Метки: скоростной трамвай; трамвай; тула

Трамвай набирает скорость

Городская администрация объявила конкурс на разработку концепции строительства Скоростной трамвайной транспортной системы г. Тулы (СТТС). Однако идея строительства в городе оружейников скоростного трамвая не нова. Впервые она была официально закреплена еще в генеральном плане развития Тулы 1971 года.

Тогда сеть скоростного трамвая планировалось создать из двух основных линий, каждая из которых имела бы разветвления. Первая должна была начинаться в районе Мяснова и Михалкова. Слившись из двух веток в одну, она должна была пройти через Лихвинский путепровод, выйти к центру и северо-восточной части города и закончиться во вновь проектируемых тогда северных жилых районах Тулы.

Эту линию протяженностью 30 км предполагалось построить открытой, за исключением отдельных коротких тоннельных участков. Ответвление планировалось сделать в сторону Новотульского металлургического и комбайнового заводов.

Вторая линия была сложнее. Ее предлагалось проложить через важнейшие пассажирообразующие узлы. На севере в нее должны были влиться две ветки, идущие из Горелок и Медвенки, после чего трасса уходила в тоннель, скрытый под улицей Октябрьской. Глубина подземной дороги здесь, на подходе к Упе, должна была достичь 15-20 метров. Станция пересадки была запланирована у заводов. Далее линия снова должна была уходить под землю в районе улицы Ф. Энгельса, парка культуры и отдыха и завода резиновых технических изделий. Затем, разветвляясь, она брала направление в сторону Михалкова, Косой Горы и Скуратова. Общая длина второй линии составила бы 26 км.

Скорость движения на этих линиях с учетом остановок должна была быть 30–35 км в час. Расстояние между станциями – 600–700 метров в центральной части города и до 1–1,5 км в периферийной зоне. В связи с вводом в строй скоростных линий планировалось приобрести дополнительно 260 трамвайных вагонов.

Новый вариант строительства скоростных линий в 2005 году предложил генеральный директор «Тулапассажиртранса» Юрий Мазикин. По его мнению, туляки нуждаются в быстром перемещении из одного конца города в другой. И это можно реализовать на базе трамваев. Если выделить для трамвайных путей отдельную полосу и переложить их по-новому, то появится возможность значительно увеличить скорость движения вагонов. И тогда попасть из одного конца города в другой можно будет за 10-15 минут.

Для реализации этого плана потребуется изменить схему маршрутов: оставить четыре радиальных луча, ведущих к центру города - один луч будет идти от Мяснова, второй – от «Тулачермета», третий – от Менделеевского поселка, четвертый – от Щегловской засеки. В центре будет образовано кольцо: улица Советская, Демидовская плотина и два моста – Зареченский и Чулковский. Скоростные трамваи по каждому из лучей будут доходить с городских окраин до кольца в центре, делать круг и возвращаться на свою ветку. Кроме того, все лучи скоростных линий необходимо объединить большим кольцом по периметру Тулы. Для этого потребуется 22 трамвайных поезда, но они должны быть шестивагонными.

Мировая практика применения скоростного трамвая показала его малую капиталоемкость, большую (по сравнению с обычным трамваем) провозную способность и скорость сообщения, что позволяет значительно снизить затраты времени при поездках. Линии такого трамвая полностью изолированы от уличного дорожного полотна и тем самым не зависят от автомобильных пробок. Быстрота передвижения пассажира по городу на таком виде транспорта может быть не ниже скорости поездки на метро, так как не надо тратить время на подъем и спуск на эскалаторе.

Сегодня скоростной трамвай успешно действует в Санкт-Петербурге, Киеве, Волгограде, Старом Осколе, Усть-Илимске. Причем в Волгограде часть линий проходит под землей и имеет подземные станции, как в метрополитене. В ближайшей перспективе линии скоростного трамвая планируется построить в Москве, Екатеринбурге, Иркутске, Белгороде, Пензе, Краснодаре, Чебоксарах, Кирове, Воронеже, Саратове, Ростове-на-Дону, Барнауле.
Стоит заметить, что в Туле всегда были линии, на которых вполне мог бы работать скоростной трамвай. Например, в прежние годы пробег между остановками на косогорском маршруте составлял более километра. Да и пути от кольца «Толстовская застава» (ныне – площадь перед Центральным стадионом) на всем своем протяжении были проложены на обособленном полотне – рядом с трассой. Приличную скорость в 1940-е–1960-е годы развивал на однопутной линии и криволученский трамвай. На этих участках путей уже сегодня вполне можно запустить скоростные трамваи. Пригодным для быстрого движения вагонов могут стать также линии в Щегловскую засеку и Мясново.

Комфортнее всего скоростной трамвай чувствует себя естественно за городом. В свое время велись разговоры о возможности прокладки стальных магистралей к музею-усадьбе «Ясная Поляна». В нынешнее время этот проект вполне может стать реальностью. Тем более для его реализации есть возможность использовать уже имеющуюся трамвайную ветку на Косую Гору. В перспективе трамвай может дотянуть свои стальные нити и до Щекина.

Не лишены серьезных оснований также предложения о строительстве линий скоростного трамвая в восточной части города – в районе Новомосковского шоссе и улицы Рязанской. Стальные пути вполне могут создать в городе второе, среднее, транспортное кольцо, которое может пройти по улицам Фрунзе, Курковой, М. Горького с выходом на улицы Декабристов, Калинина, Колетвинова и Пушкинскую. Сразу может стать скоростной и трамвайная ветка от Щегловской засеки до детской областной больницы, которая должна быть построена в ближайшие годы.
Сегодня в Туле трамвай переживает свое второе рождение. Коллектив «Тулгорэлектротранса» во главе с Олегом Воеводиным вновь возвращает этому виду транспорта былое уважение горожан.

Наконец-то повернулись лицом к трамваю и городские власти. В 2007 году была принята на целевая программа «Развитие городского транспорта общего пользования (кроме такси) в городе Туле на 2007–2010 годы». В ней приоритет отдан экологически чистым и более безопасным для пассажиров видам транспорта – трамваям и троллейбусам.

Недавно администрацией города принято еще одно важное решение – об организации трамвайного движения до детской областной больницы. Лишь однажды за последние 30 лет стальные артерии города приросли километровым участком от комбайнового завода до КБП. Предполагается, что новая двухкилометровая ветка возьмет свое начало в районе нынешней трамвайной остановки «Медсанчасть» и пройдет до ул. Майской.

У городских властей есть и свой вариант движения скоростного трамвая. Этот вид транспорта должен охватить кольцом современные окраины Тулы и связать их с центром. Схематично это можно представить в виде овала, в который вписана «восьмерка». На пересечении с существующими трассами будут построены специальные станции, с помощью которых пассажир может пересесть на другой вид транспорта: обычный трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси. Срок реализации этого проекта рассчитан на 25–30 лет, ориентировочная стоимость – 25–30 млрд рублей.

На наш взгляд, горожане почувствуют еще большую заботу о себе со стороны властей, если одновременно с появлением новых станут развиваться и старые магистрали. Например, считающийся ныне нерентабельным косогорский трамвайный маршрут обязательно надо сохранить. Четыре автобуса № 28-Т в часы «пик» – это явно мало для жителей трех пригородных поселков (Ивановские дачи, Первомайский и Менделеевский), которые в конечном счете остаются с одними «автолайнами». А в них-то с тележками, сумками и прочим крупногабаритным скарбом не войдешь.

Не надо забывать и об экологическом преимуществе вагонов на электрической тяге. По официальным данным, 50 процентов всех выбросов на Косой Горе принадлежит металлургическому заводу, остальные 50 процентов – автотранспорту, в том числе автобусам. Таким образом, выбор трамвая для пассажирских перевозок на этом направлении будет наглядно демонстрировать желание городских властей решать экологические проблемы региона. Убежден, что если захотеть, то можно найти средства на ремонт и дальнейшее развитие и этой трамвайной линии, которая на протяжении 75 лет верно служила тулякам.

Уверен, если в нашем городе будут и дальше развиваться экологически чистые и экономичные виды транспорта, то туляки от этого только выиграют. И поэтому идея о строительстве скоростных линий трамвая для Тулы как нельзя кстати.
Владимир ЩЕРБАКОВ

http://mk.tula.ru/5550.html
37
Написал GAS 2008.10.05 23:00:36
Рейтинг:
Иногда бываю в Туле. Трамвайные пути там в отвратительном состоянии. Рельсы только что узлом не завязаны. Мне странно, почему там не происходит постоянных сходов. ИМХО, если и использовать существующие ветки, то они должны пройти полную реконструкцию.
1
Написал Hius 2008.10.06 17:20:28

22 шестивагонных трамвайных поезда — такое даже самым большим трамваефанам не снилось!
9
Написал Tassadar 2008.10.06 23:58:57

Срок реализации этого проекта рассчитан на 25–30 лет с ума сойти можно за это время столько же километров метро можно построить
5
Написал Юрий 1978 2009.11.25 00:14:03

Видимо расчёт на то что через 25 лет никто не вспомнит о трамвае! Все или умрут или гастеры сами пешком себя доставлять будут! Или русские люди создадут свою власть и построят и метро и метротрам!
Интересная штука! при всех разговорах про нерентабельность метро вгородах меньше млн, потом пришли к выводу что рентабельно и в 800 т чел и в 500 и даже в 300т чел! Попробуйте проложить трамвай в центре Новгорода Великого! Да там негде! А Меоро глубокого заложения легко! Проходческий щит Питерский рекордный рекордно прошёл 1250 метров в месяц!!! 6 щитов 12 месяцев и три линии метро по 10 км каждая для наших русских и российских городов! Давно доказано , даже там где метро нерентабельно чисто коммерчески , оно выполняет важные социальные транспортные функции! А все разговоры о том что строительство км метро 150 илн баксов-враньё! В Киеве линию в две станции с перегоном построили за 25 млн эс! В Испании линию ЦЕЛУЮ за 30 млн эс!!!! Если воровать почерному то и 300 млн км стоить будет!
–4
Написал neoist1 2010.01.19 21:38:19

Пишите письма: metronews@mail.ru