Tvärbanan — линия скоростного трамвая в Стокгольме. Достаточно примечательная. Прежде всего она новая, в отличие от трёх остальных трамвайных линий. Открыли её в 2000 году. Кроме того, при её устройстве попробовали практически все возможные варианты прокладки трамвайных путей по городу: тоннели, эстакады, выделенку, совмещенку, трассу действующих подъездных железнодорожных путей, проход вдоль наземного перегона метро...
Линия хордовая, обслуживает окраинные районы, соединяя их со станциями метро, где можно пересесть и поехать в центр, кроме того, соединяет несколько линий метро между собой. Транзитное значение линии, может быть даже более важное, чем подвозящее, так как она может разгрузить узкое место Стокгольмского метро, узел T-Centralen, в котором сейчас сходится всё и вся.
Начинается трасса на станции Alvik. Там же, где Nockebybanan. Только у него станция совмещённая с кроссплатформенной пересадкой. А у Tvarbanan своя станция внизу под эстакадой. С удобным переходом к метро с эскалаторами и лифтами. Но станция Tvarbanan со свободным доступом, без турникетов. Турникеты на пересадке при входе в метро.
Несмотря на то, что с Tvarbanan можно сделать пересадку на четыре станции метро, совмещённых станций с единой затурникетной зоной нет ни одной. Билеты в трамвае продаёт кондуктор. Состав из двух сочленненников, кондуктор бегает из одного в другой. Были бы станции совмещёнными — он бы с ума сошёл: кто-то едет дальше, кто-то выходит, у всех разные типы билетов, кому-то за метро надо платить дополнительно, кому-то не надо. Наверное, потому и не сделали.
Вид с трамвайной станции на станцию метро:
Сама трамвайная станция. Переход на станцию метро справа, идти нужно прямо через пути по настилам. Можно заметить, что для того, чтобы пассажиры не бегали сломя голову, установлено зигзагообразное ограждение. И панорамное зеркало для водителя трамвая. И светофоры. Место всё же опасное.
Практически сразу за станцией переезд, а затем тоннель для трамвая. Тоннели на линии достаточно протяжённые. Обошлось это в копеечку. А если учесть ещё три весьма высоких и протяжённых моста — стоимость становится явно огромной. При этом такие дорогостоящие инженерные сооружения легко сочетаются с обыкновенной совмещенкой по городским улицам. Теория узких и широких мест отдыхает. Интересное дело, на снимке можно увидеть светофор железнодорожного типа (слева) и обычный трамвайный (справа, с буквой S). Видимо, первый отвечает за автоблокировку, а второй регулирует движение через перекрёсток.
Трамвай движется по мостам и тоннелям. Все двухпутные. От высоты мостов захватывает дух, ведь под ними должны проходить большие суда. Линия здесь похожа на железную дорогу. Нет переездов. Станции похожи на железнодорожные. Кстати, оборудованы лифтами.
Пройдя пару тоннелей и мостов (все двухпутные) трамвай вылетает на совмещенку и мирно катится в потоке машин по обычной городской улице. Кстати, пассажиров на этом участке становится больше, чем на полностью выделенных, но проложенных отдельно от всего путях.
Спустя некоторое время трамвай вновь уходит на отдельные пути:
Часть пути совмещена с действующей подъездной веткой железной дороги. Именно совмещена, то есть трамваи и грузовые составы идут по одним путям. То, что справа на этом снимке — ж/д ветка, улавливающий тупик, далее всё переходит на общие пути.
Станция пересадки Globen. Трамвайные пути здесь параллельны путям метро. Но станции полностью раздельные. Даже вестибюль свой у каждой. Правда между вестибюлми два шага по пешеходной зоне. Но нужно подниматься, проходить через турникеты станции метро, спускаться. Конечно, есть лифты. Но всё же.
Трамвайная станция, вдали вестибюль:
А в другую сторону с трамвайной станции можно пройти по обычным мосткам. В этом удобство трамвая.
Вид с платформы метро на трамвайную станцию:
Дальше короткий участок вдоль линии метро, ещё одна совместная станция, а затем... Ограда метро вдруг неожиданно прервалась, и... вот трамвайные пути соединились с путями метро. Просто и незатейливо.
Трамвай выскочил к самому берегу, огибая по кривой мосты для метро и автомобилей.
Короткий пробег по промзоне без остановок и трамвай вернулся в жилой район. Здесь он вновь стал похож на обычный городской трамвай. Пути — выделенка посередине дороги, С боков аккуратные деревья, далее по одной полосе для автомобилей (!) и велосипедов, парковка в карманах за велодорожкой. Во время движения трамвая постоянно слышится трамвайный звонок. Снаружи. Это светофоры на пешеходных переходах мигают попеременно двумя жёлтыми сигналами и звенят, предупреждая пешеходов о преимуществе скоростного трамвая. Он один здесь такой. Ему можно.
И... мы приезжаем в новый экологичный район Sickla. Экологичность его конечно же не в трамвае, район имеет огромное количество пешеходных зон с фонтанами и деревьями, а выход района к воде — парк. Парк у порога. Причём парк имитирует абсолютно дикую природную среду с тихими заводями, камышами, дощатыми настилами. Но мы немножечко отвлеклись. Подробнее об этом жилом районе можно прочитать у меня в ЖЖ.
Трамвай въезжает в Luma Park. Въезжает — это конечно громко сказано. Затрагивает кусочек. Как бы проходит по центру круглой площади и высаживает пассажиров прямо в парк. А куда же делись машины, трамвайные пути же ведь были посередине. Автомобили проходят лишь по одной стороне полукруга, те, которые едут в сторону центра дважды (!) пересекают трамвайные пути только ради того, чтобы пассажиры трамвая могли выйти сразу в парк. Беспрепятственно.
Вид из парка на трамвайную остановку. Даже амфитеатр построили, чтобы полюбоваться на неё. Наверное, так удобно ждать свою девушку. Сидишь, и сразу видишь, когда приехала.
Ну, а далее, самая крутая остановка на линии: Sickla Kai. Огромное сооружение, навес не навес. Скорее знак. Стена крутости.
Кстати, по трамвайной выделенке и автобусы тоже ходят.
Ещё немного, пересекли небольшой мостик, и последняя остановка, за ней перекрёстный съезд. Кстати, зона обозначенная диагональной штриховкой — запрещается въезд в зону, если водитель не может полностью преодолеть её из-за затора.
Мне искренне завидно.
Ни один город РФ не может похвастаться такой функциональностью, организованностью. Все для человека.
Даешь скоростной трамвай по ш.Энтузиастов в Ивановское!
Наконец-то кто-то подробно написал про эту линию, я к сожалению не успел на ней покататься в свое время.
Потрясающе. И все-таки какие скандинавы отзывчивые и работящие люди, особенно шведы. Этот рассказ - почти утопия, симбиоз технологии и человеческой ментальности.
Почитаешь, подумаешь о нас тут с вами, о наших проблемах и спорах, и думаешь, какие же мы варвары...
Трамвай,идущий по одним путям с грузовыми составами-верх идиотизма и наплевательства на людей.
Надеюсь власти Москвы никогда не скатятся до этого маразма.
Город уныл и некрасив.
Ржавые рельсы-это вообще за гранью...
И вообще,всё как-то недоделано и непродумано-и это их самая современная ветка,страшно подумать о других...Думаю шведы от нас лет на 50 отстали.
–16
Написал ramtamtager 2009.08.25 01:42:49 Его комментарий скрыт
Стокгольм в своей массе такой же унылый, как и Москва. Если брать окраинные районы, то никакой разницы, в общем-то нет. Есть другое: они не считают это нормой и новые районы пытаются делать по другим принципам. Sickla в этом плане очень хороший пример. Мы же как делали все по-старинке, так и делаем.
То же касается и трамвая. Эта линия - единственная новая линия. Весь остальной город обслуживается автобусами и метро. Очень похоже на нас, только полосы для автобусов выделенные, в чем, собственно говоря, и есть коренное отличие.
Грузовые составы на трамвайной ветке. На самом деле это исключительно подвоз к промпредприятиям, так что грузовые составы там редкость. А вот если б их не было, может бы не было бы и трамвая в этом месте.
Ржавые рельсы... По-моему они везде и всегда ржавые в той части, которой не касается колесо. Что, у нас разве их чистят или обрабатывают в этих местах?
Насчет отставания в 50 лет. Это как считать. Они долго не строили трамлиний вообще. Но... разве у нас есть хоть одна трамлиния (кроме Волгорградского СТ) с протяженными подземными участками, с преодолением крупных водных преград самостоятельными мостами. К сожалению из-за недостатка времени я не сфотографировал мосты снизу, из-за чего, может быть, линия кажется менее "крутой", чем она есть на самом деле.
Сравнение с Москвой некорректно. У нас пассажиропоток раз в 10 больше. А вот с тем же Волгоградом было бы весьма интересно сравнить, учитывая, что Стоггольм - все же столица.
kostik,
Как говориться-всё постигается в сравнении,буквально вчера ехал на 39 трамвае от Чистых прудов до Университета-Господи,ну на сколько Москва красивее!А ведь маршрут идёт в основном не по историческим местам,и удобнее-только в некоторых местах стояли на светофоре.
А что касается данной ветки-то ведь совершенно ясно,что нужна отдельная полноценная линия метро,но шведы толи от жадности,толи от глупости сотворили этакого франкенштейна,ведь это маразм,то она отдельно идёт,то с остальным транспотром,то с железнодорожным,то паралельно метро....
Посмотрел ещё раз фотки-неужели там и правда вот так?Ведь глазу зацепиться не за что,ничего примечательного.
Ээээ... Извините, а Вы в Стокгольме были? Или "не читал, но осуждаю" ? :)
Пусть власти Москвы сначала установят на каждой станции лифт для инвалидов, и обучат сотрудников метро/МГТ вежливости, а потом уж и поговорим, где верх наплевательства на людей.
П.С. Ездил по Tvärbanan, сложилось мнение, что скорее всего, при необходимости, линия будет перепрофилирована в обычное метро (как это уже случилось 50 лет назад с первым участком T-bana).
ramtamtager, В пределах Садового кольца - вполне себе исторический. Но и застройку Дубининской, Вавилова и Ломоносовского тоже не назову заурядной и типично окраинной. А если взять какие-нибудь окраинные районы Строгино - то Стокгольм думаю интереснее. Так что не всё достигается в сравнении.
Репортаж - супер, спасибо огромное! Появилось желание посетить этот чистый и спокойный город.
@ks: П.С. Ездил по Tvärbanan, сложилось мнение, что скорее всего, при необходимости, линия будет перепрофилирована в обычное метро (как это уже случилось 50 лет назад с первым участком T-bana).
Кстати вполне возможно, у нас в Волгограде с такой же задумкой СТ строили.
ramtamtager: А что касается данной ветки-то ведь совершенно ясно,что нужна отдельная полноценная линия метро,но шведы толи от жадности,толи от глупости сотворили этакого франкенштейна,ведь это маразм,то она отдельно идёт,то с остальным транспотром,то с железнодорожным,то паралельно метро....
Посмотрел ещё раз фотки-неужели там и правда вот так?Ведь глазу зацепиться не за что,ничего примечательного.
Транспорт в превую очередь строится из соображений востребованности и эффективности перевозок. На данном этапе нет пасс потока для метро, поэтому линия работает в режиме СТ. И это говорит скорее о разумности руководства города. А уж касаемо пейзажев, так линия проходит по окраинам, если ты внимательно читал. По мне так здесь в разы приятнее ехать, чем где-нибудь на перегоне Выхино - Рязанский проспект. А исторический центр Стокгольма весьма красив и интересен, но с Москвой его нельзя сравнивать, это разные города. а уж использование подъездных путей, это вообще супер. В Европе есть така тенденция. Это у нас все никак не могут договориться с РЖД, которые продолжают коптить своими тепловозами по малому кольцу... Шведы на нашем месте уже давно бы электрифицировали и пустили городскую электричку.
Spirit, Кстати вполне возможно, у нас в Волгограде с такой же задумкой СТ строили
Именно с такой задумкой и строили. Всегда интересовал вопрос: когда таки соберутся переделывать в метро, сколько это времени займет и не случится-ли в таком случае в городе коллапс. Но перспектива это явно очччень далекая
Spirit, надо знать шведские реалии и историю, чтобы понимать, почему шведы исповедуют минимализм. Очень удобно, когда знаешь, что в указанное в расписании время придёт транспорт и с комфортом довезёт до места назначения. К тому же промышленный дизайн сооружений более вандалоустойчив и прост в эксплуатации