Смоленские трамваи, провозившие смолян больше века, могут исчезнуть с улиц города. Но администрация встала на защиту этого вида транспорта и намерена его модернизировать.
Трамвайное сообщение в городе за последние годы пришло в упадок. В 2000 году в Смоленске было 12 трамвайных маршрутов, затем их количество сократилось до восьми, а еще через некоторое время - до четырех. Сегодня по просьбе населения введен дополнительный маршрут, однако уже озвучены планы по очередному пересмотру схемы движения. Ликвидация путей на главной улице областного центра - Большой Советской - разорвала трамвайное кольцо, опоясывающее центральную часть города. Теперь в случае аварии всем трамваям приходится стоять, а ранее их можно было пускать в обход. Интервал движения год от года становится все уже. На некоторых маршрутах он составляет 15 - 19 минут, но увеличивается порой до получаса. А плата за проезд растет: сейчас шесть рублей, а скоро - это уже решено муниципалитетом - будет семь. Но при себестоимости более 11 рублей можно говорить, что это не последнее повышение.
Трамвай серьезно осложняет жизнь смоленским автомобилистам. Узкие улицы исторической части города можно расширить только за счет ликвидации рельсовых путей. В других случаях разбитый асфальт у рельсов служит причиной пробок - машины сбавляют скорость, чтобы не потерять подвеску, и создают заторы. Кроме того, трамвай гремит и вибрирует, что вредно для расположенных рядом домов. И конечно, качество обслуживания этим видом транспорта оставляет желать лучшего.
Стопроцентно изношенный и постоянно сокращающийся парк смоленских трамваев не справляется со своими задачами. Старые расписанные пестрой рекламой вагоны не являют высокой эстетики. Среди смолян много тех, кто поддерживает решение убрать трамваи с улиц областного центра. Но есть и другое мнение.
- Все эти доводы о ненужности трамваев ничего не стоят, - говорит Иван Тапиров, житель Смоленска. - Просто кому-то понадобился огромный квадрат земли в центре города, на котором сейчас расположен трамвайный парк. Ровный участок со всеми коммуникациями, где можно разместить целый квартал высоток, - да ради такого можно затеять любую пропагандистскую кампанию.
На защиту трамвая встала и администрация Смоленска. Ранее местная власть озвучивала лишь проекты по дальнейшему сокращению трамвайного сообщения, переносу этого вида транспорта из центра на окраины города. В администрации города намерены продлить трамвайные пути в сторону новостроек Промышленного района Смоленска. Обсуждается вопрос о введении ночного трамвая, который будет развозить смолян по повышенному тарифу.
Владимир Колпаков, и.о. главы Смоленска:
- Необходимо обновить подвижной состав, отремонтировать пути и сделать скоростной трамвай. При этом все надо устроить так, чтобы автомобильный и рельсовый транспорт не мешали друг другу, - значит, рельсы придется оградить бордюром или как-то обособить. Трамвай ликвидировать ни в коем случае нельзя. Выручка, которую он ежедневно приносит, больше, чем дают муниципальное автобусное предприятие и смоленский троллейбус вместе взятые. Трамваи ходят по графику, а автобусы его постоянно нарушают. Плюс к этому - трамваи начинают движение раньше, а заканчивают его существенно позже другого транспорта.
Всё это производит впечатление какого-то пустого непрофессионального трёпа, не подкреплённого никакими реальными делами и даже планами. К чему это всё? Там скоро выборы мэра?
Раньше перед выборами обещали снять трамвай, теперь обещают восстановить. Менталитет чиновников меняется, где уже только не говорят о так называемом "скоростном трамвае", а ведь еще 5 лет назад были разговоры о демонтажах да устаревшем виде транспорта.
А планы вроде как есть, уже даже начали закупать подвижной состав... правда, для автобусного парка
Насчёт "заканчивают движение существенно позже другого транспорта", на мой взгляд, г-н Колпаков, явно погорячился. Не так давно возвращался в центр города из отдалённого тамошнего района Киселёвка. Так вот, трамвай 7-го маршрута где-то ближе к 0 часам уже прекратил движение, а автобус 2-го маршрута пришёл точно по расписанию, и даже, кажись, это был его не последний рейс! А вообще, конечно, тот вид, в котором трамвай существует в Смоленске сейчас, сильно удручает: престарелые облезлые и дребезжащие всеми винтиками-болтиками КТМ-5 и КТМ-8, и вроде бы, несколько питерских сильно б/у-шных ЛМ в аналогичном состоянии ну никак не способствуют не то что улучшению, а просто поддержанию исторического облика весьма и весьма красивого города. А при грамотном развитии троллейбусного и автобусного сообщения город не только ничего не потеряет с ликвидацией трамвайных путей, но и, наоборот, приобретёт.
А какой уклон способен преодолевать трамвай?
Был в прошлом году в Смоленске, плохо представляю себе трамвай на Большой Советской - улица очень узкая, крутая и извилистая.