Nockebybanan — линия трамвая между Nockeby и Alvik в западном пригороде Стокгольма. Длина 5,6 км. Время поездки 14 минут. Несмотря на то, что линия соответствует всем стандартам скоростного трамвая, она вовсе не новая, как это может показаться на первый взгляд. И пусть вас не обманут новенькие тридцатиметровые Бомбардье. Линия была построена в 1914 году.
Тогда она вела из пригорода (сперва Alleparken, потом Nockeby) в центр Стокгольма до Tegelbacken. Затем в 1952 году построили метро и линию укоротили до станции Alvik.
А вот в 1967 году наступил чёрный день для Стокгольмских трамваев. Швеция перешла на правостороннее движение. Стокгольмский трамвай закрыли. Но Nockebybanan это не коснулось. Линия уже была отделена от основной сети, не имела разветвлений и, следовательно, большого количества стрелок, кроме того, на ней работали двунаправленные трамваи. В таком виде она и дожила до 1997 года, когда её реконструировали под новые низкопольники.
Линия начинается на станции метро Alvik. Станция четырехпутная, поезда метро здесь проходят по двум внешним путям, трамвай по двум внутренним. Пересадка кроссплатформенная.
Поскольку трамвайный состав существенно короче состава метро, в конце трамвайных путей оборотные тупики с перекрёстным съездом устроены в пределах платформы станции.
При выходе со станции трамвай поднимается на эстакаду для того, чтобы разойтись с одним из путей метро.
Казалось бы, всё легко и просто. Но есть две проблемы. Во-первых, движение поездов в метро левостороннее, а трамваи после 1967 года были переведены на правостороннее движение. Таким образом, пересадка не получается кроссплатформенной. Как бы не так, если пассажиру удобно, должно быть сделано.
Сразу после прохождения последнего пересечения с автодорогой трамвайные пути взаимопересекаются в одном уровне и трамваи переходят на левостороннее движение. При интервалах в час пик в 6 минут это сложно (смена стороны движения происходит сразу за перекрёстком, и трамвай вынужден пропустить как автомобили, так и встречный трамвай), но можно.
Во-вторых, в метро установлены турникеты, а трамвайные остановки открыты и свободнодоступны. Казалось бы, необходимо установить турникетную линию на кроссплатформенной пересадке. Место на платформе немного, но в принципе оно есть. Тем не менее шведы пошли по другому пути. В трамваях работают кондукторы. Они проверяют билеты при посадке в трамвай, а при движении к станции метро ещё и при подъезде к ней. Таким образом кондуктор трамвая берёт плату как за проезд в трамвае, так и за вход в метро.
За пределами станции трамвайная линия сначала идёт сбоку от дороги. Именно сбоку, а не посередине. То, что слева — небольшой местный проезд, а вот справа дорога с двухсторонним движением.
А затем уходит от неё в сторону и идёт уже как пригородная электричка. Пути примыкают вплотную к участкам жилых домов. Настолько вплотную, что пройти вдоль путей пешком невозможно.
Район, где проходит линия напоминает какой-нибудь подмосковный дачный посёлок, что придаёт линии особую живописность.
Основное ощущение от посещения: безмятежность, удивительное спокойствие. И тихо шуршащие сининькие трамвайчики его абсолютно не нарушают. Наоборот, они только придают этому месту некоторый лёгкий шарм. Всё-таки город, а не деревня. Да-да, город рядом... Десять минут на трамвае.
>кондуктор трамвая берёт плату как за проезд в трамвае, так и за вход в метро.
А если человеку надо выходить на станции, не заходя в метро, с него все равно возьмут деньги?
Или рассчитывают на честных людей? :)
Калужский,
Длина линии 5,6 км, 10 остановок. Трамвай проходит ее за 14 минут. Таким образом, средняя скорость с учетом остановок чуть меньше 25 км/час. По ощущению - тоже не очень быстро, ход плавный - спокойный, практически незаметный, разгон, спокойное торможение. DBS,
Честно говоря, можно ли заехать на станцию не заплатив, я не знаю. Перед въездом на станцию кондуктор всех обошел еще раз, это я заметил. А вот какие там правила - для того, чтобы это узнать нужно знать шведский язык. Ко мне у него не было вопросов, так как у меня был проездной.
ramtamtager,
На самом деле, для скоростного трамвая кондуктор не так уж и плохо. Рассмотрим альтернативы:
1. Турникеты на станциях (Стамбул) - кроме турникетов нужны еще и охранники, ведь обойти турникет по путям проще простого, в результате количество охранников получается сопоставимо с количеством кондукторов.
2. Турникеты в трамвае - даже когда возле водителя не всегда обеспечивает 100% оплату, что уж говорить о расположенных во второй-третьей двери.
3. Оплата у водителя - ну, значит трамвай не скоростной,
4. Контролеры. Наверное, да. Это работает. Но в некоторых городах придерживаются принципа сплошного, а не выборочного контроля. Стокгольм относится к таким городам. Сплошной контроль там везде: в метро - турникеты, в автобусе - водитель, в трамвае - кондуктор.
Я не понял по-тупости видимо.
1. Скоростной трамвай - скорость 25 км.час. Какова же мнению скандинавов скорость у нескоростного трамвая?
2. Кондуктор, что по 30-метровому траму бегает и обилечивает вошедших?
3. Если всё для удобства пассажиров, то почему нельзя в маленькой стране и маленьком городе упорядочить движение метро и остального транспорта? Почему метро в другую-то сторону ездить оставили?
4. Почему пути на станции загажены не по-европейски? Проблемы с уборкой?
Да и вообще, как-то... ну это европейская столица что ли? На остановках даже пластиковых козырьков нет, а это северный город у моря с ветрами и осадками.
Я не понял по-тупости видимо.
"1. Скоростной трамвай - скорость 25 км.час. Какова же мнению скандинавов скорость у нескоростного трамвая?"
А это вы в наших СМИ прочитали, что "скоростной трамвай развивает скорость до 80 км/ч". Правда, они не написали про среднюю. ) Она даже у нашего метро меньше в 2 раза.
"Почему метро в другую-то сторону ездить оставили?"
А Вы понимаете, что для этого надо закрыть всё метро для переделки сигнализации?!
4. Почему пути на станции загажены не по-европейски? Проблемы с уборкой?
Ну, я видел только одну фотографию с загаженными путями. Не следует делать общие выводы.
–6
Написал Jack_da_Mosca 2009.08.31 12:19:52 Его комментарий скрыт
tirl,
2. Кондуктор действительно бегает по 30-метровому трамваю, а на линии Sickla-Alvik по двум сцепленным между собой таким трамваям. В принципе, наполняемость у них не такая, как в России - в основном все сидят, так что по количеству обилечиваемых пассажиров кондуктор навряд ли обслуживает больше, чем у нас. Тем более, что большинство с проездными и электронными карточками, которые пассажиры прикладывают к специальному устройству, висящему на шее у кондуктора. Правда другим надо ставить специальный штамп на талонах.
3. Движение поездов метро и железных дорог по левой стороне при правостороннем движении автомобилей распространено очень много где в Европе. Например метро Рима и Милана, железные дороги Франции. Более того, есть случаи, когда на отдельных линиях, действующих в составе общей сети происходит движение по "неправильной" стороне (Москва, Казанское направление). Просто на ж/д это не имееет такого значения.
5. На подавляющем большинстве остановок козырьки есть. А вот на некоторых остановках, где в основном высаживаются - действительно нет.