Метки: s-bahn; германия; трамвай; транспортные решения; фуникулёр

Заметки о немецком транспорте. Гейдельберг

Месяц назад я уже писал о своих впечатлениях от транспортной системы западно-германского города Карлсруэ. Сегодня — продолжение заметок о немецком транспорте, посвящённое Гейдельбергу.



Во время командировки у меня выдался один полностью свободный день, который я решил посвятить поездке в какой-нибудь соседний с Карлсруэ городок. Среди возможных вариантов присутствовали Баден, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Гейдельберг. Подумав, я решил, что на лечебные воды (Баден) по возрасту мне ездить ещё рановато; во Франкфурте, крупнейшем транспортном хабе страны, я скорее всего ещё побываю; Штутгарт — столица империи Deimler-Benz — не понравился приличным расстоянием. В итоге выбрал Хайдельберг (Heidelberg), или как его называют по-русски — Гейдельберг, о чём потом ни капельки не пожалел!

Гейдельберг — небольшой (140 тыс. чел.) и старинный немецкий университетский город.
Город известен:
а) Старейшим в Германии университетом, основанным ещё в XIV веке. В Гейдельбергском университете учились и жили многие русские учёные и другие известные люди.
б) Живописным местоположением — город находится в долине реки Некар (Neckar), и окружён с обоих берегов лесистыми горными массивами.
в) Развалинами Гейдельбергского замка, строившегося в XIII-XVII вв. и разрушенного в конце XVII в.
г) Целостным архитектурным ансамблем Старого города, большая часть которого создана в начале XVIII в. и чудом избежала разрушений и сноса. В этой части Германии это один из немногих городов, который союзники не разбомбили в ходе 2 мировой войны — по той причине, что здесь должна была расположиться ставка американского командования.
д) Старым Мостом через Некар
е) тем, что здесь расположен завод Heidelberger Druckmaschinen AG, выпускающий одни из лучших в мире типографских машин Heidelberg

Добраться от Карлсруэ до Гейдельберга оказалось очень просто — примерно раз в 30 минут с раннего утра и до полуночи туда отправлялся электропоезд S3. Напомню, что в Карлсруэ под S-Bahn'ом понимается нечто, очень похожее на трамвай — но линия S3 здесь является исключением. Во-первых, к её обслуживанию KVV (транспортный оператор Карлсруэ) не имеет никакого отношения — поезд относится к оператору RNV, работающему в Гейдельберге. Во-вторых, S3 представляет собой полноценную «тяжёлую» немецкую электричку, передвигающуюся исключительно по магистральной железнодорожной сети Deutsche Bahn.


Линия S3 обслуживается чисто «железнодорожными» электропоездами DB 425-й серии.
Обратите внимание на маршрутный указатель, который следует читать так: первая половина поезда едет в Гермерсхайм (русский вариант — Гермерсгейм), а вторая — в Манхайм (Мангейм). Расцепление электропоездов пополам по ходу следования — очень распространённая в Германии практика.



Салон «электрички». В полуденную дрёму в вагонах было отсилы по пять человек. Когда я ехал вечером обратно, были заняты почти все сидячие места, причём в основном ехала молодёжь. Удивило, как юные немцы любят класть ноги на противоположное сиденье. Особенно если едет парочка — садятся напротив, обхватывают друг друга ногами и всю дорогу довольно громко болтают. Сиденья, правда, стараются не пачкать — многие даже ботинки снимают.

Примерно через 45 минут практически пустой поезд (дело было в обеденный межпик) с приятными креслами и прохладной атмосферой причалил к перрону Гейдельбергского вокзала. Погода оказалась хорошей, и я решил добираться до старинного центра пешком, попутно фотографируя бегущие по улицам трамваи.


Старенький DUEWAG (читается: Дюваг). Похожие уже были в репортажах о Карлсруэ и Минске




DUEWAG более новой модели (примерно начала 1990-х)



Современный трамвай семейства Bombardier Vario. Как я уже отмечал, «Кладбище» (Friedhof) — очень частое название остановок НОТ и станций метро, в том числе конечных. [i]Дюваг 24-го маршрута на фотке выше тоже следует на какое-то кладбище.[/i]


Такси в Германии — это непременно [i]Mercedes-Benz E-Klasse приятного кремового цвета[/i]

Осмотрев Старый Город, прогулявшись по Старому Мосту на другой берег, отщёлкав добрую сотню кадров и с трудом оторвавшись от шумной группы из полсотни китайских туристов, я быстрым шагом направился к станции фуникулёра (Heidelberger Bergbahn, от немецких слов Berg — гора, Bahn — дорога). Нижняя станция внутри весьма современна, видимо недавно реконструирована. На одной из стен подробные стенды с историей фуникулёра, проектирование которого началось более ста лет назад. В кассе, помимо билета, мне приглянулся набор открыток с фотографиями гейдельбергских трамваев разных лет.

Нижний фуникулёр имеет современный подвижной состав и три остановки: внизу, в Старом Городе, промежуточную (Schloss), для выхода к замку, и верхнюю — Molkenkur. Я немного зазевался, и уехал от замка наверх, где кроме пары домиков типа мини-отелей и горного серпантина оказался только густой лес. Пришлось немного попыхтеть и побегать по горам. Путь назад в любом случае предстоял пешком, поскольку фуникулёр прекращает работу довольно рано.


На нижней станции нижнего фуникулёра


Нижняя часть пути проходит по туннелю


Кирпичные своды туннеля дышат стариной


Наконец, дорога выходит на поверхность. Мы почти добрались до верхней станции нижнего фуникулёра


Состав отправился обратно. А я остался один посреди леса


В сплошном лесном массиве, покрывающем горный склон, аккуратно прорублена просека. Чтобы открывался правильный вид на Старый Мост

Cтанция Molkenkur также является пересадочной на второй фуникулёр, на котором сохранён исторический подвижной состав. Воспользоваться им мне не удалось, т.к. он прекращает работу раньше нижнего — да и времени до наступления темноты было и так в обрез. Ограничился лишь фотографией.


Станция Molkenkur


Верхний фуникулёр удалось только сфотографировать

Также стоит упомянуть и водный транспорт. Река Некар — довольно широкая и судоходная. А учитывая несколько миллионов туристов, ежегодно посещающих Гейдельберг, прогулочные катера плавают по реке в большом количестве.


Навигация по Некару

* * *

Напоследок традиционный off-topic. Что ещё можно увидеть в Гейдельберге, кроме транспорта.


Вид на Гейдельберг со склона горы Кёнигштуль (Koenigstuhl). Точки расположения обзорных площадок отмечены на карте, но чтобы туда добраться, пришлось изрядно попотеть — преодолеть пару сотен очень крутых и разбитых каменных ступенек, а потом прогуляться пару километров по горной дороге без твёрдого покрытия


Классический вид на Гейдельберг. Старый мост (Alte Bruecke). На склоне над городом — развалины Замка.
Моё решение специально съездить в этот город во многом было обусловлено тем, что лет 5 назад мне подарили большой календарь-постер, на котором был запечатлён Гейдельберг примерно в таком же ракурсе



Университет


Отель «У рыцаря» (Zum Ritter) — старейшее жилое здание города. Построено в 1592 году, а начиная с 1705 года и по сей день двери дома всегда открыты для постояльцев
41
Написал A.K. 2008.03.30 03:27:59
Рейтинг:
Я теперь тоже хочу в Гейдельберг!
Вагон S-bahnа такой же как в Мюнхене, вот бы нам такие, но, думается мне, не ранее чем лед через надцать((((
0
Написал ИванИванов 2008.03.30 03:34:43

Да, в Мюнхене по S-Bahn'у бегают вагоны той же модели. Про Мюнхен, возможно, тоже подготовлю небольшую подборку, хотя транспортных фоток там немного.
Если интересно - нетранспортные фото Гейдельберга есть здесь.
3
Написал A.K. 2008.03.30 03:46:30

Эх страна Германия просто манит к себе!!!
5
Написал Cypok 2008.03.30 03:47:46

Ничего так, весьма аккуратненько и красивенько:)
0
Написал Калужский 2008.03.30 14:33:06

Всегда завидовал немецкой организации транспорта и любовью немцев к железке...
–5
Написал GrUser 2008.03.30 14:54:25

красивый город, много зелени, аккуратные улицы. Понравились очень сильно панорамные фотки, просто клас!!!!!!!!!!!
7
Написал TAXIST 2008.03.30 17:37:59

АППЛАДИСМЕНТЫ, ТОВАРИЩИ! УРА!! ПРЕКРАСНЫЙ ФОТОРЕПОРТАЖ!!!
–1
Написал Мих@N(model 81-740.1) 2008.03.30 20:33:09

Отличный репортаж.

PS Когда же у нас в РФ низкопольники будут бегать вместо старушек Татр и КТМов?
–2
Написал Grid 2008.03.30 20:36:51

GrUser, уважение немцев к рельсовому транспорту действительно достойно уважения! (Извините за тавтологию). Чего стоит, например, наличие спец. магазинов с сувернирной продукцией Deutsche Bahn (масштабные модели, литература и т.п.). По случаю купил в магазине замечательный перекидной календарь с фотографиями ПС. В журнальном киоске обнаружилось несколько каталогов подвижного состава - с фотографиями, припиской к депо, списками номеров ПС. Многие транспортные операторы, работая над имиджем, издают свои журналы, которые можно бесплатно взять в офисе.

По организации и информационному обеспечению транспорта я не стал повторяться, т.к. подробно писал об этом в предыдущем репортаже.
3
Написал A.K. 2008.03.30 21:06:31

Grid, imho низкопольность составов - это конечно важно, но не первоочередное, к чему хотелось бы стремиться. На мой взгляд, есть более серьезные проблемы, и я поставил бы вопрос так:
- Когда же у нас трамваи будут бегать по маршруту так же быстро, бесшумно, и точно по расписанию?
9
Написал A.K. 2008.03.30 21:10:45

Пишите письма: metronews@mail.ru