день в транспортных комьюнити тусуюсь, но что-то не припомню, чтобы установка кондиционеров в подвижном составе вызывала хоть какие-то споры.
Со стороны пассажиров не вызывало, а вот со стороны перевозчиков очень даже! Деньги то немалые можно сэкономить. Кондиционеры мало поставить, их еще обслуживать надо, а это тоже стоит денег.
Дикий Кот: А почему бы не сделать окна в трамваях-электричках полностью открываемыми? А то и просто предусмотреть возможность трансформации вагона в "босоножку" - открытую платформу с крышей.
Это как бы не фига не безопасно, сколько народу повываливаться может!
ЗЫ: Кстати, я тащусь от спутников. Изначально они позиционировались как быстрый и комфортный транспорт. И действительно, ЭМ4 хоть и были помойками, но отвечали этим требованиям. У них были кондеи, тихий комфортный салон. А что теперь? В Железнодорожный ходят обычные ЭДэхи, ну приходят они на 10 -15 минут быстрее обычных собак, а больше никакой разницы и нет. Зато цена кусается. Молодцы, товарищи из ПИДа!
В этом случае так называемые ЭМ2, ЭМ2И, некоторые ЭР2К (с окнами ЭМ2) имеют свойства эрок и новых демихов. Зимой не дует т.к. стеклопакет, а летом можно обеспечить проветриваемость, как в эрках т.к. окна открываются почти как в эрках. Хоть это и г...., но лучше, чем эрки и демихи, но иногда бывает проблематично открыть окно, в связи с чем там можно увидеть сломанные ручки.
Flar, Да уж, наших пассажиров хлебом не корми - дай что-нибудь сломать. И ещё оправдание какое-нибудь придумать: мол, вот вам за то, что я в электричку сел. Бытовой вандализм в действии.