Метки: siemens; германия; жд; транспортные решения; экспресс

Заметки о немецком транспорте. Железные дороги

В завершение четырехсерийного репортажа - заметки о немецких железных дорогах.

Die Bahn. Вокзалы и поезда

Моя поездка в Германию с транспортной точки зрения сложилась так удачно, что, помимо пригородных электричек (которые тоже относятся к Империи "Дойче Бан"), мне удалось прокатиться и на дневных поездах дальнего следования - обычном IC и высокоскоростном ICE. Ради последнего пришлось устроить себе дополнительную пересадку, и потратить лишних денег, о чем я нисколько не жалею.

Маршрут Мюнхен - Штутгарт - Карлсруэ проходит по живописной местности. Железная дорога вьется вдоль покрытых лесом склонов альпийских предгорий, периодически забегая в горные тоннели. Мимо проплывают небольшие города и поселки. В дело употреблен каждый свободный клочок земли. Даже на крутых склонах ведется земледелие, для этого земля ступеньками разбита на узкие террасы. Железнодорожная линия - обычная, не скоростная; поезда IC и ICE движутся здесь с одинаковой скоростью (хотя последние и стоят наполовину дороже).


Поезд серии ICE 3 прибыл на вокзал Мюнхена. Справа - довольно старая региональная электричка


Еще один ICE 3 (или, скорее, ICE-T). За ним - ускоренный пригородный (RegionalBahn Express)


На соседнем пути - высокоскоростной поезд предыдущего поколения (ICE 2)

Империя "Дойче Бан" для немцев - не меньшая гордость, чем отечественные РЖД. Хотя в ходе реформ из этой огромной государственной корпорации и выделено множество дочерних компаний (грузовых, пригородных и т.п.), общий брэнд по-прежнему сохраняется. И хотя аббревиатура DB, конечно же, означает Deutsche Bahn, на любой фирменной продукции, билетах, расписаниях вы встретите совсем другую расшифровку - Die Bahn, то есть просто "Дорога".

На больших вокзалах есть "железнодорожные бутики", в которых можно купить сувенирную продукцию, масштабные модели, .... Правда, все это стоит очень недешево. А справочную и историческую литературу железнодорожной тематики, календари, постеры можно купить и в обычном газетно-журнальном магазине, который есть на каждом вокзале. Так, мне приглянулся 75-страничный каталог с полной припиской тягового и моторвагонного подвижного состава Deutsche Bahn на 01.07.2007 г. (включая относящиеся к DB системы городских электричек), снабженный высококачественными фотографиями. Так что, если есть вопросы по этой части - обращайтесь!

Но вернемся, все-таки, к поездам.

Поезд IC (InterCity) - это обычный межрегиональный поезд с сидячими местами и большим, чем у ICE, количеством остановок. Развивает скорость примерно до 160 км/ч.

Что такое ICE (InterCity Express) - думаю, все и так в курсе. Эти высокоскоростные межрегиональные поезда курсируют как по обычным, так и по высокоскоростным линиям, развивая на первых те же 150-160 км/ч, а на вторых - ускоряясь вплоть до 250 км/ч. Справедливости ради замечу, что подчас высокоскоростной участок занимает от силы треть всего маршрута, и выигрыш во времени получается весьма незначительным. Тем не менее, проезд на таких поездах примерно в 1,5 раза дороже чем в IC. В дороге можно попить кофе (есть вагон BordBistro, также по вагонам ходит сотрудник с тележкой и предлагает чай, кофе, печенье), послушать музыку через наушники (гнезда есть у каждого сиденья), в некоторых вагонах доступна сотовая связь (установлен специальный ретранслятор). Конечно же, ICE был интересен для меня и тем, что с его помощью мне удалось заглянуть в будущее, прокатившись практически на будущем "Сапсане". Теперь надо бы успеть заглянуть и в прошлое, прокатившись на ЭР-200.


На ЖК дисплее - номер поезда, вагона, описание маршрута, текущая скорость, время... Поскольку линия - не скоростная, скорость поезда далека от максимальной


Заводская табличка в ICE 3

Цены и скидки

Услуги Deutsche Bahn недешевы, однако существует много способов сэкономить на проезде. Также существует много способов приобретения билета.

Билет по основному тарифу (Normalpreis) можно купить всегда. В таком билете указывается начальная и конечная точка маршрута, категории поездов, которым можно ехать, и дата. Пассажир может ехать любым подходящим поездом, в том числе и с пересадками. Поезда в Германии короткие и ходят гораздо чаще, чем в России. Поэтому на конкретную дату может быть до десятка вариантов проезда между двумя городами. Мест в немецких билетах нет, но можно за 1,50 евро дополнительно зарезервировать место в конкретном поезде (при этом никто не мешает поехать другим поездом, но свободное место там конечно уже не гарантируется). В ночных поездах резервирование места обязательно, в остальных - по желанию.

Чтобы сэкономить на билете, можно воспользоваться предложением DauerSpecial. В этом случае вместо гибкого билета, в котором фиксирована только дата, вы получаете "жесткий" билет, с указанием конкретных номеров поездов (то есть примерно как в билетах РЖД). К тому же такой билет не подлежит возврату, либо при возврате удерживается большая комиссия. Экономия при этом может составить 25-50%. Число билетов DauerSpecial в каждом поезде ограничено, поэтому для получения большей скидки билет следует покупать заранее. В день отправления такой билет вы купить не сможете.

Если вы часто ездите DB, можно избрать другой способ сокращения расходов. По фиксированной цене можно купить дисконтные карты BahnCard25 или BahnCard50 (возможный срок действия, если не ошибаюсь - квартал, полгода, год) и получить скидку в 25 или 50% от стоимости любого покупаемого билета.

Пригородные (региональные) поезда

В отличие от России, где пригородные электрички оставляют тяжелое впечатление, а на многих участках пригородное движение вообще отсутствует или имеется 1-2 поезда в день, в Германии вполне реально путешествовать региональными "электричками" - это поезда RegionalBahn, RegionalExpress и т.п. В каждой федеральной земле существует свой Landesticket, дающий право за 17-20 евро ездить по такому билету целые сутки в пределах федеральной земли на всех электричках без ограничений. Конечно, региональные поезда идут помедленнее, делают больше остановок, да и комфорт не гарантирован (электричка может оказаться и новой и удобной, и весьма заслуженной), но добраться в нужный город можно вполне в реальные сроки. К тому же, такой билет обычно дает право пользования локальным общественным транспортом в городах (S-Bahn, автобус, трамвай). В выходной день вместо Landesticket можно купить Wochende-ticket (билет выходного дня). По такому билету за 18 евро можно ездить любыми электричками по территории всей Германии. При желании можно за 18 евро пересечь за день всю страну! А если вы путешествуете всей семьей, то вы сэкономите еще немало денег, купив специальный Wochende-ticket на 5 человек! Еще одно преимущество электричек заключается в том, что в них обычно предусмотрены вагоны для перевозки велосипедов.


Пригородный поезд Bayerische Oberlandsbahn на станционных путях Muenchen Hbf.
Заметьте: снова традиционный для немцев сцеп из двух пятивагонок.


Покупка билета. E-ticket по-европейски

Купить билет можно также несколькими способами. Самый простой - воспользоваться кредитной картой для покупки билета через сайт DB. Такой билет будет именным, и вместе с ним необходимо будет предъявить кредитку, дебетовую карту или BahnCard, которые в данном случае играют роль "паспорта". Кондуктор считает штрих-код с билета специальным сканером, а затем прокатает вашу банковскую карточку или BahnCard. При этом купить билет можно по одной карте (например, кредитной), а удостоверить личность другой (дебетовой) - но данные обоих карт нужно будет ввести при покупке. Более привычный способ приобретения билета - в кассах на вокзалах или билетном автомате. В этом случае билет будет неименным, и кондуктор его просто прокалывает компостером. Автомат принимает чипованные кредитки либо наличные деньги, выдает сдачу. При покупке вместо с билетом (Fahrkarte) автомат распечатает подробный Fahrplan - описание выбранных вами вариантов проезда. В плане будет даже указано, с какого пути отправляется поезд - на немецких железных дорогах это известно и за месяц до отправки поезда! Конечно же, и сайт, и автомат подбирают не только прямые поезда между указанными станциями, но и всевозможные варианты с пересадками.


Билеты, купленные в автомате (слева - по нормальному тарифу, справа - со скидкой DauerSpecial), и резервирование мест.


Информационное обеспечение

При посадке в поезд кондуктор выдаст подробный Reiseplan - с информацией о поезде, доступных в нем услугах, а главное - с полным расписанием, включающем не только график всех остановок поезда в пути следования, но и детальную информацию по каждой остановке (куда и на чем вы с нее сможете в это время уехать, включая даже некоторые маршруты местного городского транспорта).




Reiseplan обеспечит пассажира доскональной информацией о поездке

Пересадки

Пересадки с одного поезда на другой спланированы с умом.
Так, на обратном пути я решил устроить себе покатушки, и купил билет с пересадкой в Штутгарте (из IC в ICE). Из выплюнутого билетным автоматом Fahrplan'а следовало, что на пересадку (на незнакомом вокзале и в чужой стране) у меня будет всего 8 минут. (Для сравнения: российским кассирам ЗАПРЕЩЕНО продавать билеты, если на пересадку остается меньше 45 минут!) Как на зло, на одной из остановок мы почему-то задержались, и отправились с 5-минутным опозданием. Я начал нервно переводить взгляд с часов на Reiseplan и обратно....

В итоге все обошлось без приключений. К Штутгарту опоздание сократилось до 2 минут, а 15-й и 16-й пути, между которыми мне предстояла пересадка, оказались на одной платформе. И это было не случайно - удобство типовых пересадок заранее учитывается при составлении графика.

Резервирование мест

Узнав про то, что билеты продаются без мест, но при этом место можно по желанию зарезервировать отдельно, мне было очень интересно, как все это выглядит на практике. Как исключается ситуация, когда пассажиры с местами гоняют по вагону пассажиров без мест?

Все оказалось очень разумно. Над каждым местом есть светодиодное табло, на котором высвечивается, от какой и до какой станции (конечной или промежуточной) забронировано данное место. Если написанное вас устраивает - можно спокойно занимать место. Если табло погашено - значит место свободно на протяжении всего маршрута. По мере того, как поезд проходит станции, до которых зарезервированы конкретные места, табло гаснут, чтобы не путать пассажиров избыточной информацией. Информация в поездную ИС по-видимому заливается в оффлайн-режиме перед отправлением поезда, поэтому бронировать место нужно заранее, а не перед самым отправлением поезда.

В более старых поездах светодиодных табло нет, и вместо них на окно приклеены прозрачные "кармашки". Перед отправкой поезда проводник обходит вагон и вставляет в них соответствующие таблички. По-моему, это лучшее свидетельство немецкой пунктуальности!

В предыдуших сериях:
Карлсруэ
Гейдельберг
Мюнхен
90
Написал A.K. 2009.01.07 20:21:34
Рейтинг:
Отличный материал, только резервирунг - это плацкарта, а не резервирование. Ложный друг переводчика ;)
2
Написал Константин Яцкевич 2009.01.07 22:47:51

Константин Яцкевич, учтем на будущее. Тут, в общем, главное, что эту плацкарту в сидячке можно не покупать.

PS: Все смешалось в доме Облонских. У русских - плацкарты, у немцев - тикеты...
6
Написал A.K. 2009.01.07 23:02:25

A.K., Самое жуткое, когда приходят русские немцы на белорусский вокзал и давай топотать, что им диБан обещал резервирование мест. Пришлось даже словарь завести в каждой кассе :)

На самом деле, самая гениальная система, когда билет (фаршайн) отдельно от плацкарты и ты можешь спокойно ехать не особо ломая голову, есть места или нет.
5
Написал Константин Яцкевич 2009.01.07 23:05:18

Интересно! Спасибо!
1
Написал Martin_Sqare 2009.01.07 23:13:24

нравятся мне их поезда, скоро у нас Сапсан такой ходить будет
–1
Написал Gareek 2009.01.07 23:14:43

Gareek, с этим скоро Сапсаны будут, как паровозы.
–4
Написал Константин Яцкевич 2009.01.07 23:21:31

Константин Яцкевич, как мне кажется, гениальная система не будет работать, если:
а) пассажирская дирекция ставит задачу обеспечить наполняемость поезда 90%, как это происходит у нас (т.е., проще говоря, "в мясо")
б) со спальными местами тоже конфуз выйдет, если не хватит

Самое жуткое, когда приходят русские немцы на белорусский вокзал и давай топотать, что им диБан обещал резервирование мест.
Честно говоря, я не понял, что и как им обещал ДиБан.
3
Написал A.K. 2009.01.07 23:35:04

Gareek, да, ICE3 - это практически тот же Сапсан. Хотя TGV мне почему-то приглянулся больше.
8
Написал A.K. 2009.01.07 23:37:40

A.K., Благо ФПД не лезет в международное сообщение и здесь всё работает прекрасно. Кстати, если о внутреннем сообщении, то средний процент по станции оборота не более 90% (т.е. на каждом вокзале есть эдакий Рыбинск для привода статистики в норму).

Кстати, вы будете в шоке, но OBB запрещает подбор мест (дала машина верхнюю полку - до свидания). В такой системе продаж было бы куда проще работать не "в мясо".
–3
Написал Константин Яцкевич 2009.01.08 03:39:27

Эх, поню, видел летом в Кёльн ICE-3 - красота! На улице жара, в них заходишь - прохлада!
0
Написал Dmitry 2009.01.08 10:46:52

Скорость ICE на участке Кельн-Франкфурт доходит до 300 км/ч.
8
Написал evgen-i 2009.01.08 11:31:43

Ха! А я в Штуттгарте пересаживался с 101 на 3 путь - за 5 минут реально успеть.
0
Написал pycu4 2009.01.12 11:05:26

Ну вот, а мне даже толком не удалось рассмотреть вокзал в Штутгарте. Три шага сделал - и сел в другой поезд.
0
Написал A.K. 2009.01.12 19:33:40

Пишите письма: metronews@mail.ru