На сайте «Метрогипротранса» появились проекты первых станций Челябинского метрополитена. В качестве главных архитекторов выступают привычные и даже в чём-то полюбившиеся нам А. Ю. Орлов, А. В. Некрасов, В. С. Волович и главный архитектор института Н. И. Шумаков.
Общие сведения
Проектируемый первый пусковой участок первой линии метрополитена свяжет зоны жилой застройки в Курчатовском и Калининском районах с центральной частью города и с промышленной зоной в Тракторозаводском районе.
Строительная длина — 8,5 км, эксплуатационная — 7,4 км. На участке предусмотрено размещение пяти станций: «Тракторозаводская», «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр», «Проспект Победы». Среднее расстояние между станциями 1850 м.
У станции «Комсомольская площадь» предусмотрено ответвление соединительной ветки с электродепо. С целью поэтапного ввода в эксплуатацию первого пускового участка метрополитена выделен первый пусковой комплекс от станции «Комсомольская площадь» до станции «Проспект Победы». Строительная длина — 6,8 км, эксплуатационная — 5,7 км. В состав первого пускового комплекса входят: собственно линия, электродепо и инженерный корпус.
Трасса
Трасса первого пускового участка проектируется от «Челябинского тракторного завода» (ЧТЗ) в западном направлении по проспекту Ленина до улицы Цвиллинга, затем в северном направлении с пересечением реки Миасс до проспекта Победы и далее в западном направлении вдоль проспекта до примыкания к нему Речной улицы.
С учётом градостроительных условий трасса на участке от станции «Тракторозаводская» до станции «Комсомольская площадь» проектируется в тоннелях мелкого заложения, затем следует переходной участок с мелкого заложения на глубокое и далее до конца строительства трасса проектируется в тоннелях глубокого заложения.
Положение трассы в плане обусловлено размещением станций в наиболее важных пассажирообразующих зонах с учётом планировочной структуры города и условий строительства. В плане применены кривые с величинами радиусов в пределах от 400 м до 3000 м. Уклоны продольного профиля применены в пределах от 3 ‰ до 38 ‰. Максимальный уклон применён на переходном участке с мелкого заложения на глубокое.
Всё станции проектируются с платформами островного типа с двумя вестибюлями. Вестибюли станций подземные за исключением двух наземных вестибюлей станции «Торговый центр».
Станция «Тракторозаводская» размещена вдоль проспекта Ленина между примыканием к нему Плотничного переулка и улицы Танкистов.
Станция «Комсомольская площадь» размещена вдоль проспекта Ленина за примыканием к нему улицы Горького.
Станция «Площадь Революции» размещена вдоль проспекта Ленина между улицами Свободы и Цвиллинга.
Станция «Торговый центр» размещена под рекой Миасс между улицами Труда и 8 марта.
Станция «Проспект Победы» размещена вдоль одноимённого проспекта между Свердловским проспектом и Краснознамённой улицей.
Для обеспечения оборота поездов метрополитена за станциями «Тракторозаводская» и «Проспект Победы» запроектировано путевое развитие в виде оборотных тупиков. Для обеспечения оборота поездов в период эксплуатации первого пускового комплекса за станцией «Комсомольская площадь» предусматривается сооружение сокращённого съезда между главными путями. В перспективе станции «Площадь Революции» и «Проспект Победы» будут являться пересадочными.
Архитектурные решения
Основным формообразующим фактором при создании архитектурного пространства станций Челябинского метрополитена является организация искусственного освещения. Проекты станций несут в себе единый принципиальный подход к решению освещения. Архитектурно-пластическое решение станций основано на использовании крупных архитектурных элементов (таких, как свод, стена, пилон) в качестве отражателей или рассеивателей света. При этом номинальные источники света имеют вспомогательное значение.
Станция «Тракторозаводская» располагается у Челябинского тракторного завода в начале проспекта им. В. И. Ленина.
Пластическое решение свода основано на ритмическом чередовании освещённых и не освещённых участков. Освещённые участки представляют из себя кессоны, отражающие свет. Свод станции становится светильником. Для обслуживания источников света по цоколю со стороны путевой стены проходит эксплуатационная галерея.
Станция «Комсомольская площадь» расположена под проспектом им. В. И. Ленина в зоне пересечения его с улицей Горького у детского парка им. В. И. Терешковой. Конструкция станции аналогична конструкции станции «Тракторозаводская». Пластика свода отличается только ритмическим рисунком освещённых и не освещённых поверхностей.
Станция «Площадь Революции» располагается под проспектом им. В. И. Ленина в зоне пересечения с улицей Цвиллинга. Тип — глубокого заложения в металлической обделке. Конструкция стенового типа. Водозащитный зонт выполнен из стеклопластиковых панелей.
Облицовка опорных пилонов со стороны центрального зала представляет из себя светящуюся поверхность из светопрозрачного материала (молочного стекла), рассеивающую свет, идущий от источников, расположенных внизу пилона. Для освещения боковых залов станции предназначены светящиеся поверхности в нижней части свода, идущие через всю станцию над пилонами и проёмами. Остальные поверхности пилонов облицованы мрамором.
Станция «Торговый центр» располагается под рекой Миассом и имеет два наземных вестибюля. Один на левом берегу реки перед большим торговым центром, другой — на правом берегу в парке у городского краеведческого музея недалеко от здания спортивно-развлекательного центра.
Станция глубокого заложения, имеет нетрадиционную для такого типа станций односводчатую конструкцию. Декоративная поверхность свода станции выполнена из металлических панелей белого цвета и является экраном-отражателем для источников света, расположенных по нижнему обрезу свода.
Пластика достигается ритмическим расположением разрывов между освещёнными участками декоративного свода.
Обслуживание источников света ведётся с мостиков, размещённых между освещённой поверхностью и конструктивной обделкой станции. Блок служебных и технических помещений располагается под платформой.
Станция «Проспект Победы» расположена под проспектом Победы между ул. Краснознамённой и Свердловским проспектом. Так же, как и «Площадь Революции» является станцией глубокого заложения в металлической обделке. Конструкция пилонного типа. Водозащитный зонт аналогичен зонту станции «Площадь Революции». Облицовка пилонов со стороны центрального зала выполнена из светопрозрачных материалов (молочного стекла) по криволинейной поверхности. Для освещения боковых залов станции предназначены светящиеся поверхности в нижней части свода. Торцевые стороны пилонов в местах соприкасания со светящимися элементами выполнены из металла, остальные поверхности выполнены из мрамора.
На платформах всех станций устанавливаются скамьи для пассажиров, совмещённые с информационной системой на светопрозрачных щитах, не загромождающих пространство станции. Для отделки пассажирских помещений применяются долговечные не горючие материалы, традиционные для метрополитенов России, такие, как гранит, мрамор, нержавеющая сталь.
Для декоративно-художественного оформления станций используются изделия местных народных промыслов — каслинское литьё, златоустовская гравюра, применяются уральские самоцветы, такие, как малахит, родонит, яшма.
Вновь построенные лестницы выходов накрываются наземными павильонами из светопрозрачных материалов для защиты лестниц от атмосферных осадков.
На всех станциях предусмотрены подъёмные механизмы, обеспечивающие возможность доступа в метрополитен для представителей маломобильных групп населения.
Здание Инженерного корпуса Челябинского метрополитена расположено на пересечении проспекта Победы и Свердловского проспекта. Композиция наземной части состоит из двух объёмов: высотного в 22 этажа и пониженного пятиэтажного. Для лучшего восприятия значительного по высоте сооружения в сложившейся застройке, здание запроектировано таким образом, что на перекрёсток проспектов выведена пониженная часть, а 22-х этажная башня удалена вглубь участка. Здание имеет четыре подземных этажа. В них размещены технологические, вспомогательные помещения и автостоянки.
Также доступны другие рендеры:
Надземный павильон станции «Торговый центр»
Посадочный зал станции «Проспект Победы»
Центральный зал станции «Площадь Революции»
Павильон над выходом из подземного перехода станции «Площадь Революции»
Своё мнение
Вообще получилось достаточно красиво — в строгой единой чёрно-белой гамме. Есть и интересные, нестандартные для отечественных метрополитенов ходы, но есть и много нам, по крайней мере в Москве, знакомых ходов: станция проспект победы напоминает некий симбиоз «Международной» и «Марьиной рощи», станция «Площадь Революции» — вариация на тему станции «Достоевская». Но в целом приятно, что «Метрогипротранс» держит высокою марку.
По поводу качества самих рендеров — можно придраться только к чрезмерному венгетингу и застветам на рендере выхода из «Площади Революции», сам же он получился достаточно привычным в своей полуконструктивистской динамике.
Лично мне, пожалуй, больше всего понравился проект «Проспекта Победы» — ох уж эти закруглённые к верху пилоны, и вообще она совмещает и свет, и технологичность, и советскую монументальность (в хорошем смысле слова). И, конечно, интресно выглядит проект павильона станции «Торговый центр»!!
Хочется пожелать Челябинску скорейшего строительства и ввода в эксплуатацию в сроки!))
Скучно, уныло, однообразно. Надеюсь, Гарюгину (с его странными предпочтениями) на глаза эти проекты не попадутся.
Лично мне интересными показались только пилоны на «Проспекте Победы», но и их серая гамма портит и убивает напрочь. Остальное — страшный примитивизм вне зависимости от любого возможного цвета отделки. А, зная о любви малых метрополитенов к экономии света, картина становится ещё более удручающей. Особенно неинтересными получились односводы. Очень подходят для того, чтобы было, куда пристроить названия «Казахстанская» — не жалко ибо.
МС, соглашусь с Вами, односводы - действительно, мало того как братья близнецы, но и унылые и тёмные. но лично мне показался интересным павильон Торгового центра - нестандартное именно для МГТ решение, да и сама станция - судя по рендеру - полуциркульный односвод - всё-таки не самое обычное явление на территории России, хотя по технологии, видимо, будет обычный глубокий односвод.
выглядит достаточно красиво, но не факт, что в Челябинске вообще что-то построят. А по рендерам и Омское метро красивое.
но вот как образец общих тенденций МГТ - очень даже хорошие иллюстрации. Примерно в таком ключе будут проектировать и те станции, перспективы постройки которых намного более реальны, не в обиду челябинцам будь сказано.
Кстати, о рендерах. Кто найдёт мне живые проекты омских станций, тому будет объявлено большое спасибо.
Ибо в соотв. посте их больше нет, поскольку сайт проектировщика сдох, а на радикалу я иллюстрации почему-то не переложил.
Помню только, что там станции были, хоть и всё равно скучные, но несколько более интересные.
Осталась только вот эта картинка в малом размере:
Эдакий гибрид торгового комплекса с «Деловым центром».
Я вот просто фигею, а зачем такое метро с 3-мя станциями? Кому это надо то? Уж открывать то сразу 10-12 чтобы ситуация в городе изменилась и система заработала и начала деньги зарабатывать, а так.....одна имитация.
eugen, Ёб Макарёк, в Москве разве все действующие станции открылись 75 лет назад??? Так и в Омске сначала откроются 4 станции и Метромост, далее +1 станция в год.
–8
Написал And-381- 2010.05.18 09:26:56 Его комментарий скрыт
eugen, если не откроют 3 - вообще ничего не откроют потом. Если бы в Екатеринбурге в своё время не запустили аттракцион из 3 станций по окраине - не видать бы нам сейчас метро в центр и на вокзал, всё так же бы ковырялись и обещали каждый год открыть.
Из положительных сторон я выделю единый стиль всех станций (правда в основном за счёт цвета), интересные световые решения на «Проспекте Победы» и «Площадь Революции». Также интересно, что на этих станциях на путевых стенах видны тюбинги.
Не понравилось, что станции планируются в черно-белой цветовой гамме. «Тракторозаводская» и «Комсомольская площадь» получились почти одинаковые, выглядят довольно уныло. К тому же ничего откровенно нового в проектах нет: те же односводы, пилонные и стеновые станции.
Снова на платформах не предусмотрены двери для возможности управления поездами без машиниста. Не хочется чтобы получилось как в Казани.
Очень всё напоминает новые станции Московского метро. Да, стиль один, что неплохо. Да, сделали интересное освещение. А вот цвет... Всё серое, унылое... Если при этом ещё и свет убавят...
Не так удивительно, что "Тракторозаводскую" и "Комсомольскую площадь" превратили в односводы (раньше планировались "сороконожки"); интересно, что станция "Проспект Победы" стала пилонной, а "Торговый центр" стал чисто односводом (раньше планировался "второй этаж", с тяговой подстанцией на нём, из-за чего станция выглядела как колонная)
Более ранние рендеры "Площади Революции" и "Торгового центра" мне нравятся больше, чем новые, "Проспект Победы" в новом варианте выглядит лучше, односводы на востоке линии - нормально, не лучше и не хуже "сороконожек" на предыдущих рендерах.
Чтобы построить инженерный корпус, придётся сносить жилую пятиэтажку, иначе впихнуть его просто некуда. Насколько мне известно, в ближайшее время строить второй выход на станции "Торговый центр" не планируют. Только осуществиться всему этому мешают серьёзныые проблемы с финансированием...
Эксплуатационная длина первого пускового комплекса составит 5,7 км. Средняя скорость сообщения — 40 км/час. Время сообщения от станции «Проспект Победы» до станции «Комсомольская площадь» составит 8,4 минут. Время полного оборота с учётом оборота составов на конечных станциях — 21,8 минут.
Для перевозки максимального пассажирского потока в час «пик» потребуется организация движения 18 пар трёхвагонных поездов в час «пик», исходя из нормы заполнения вагона 3,5 человека на 1 м2.
Для обеспечения указанных размеров движения потребуется 7 составов. Эксплуатационный парк составит 21 вагон, инвентарный парк — 24 вагона, 3 вагона — резерв. Расстановка составов на ночной отстой принята: на линии — 1 состав, в депо — 6 составов и 1 состав резерва.
Итак, я хоть и не Владимир Свириденков, но всё равно уверен, что более логично было бы использовать эту коротенькую поздемку как часть длинной линии скоростного трамвая. Даже такие малые цифры прогнозируемого пассажиропотока выглядят явно натянутыми. И вырасти, чтобы хоть как-то оправдать строительство метро как отдельной системы, он сможет только после увеличения числа станций до десяти минимум.
А представляете теперь, что было бы, если в Волгограде решили сделать из подземных станций метрополитен, а наземную часть — оставить за скоростным трамваем? Вот примерно то же самое нам предлагают в Челябинске. С той лишь разницей, что там нет СТ и вообще дела с нормальным транспортом обстоят значительно хуже.
И, поскольку темпы строительства и финансирования не позволяют говорить даже об открытии того, что строится, мечтать о превращении всего этого в полноценный метрополитен не приходится совершенно.
Всем привет. Лично я к метро отношусь крайне скептически и негативно. В моём нижнем новгороде есть 1,5 линии метро плюс скоро будет метромост сос атнцией в центре. Однако, мой город спокойно бы прожил и без него. Ради метро было закрыто много маршрутов электротранспорта, потому что он ранбше работал не хуже метро и в метро мало кто спускался. К тому же, на метро тратятся миллиарды рублей. Вот метромост плюс ст. Горьковская выливаются в 20 лет стройки и 25 млрд рублей. Реальной необходимости в метро нет, ибо сейчас оно загружено крайне слабо: ходит минимум раз в 7 минут и забито бывает только один час утром. Ранее пассажиропотоки метро спокойно обслуживал наземный транспорт.
Я не разделяю общенародного мнения, что метро это хорошо и прогрессивно. Это миллиарды затрат и сомнительные выгоды. Да. в крупных городах как Москва и С.Петербург без него никак. Города-миллионники спокойно могут обходиться без метро. Уж лучше иметь трамвай на выделенках плюс автобусы, троллейбусы на полосах для ОТ, нежели недотранспорт пожирающий деньги.
дмитрий из нн, мост для того и строят, чтобы Нижегородским метром пользовались, а не лезли вместо него в беспересадочные пазики, ведущие в центр. А существующая ситуация — удел любой изолированной транспортной системы, которая не доходит до основных пассажирообразующих мест.
Короче говоря, раз уж построили метро — надо доводить его до ума. Тем более, что в советское время такая его трассировка, по понятным причинам, была в сто раз востребованнее, чем сейчас. Уверен, после ввода «Горьковской» Вы своё мнение поменяете.
дмитрий из нн,, строительство метро должно исходить из специфики самого города. Если же Вам оно не нравится то это не повод отказываться от удобного и быстрого транспорта. Нижний возможно и не нуждается, но взгляните на другие города-миллионники - возьмите Уфу - два широких скоростных проспекта и куча куч мелких улиц - в любое же время там страшные пробки, как раз таки благодаря трамваям, быдло-водителям, старым троллейбусам и автобусам, а метро откладывается якобы из-за "сложной геологической обстановки (т.н. карстовые пустоты)", хотя проект был на бумаге еще в начале 90х.
Не очень понятно, каким боком Метрогипротранс стал проектировать Челябинское метро? Там был местный проектировщик. И рендеры всех 5-ти станций, нарисованные ещё в 2008 г., мне больше нравятся нежели метрогипротрансовские. Метрогипротранс распространяет на остальные города России московскую страдицию последнего времени сторить почти все мелкие станции односводчатыми. Сначала на Омск, теперь вот на Челябинск. Какой город следующий? Красноярск? Да, и архитектура глубоких, трехпролётных станций тоже очень напоминает решения Достоевской и Марьиной рощи.
Тракторозаводская и Комсомолькая площадь по старым рендерам, монолитные, колонные, трёхпролётные. МГТ сделал их по-московски односводчатыми а-ля ст. Борисово. Площадь Революции осталась чугунная, трёхпролётная, стеновая. Но её новый архитектурный проект мне не нравится. Прежний был лучше. Торговый центр остался глубоким односводом, но при этом без подвестного этажа и декоративных колон, которые делали эту глубокую станцию очень похожую на мелкую колонную. Московские проектировщики, видимо, не оценили задумку екатеринбуржцев, которые придумали делать глубокие односводы с верхним подвесным этажом. Также москвичи изменили конструктивный тип станции Проспект Победы. Из односводчатой, глубокой, она стала пилонной, трёхпролётной. И опять односводчатая Проспект Победы, на мой взгляд, выглядела красивей нынешнего пилонного проекта. Хотя, конечно, оформление самих пилонов - довольно оригинальное.
МС, наше метро придётся доводить до ума ибо очень много в него вбухано и много из-за него потеряно. Просто обидно, если Челябинск наступит на те же грабли, что и мы. Мнение я свою не поменяю, но ездить придётся. Лично я в пазики не лезу, совмещаю автобусы и, обидно до слез, электросараи, когда бывшие трамваями.
Уфа, Уфа. Как раз на одном из ваших проспектов закрыли отличную быструю линию трамвая, не так ли? Поверьте, любой общественный транспорт может быть таким же быстрым, надёжным и комфортным как метро если вливать в него миллиарды. И то столько денег выбрасывать не придётся. Кому интересно, могут посчитать сколько всего можно улучшить в вашем городе на 22 млрд рублей, затрачиваемых не на метро, а на все остальные приличные виды ОТ.
Нашел более-менее вменяемый сайт (ссылку не помню) где собрано огромное количество информации о челябинском метро и приведена адекватная схема прямо на карте гугла. Называется карта метро Челябинска или типа того.