Линия Djurgarden — единственная трамвайная линия в центре Стокгольма. Все линии, включая и эту, были сняты в 1967 году при переходе Швеции на правостороннее движение автотранспорта. Члены Svenska Sparvagssallskapet (шведское Общество Трамвая) восстановили её в 1991 году как историческую линию на некоммерческой основе. Сейчас она принадлежит компании SL, ведающей всем общественным транспортом Стокгольма. Большинство трамваев из Стокгольма, но есть трамваи из Гётеборга и Осло.
Несмотря на то, что на линии ходят исключительно исторические трамваи выпуска от 1903 года до 1946 года, она работает в том числе как обычный городской транспорт. На ней действительны некоторые виды обыкновенных проездных, правда, не все. Маршрут имеет номер 7, как и до снятия. Хотя, ранее он был вдвое длиннее. Сейчас линия соединяет станцию метро Kungstradgarden с парком Djurgarden и проходит по весьма живописным местам.
Линия на восстановленном участке практически полностью повторяет старый маршрут. Движение, естественно, правостороннее. При этом возникает вопрос: а как же с дверями? Всё очень просто. У тех трамваев, где двери были с одной стороны, их перенесли на другую сторону. И всё. Зато остановки расположены с правой стороны от трамвайных путей, что позволяет их использовать совместно с автобусами, идущими по трамвайной выделенке.
«Мустанг» 1940 года на набережной Strandvagen.
Ещё один «Мустанг» в парке Djurgarden.
Городской трамвай Стокгольма. Тип А1. 1903—1905 годы, модернизирован в 1925-26 годах. В парке Djurgarden.
Он же на набережной выходит с закольцовки вокруг квартала у станции метро
Иногда на линии можно встретить также трамвай с прицепным вагоном-кафе.
Трамвайное депо расположено в весьма живописном месте в городском парке. Не уверен, но скорее всего это здание было трамвайным депо ещё до ликвидации трамвая. Внутрь иногда можно зайти, хотя это и не музей, а действующее предприятие.
И вот, что интересно: в этом ангаре, расположенном, кстати, в весьма музейном месте — между музеями Васа и Скансен — с лёгкостью можно было устроить Музей трамвая. И не амортизировать уникальные машины ежедневной эксплуатацией. Но нет. Трамваи должны жить. А жить — значит работать. И дело тут совершенно не в деньгах, которые SL получает с поездок. Деньги небольшие, большинство ездит по обычным проездным. Дело в другом. Это тяжело объяснить. Это вопрос ощущения. Того ощущения погружения в атмосферу, которое вызывает поездка в настоящем трамвае и того ощущения, которое вызывают трамваи, стоящие в ангаре, между которыми можно разве что протиснуться, ну, может потрогать снаружи. Ни в коем случае не зайти внутрь.
Эта разница, на мой взгляд, очень важна. Безусловно, я не призываю гробить музейные экспонаты жестокой линейной эксплуатацией, но находить разумные компромиссы я считаю необходимым.
Кстати, шведы свои трамвайчики берегут, зимой не эксплуатируют, хранят только в депо.
В расписании, которое выдают в трамвае, указано время работы с 21 марта по 20 декабря, есть летнее с 1 июня по 28 августа. (В Википедии примерно те же сведения). Новых трамваев в депо нет. Связей с другими линиями тоже. Так что, можно сделать вывод, что совсем не работает. Хотя я зимой там не был.
>Это вопрос ощущения. Того ощущения погружения в атмосферу, которое вызывает поездка в настоящем трамвае...
Полностью согласен)
Недавно в Днепропетровске проехался на старинном трамвайчике, а вот смотреть на него в депо было бы не так интересно.
kostik, я сам хочу его посетить, но нет пока возможности, и точного месторасположения не знаю. Располагаю только несколькими фотографиями оттуда, которые в будущем появятся на моём сайте.