165 лет назад (25 марта 1843 года) в Лондоне открыт пешеходный тоннель под Темзой.
Это — первая удачная попытка возведения магистрали под большой рекой. Тоннель был спроектирован и построен под руководством талантливого потомственного инженера Исамбарда Брюнеля (Isambard Kingdom Brunel). Брюнель продемонстрировал возможность строительства подводных тоннелей и внёс вклад в развитие современного метростроения.
Компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой была создана в 1824 году,
но работы были закончены лишь в 1843 году, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля.
Так появился первый «подводный мост» длиной 396 метров, связавший левобережный и правобережный районы Лондона.
Ширина тоннеля 11 метров, высота 6 метров. Пролегал он на глубине 23 метра. Тоннель под Темзой строился на городские деньги. Первые годы он использовался как пешеходный и для проезда лошадиных упряжек.
В сентябре 1865 года тоннель приобрела East London Railway Company для использования в формирующейся системе подземного транспорта Лондона. Первый поезд прошёл в тоннеле 7 декабря 1869 года. В 1884 году у порталов тоннеля были построены станции Wapping и Rotherhithe.
Позднее тоннель был интегрирован в систему Лондонского метрополитена в составе East London Line.
Тоннель был выполнен настолько качественно, что для проведения первых крупных ремонтных работ он был закрыт в 1995 году. Отреставрированный тоннель открылся в 1998 году.
Второе закрытие тоннеля состоялось 23 декабря 2007 года. Оно связано с реконструкцией и продлением южного отрезка East London Line, которое должно завершиться в июле 2010 года.
Жалко... Если не ошибаюсь, это этот тоннель должен был быть в Питере под Невой построен? У нас бы он врядли дожил бы до наших дней, хорошо, что он у них Мировые пережил...
Первая попытка - неудачная - соединить северный и южный берега Темзы тоннелем была предпринята инженером Ральфом Доддом в 1799 году.
В 1805-1809 годах воспоследовала следующая попытка, названная проектом "Темза Арчуэй" ("Thames Archway") - почти в том же месте, где в последствии возник тоннель Брюнеля; из запланированных 366-ти метров шахтёрами было прорыто 305 метров... хотя никто так и не понял зачем - ширина туннеля колебалась в пределах 60-80-ти сантиметров при высоте в 1,5 метра.
Обезкураженные этими попытками инженеры признали постройку туннеля под Темзой невозможной. Правда не все.
Марка Изамбара Брюнеля сей вывод совершенно не устраивал. И в 1814-м году он предлагает Александру I построить туннель под Невой (в Скт.-Петербурге, разумеется), но прект был отклонён - мосты казались куда надёжнее.