В пензенском центре управления движением транспорта появилось новое оборудование. Следить за муниципальными автобусами стали из космоса — через систему спутников.
Раньше за перемещением автобусов наблюдали с помощью системы «НЭЖАН-300». Контроль был только на конечных остановках. Иногда случались сбои: компьютер мог показать неправильный номер машины, порой пропадала связь с водителями.
В новой системе все операции автоматизированы. Диспетчер всегда может посмотреть, где находится автобус в настоящий момент. Раньше водители могли обмануть контролёров: к примеру, развернуться, не доезжая до конечной остановки. Теперь такое невозможно.
Кстати, работники транспортных предприятий новшеством довольны. По словам водителя автобуса Сергея Куксенко, подъезжать для выхода на связь к контрольным антеннам в некоторых местах было неудобно. Теперь сообщать о своём местонахождении не нужно: диспетчеры сами могут проследить за каждой машиной.
Корректировать движение можно на протяжении всего маршрута. Пока диспетчеры ещё сверяют время по бумажным расписаниям. На днях все данные введут в новую систему. Тогда компьютер автоматически будет указывать отстающий автобус.
В ближайшее время через спутник начнут следить за передвижением троллейбусов и маршруток.
Я хорошо помню, как раньше на "контрольных" остановках (а не только на конечных) между двух невысоких столбов был натянут провод (как я понимаю, антенна). В кабине каждого автобуса находилась довольно увесистое черное устройство на проводе, типа рации. Водитель подъезжал к столбам с антенной и переговаривался по этой "рации" с диспечтером. Я так понимаю, это и есть тот самый НЭЖАН?
Однако уже лет 10 никаких "раций" в автобусах я не вижу. Столбы с антеннами на половине остановок тоже уже не осталось. Означает ли это, что никакой НЭЖАН уже давно не работает? Или он может функционировать и в варианте без переговорного устройства?
И какие вообще существуют варианты управления движением на российском общественном транспорте?
НЯЗ, ГЛОНАСС еще не готов к использованию(не все спутники выведены)
Да и у всех спутниковых систем есть огромный минус, который всегда проявляется в городе: очень много теней(т.е датчик не видит спутник).
Системка то капризная, но для "бытового" использования самое то.
A.K., не совсем про НЭЖАН. У нас было так (может и сейчас так - после введения АСКП не особенно последишь за действиями водителя) - на некотоых остановках висела дополнительная табличка "контрольный пункт" или что-то типа того подъезжая на эту остановку водитель нажимал кнопку на девайсе слева (иногда несколько раз), и как только получал сигнал подтверждения двигался дальше по маршруту. Таких остановок было штук 4-5 на маршрут. А с диспетчером, насколько я знаю, водитель может и так поговорить безо всяких антенн и специальных пунктов.
Слесарь К/Б, а по вашему диспетчерский контроль за движением в городах меньше Москвы вообще не нужен? Отмывают же у нас везде и всегда.
Я буду рад, если эта система, к примеру, позволит хоть немного отучить водителей на частных маршрутах носиться на ЛиАЗ-5256 под сотню км/ч и блокировать работу троллейбусов, обгоняя их на остановке и вставая при этом на посадку посреди дороги.