20 декабря 2008 года произошло судьбоносное в истории Петербургского метрополитена событие - открыта новая 5-я линия. И хотя открытие оказалось, мягко говоря, несколько урезанным, как и сама новая 5-я линия, тем не менее, движение по пяти самостоятельным линиям началось именно вчера.
Хронология
Итак, начало запроектированной пятой линии фактически было положено в 1991 году, когда уже действовавшая 4-я (тогда Правобережная) линия была продлена от станции "Площадь Александра Невского" до станции "Садовая". Именно "Садовая" и стала первой появившейся на свет станцией будущей пятой линии, которая на тот момент стала временной конечной 4-й линии. Это произошло в связи с тем, что строительство Приморского радиуса было более приоритетным делом, и поэтому вместо запланированной конечной станции "Спасская" к Правобережной линии через по сути содинительную ветвь была пристыкована станция "Садовая".
Развал страны и тяжелейшая экономическая ситуация привели к тому, что Приморский радиус строился и вводился в строй крайне медленно. Так, только в 1997 году 4-я линия были пущены станции "Спортивная" и "Чкаловская" (была также построена в конструкциях станция "Адмиралтейская", но без наклонного хода, и потому не открыта), в январе 1999 года линия была продлена до станции "Старая деревня", а в сентября того же года на действующем участке открыта станция "Крестовский остров". Последним присодинением к Приморскому радиусу стала станция "Комендантский проспект", введённая в 2005 году.
Таким образом, весь Приморский радиус от станции "Садовой" до "Комендантского проспекта" эксплуатировался в составе 4-й линии. Поезда следовали напрямую от "Улицы Дыбенко" до "Комендантского проспекта".
Последним днём такой "временной" организации движения должно было стать 19 декабря 2008 года, а уже 20 декабря с открытием нового участка "Звенигородская" - "Волковская" поезда 5-й линии ходили бы от самого "Комендантского проспекта" через "Садовую" до "Волковской". Для завершения и нормальной работы 4-й линии необходимо было ввести станцию "Спасская". Схема должна была стать такой:
Итак, в первый пусковой комплекс были выделены станции "Спасская" (4-й линии) без выхода в город и с пересадкой на "Сенную площадь" и "Садовую", а собственно на 5-й линии - "Звенигородская" (тоже без выхода в город и с пересадкой на "Пушкинскую") и полноценная "Волковская".
Подготовка к открытию
Но планам не суждено было сбыться. Ситуацию, к чему москвичам уже не привыкать, подпортил питерский завод "Латрэс", который вовремя не поставил эскалаторы. Из-за этого в срок ввести пересадку на "Спасскую" стало невозможно. Поэтому, прикрывшись заботой о пассажирах, чтобы они не путались в связи с переключением линий, было решено окрытие 5-й линии не переносить, но запустить её по временной схеме. По обоим путям между станциями "Звенигородская" и "Волковская", минуя сооружённый в конструкциях "Обводный канал" пошли челноки, а 4-я линия пока сохранилась от "Комендантского проспекта" до "Улицы Дыбенко". Таким образом, схема линий стала следующей:
Справедливости ради, пассжиры путались бы совершенно точно, потому что к открытию не было готово практически ничего. Во всех вагонах и вестибюлях висят старые схемы, на стендах на станциях встречаются новые, а "временная схема", по-моему, висит только на самой "Волковской". При этом остальная наглядная информация тоже не готова.
Итак, где-то в 12:15, после того как губернатор Матвиенко вместе с делегацией покинула "Волковскую" через вестибюль, его открыли для пассажиров.
Волковская
Наземный вестибюль
Вестибюль открылся в один день с торговым центром, в который он встроен.
Когда вестибюль только открыли, с криками "Ура!" народ поспешил на новую станцию, стал напирать на впереди стоящих, и даже возникла толкучка.
Вестибюль изнутри
В вестибюле стоят новые весьма дурацкие билетные автоматы
Предлагают купить БСК (аналогов Ультралайта в Питере нет, только жетоны и смарт-карты, и даже для 10-поездочного билета уже надо платить залоговую стоимость), пополнить БСК или купить жетоны. При этом, скажем, максимальный номинал принимаемых купюр, чтобы купить 2 жетона, - 50 рублей. Для 3 жетонов уже можно совать сотку, но сдача выдаётся только монетами (49 рублей рублей медяками - представьте себе ;)
Над эскалаторами висит такое вот панно с волками
С обратной стороны это выглядит вот так
Пока основная масса народа кинулась к кассам, первые пассажиры спускаются вниз
Впереди - линия 5
За поворотом налево - станционный зал.
Направо - к "Звенигородской". Налево - как бы посадки нет.
Однако везде висят такие плакаты
Вся станция оформлена очень примитивно - сиреневый пластик и миллион раз повторённая на наклеенной ленте цвета линии надпись "Волковская Volkovskaya". И на путевой стене, и не пилонах.
Вообще, вся инфрормация на станции оформлена по-новому, в необычном для Петербургоского метро стиле
Панно в торце станции
Вот как описана сама станция в плакате, который повесили в вестибюле
Полированный гранит, белый мрамор, гранит "Габбро"... Про убогий сиреневый пластик стыдливо не сказано ни слова.
Сюда будут прибывать поезда с "Бухарестской"
Такой же шлагбаум висит и на "Звенигородской" на пути со стороны "Садовой".
Вагонмашевский поезд - самый новый в питерском метро, на котором приехала Матвиенко перед первым рейсом с обычными пассажирами.
Совсем без рекламы, это единственный поезд, наверное, во всём метрополитене, в котором висят новые схемы.
Итак, мы отправились по неправильному пути на "Звенигородскую" - там поезд уже встречали пассажиры, пришедшие с перехода с "Пушкинской". Надо сказать, видимо из-за неполадок (или отсутствия) автоматии, машинист очерь резко оттормозился пневматикой, что зелёные лампы загорелись на всех вагонах. Плюс к тому же он подковал состав, что потом он всю дорогу стучал.
Звенигородская
Звенигородская оформлена в более традиционном стиле, но тоже не особо примечательная.
Мозаичное панно в торце станции
В другом торце будет выход в город, пока там только фотография с прорезанной в ней дверью.
В чём-то станция напоминает "Международную" ;-)
На фото - поезд с зелёными лампами.
Таблички со станциями здесь более традиционные, но, опять же, традиционный стиль для перебургского метро не повторяют.
Решили бумагой не заклеивать, а просто перевернуть другой стороной.
На остальных станциях линейки практически не поменяли, за редким исключением
В отличие от Москвы, где всё развешивают за месяц до открытия, здесь другая крайность - информации об открытии практически совсем нет. Были только звуковые объявления на эскалаторах.
Будущий переход со станции "Сенная площадь" на "Спасскую"
Вот таким было открытие 5-й линии Петербургского метрополитена. Непонятно, почему, раз уж станции открывают одновременно, оформлены они так по-разному.
Теперь в Санкт-Петербурге 62 действующих станции на 5 линиях. В скором времени будет 63. Пожелаем Петербургу побольше новых метрооткрытий!
Спасибо за более информативный, нежели прошлый, репортаж. Теперь я понял, как выглядит станция :)
Да, "Волковская" из-за пластика смотрится как типичная европейская дешевка. Надеюсь, что следующие станции будут облицовывать нормальными материалами, такими, как мрамор и гранит. Хотя, боюсь, что властям понравится, и будут следующие станции европейско-примитивными...
Волковская -- оригинально :) Но хотелось бы, чтоб она осталась единственной и неповторимой.
Единственное что -- скамейки выбиваются из единого стиля...
Звенигородская. Довольно заурядно, но всё-таки красиво. Больше всего напомнила московскую "Трубную".
Не понимаю, что есть "типичная европейская дешевка". Странное какое-то обобщение.
Увы, но в оформлении станций (особенно в кризисный период) будут использоваться более дешевые материалы. Главное, чтобы было наличие свежих архитектурных и дизайнерских идей.
>Такой же шлагбаум висит и на "Звенигородской" на пути со стороны "Садовой".
По-моему, эти шлагбаумы стоят на каждой станции кроме правой части Спортивной.
Сегодня в городе встречаются 4 вида схем: просто старая, старая с вписанной Волковской и Звенигородской (существующая ситуация в старом дизайне), новая со Спасской и новая без Спасской. Народ на полном серьезе не понимает, чего происходит.
Хороший репортаж. Всё чётко и понятно написано. Спасибо.
Жаль, что на новых схемах отсутствуют названия линий. Я, конечно, понимаю, что номера и цвета запомнить легче. Но одно другому не мешает - хотелось бы чтобы были и номера и названия!
>>Единственное что -- скамейки выбиваются из единого стиля...
Наоборот, скамейки полностью раскрывают название станции. Иных ассоциаций, нежели гроб с открытой крышкой, они у меня не вызывают, а рядом как раз кладбище.
На Спасской все эскалаторы от Кировского завода были поставлены вовремя, только вот все 8 эскалаторов сломались, последний сломался как раз перед открытием 5-ой линии (хотя к тому времени уже было решено открыть аппендикс).
Господа, а кто может уточнить по эскалаторам.
Насколько я помню, в Москву эскалаторы поставляет ЗАО "ЭЛЭС". Этот производитель выпускает традиционные тоннельные эскалаторы Е25Т, Е55Т, Е75Т, ведущие свою историю от ЭТ2.
Здесь же говорится о некоем ЗАО "ЛАТРЭС", выпустившем новую модель тоннельных эскалаторов с узкими баллюстрадами. Что это за предприятие, и откуда вдруг появились такие эскалаторы? Являются ли "ЭЛЭС" и "ЛАТРЭС" разными осколками одного и того же советского завода? И причем тут Кировский завод?
kummel, ЭЛЭС и ЛАТРЭС однозначно не одно и то же.
А вот КЗ, как мне кажется, используется ЛАТРЭСом по договору лишь как производственная площадка.
Или я не прав?
PS: В нете ответа на свои вопросы не нашел. У "ЭЛЭСа" сайта нет вообще, оф.сайт "ЛАТРЭСа" тоже не вносит ясности, и вообще попахивает самозванством.
В исходном посте, видимо, закралась ошибка. На пересадке Спасская-Садовая сломался как раз-таки ЭТХ-3/75, к которому ЛАТРЭС отношения не имеет. Развели зоопарк какой-то...
А чем так пластиковая отделка не нравится многим? Был на комендантском-неплохо смотрится, да и на Волковской тоже. Туалетная отделка (в Москве: Первомайская, Молодёжная и т.п.) ещё хуже
A.K., ЭЛЭС и ЛАТРЭС - части бывшего завода Котлякова, у них же - остатки конструкторского бюро. Это - единственное место в России, где водятся специалисты по эскалаторостроению. Оба завода работают достаточно успешно. ЭЛЭС, например, поставляем в этом году десятки тоннельных машин в Москву и Екатеринбург. КЗ - украинский завод, выпускающий классические эскалаторы по старым питерским чертежам, в основном для Украины. Кировский завод - это как если бы текстильная фабрика начала бы выпускать тракторы по чертежам начальника ткацкого цеха. С тем же успехом. Так называемый "новый" эскалатор уже был изготовлен по тем же примерно чертежам на киевском зоде "Большевик" и поставлен на ст. "Площадь Палладина" в Киеве 10 лет назад. Он не работал, и его разрезали. Тогда же примерно от него отказался Ижорский завод (он догадался проконсультироваться у специалистов). Этот же эскалатор чуть позже едва не разорил одно из подразделений Северной верфи. Теперь мы едим эту рыбу, приготовленную все тем же конструктором Христичем совместно с Кировским заводом, у нас. Поразительно принятие решения об эскалаторах: так называемый тендер был подготовлен так, что все требования цитировали технические характеристики эскалатора Кировского завода. Специалистов никто ни о чем не спрашивал. Между тем конструкция эскалатора ЭТХ на ст. "Спасская" не соответствует "Правилам" Ростехнадзора по многим пунктам. Сейчас инспекции выкручивают руки, чтобы пустить это барахло хотя бы временно.