Метки: архитектура; видео; метрогипротранс; проекты; челябинск; шумаков

Архитектура и развитие Челябинского метро

27 мая в Челябинске главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков представил новый проект первых станций метрополитена. Работая над ним, Николай Иванович руководствовался определёнными принципами. Он уверен, что наше метро станет передовым не только с точки зрения применяемых технологий, но и архитектурной мысли.


Видеорассказ Шумакова (более подробный, чем текст)

[video]http://rutube.ru/tracks/3280700.html?v=1b6bd0605ee8a85c4e3d0a7aea7444b9[/video]
(скачать — 33,6 Мб)

Уже готовы проекты пяти станций первой линии, которые получили высокую оценку и поддержку в среде челябинских архитекторов. Станции Челябинского метрополитена будут выполнены в стиле хай-тек, а на пересечении Свердловского и проспекта Победы появится инженерный корпус в виде большого яйца.

Согласно проекту, первая станция — «Тракторозаводская» — расположена прямо напротив проходной ЧТЗ и представляет собой односводчатую конструкцию, то есть никаких опор или колонн внутри помещения не предполагается, это будет единое пространство. Потолок и стены станции снабжены специальными нишами, поверхность которых светится.

«Когда исчезают колонны или другие препятствия для движения пассажиров — это уже плюс, в том числе для эксплуатации объекта и распределения людских потоков», — уточняет Николай Шумаков.

В дизайне станции «Комсомольская площадь» ясно прослеживается связь с «Тракторозаводской»: невидимый источник света и ниши, только другой формы. Станции, расположенные на глубине 30-40 метров, будут состоять из трёх совмещённых тоннелей. В большом среднем зале пространство разделяют несущие конструкции, которые также светятся: такой эффект появляется в результате облицовки молочным стеклом, которое может быть украшено каким-то тематическим рисунком. Кроме того, кардинальное отличие станции от аналогичных в метро других городов — боковой и средний залы решены абсолютно асимметрично.

«Прямо под рекой Миасс высота станции «Торговый центр» будет составлять десять метров, при том, что в Москве самая высокая станция — 8,2 метра. Диагональное решение сводов, чёрно-белая графика с членениями, — увлечённо рассказывает Николай Шумаков. — Ощущение будет сумасшедшим. Люди в этом пространстве почувствуют невероятную мощь и подъём энергии. Это будет одна из лучших станций. «Торговый центр» по проекту имеет два выхода в наземные вестибюли, которые будут скрыты в интересном ландшафте. Здесь же пассажиров удивит резкая перемена пейзажа: поднимаясь из-под земли, они выходят с эскалатора на остеклённый витраж».

Настоящей изюминкой города станет семиэтажное здание инженерного корпуса, расположенное по проекту на пересечении Свердловского и проспекта Победы, рядом с одноимённой станцией. Николай Шумаков считает, что это сооружение в виде яйца гармонично завершит архитектуру перекрёстка, а также создаст интересный «акцент» в этой части мегаполиса.


Этого в видео нет

«Радует, что этот проект перешёл к специалистам, которые действительно строят, проектируют метро, — говорит начальник главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска Дмитрий Градобоев. — Он интересен, лаконичен, детализирует тот, по которому мы строим несколько десятилетий. Проект рассмотрен на архитектурном совете. Понравился. Принципиально его одобрили, но есть детали, которые придётся дорабатывать: это выходы на уровень горизонта станций в центре города, потому что у нас достаточно плотная застройка. Отмечу, что метро концептуально выстроено в одной стилистике в отличие от Москвы, где каждая станция индивидуальная — гранитная, мраморная. Здесь более креативный подход, но при этом единый стиль».

По словам Дмитрия Градобоева, в отличие от старой разработки, которую челябинские метростроевцы готовы были реализовать, проект Николая Шумакова на 30 процентов экономичнее. Кстати, представлен он будет главе Челябинска и губернатору области примерно в середине июня. Но уже сегодня известно, что работы пройдут в несколько этапов: на первом будет освоена первая очередь метрополитена, на втором строители займутся приведением в порядок производственной площадки между Ленинским и Тракторозаводским районами, где планируется возвести депо. А вот третий этап определит концепция развития города — генплан: из-за изменения инфраструктуры и транспортных потоков Челябинска будут разрабатываться новые пути движения метро.

Между тем, до сих пор не решён вопрос с финансированием строительства стратегического транспортного объекта. Из-за недостатка средств сегодня метростроители сконцентрировали основные силы в районе Комсомольской площади.

В настоящее время Челябинский метрополитен переживает не лучшие времена: вопрос финансирования масштабного объекта по-прежнему остаётся открытым. Тем не менее, надежда на то, что в столице Южного Урала наконец-то появится новый вид транспорта ещё жива. Возможно, архитектурный проект вдохнёт новые силы в почти мифическое на сегодня метро.

Юлия Кочкина, видео Андрея Винникова
Chelyabinsk.ru, 27.05.2010.
50
Написал МС 2010.05.27 23:21:51
Рейтинг:
Надеюсь в Челябинске станций-аналогов Мякинино не будет.
1
Написал metrofanoff 2010.05.27 23:39:37

 
–17
Написал ramtamtager 2010.05.28 12:37:22
Его комментарий скрыт

вопрос финансирования масштабного объекта по-прежнему остаётся открытым.

А это ведь главный вопрос... без ответа на него, все эти хай-тэк проекты ломаного гроша не стоят.
3
Написал Spirit 2010.05.28 16:06:57

 
–14
Написал дмитрий из нн 2010.05.30 13:10:12
Его комментарий скрыт

дмитрий из нн, не раньше, чем вы осознаете, что дело не в моде.
5
Написал Novokain 2010.05.31 09:41:15

 
–6
Написал дмитрий из нн 2010.05.31 13:28:10
Его комментарий скрыт

дмитрий из нн, есть предложение из-за огромных затрат и возможности на этом озолотиться прекратить строительство дорог, мостов, аэропортов и домов. :-)
Не знаю, как у вас в Нижнем, вы говорили в общем о метро, а вот в Москве я вообще плохо представляю жизнь без метро.
А мост только ради метро строился разве? Или его не надо было вообще строить, вам через Волгу и так мостов хватает, видимо? Вам, как местному, конечно, виднее, но метро обладает очень большой пропускной способностью и мне не верится, что оно не будет востребовано, тем более в случае необходимости проехать на другой берег. Столько автобусов не напасёшься, да и пробки.
5
Написал Novokain 2010.05.31 14:45:42

 
–6
Написал дмитрий из нн 2010.05.31 17:49:57
Его комментарий скрыт

"Любой транспорт будет востребован, если втопать в грязь его конкурентов."
Да, но никто и не строит метро в дер. Гадюкино, втоптав в грязь велосипеды, или что там в качестве транспорта. Ваша шпилька скорее уместна в противостоянии маршруточников и автобусов. С какого-то момента метро становится востребованным объективно, и ни автобусы, ни тем более маршрутки полноценно его заменить не смогут. А метро их на протяженных маршрутах заменит с лёгкостью.
Пробки - объективная реальность, а выделенки можно сделать далеко не везде, да и светофоры никто не отменял. Метро, кстати, как раз способствует улучшению дорожной ситуации в городе, заметьте, а вы недовольны, что его строят только из-за пробок. Будь у вас ДТИС хоть трижды маршруткофилом, это не может серьёзно повлиять на необходимость строительства метро, ведь оно и у маршруток п/п отберёт.
И как, интересно?
0
Написал Novokain 2010.06.01 11:48:29

дмитрий из нн, вот в Нижнем живёте, а ситуацию вообще не понимаете. Разумеется, сейчас метро не загружено - оно же не соединяет основные центры образования пассажиропотоков. На нём просто некуда уехать. Вот когда протяжённость линий увеличится минимум раза в два, когда метро соединит ключевые точки города, вот тогда оно заработает. И так заработает, что не влезете в вагон в час-пик.
0
Написал Иона Новоясенев 2010.06.01 20:59:32

Это вы не понимаете. У нас была нормальная транспортная система трамвай, троллейбус, автобус и немного МТ. Сперва убили в 90е автобус, сейчас подняли автобус, но сосем забили на электротранспорт, зато МТ жируют год от года. Хорошую систему развалили, напустили МТ, всё это погрузили в пробки и теперь за миллиарды рублей приподносят метро как "единственное" спасение. Бла-бла-бла, выделенные полосы за небольшие затраты и всё! У нас не Москва, метро нам не надо БЫЛО БЫ, если бы не развалили бывшую отлично работавшую систему транспорта...
–4
Написал дмитрий из нн 2010.06.01 23:59:43

дмитрий из нн, нормальная транспортная система у вас там была, когда не было такого количества автомобилей. Пробки ведь образуют не автобусы. Автомобилей становится всё больше, так что лучше уже точно не будет.

Да и вообще удивительное обсуждение: нужно ли метро в третьем (!) по населению городе России.
8
Написал Иона Новоясенев 2010.06.02 06:29:39

дмитрий из нн, хочется добавить, что выделенные полосы не панацея, тем более, в центре. Ну и никто с вами не спорит, что при какой-нибудь идеально организованной транспортной системе можно обойтись и без метро. Вопрос в том, нужно ли. Хотя всё равно, с определённого уровня без метро невозможно.
4
Написал Novokain 2010.06.02 15:54:38

Пишите письма: metronews@mail.ru