Я добился отмены запрета на фотосъемку в Самарском метро. Делалось это долго и муторно — через депратамент транспорта и прокуратуру города. На днях было опубликовано официальное постановление об отмене пункта правил метрополитена, запрещавшего фотосъёмку.
То есть снимать можно теперь как угодно — со штативом, любительски, профессионально, фото, видео... По имеющейся информации, до сотрудников милиции на метрополитене этот приказ уже доведён.
Принятию этого долгожданного решения предшествовало увольнение директора Самарского метрополитена В. Плетнёва, которое состоялось 9 августа. Эти два события друг с другом почти не связаны, но Плетнёв был ярым противником отмены запрета фотосъёмки. Сейчас обязанности директора метро временно исполняет главный инженер С. Шамин.
Началось все достаточно давно, ещё в ту пору, когда мне потребовалось провести съёмку станций самарского метро для сайта... самарского метро. Около года мне пришлось втираться в доверие к главному инженеру Шамину, доказывая, что я не шпион. С трудом удалось объяснить, чем плохи стандартные фотографии, которые имелись в наличии — гифы с широкой стороной в 400 пикселов.
В итоге я стал счастливым обладателем бумаги, разрешающей фотосъёмку станций, на ней стояла печать и подпись. С этой бумагой я отправился на «Московскую» («Российская» только строилась) и собрался проехать по всей линии, сделав снимки для сайта. Но не тут то было — меня сразу повязала милиция.
Я предъявил им бумагу — она их удивила, но сильного впечатления не произвела. Стали звонить в дирекцию метро. Из дирекции в усиление бумаги прислали Начальника службы движения Самарского метрополитена, который сопровождал меня по всем станциям, защищая от избыточного интереса со стороны милиции и сотрудников метро. Понять этих людей было можно — их за пропуск таких вот «вредителей»-фотографов лишали премии. Так что они подходили к их ловле с рвением.
Так я впервые отснял все станции Самарского метро более-менее подробно. Потом эти фотографии я записал в дирекции на компьютер, и их использовали в частности для иллюстрации журнальной статьи в «Метро и тоннелях» к 20-летию метрополитена (естественно без указания авторства). Уже тогда я задавал вопрос Шамину: «А почему бы не разрешить фотосъёмку, в Москве же разрешена». И он очень удивлялся тому, что в столице до такого дошли.
Затем усилиями энтузиастов пала новая твердыня — Петербургский метрополитен разрешил фотосъемку. И я решил снова заняться этим делом в Самаре, правда, уже не методом убеждения, а методом официальных писем. Я что-то около трёх раз писал в департамент транспорта, но они пожимали плечами и объясняли, что не могут перебодать Плетнева. Они были согласны с моими аргументами, они признавали, что запрет на фотосъемку дикость, но ничего не могли поделать!
В итоге пришлось идти по пути через прокуратуру. Я написал заявление, в котором потребовал признать незаконным пункт о запрете на любительскую фотосъмку в метро. Заявление вызвало ответную реакцию дирекции, Плетнев принялся рассказывать, как этот запрет давно отмененный в Питере, Москве, Новосибирске, оказывается спасает жизни и здоровье пассажиров Самары.
Пришлось действовать усиленно. Я написал ответную статью, и инициировал публикацию на эту тему в «Комсомольской правде — Самара». Тогда удалось получить комментарий уполномоченной по правам человека в Самарской области И.Скуповой:
— Необоснованные запреты на фотосъемки, не связанные с необходимыми мерами безопасности, вступают в противоречие с 29-й статьей Конституции РФ, ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» и ст. 3 Закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в которых идет речь о праве на получение и свободу распространения информации. Полагаю, что по заявлениям журналистов должны быть проведены проверки прокуратуры на предмет законности запретов фото- и видеосъемок в конкретных помещениях конкретных объектов.
На основе этого было подготовлено новое заявление в прокуратуру, которое, наконец и дало ожидавшийся эффект.
Итак, 6 августа 2010 года, после принятия решения об увольнении упирающегося Плетнёва, мэром Тарховым подписано постановление №979, где основная часть гласит, что «В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Внести изменение в приложение к постановлению Главы городского округа Самара от 28.12.2007 № 1235 „Об утверждении Правил пользования Самарским метрополитеном“, исключив пункт 3.5.15.»
Это тот самый пункт, отмены (или как минимум исправления) которого я добивался. Постановление вступает в силу с момента опубликования, и оно уже опубликовано в свежем номере Самарской газеты, так что уже сегодня снимать в Самарском метрополитене стало можно.
При этом не стоит забывать ряд простых вещей: во-первых, совершенно точно ещё уйдет время на то, чтобы персонал метро и милиции вошел в курс свершившихся изменений, так как до этого игра «поймай фотографа» была одним из основных их занятий на службе. Во-вторых, проводя законную фотосъёмку не стоит забывать о мерах предосторожности: в частности, не стоит снимать со вспышкой приходящий поезд — у машинистов, работающих в полумраке, и так уставшие глаза, надо их пощадить. Ну и вообще — вежливость и аккуратность, при реализации своих прав и свобод, ещё никому не вредила.
Бизон, то, что снимал я - все на сайте метрополитена размещено: http://www.samaratrans.info/metro/index.php?p=photo ибо снимал я именно для него (при этом чуть не умер добиваться разрешения!). Но я фотограф никакой... то есть я надеюсь, что теперь, после отмены запрета, настоящие фотографы наконец таки дорвутся и сделают качественные фотографии самарского метро.
Поздравляю с победой!
А вообще ситуация с запретами на съемку в метро очень напоминает это:
"На России бедной даже дворник - Барин, коли бляху нацепить ему позволят." (А. Розенбаум)
Бюрократизм-идиотизм. Вот такая вот история. Почти в тему. Сегодня мы уже привыкли к цифре и забыли про то время, когда она только входила в нашу жизнь. Конец 90-х. Друг, студент Мархи последнего курса выполнял дипломный проект по проектированию здания на Лубянской площади (проект чисто академический и практического значения не имел). Для привязки к местности ему необходима была фотосъемка прилегающих зданий. Его отец (дипломат) привез сыночку из Японии девайс - суперневидаль, а именно, цифровую фотокамеру, коих в нашей раше доселе невидывали (или видывали по полуфантастическим рассказам). После нескольких "щелчков" перед субъектом моего повествования выросла пара дюжих молодцов с "корочками" и властно потребовала засветить пленку. На это, не растерявшись, тот, пустив фальшивую слезу, вытащил перед квадратноголовыми флешку и со словами: "Нате, подавитесь, душители свободы",- демонстративно повертел ею на свету. Служители безопасности, полувырвав у него из рук фотокамеру долго пытались найти пленку, но не найдя таковой удовлетворились объяснением, что act фотки на этой самой буржуйски непонятной плоской штуковине....
Диплом был защищен на отлично...
Сорри, если офтоп.