В 2008 году ГУП «Мосгортранс» празднует юбилей. За время своего существования предприятие стало крупнейшим в нашей стране и в мире оператором городских пассажирских перевозок. Его история неразрывно связана с историей нашего города — от появления первых конок до современного транспорта. Автобусы, троллейбусы и трамваи давно стали неотъемлемой частью облика столицы.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
История ГУП «Мосгортранс» началась 31 июля 1958 года. Решением Мосгорисполкома за счет слияния действовавших на тот момент Трамвайно-троллейбусного управления и управления пассажирского автотранспорта было образовано Управление пассажирского транспорта Москвы (УПТМ). Таким образом автобус, троллейбус и трамвай были объединены в единый производственно-технологический комплекс.
Транспортное предприятие, наследником которого является нынешнее ГУП «Мосгортранс», с момента возникновения было крупнейшим в нашей стране и в мире оператором городских пассажирских перевозок. Годовой объем перевозок УПТМ составлял в 1958 году 2 млрд. 669 млн. пассажиров, что было равно 72,6% от общего объема перевозок, выполняемого всеми видами транспорта в городе. Парк транспортных средств насчитывал 5 800 единиц, в том числе 1776 вагонов трамвая, 1360 троллейбусов и 2665 автобусов.
В состав УПТМ на момент его создания входило 8 трамвайных депо, одно из которых было грузовым, 4 троллейбусных и 7 автобусных парков. Служба пути, Служба движения, Служба тяговых подстанций, четыре завода (СВАРЗ, Троллейбусный ремонтный завод, Электромеханический инструментальный завод, Термитно-стрелочный завод), Трест Мосгортрансстрой, проектная контора МосгортрансНИИПроект, Учебно-курсовой комбинат.
И последующие годы Управление пассажирского транспорта подвергалось неоднократным преобразованиям. Так в 1980 году Управление пассажирского транспорта Мосгорисполкома преобразовано в Главное управление городского пассажирского транспорта (Главмосгортранс), в 1989 году Главное управление городского пассажирского транспорта (Главмосгортранс) преобразовано в Московское межотраслевое производственное объединение (ММПО « Мосгортранс»), ММПО «Мосгортранс» было преобразовано в Комитет пассажирского транспорта г .Москвы в 1991 году, в 1992 году Комитет пассажирского транспорта г. Москвы преобразован в Муниципальную компанию «Мосгортранс» (МК « Мосгортранс»), в 1994 году МК « Мосгортранс» переименовано в Государственную компанию «Мосгортранс», а в 1999 году Государственная компания «Мосгортранс» переименована в Государственное унитарное предприятие города Москвы Государственная компания «Мосгортранс» и лишь в 2001 году приобрело свое нынешнее название и статус - государственное унитарное предприятие «Мосгортранс».
СОВРЕМЕННОСТЬ
Сегодня автобус – это основной вид наземного пассажирского транспорта, на долю которого приходится 63% перевозок. На момент празднования Юбилея в автобусных парках ГУП «Мосгортранс» эксплуатируется 5435 автобусов. Все машины отвечают современным требованиям к уровню обслуживания пассажиров: они экологичны, надёжны и удобны для пассажиров.
ЛиАЗ-5256
Автобусы особо большой вместимости представлены произведенными в Венгрии моделями Икарус-280 и Икарус-435 и отечественными ЛиАЗ-6212, Московит-6222 и Волжанин-6270. В 2004 году в эксплуатацию поступили также трехосные 15-тиметровые автобусы МАЗ-107 производства республики Беларусь. Автобусы большой вместимости представлены моделями ЛиАЗ-5256.25, Икарус-415, МАЗ-103, Мерседес-Бенц 0325 и другими.
В последние годы парк автобусов ГУП «Мосгортранс» пополняется низкопольным подвижным составом. Это автобусы особо большой вместимости МАЗ-107 и Волжанин-6270-10, автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5292, МАЗ-103, а также автобусы средней вместимости ПАЗ-3237. В общей сложности по столичным маршрутам курсируют уже 280 таких автобусов.
ПАЗ-3237
ГУП «Мосгортранс» стремится учесть интересы разных групп граждан. Особое внимание мы уделяем социально незащищенным группам граждан. Так, для лиц с ограниченными возможностями автобусы оборудуются специальной откидной или автоматической аппарелью для подъёма инвалидной коляски. Каждый пассажир должен максимально комфортно передвигаться по городу, без каких-либо ограничений.
Для достижения вышесказанных целей, обеспечения комфортных условий передвижения населения города Москвы, в том числе инвалидов и других лиц с ограничениями передвижения, Правительством Москвы постановлением от 24.10.2006г. № 840-ПП утверждена Городская целевая программа развития наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 гг. В рамках её реализации в 2007 году был проведен конкурс и заключены трёхлетние контракты на поставку подвижного состава автобусного транспорта в период 2007 – 2009 гг. В общей сложности за три года будет поставлено 1677 автобусов, отвечающих самым современным требованиям, в том числе модели ЛиАЗ-5292.20, ПАЗ-3237, МАЗ-107, Волжанин-6270.06 (СитиРитм-15). Это современные низкопольные модели, дающие пассажирам более высокий уровень комфорта.
Все приобретаемые автобусы, соответствуют нормам ЕВРО-3, оборудованы откидными трапами для заезда инвалидов на колясках. Существенная доля подвижного состава с низким уровнем пола в парке ГУП «Мосгортранс» позволит предоставить пассажирам дополнительные удобства при посадке и высадке, сократить время в пути и, что немаловажно, позволит адаптировать городские маршруты под нужды маломобильной группы населения. Планируется также организация сети специальных маршрутов для маломобильной категории пассажиров с дополнительными приспособлениями на подвижном составе и обустройством остановочных пунктов.
ЛиАЗ-5292
При реализации закупки в предусмотренных программой объемах, к концу 2009 года на каждом маршруте наземного общественного транспорта города Москвы будет работать по 1-му автобусу, способному обеспечить комфортный проезд всем категориям граждан, в том числе и инвалидам-колясочникам.
В рамках программы транспортного обслуживания школьников для их перевозки используются 100 специализированных автобусов. Со временем количество таких автобусов планируется увеличить.
ГУП «Мосгортранс» также уделяет особое внимание экологичности транспорта. Часть автобусов предприятия переоборудованы филиалом «СВАРЗ» для работы на газовом топливе. Сегодня в городе около 50 таких автобусов. Пока модернизацию проходят только автобусы модели Икарус-280.
Икарус-280
Природный газ в качестве моторного топлива превосходит нефтяные аналоги по большинству эксплуатационных свойств и физико-химических показателей. В настоящее время 11-м автобусным парком ГУП «Мосгортранс» эксплуатируются переоборудованные автобусы «Икарус-280.33М». В программу обновления подвижного состава включены и новые автобусы модели ЛиАЗ-5293.70, также работающие на компримированном природном газе (КПГ).
ЛиАЗ-5293
Применение для пассажирских перевозок в больших городах автобусов, работающих на КПГ, снижает вредные выбросы в атмосферу: например, токсичность отработавших газов только по окиси углерода в 3-4 раза ниже, чем при использовании нефтяного топлива. Благодаря особенностям конструкции газобаллонного оборудования и двигателя, автобусы, на которых в качестве моторного топлива используется КПГ, менее пожароопасны, чем аналогичные виды подвижного состава, использующие бензин или дизельное топливо. Кроме того, исследования показывают, что срок службы моторных масел и двигателя до капитального ремонта выше на таких автобусах в 1,5-2 раза, а так как стоимость компримированного природного газа в России существенно ниже стоимости бензина и дизельного топлива, то продолжающийся перевод автотранспорта на газовое топливо актуален не только с экологической, но и экономической точки зрения.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫ
ЗиУ-682 и ЗиУ-6205
Большая часть троллейбусов, эксплуатирующихся в ГУП «Мосгортранс», изготовлена на Троллейбусном заводе города Энгельс. Это двухосные троллейбусы модели ЗиУ-682 и ее модификации, усовершенствованные в соответствии с техническими требованиями ГУП «Мосгортранс», а также сочлененные троллейбусы особо большой вместимости моделей ЗиУ-683 и ЗиУ-6205. В настоящее время базовой моделью энгельсского троллейбусного завода является двухосный троллейбус модели ТРОЛЗА-5275.05. Троллейбус имеет пониженный уровень пола и салон с тонированными стеклами, а рабочее место водителя организовано с учетом требований эргономики и безопасности. Модель производится из современных материалов, дизайн ее кузова и салона улучшен относительно предыдущих. Большая часть высоковольтного оборудования машины вынесена на крышу так, что кабина водителя абсолютно безопасна.
ТролЗа-5275.05 «Оптима»
ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует троллейбусы и других производителей из России и стран ближнего зарубежья. Это модели ВЗТМ-5284 Волгоградского завода транспортного машиностроения, БТЗ-5276 Башкирского троллейбусного завода, БКМ-20101 Минского предприятия «Белкоммунмаш», ЮМЗ Т-2 Южного машиностроительного завода города Днепропетровск и ВМЗ-5298-01 ОАО «Транс-Альфа» города Вологда. Заводом «МТрЗ» ГУП «Мосгортранс» было изготовлено 25 троллейбусов модели МТрЗ 52791 «СадКо». Низкий пол, современная электронная система управления, автономный ход и ряд других нововведений делают эту машину наиболее подходящей для эксплуатации в Москве.
ТролЗа-5265 «Мегаполис»
СОВРЕМЕННЫЕ ТРАМВАИ
В 1991 году на улицах Москвы появились трамвайные вагоны отечественного производства 71-608К, 71-608КМ, изготовленные на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. С 1999 года завод выпускает трамвайные вагоны модели 71-619, отличающиеся от предыдущих модификаций улучшенным дизайном кузова. В настоящее время именно эти вагоны поступают в трамвайные депо Москвы. Сегодня Октябрьское депо и Депо им. Русакова оснащены вагонами отесественного производства полностью, а Депо им. Апакова и Депо им. Баумана – частично.
71-619
В 2003 году в Краснопресненское трамвайное депо поступил первый вагон модели 71-134, произведенный на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Модель оснащена асинхронными тяговыми двигателями и электронной системой управления на IGBT-транзисторах. Новый трамвай сразу же зарекомендовал себя как надежное и удобное транспортное средство, и в настоящее время в Краснопресненском трамвайном депо эксплуатируется 47 вагонов этой модели.
МТТЧ
Увеличивается число модернизированных трамвайных вагонов Т-3, над которыми работают в филиале Трамвайного ремонтного завода (ТРЗ) ГУП «Мосгортранс». В трамвайном депо им. Баумана введен в эксплуатацию современный пятидверный низкопольный трамвай КТ-З, отвечающий требованиям жителей мегаполиса.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАМВАЙНЫХ ПУТЯХ
Сегодня общая протяженность трамвайных путей ГУП «Мосгортранс» составляет 424,82 км. В последние годы ГУП «Мосгортранс» проводит активную работу по внедрению новых прогрессивных технологий укладки трамвайных путей и дорожных покрытий, разработанных российскими и зарубежными фирмами. Применение этих технологий позволяет значительно улучшить внешний вид улиц, снизить шум от движения трамваев и исключить распространение блуждающих токов.
Оптимальным вариантом для путей, расположенных в одном уровне с проезжей частью, является блочная бесшпальная конструкция с бесшеечными рельсами, обеспечивающая стабильность геометрических параметров пути на весь срок его эксплуатации. С 1995 года в Москве уложено в общей сложности 4,41 км крупноблочных широкоплоскостных конструкций пути с бесшеечными рельсами.
Внедрение технологии укладки резиновых панелей на трамвайных переездах делает движение автотранспорта в зоне трамвайных путей плавным и снижает уровень шума. На сегодняшний день в местах пересечения трамвайных путей с автомагистралями устроено более 60 переездов с покрытием из резиновых панелей, что составляет около 3,1 км пути.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Проблема всех крупных мегаполисов — пробки на магистралях. Москва — не исключение из общего правила. Для обеспечения стабильных перевозок пассажиров и увеличения средней скорости передвижения автобусов, троллейбусов и трамваев по городу ГУП «Мосгортранс» развернул проведение предпроектных исследований в направлении скоростных систем наземного городского пассажирского транспорта — скоростного трамвая, скоростных автобусных и троллейбусных систем на базе организации специальных транспортных коридоров для приоритетного движения общественного транспорта на городской дорожно-уличной сети.
На данный момент завершается подготовка предложений по организации нескольких линий скоростного трамвая в Восточном округе Москвы, реализация которых может быть выполнена с привлечением средств частных инвесторов на основе государственно-частного партнерства. По инициативе «Мосгортранса» совместно с префектурой Северо-Восточного административного округа разработан проект организации движения пассажирского транспорта по одной из основных магистралей округа - Ярославскому шоссе. Также «Мосгортранс» при сотрудничестве со специалистами Всемирного банка принял участие в подготовке предложения по организации приоритетного скоростного движения автобусного транспорта в северо-западном секторе Москвы (микрорайон Митино — Волоколамское шоссе).
Развитие ГУП «Мосгортранс» и внедрение новых технологий не заканчивается только обновлением подвижного состава. Модернизация затрагивает все отрасли деятельности предприятия.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛО
В рамках развития электронных технологий ГУП «Мосгортранс» оборудует остановочные павильоны московского наземного транспорта электронными табло, на которых отображается номер маршрута, станция назначения и время до прибытия на остановку ближайшего автобуса, троллейбуса или трамвая. Сегодня 18 табло уже работают в Щукино, на крупном транспортном узле у станции метро «Калужская» и в микрорайоне Жулебино.
Время до прибытия транспортного средства на каждую остановку определяется спутниковой навигационной системой и по сети сотовой связи автоматически передается на табло остановочных пунктов. Помимо этого, на табло отображается дополнительная информация об изменениях в режиме работы транспорта и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также рекламные объявления в текстовом, графическом виде и в виде «бегущей строки».
В состав системы также включены мобильные электронные информационные табло, смонтированные на спецавтомобилях, предназначенных для оперативного информирования горожан при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как крупные аварии, теракты, стихийные бедствия, строительные работы, городские события, спортивные, праздничные мероприятия. В случае необходимости, мобильные табло оперативно располагаются в требуемых районах города и обеспечивают граждан необходимой информацией. С помощью спутниковой навигационной системы оператор центрального диспетчерского центра может контролировать местоположение и состояние автомобилей, оборудованных мобильными табло.
СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ
ГУП «Мосгортранс» ведет последовательное внедрение на пассажирском транспорте Москвы элементов интеллектуальных транспортных систем. К 2015 году весь подвижной состав будет управляться АСУ «Навигация» на базе спутниковой навигации и средств цифровой связи. Дальнейшее развитие получат системы информационного обслуживания пассажиров в подвижном составе и на остановочных пунктах, для чего будут использованы Интернет и мобильная телефонная связь. Эти системы будут интегрированы в общегородской комплекс управления дорожным движением в Москве и скоординированы в рамках программы «Электронная Москва». Это существенно повысит надежность обслуживания, а также антивандальную и антитеррористическую безопасность пассажирских перевозок.
ЮБИЛЕЙ
В рамках празднования 50-летнего Юбилея ГУП «Мосгортранс» подготовлены и будут проведены различные праздничные акции и мероприятия.
Акция «За рулем руководитель», в которой примут участие директоры филиалов ГУП «Мосгортранс». Руководители автобусных и троллейбусных парков и трамвайных депо ГУП «Мосгортранс» не зря занимают свое место: они умеют управляться с подотчетными им транспортными средствами не хуже заслуженных водителей-профессионалов. В рамках акции «За рулем руководитель» они выведут автобусы, троллейбусы и трамваи на улицы города и в течение часа будут перевозить пассажиров.
Акция «Почтовые конверты»
В рамках празднования юбилея ГУП «Мосгортранс» в начале июня выпустил 250 тысяч почтовых конвертов с изображениями современного и ретро-транспорта. Конверты уже распространяются ФГУП «Почта России» по регионам Российской Федерации, чтобы радовать жителей страны красивыми изображениями московского наземного общественного транспорта.
Книга о «Мосгортрансе»
Также вскоре будет опубликована книга об истории ГУП «Мосгортранс». В юбилейном издании подробно рассказана вся история предприятия от первого трамвайного депо до сегодняшнего дня. Пытливый читатель откроет для себя множество высоких технологий, с которыми сталкивается незаметно для себя каждый день, и поразится перспективам развития крупнейшего в России транспортного предприятия.
Также состоится праздничный концерт для ветеранов ГУП «Мосгортранс» в КЦ «Измайлово».
Было бы не плохо сделать статью реально отражающую действительность. Как то все складно и красиво получается, на деле же мы имеем "современные" троллейбусы которые не ремонтируются должным образом, вспомните лобовые стекла Тролз 5275.05 "Оптима", ВМЗ идр. Очень часто в автобусах взамен разбитых окон устанавливают мутные пластиковые полупрозрачные стекла. Про нерегулярную работу ОТ и АСКП можно вообще писать часами.
Так что все далеко не идеально, а работа над тем чтоб адаптировать ПС для передвижения инвалидов-колясочников ведется просто позорно низкими темпами, в городе работает всего один трамвай адаптированный для таких пассажиров!!!. Так же вызывает вопросы распределение ПС по маршрутам, так мне до сих пор не понятно, как на одном пиковом маршруте (пример- 201 автобус в Люблино) могут одновременно работать сочлененные Икарусы и ПАЗики в час пик.
Вобщем, оценивая сугубо по личным впечатлениям работа Мосгортранса это слабенькая троечка.
Интересно,что это : На данный момент завершается подготовка предложений по организации нескольких линий скоростного трамвая в Восточном округе Москвы, реализация которых может быть выполнена с привлечением средств частных инвесторов на основе государственно-частного партнерства. По инициативе «Мосгортранса» совместно с префектурой Северо-Восточного административного округа разработан проект организации движения пассажирского транспорта по одной из основных магистралей округа - Ярославскому шоссе.
мечты,т.к говорили только о одной линии СТ в в процессе...
а здесь,уже несколько.
GAS, вспомните фильм о скоростном трамвае. Там все эти планируемые и проетируемые линии красочно расписаны. Просто линия по шоссе Энтузиастов будет самой первой. Меня больше заинтересовал некий "проект организации движения пассажирского транспорта по Ярославскому шоссе".
Ну а самым показательным для меня было полное отсутствие в пресс-релизе хотя бы единого слова об АСКП.
Kardail, вспомнил,я как раз про это,что СТ1 в процессе,а все остальные "по организации нескольких линий скоростного трамвая" Несколько,это где, лучше бы нормально построили вначале один.
"проект организации движения пассажирского транспорта по Ярославскому шоссе",мне то же интересно, может и здесь проектируют СТ. Если СТ ,то будет шикарно.
Все машины отвечают современным требованиям к уровню обслуживания пассажиров: они экологичны, надёжны и удобны для пассажиров.
Да, если ты не сидишь - то ехать в большинстве не то чтобы некомфортно, а вообще опасно.
Постоянные сильные дерганья при разгоне и торможении из-за износа двигателей, коробок передач, у старых троллейбусов таже фигня из-за схем питания...
Да даже на холостых оборотах во многих автобусах просто невозможно находится из-за адской вибрации двигателя.
Да я видел новые автобусы... душегубка, не иначе. 4 форточки на весь салон шириной проема в 10 см.
Из новой техники, только пожалуй мегаполисы понравились.