Метки: жд; скоростные поезда; транспортные решения; япония

Железные артерии Японии: из Кансая до Фукуямы

Железные дороги частой сетью опутывают Японию. По ней можно добраться практически в любую более-менее значимую точку страны.



Куда, спрашиваем, пойдём? Вниз, на поезд. Не выходя из аэропорта? Да. Три поворота, два эскалатора, турникет — и мы на станции. Мы — частичка тех двадцати двух миллиардов пассажиров, которые перевозятся ежегодно японскими поездами.



Схемы могут сбить с толку любого неподготовленного человека. Впрочем, многих подготовленных — тоже. Туристические агентства, рекламные проспекты, статьи в интернете в один голос утверждают, что там-де всё легче лёгкого. Мол, смотрите на схему, ищете цвет нужной линии, ищете поезд нужного цвета — и вот вам счастье.

Не стоит расслабляться. Они часто забывают упомянуть, что на крупной станции может быть несколько десятков различных платформ, и мало узнать, с какой из них отходит поезд, — нужно её потом ещё и найти. Они забывают упомянуть о том, что в Японии далеко не все говорят по-английски, даже полицейские, так что выспросить дорогу можно, только обладая познаниями в японском. Ну и что интерфейс автоматов, продающих билеты, не всегда понятен.



Но зато, попав на нужную платформу, можно успокоиться и расслабиться. Покурить (в специально отведённом месте), купить чего-нибудь попить (в вездесущем автомате, который японцы на американский манер зовут vending machine) или пожевать (в автомате рядом). Можно приобрести что-нибудь в киоске с названием, не поверите, Kiosk. И стоять, поглядывая на табло, в ожидании прибытия своего поезда, скажем, в 15:34. Поверьте, он приедет в 15:34. После нашей расхлябанности такая пунктуальность поражает.



У японских поездов есть некая классификация. Их можно подразделить на четыре категории — просто электрички (Regular), электрички-экспрессы (Rapid), поезда дальнего следования (Liner) и суперэкспрессы (Bullet train или Shinkansen). Последние являются скорее вымирающим видом — они не пользуются особой популярностью и их мало.



Из Кансая нас повёз специальный экспресс «Харука». Он курсирует исключительно по маршруту аэропорт — город (собственно, из Кансая в Киото с остановкой в Осаке). «Харука» значит «даль». Подобный поезд есть и в токийском аэропорту, но едет он только до центра города, поэтому звания «Харука» не удостоился.



Вот и экспресс со стороны Осаки. Интересуемся, как он будет разворачиваться — ведь путь тупиковый, а сиденья смотрят не в ту сторону. Загадка разрешилась чуть позже. Вместо того чтобы гонять взад-вперёд тяжеленный состав, японцы моторизировали сиденья, которые разворачиваются то в одну, то в другую сторону. Причём в разных поездах это сделано по-разному: где-то поворачивается всё сиденье, а где-то просто перекидывается спинка с одного края сиденья на другой.



В Осаке пересаживаемся на линию Синкансен, что в переводе с японского означает «новый путь». Сами японцы, кроме этого названия, используют ещё английское Bullet train («поезд-пуля»). Всего по Синкансену ходит три типа поездов, разделяющихся по количеству остановок на пути следования.

«Нодзоми» (Nozomi, «Надежда»), самые быстрые из всех, пропускают многие остановки. Путь от Токио до Фукуоки займёт пять часов.

«Хикари» (Hikari, «Свет»), вторые по скорости перемещения, пропускают некоторые остановки. Важным преимуществом является то, что на этих поездах действителен билет Japan Rail Pass (некий вид проездного), который на «Нодзоми» не примут.

«Кодама» (Kodama, «Эхо»), самые медленные из синкансеновских поездов, делающие остановки на всех станциях.



Эти поезда, хотя и быстры необычайно, не впечатляют скоростью движения, когда находишься внутри. Ну да, едет. Ну да, что-то там за окном мелькает. Но внутри тихо и спокойно, поезд лишь слегка покачивается, и вся обстановка очень дремотная. Ну точно как в самолёте. Хотя в самолёте просто взгляду не за что зацепиться — облака одни, а как этого добиться в поезде — не знаю, но японцы сумели.



Зато когда рано утром сидишь на полупустой станции в ожидании своего поезда, ещё толком не проснувшийся, никого, значит, не трогаешь... И тут вдруг свист, грохот, мелькание, а через десять секунд — снова тишина. Спрашиваешь — что это было? Говорят — «Нодзоми» проехал, транзитный. Даже на самых маленьких станциях Синкансена минимум по два пути в каждую сторону. Один возле платформы, второй — подальше, для транзитных. Они проскакивают, не снижая скорости, аж дух захватывает. А вот сфотографировать так и не успеваешь.

Конечный пункт нашей поездки — город Фукуяма, райцентр Хиросимской области. Вокзал в небольших городках вроде этого — центр городской жизни. В самом здании вокзала и вокруг него сосредоточены основные магазины, развлекательные центры, рестораны и кафе. По мере удаления от вокзала буйство красок стихает и Япония неоново-небоскрёбная плавно перетекает в Японию провинциально-одноэтажную.

Схема работы вокзалов проста: на входе просовываешь билет в турникет, проходишь, забираешь из турникета пробитый билет. Внутри вокзала идёшь куда хочешь, садишься в любой поезд и езжай хоть по всей Японии, изъезди все двадцать с лишним тысяч километров железки, если, конечно, от контролёра укроешься. Но не забывай, что тебя ждёт сюрприз — на выходе необходимо проделать с билетом те же манипуляции, что и на входе, и если билет неправильный — тебя просто не выпустят. Вали, мол, братец, строго на указанную (и оплаченную) станцию. А то ещё и штраф возьмут.



В соседний городок Фучу мы едем на электричке местного значения, так называемом Regular train. Эти поезда попривычней с виду. Квадратные формы снаружи, шестиместные скамьи вдоль стен. Ну натуральный вагон метро, с той лишь разницей, что отсутствует надсадный вой, да и вообще лишние звуки.





Японские железные дороги ровны до безобразия. Я молчу про скоростные экспрессы-пули, но, когда едешь в обыкновенной пригородной электричке, как-то ожидаешь услышать такой знакомый, такой убаюкивающий перестук колёс. Ан нет, ждёшь-ждёшь, а поезд как ехал себе молча, так и продолжает. Создаётся впечатление, что на рельсах вообще нет стыков, словно японцы придумали способ делать сегменты рельс длиной не в 25 метров, а в несколько десятков километров.

Ехать долго, больше часа. Делать, в общем-то, нечего, поэтому наблюдаю за пассажирами.





Японские пассажиры культурны. Они не курят (вообще-то в поездах можно курить только в специально отведённых местах, как и почти везде в Японии), не сорят, не ругаются матом, а занимаются своими делами, не обращая внимания на происходящее вокруг. Даже если в вагоне появляются беременные женщины или старики, на них тоже не обращают внимания. Так что, уступив место, вы получите, кроме «аригато», ещё и взгляд, полный изумления.





Исключением из всеобщей культурности японских пассажиров являются школьники. Да, те самые, в матросских блузочках, галстучках и коротких кавайных юбчонках (ну или в брючках-рубашечках в случае с мальчиками). Они не то чтобы курят и сорят, но страшно галдят и возятся. Могут и пальцем потыкать в сторону иностранца, и откровенно потаращиться. Видимо, в них ещё не успевают воспитать непробиваемое выражение лица. Впрочем, это относится только к пригородным электричкам — на экспрессах детишки в школу не катаются.



Ещё видно, что японские поезда чисты. Естественно, благодаря культуре пассажиров. По вагонам ходят контролёры, которые, войдя, кланяются и извиняются, что пришли, а уходя — кланяются и извиняются, что побеспокоили таких уважаемых пассажиров. Сиденья целые, на полу ничего лишнего. Ну разве только школьник какой-нибудь...



Константин Осинский

Частный корреспондент
128
Написал saroavto 2010.01.05 23:16:13
Рейтинг:
Спасибо за сюжет. Очень профессионально и интересно.
5
Написал Sonic 2010.01.06 01:16:21

Прочитал полностью... даже перечитал несколько раз... Честное слово обидно за наши железные артерии, хотя пытаются как-то выправлять ситуацию. Как-то даже после поездок в наших электричках на дачу и обратно не особо верится, что:
1) поезда могут ходить строго по расписанию.
В графике движения наших электропоездов заложено только время движения + остановки (в среднем - минута) (Я не говорю о некоторых электричках, у которых в графике заложен пропуск скорых поездов, например), но я очень редко видел, чтобы электрички в Алпатьево прибывали минута в минуту. Постоянно слышится из громкоговорителей "Электропоезд до станции Москва опаздывает на 20 минут". Самое интересное, что на перегонах машинисты гонят, что есть сил, вагон болтает так, как будто сидишь на массажере, чувствуешь, еще немного и он развалится, но приезжают вовремя в Москву. Кстати, однажды пришлось даже электричку, выезжающую с Голутвина до Москвы позже, чем электричка с Рязани прибывает в Голутвин, поставить под обгон в Шиферной из-за опоздания. (Знающие направление поймут) Но это случается часто на длинных маршрутах, а вот местные стараются ходить как часы. Правда их тоже иногда выбивают из графика отставшие "длинные".
2) культура обслуживания вообще такая бывает.
Хотя на самом деле в экспрессах достаточно высокий уровень обслуживания.
13
Написал iMT 2010.01.06 02:27:08

Предполагая, что будут здесь сравнения с нашими железными дорогами, сразу следует сказать, что при почти равном населении в России протяженность дорог в 4 раза больше. То есть за 150 лет мы построили в четыре раза больше дорог, чем японцы, поэтому то что у них железные дороги подходят почти во все значимые населенные пункты да еще на станциях по 4 пути, это не результат большого труда, а следствие маленькой территории. Если бы мы жили на такой территории, то уже бы к каждой деревне двухпутная дорога подходила. У нас 87 тысяч км у них 23 тысячи.

А вот меня заинтересовало, почему у них Сенкансэн не популярен, как сказано в посте. Мы тут Сапсаны запускаем... Японцы любят помедленнее, что ли ездить? Вот интересная тема, но не расскрыта к сожалению в посте.

То что они даже беременным женщинам и старикам не уступают место комментировать трудно из-за разности культур. У них почему-то нет уважения к старшим и сострадания к слабым. Зато любой японец подскочет мгновенно, если зайдет мало-мальский начальник. С детства воспитываются так: система я начальник, ты - дурак рулит по полной.

зы. А рельсы у них и правда хорошие, для Сапсана завезли японские рельсы, собираются изучить опыт и у нас такие производить.
29
Написал tirl 2010.01.06 07:19:14

Насчёт непопулярности Синкансэна - это ляп. Наверное, речь идёт о всяких "лайнерах" и "токкю-экспрессах" в районах, где есть синкансэн. Более того, за счёт синкансэна поддерживается общий километраж сети, поскольку местные линии в Японии закрываются угрожающими темпами из-за автомобилизации деревень и малых городов и оттока населения в крупные агломерации.

Насчёт опозданий - всяко бывает. В Токио в новых составах с ЖК-дисплеями над каждой дверью, один из дисплеев постоянно показывает о задержках на одной или нескольких линиях. Из-за самоубийств, тайфунов, просто сильных ветров движение часто останавливается и возникают задержки. Опять же, после каждого землетрясения, которые в Японии нередки, ЖД в пострадавших районах минимум на полдня закрывают на проверку. Часты задержки и на однопутных линиях, и в связи с постановкой под обгон обычных поездов экспрессами. Но в целом, по сравнению с Россией японские ЖД на порядок точнее, притом, что в РЖД, надо отдать должное, неплохо дела обстоят с выполнением расписания.

Не раскрыта тема о собственности на ЖД. Львиная доля километража - это группа компаний JR, образованных более 20 лет назад на базе государственной JNR, но много частных линий второго и третьего сектора. По этой причине "изъездить все двадцать с лишним тысяч километров железки", сев на любой станции, не получится. Даже на синкансэне, чтобы доехать, например, от Хиросимы до Сэндая, надо будет в Токио пересаживаться, дважды пройдя через турникет.

Что касается уступания места, то делать этого в Японии действительно не принято. Зато во всех вагонах есть priority seats как раз для инвалидов, пожилых людей, пассажиров с детьми и беременных женщин. На них могут сидеть кто угодно, но любой пассажир из перечисленных категорий имеет полное право вас с этого места согнать.
24
Написал goshpodarek 2010.01.06 08:56:59

хочется сравнить скорость движения с нашими поездами и электричками.
в статье нет ничего про это.
5
Написал stdmap 2010.01.06 10:42:56

Я вот смотрю на это и понимаю, что все дело в культуре пассажиров.
Вот подать такой вот красивый составчик у нас. И во что он превратиться через 2-3 недели?
У нас люди не умеют ценить, то что им предоставляется и при этом еще и считают нормой не платиь за это, а только требовать. Вот и приходим, что у нас комфорт есть, только в тех поездах где пассажиры платят деньги и сами пассажиры более культурны.

А про отношение к инвалидам, пожилым людем и т.д. у них просто как раз четко используется всеобщее равенство в этом отношении. То есть если ты хочешь ехать именно в этом поезде, то вперед, но как и все остальные пассажиры. Да для тебя есть некоторое кол-во специальных мест, но если они уже заняты другими, то придется быть как остальные.
19
Написал Tmrp2m 2010.01.06 13:34:31

То что они даже беременным женщинам и старикам не уступают место комментировать трудно из-за разности культур. У них почему-то нет уважения к старшим и сострадания к слабым. Зато любой японец подскочет мгновенно, если зайдет мало-мальский начальник. С детства воспитываются так: система я начальник, ты - дурак рулит по полной.

Эта система не так ужасна.
Зато я могу в Европе, в частности в Праге спокойно сесть и ехать и не волноваться, что какая то бабушка тебя сгонит, как это у нас происходит.
У тебя своя причина, чтобы не уступать место и никто у тебя её спрашивать не будет. И это правда!
А для беременных, пенсионеров, инвалидов - есть специальные места в транспорте.

Насчёт нет уважения: Оно есть. Просто там не делят вот так как у нас: 1) Сидят - пожилые, 2) Стоят - молодые. На маршрутки не распространяется.
Если вы попросите о помощи - вы её получите в больших объёмах, чем у нас. Поверьте мне!
13
Написал Morty 2010.01.06 14:15:48

stdmap, скорости везде разные. Синкансэны - до 300 км/ч, но есть и мини-синкансэн, который проложен по трассе обычной ЖД, делит ее с обычными поездами и едет со скоростью до 160 км/ч. Обычные пригородные-метропоезда в Токио (там очень часто пригородные поезда в центре столицы спускаются под землю в тоннели метро) развивают скорость где-то до 100-120 км/ч. Ускоренные "спутнико"-подобные сервисы син-кайсоку в Кансае разгоняются и до 140.

В целом, на обычных, не синкансэновских путях что с узкой, что со стандартной европейской колеёй самая большая максималка - 160.
3
Написал goshpodarek 2010.01.06 17:12:25

http://f.imagehost.org/0282/3_26.jpg
Нет фотографии вот этого поезда снаружи? Очень напоминает интерьером поезд из одного аниме Миядзаки..
0
Написал kry177 2010.01.07 00:12:28

эх, в Россию бы такую организацию движения поездов и широчайшую сеть...)
0
Написал TAXIST 2010.01.07 04:46:05

>эх, в Россию бы такую организацию движения поездов и широчайшую сеть...)
TAXIST, то есть, с учётом вышесказанного, в четыре раза меньше, чем есть у нас сейчас?
0
Написал KVentz 2010.01.07 06:46:55

goshpodarek
на мини-синкансенах скорость 130кмч
0
Написал coth 2010.01.07 07:07:56

coth, да, действительно, ошибся.
3
Написал goshpodarek 2010.01.07 11:34:35

14
Написал goshpodarek 2010.01.07 11:36:41

KVentz, нееет, что бы можно было почти в любую точку страны попасть быстро и комфортно по ЖД, а не колбаситься на самолётах)))
0
Написал TAXIST 2010.01.07 13:45:50

>В Вакаяме ходит.

Странная веревка к нему привязана при пассажирах в салоне.
0
Написал Gvothdew 2010.01.07 14:39:29

Gvothdew, На конечной или разъезде на время привязали, чтобы на пути люди не лезли.
0
Написал goshpodarek 2010.01.07 17:45:31

Вагон, фотографию которого разместил goshpodarek, чем-то неуловимо напоминает номерной)))
–5
Написал Сергей 74UK 2010.01.07 22:19:47

Сергей 74UK, > чем-то неуловимо напоминает номерной)))
в каком месте?!?
5
Написал =ptah-тч2= 2010.01.08 03:06:13

Сергей 74UK, тогда уж скорей Дэшку =)
5
Написал D-d-d 2010.01.09 00:00:26

Хороший пример того, что старые дизайны можно удачно стилизировать под современность (или наоборот).
2
Написал coth 2010.01.10 02:13:27

по поводу сложности схемы...
вот схема Токио
4
Написал mit9l 2010.01.10 13:07:20

Бр-р-р-р, её и впрямь не разберешь.
0
Написал Route 99 2010.02.23 03:08:08

Пишите письма: metronews@mail.ru