Метки: париж; франция

Транспорт Парижа



Предлагаю вашему вниманию свой небольшой отчёт о транспортных наблюдениях в Париже и пригородах.


Транспорт Парижа
Автор Юрий Гридчин

Метрополитен

Метрополитен пронизывает все районы столицы Франции и даже выходит в пригороды. Функционирует 16 линий метро общей диной 222,3 км. Первая линия между станциями Porte de Vincennes и Porte Maillot длиной 10,328 км была открыта 19 июля 1900 года. Руководил сооружением метро Фулгенс Бьенвеню (Fulgence Marie Auguste Bienvenue). Архитектор Эктор Гимар (Hector Guimard) спроектировал наземные входы в стиле Арт Нуво. Самая новая станция Olympiades на 14-й линии — открыта 26 июня 2007 года. В ближайших планах продление 13-й линии в середине 2008 года участком длиной 1,88 км от станции De Gabriel Peri a Port de Gennevilliers до станции Asnieres-Gennevilliers-Le Luth. Имеется план развития и ряда других линий метро.

Первые поезда отходят с конечных станций линий в 05:30, последние поезда прибывают на конечную станцию в 01:15 (в субботы и праздничные дни в 02:15). Минимальные интервалы между составами в час пик колеблются на разных линиях от 01'45» до 04'10». Даже в вечерами и в воскресное утро интервалы не превышают 09'00» (на разветвлениях 12'00»). Наиболее загружены линии 1, 4, 7, 9 и 13. Станции, которые имеют наибольший пассажиропоток, прилегают к вокзалам: Gare du Nord, Saint-Lazare и Montparnasse Bienvenue (36, 34 и 29 млн пассажиров в год соответственно).

Большинство парижских станций однотипны — они неглубокого залегания, с полукруглым или прямоугольным сводом, имеют две платформы с путями между ними. Линии метро в основном проложены под землёй, но имеются наземные и эстакадные участки, а также метромосты через реку Сену.

Указатели о выходах со станций и пересадках на другие линии повешены очень грамотно и позволяют быстро найти нужное направление движения. Каждая линия имеет свой номер (от 1 до 14, 3bis и 7bis) и цвет. Если выходов со станции несколько, то на указателе написаны номер выхода и название улицы или наименование объекта на поверхности, к которому вы можете пройти. Хуже обстоит дело с выбором направления на самой станции, так как на указателях написано только название конечных станций линии, а не список всех станций направления (правда, несколько раз встречался и указатель со списком станций). Рекламные плакаты наклеивают в специально отведённых местах на стенах станций и переходов — выглядит это очень аккуратно.

Большинство выходов со станций (особенно на линиях, построенных до середины XX века) и переходы между линиями, как правило, имеют лестницы и не оборудованы эскалаторами (поэтому с чемоданами удобнее ехать на такси). Некоторые переходы между линиями очень длинные (например, на станции Montparnasse Bienvenue, даже имеются травелаторы для ускорения движения пассажиров).

На станции Lamarck-Caulaincourt проехался в огромном пассажирском лифте человек на тридцать. Современные стандарты строительства станций метро предписывают наличие эскалатора, а также лифта для пассажиров, ограниченных в движении. Поэтому все новые станции имеют эскалаторы и лифты.

На большинстве станций имеются табло, на которых отображается время до прибытия состава, что особенно актуально для линий имеющих разветвления. На каждой станции есть схема ближайшего квартала с обозначение входов в метро и остановок наземного транспорта, а также две схемы скоростного транспорта (только центральная часть города и город и окрестности).

Следует отметить некоторые станции, которые композиционно или архитектурно выделяются. Например, станция Louvre-Rivoli на линии 1 содержит в нишах копии с шедевров музея Лувра. На станции Arts et Metiers (линия 11) полностью покрытой медью вы ощущаете себя пленником на подводной лодке капитана Немо. Стены станции Bastille (линия 1) украшены фресками из истории Парижа и Франции. На станции Concorde (линия 12) вы можете изучить текст «Декларации о правах человека». На станции Pasteur, ожидая поезда, можно почитать стенды описывающие результаты деятельности великого Пастера. Интересные нюансы можно встретить на многих станциях метро Парижа.

Вход на станцию осуществляется с помощью картонного билета с магнитной полосой «t+ ticket» или с помощью бесконтактной карты. Турникет имеет трехштырьковую вертушку и высокую дверь за ней, что затрудняет перепрыгивание безбилетным пассажирам. На выходе со станций тоже установлены двери, которые открываются на станциях с высоким пассажиропотоком автоматически, а на менее загруженных вручную с помощью нажатия на клавишу с изображением ладони.

Купить билет или зарядить бесконтактную карту можно в кассах, имеющихся на станциях с крупным пассажиропотоком, или через билетный автомат, который принимает купюры, монеты и кредитные карты (необходимо вводить pin-код при покупке). Париж и пригороды разделены на транспортные зоны. Разовый проезд в зонах 1-2 (центральная часть города) стоит 1,50 ?. Билет действует на поездку в метро, электричках автобусах и трамваях (исключая маршрут T4) в одном направлении с пересадками в течении 1,5 часов с момента первого компостирования. Билет необходимо компостировать при каждой пересадке (кроме пересадок между линиями метро).

Можно существенно сэкономить, если покупать Carnet за 11,10 ? («карнэ» — это комплект из 10 разовых билетов), стоимость Carnet для детей от 4 до 9 лет — 5,55 ?. При длительном проживании разумно приобретать билет Carte Orange, сроком на неделю (с понедельника до воскресенья) или на календарный месяц. Билет Carte Orange состоит из карточки, в которую требуется вклеить свою фотографию и написать свои имя и фамилию, и проездного купона, на котором указан срок действия. В купон надо вписать уникальный номер вашей карточки. Билеты Carte Orange имеют различную стоимость, зависящую от разрешённых к проезду зон.

В кассе метро можно бесплатно получить карту метрополитена, совместную карту метро и RER (Reseau express regional d'Ile-de-France), расписание движения по линии и другие печатные материалы. Если вы плохо ориентируетесь в Париже, то рекомендую попросить туристическую карту. Она выполнена в реальном масштабе, на ней показаны основные улицы и достопримечательности Парижа и сверху наложены линии метро и электричек, что позволяет точно определить необходимый вам маршрут. Пересадка с RER на метро и обратно в пределах города бесплатна, просто необходимо вставить в турникет билет, использовавшийся ранее при входе. На станциях RER турникеты могут стоять и на выходе.

Найти вход в метро порой бывает непросто, так как единого стандарта оформления не существует. Безусловно, бросится в глаза вход в вестибюль станции, оформленный Гимаром, или стойка-фонарь с надписью Metro. Но иногда вход ничем не обозначен.

Для любителей метро на станции Les Halles открыт магазин, где можно приобрести книги и сувениры по транспортной тематике (ассортимент товаров можно выбрать и заказать через интернет-магазин).

Вагоны имеют помимо стандартного колеса, катящегося по рельсу, ещё одно внешнее резиновое, которое катится по специальной подставке. Движение получается мягкое, и шум от состава значительно снижается. На большинстве линий ходят пятивагонные составы. Встречается много машинистов-женщин. Немножко непривычно, что в поездах метро и электричках не объявляются остановки (исключение составляют первая и четырнадцатая линия метро).

На большинстве линий сидения в вагонах расположены перпендикулярно оси движения по 4 в ряду (2+2). У каждой из дверей есть откидные сидения. В час пик их использование для сидения считается у парижан неприличным. В вагоне на стенах размещены схемы скоростного транспорта Парижа, а над каждой дверью находится схема линии, по которой вы едете, с указанием возможных пересадок и основных достопримечательностей в окрестностях линии. Если станция линии находится на реконструкции или закрыта, то на схеме даётся информация о сроках проведения работ. При сбоях в движении или иных инцидентах на линиях оповещает машинист по громкой связи (только по-французски).

Двери на старых типах вагонов открываются после остановки на станции вручную поднятием рычажка или нажатием кнопки. Перед закрытием дверей в вагоне раздаётся предупредительный сигнал. На четырнадцатой линии движение осуществляется без участия машинистов, поэтому станции оборудованы прозрачной стенкой с дверьми, которые открываются синхронно с дверьми прибывшего поезда. Состав сочленённый, его можно пройти из конца в конец. Места для сидения расположены по стенам вагонов, как в российских поездах метро. Очень прикольно ехать в первом вагоне у лобового стекла и смотреть вперёд в чуть освещённый тоннель. Опыт автоматизации движения признан успешным, поэтому в период до 2010 года запланированы работы по переводу на движение без машинистов линии 1.

Подвижной состав в 2007 году состоит из составов следующих типов:
MP59 — работают на линиях 4 и 11 (на 4 линии будут заменены на составы MP89CC с линии 1 до 2010 года);
MF67 — работают на линиях 2, 3, 3bis, 5, 9, 10 и 12 (составы с линии 2 будут передаваться на линии 3bis и 7bis);
MP73 — работают на линии 6;
MF77 — работают на линиях 7, 8 и 13;
MF88 — работают на линии 7bis (неудачная конструкция, будут выведены из эксплуатации до 2010 года);
MP89CC — работают на линиях 1 и 4 (все будут переданы на линию 4 до 2010 года);
MP89CA — на 14 линии (без кабины машиниста);
MF2000 — работают на линии 2 (это самые новые составы, которые начали поступать в парижское метро с 2006 года; всего планируется поставка 161 состава, которые постепенно будут заменять составы MF67 на линиях 2,5 и 9).
В 2005 году начата разработка вагона MP05, который возможно будет использоваться на линии 1 после автоматизации. В качестве альтернативы расматривается план модернизации вагонов MP89CC.

Парижане сходны по поведению в метро с москвичами. Но есть и ряд отличий: народ не любит продвигаться в вагон — приходится аккуратно обходить. Также считается в порядке вещей вставать для выхода после полной остановки состава и с криками «Pardon!» прорываться из вагона. Из окон вагона видно, что многие тоннели сильно расписаны граффити, на станциях вандализм встречался редко.

Схема метро на первый взгляд кажется очень запутанной, но поездив в метро, начинаешь понимать её скрытую логику. По сути это совокупность диаметральных и хордовых линий. Это позволяет избежать перегрузки станций расположенных в центре города за счёт оттока пассажиров на хорды. Единственный минус — потенциальное увеличение количества пересадок пассажира при поездке из района в район.


Наземный транспорт

В наземном транспорте проехаться не привелось. Но проблема скорости его движения в часы пик решена с помощью выделения отдельных полос для общественного транспорта. По ним также разрешено движение такси. Для россиян будет удивительно, но ни днём ни ночью никто не занимает выделенные полосы, обозначенные надписью «bus».

В настоящее время ведётся активное возвращение трамвая, который показал свою эффективность при перевозке пассажиров в отдалённых районах и пригородах Парижа. Уже действуют четыре линии трамвая, которые полукружьями соединяют предместья Парижа и линии метро на уровне конечных станций. Сейчас ведутся работы по продлению линии Т2 от Дефанса (La Defense) на 4,2 км на север до Pont de Bezons. Есть план создания широкой сети трамвайных линий.

Оригинален подземный транспортный терминал делового центра Дефанс, который вмещает удобно соединённые железнодорожную станцию (поезда RER и Transilien), станцию метро, трамвайные и автобусные маршруты.


VAL

В аэропорту Шарль-де-Голль (Aeroport Roissy-Charles-de-Gaulle) имеются две автоматизированные линии VAL. Одна имеет пять остановочных пунктов и соединяет терминалы 1 и 2 со станцией RER и парковочными зонами. Вторая, именуемая LISA, имеет две станции и соединяет терминал 2D с терминалом 2E. Поскольку именно терминал 2E обслуживает рейсы Аэрофлота, то дважды удалось проехать на составе LISA.


Пригородное сообщение

Проехал на трёх различных типах пригородных составов. Из аэропорта Шарль-де-Голль по линии RER B ехал на классической электричке: комфортабельность не сильно отличается от отечественных поездов, правда ход мягкий и шумность гораздо ниже. Ездил и на двухуровневых электричках — c парижского вокзала Монпарнас (Gare de Paris-Montparnasse) до станции Версаль-Шантье (Versailles-Chantiers) ехал на составе нового образца, а из Версаля — на более раннем. Новый электропоезд поразил отличным внутренним дизайном, широкими обзорными окнами второго этажа, отменным кондиционированием, удобными пассажирскими креслами. Старая двухуровневая электричка тоже неплоха, но после новой уже кажется старомодной по дизайну и менее удобной для пассажира.

Версия с иллюстративным материалом доступна здесь
28
Написал Grid 2008.03.13 22:29:20
Рейтинг:
С первого раза полностью не осилил, но ++.
0
Написал Иона Новоясенев 2008.03.13 22:50:14

А я уже читал на news.metro.ru, но тоже заплюсовал)
0
Написал A.K. 2008.03.13 22:53:08

Ух, +1.
0
Написал Cypok 2008.03.14 00:38:48

>>В настоящее время ведется активное возвращение трамвая
Ну ё-моё, а ещё говорят, что мы копируем всё с Запада...
5
Написал Андрей Лазарев 2008.03.14 00:45:06

>Ну ё-моё, а ещё говорят, что мы копируем всё с Запада...
А мы и копируем. Трамваи там были, потом их сняли, теперь возвращают. У нас же пока всё ещё снимают. Начинают тихо и робко говорить о том, что неплохо было бы и вернуть.
0
Написал KVentz 2008.03.14 13:11:39

А где картинки? Сравните с моим постом про Мадридское метро. Текста - мало, картинок - полно

В общем, зачет за текст, за картинки низачот
–5
Написал Twilight 2008.03.14 19:13:58

Повторю для Twilight:
Версия с иллюстративным материалом доступна здесь.
3
Написал Grid 2008.03.14 19:35:32

супер. спасибо за инфу.
кстати, какое же унылое и однообразное метро у парижан. хотя интересная мысль со стеклянными дверцами на платформе - все ж от любителей прыгнуть под колеса поезду защитит
0
Написал SPikARD 2008.03.14 23:08:55

SPikARD, не унылое оно. Весьма разнообразное.
Кстати приятно что у них все коммуникации скрыты - а не как у нас висят где не попало.
5
Написал Ozon 2008.03.15 14:06:22

SPikARD, такие только на 14 линии - она автоматическая - там машиниста нет. :)
Без этого на ней вообще никак.
0
Написал Homer 2008.03.16 15:34:35

SPikARD, конечно московское поразнообразнее, но унылым и однообразным парижское метро я бы его не назвал.
В каждом метрополитене при желании можно найти своё очарование, необычные по оформлению или архитектуре станции, нюансы свойственные только этому метро. В Париже мне, например, было прикольно посетить вестибюль метро без касс и с одним(!) турникетом для входа пассажиров.
–2
Написал Grid 2008.03.18 15:52:24

Кстати, у меня есть пара картинок с парижским метро, только вывесить их здесь у меня не получается
0
Написал Мих@N(model 81-740.1) 2008.03.22 18:34:47

Ну ничего, я новенький, может, потом научусь.
0
Написал Мих@N(model 81-740.1) 2008.03.22 18:35:50

Вот ссылка на картинки: Картинка1 Картинка2
0
Написал Мих@N(model 81-740.1) 2008.03.23 22:50:09

Таки не понял: что такое VAL?
0
Написал Jorian 2008.04.15 00:13:40

Пишите письма: metronews@mail.ru