21 февраля в 3-м троллейбусном парке Санкт-Петербурга состоялось выездное заседание конкурсной комиссии, которой предстоит определить, на каких троллейбусах в ближайшее время будут ездить петербуржцы. Комиссия во главе с вице-губернатором Михаилом Осеевским устроила тест-драйв новеньким троллейбусам, прежде чем закупить серию одного из них. Пять заводов предоставили городу опытные образцы бесплатно. Что мы увидим на улицах города, пока остается тайной.
Уже который год к новым троллейбусам предъявляют целый ряд требований, без которых невозможно претендовать на победу в конкурсе. В этом году, помимо низкого пола, асинхронного привода, автономного хода и кондиционера для водителя, выдвигается новое – кондиционирование всего салона.
Руководство ГУП «Горэлектротранс» обратилось к крупнейшим заводам с просьбой прислать по одному экземпляру для опытной эксплуатации. Пять производителей из стран СНГ откликнулись и представили свои машины совершенно бесплатно. Троллейбусы не будут лишь выставочными образцами, а будут эксплуатироваться на линии, зачастую в довольно жёстких условиях. В течение нескольких месяцев с техникой смогли познакомиться водители, которым предстоит работать на этих машинах. Изучили их особенности и те, кому предстоит обслуживать её в парках. Всё это позволит не покупать кота в мешке по самой низкой цене, как это было раньше, а выбрать действительно надёжную и удобную машину.
Михаил Осеевский в кабине АКСМ-321
Михаил Осеевский пообщался со всеми водителями, подробно расспросив о преимуществах и недостатках каждого троллейбуса. На одном из них вице-губернатор даже проехал сам. Многотонная машина преодолела под его управлением около 50 метров. После тест-драйва Михаил Осеевский отметил, что она настолько простая, что ей может управлять даже чиновник. Он не сказал, какой троллейбус понравился ему больше всего, однако отметил машины белорусского и вологодского производства. И заверил, что при проведении конкурса, в первую очередь, будет учитываться удобство для пассажиров, а не личные предпочтения комиссии.
В салоне АКСМ-321
Михаил Осеевский подчеркнул, что город не собирается отказываться ни от трамвая, ни от троллейбуса. Об этом говорит ежегодное увеличение финансирования закупок новой техники.
Каждый производитель заинтересован в том, чтобы выбрали именно его товар. В прошедшем году в город поставили 59 троллейбусов вологодского производства. Изготовитель выиграл конкурс с помощью демпинга, предложив троллейбусы по самым низким ценам. Качество подвело: частенько некоторые из них по несколько дней стоят в парке, ожидая гарантийного ремонта. Представителям завода пришлось поселиться в нашем городе, чтобы своевременно устранять все неполадки. Впрочем, многим горожанам эти машины пришлись по вкусу, хотя и сделаны довольно просто и незатейливо. Самое главное достоинство – это низкий уровень пола в салоне. Между тем, в этом году это преимущество начали использовать уже все производители, а самая низкая цена уже потеряла былой приоритет.
В 2008 году планируется потратить на обновление парка троллейбусов около 630 миллионов рублей. Стоимость одной машины колеблется в пределах 6 миллионов рублей. Поэтому на первый план выходят эксплуатационные расходы и степень надёжности. Впрочем, изготовители пытаются заинтересовать чиновников и другим. Например, представители компании-производителя троллейбусов на базе автобусов «МАЗ» считают свои козырем сборку троллейбусов в Петербурге, на Пролетарском заводе, а из Белоруссии приходит лишь автобусный кузов. Между тем смущает тот факт, что «МАЗ» планирует свернуть производство автобусов. Модель «МАЗ-103» очень хорошая и надёжная, однако, является лишь копией автобуса «MAN», а поэтому устарела морально. Единственное преимущество - кузов, пожалуй, один из самых крепких.
МАЗ-103Т
Ещё одна машина целиком белорусского производителя – «АКСМ-321». Именно она очень понравилась Валентине Матвиенко во время открытия Пискарёвского проспекта. Тогда впервые прозвучало новое требование – троллейбус должен быть оснащён кондиционером и для пассажиров. Из всех представленных сегодня только он имеет подобную опцию. Однако в принципе любая из представленных машин может быть переоборудована. Между тем, для пассажиров эти «навороты» не столь уж и важны, как для губернатора. Гораздо важнее для каждого петербуржца, чтобы троллейбус ходил с интервалом минут 7, а не 47, как сейчас на некоторых маршрутах.
АКСМ-321
Впервые в Петербурге оказался и гость из Украины. Троллейбус собран на Львовском автобусном заводе с оглядкой на знаменитые троллейбусы «Skoda». Он очень приятен внешне, но вот в салоне на задней площадке, которую обычно используют пассажиры с багажом, расположился громадный шкаф, в котором скрыт двигатель и другое электрооборудование. Безусловно, что даже самый низкий пол в салоне уже выглядит не столь эффектно.
ЛАЗ-Е183
Что же выберет город для закупок в этом году, станет известно чуть больше чем через месяц. В пятницу, 22 февраля, будет официально объявлен конкурс на закупку новой техники. Спустя 30 дней назовут победителя. Известно, что выиграть могут несколько производителей, поскольку общая сумма в 630 миллионов пока разделена на два лота. По одному из них планируется закупить более дешёвые комплектации троллейбусов. Второй лот предусматривает наличие в салоне кондиционера и мягкой обивки сидений. Честно говоря, создалось впечатление, что скоро троллейбусы разделят на классы - 1 и 2.
ТролЗа-5265 "Мегаполис"
В настоящее время куда более остро стоит вопрос естественной убыли количества подвижного состава в троллейбусных парках. Недавно были объединены администрации нескольких троллейбусных парков. Поголовье «рогатых» резко падало на протяжении последнего десятилетия. На линию еще выходит транспорт, выпущенный в конце 80-х годов. Декларируется, что в скором времени все эти ветераны, которые перенесли несколько капитальных ремонтов, уже покинут улицы нашего города. Но пока заменить их нечем. Несмотря на то, что срок службы троллейбуса значительно выше, чем автобуса, и составляет около 15 лет, до пенсии доживают далеко не все. Часть машин страдает в авариях, часть «гибнет» от низкого уровня техоблуживания. Доживают до «почтенных седин» лишь так называемые «закреплённые» за водителями машины.
Возможно, что революция в троллейбусном движении и произойдет, но одного обновления подвижного состава, к сожалению, мало. Большая часть элементов контактной сети разработана в 50-60-х годах и не позволяет развивать высокие скорости. Необходимо заменить все «стрелки», перед которыми троллейбус вынужден притормаживать до 5 км/ч, превращаясь в неповоротливого изгоя. А ведь благодаря электродвигателям по динамическим характеристикам троллейбус способен разгоняться гораздо быстрее автобуса.
Стоит также отметить и то, что в конкурсе будут рассматриваться только короткие троллейбусы. По каким-то причинам сочленённые машины, которые в европейских городах состоят уже не из двух, а даже из трёх секций, наш город не интересуют. Возможно, что это вытекает из ошибочной транспортной политики, когда маршрут и подвижной состав определяются, исходя из реального обследования существующих трасс, а не теоретических оценок перемещения горожан. Именно поэтому «коммерческие автобусы» набиты битком, а троллейбусы оказываются пустыми. Проблему надо решать комплексно, а установка бессмысленного во влажном петербургском климате кондиционера должна быть на самом последнем месте.
Приятно наблюдать, когда механизм открытого конкурса действительно работает ровно так, как задумано. Добавлю также, что в отличие от Петербурга, в Москве конкурсы можно наблюдать лишь номинально. Все лоты на конкурсах на поставку автобусов и троллейбусов номинально выигрывает ОАО "Тушинский Машиностроительный Завод". И уже внутри этих лотов город распределяет по собственному усмотрению чего и сколько он хочет купить: например по лоту на поставку 255 троллейбусов с 2007 по 2009 годы - в Москву поставляется всё что угодно: и Мегаполисы и ВМЗ и АКСМы. Естественно, все троллейбусы стоят по разному и кому-то всегда остаётся разница. :-)
Кстати, что интересно... Почти все ругают "Мегаполис" за внутреннюю компоновку, приходится слышать много спопров по поводу его технических решений... Но!
> Мне самому из этих троллейбусов больше всего понравились ТролЗа-5265 "Мегаполис" > Ну, а болеть буду за ... "Мегу" > Я за МАЗ и Гонополис > мой однозначный выбор — АКСМ-333 и Гонополис.
Вот что делает дизайн! Причём, что характерно - он может не нравиться, но машину выделяет очень и очень сильно. Так что не так уж он и не важен... ;)
Есть альтернативное мнение, но публике оно не понравится: завышенные до неприличия цены по предстоящему контракту надо как-то оправдать заранее. Вот и оправдывают, работают со СМИ, обрабатывают население. Молодцы. Конец альтернативного мнения.
Странно, что в статье ничего не сказали про «Мегаполис», хотя показали фотку. А про пятый троллейбус не сказали даже названия.
По мне, так морду бы от «Мегаполиса», а бока и крышу — от ЛАЗа.
Приятно наблюдать, когда механизм открытого конкурса действительно работает ровно так, как задумано. Добавлю также, что в отличие от Петербурга, в Москве конкурсы можно наблюдать лишь номинально.
Ничего подобного! В СПб конкурс выигрывает тот кто предложит побольше пачку тем кто проводит конкурс. Мнение о том что будет закупаться никто не спрашивает! В прошлом году покупали ВМЗ от которых все плевались, и пассажиры, и кондуктора, и водители, а про ремонтников вообще молчу. Этот очередной выкидыш отечественного троллейбусостроения может месяцами простаивать в парке из-за какой-нибудь неисправности, которая была заложена в машине ещё с завода-изготовителя. А вы говорите о каком-то честном конкурсе в СПБ, всё вокруг куплено... Я присутствовал на этих показушках и единственный достойный троллейбус - БКМ, который удобен всем, всё остальное уже не катит, хотя бы потому что возвращалось в парк на тягаче. В БКМе при низкопольности самое большее число сидячих мест и нет никаких ящиков сзади салона. Белорусский производитель хоть как-то следит за качеством своей продукции. И просто приятно посмотреть на такую технику.
> Есть альтернативное мнение, но публике оно не понравится:
> завышенные до неприличия цены по предстоящему контракту
> надо как-то оправдать заранее. Вот и оправдывают, работают
> со СМИ, обрабатывают население.
Озвучивались цифры - 630 миллионов рублей. На эту сумму они расчитывают приобрасти сто штук. Посчитали сколько один стоит? :-) В принципе, при таких темпах инфляции в эту цифру можно поверить. В любом случае, Москва покупает троллейбусы по гораздо завышенным ценам.
> Ничего подобного! В СПб конкурс выигрывает тот кто предложит
> побольше пачку тем кто проводит конкурс.
Ну в СПб хотя бы нет такого похабства, как в Москве, где все махинации проводят в открытую и вякнуть никто и не смеет: ни из поставщиков, ни из вышестоящих чинов, ни из прокуратуры. Потому что все в доле.
> Мнение о том что
> будет закупаться никто не спрашивает! В прошлом году покупали
> ВМЗ от которых все плевались, и пассажиры, и кондуктора, и водители,
> а про ремонтников вообще молчу.
Смутно вспоминаю тот конкурс, но помню, что главным критерием оценки заявок тогда была цена. Газета "Мой район" вот сегодня пишет (ссылка уже была выше), что тогда на приобретение троллейбусов выделили 430 млн.руб. Насколько я помню, за эти деньги вам предложили 57 МАЗ-103Т, или что-то ещё, или 59 ВМЗ. Естественно по главному критерию выиграл ВМЗ. Всё честно, никакого подвоха не вижу.
> Я присутствовал на этих показушках
Коли присутствовали, просвятите, в каком именно троллейбусном парке проходило мероприятие? А то "в троллейбусном парке Санкт-Петербурга" в первом предложении статьи очень режет слух. :-) Надо бы поправить.
> и единственный достойный троллейбус - БКМ, который удобен всем,
Если заметили, то городское начальство Ваше мнение потихоньку начинает разделять, поэтому я уже не сомневаюсь в том, что хотя бы по одному из лотов будет поставляться АКСМ-321.
> В БКМе при низкопольности самое большее число сидячих мест
> и нет никаких ящиков сзади салона. Белорусский производитель
> хоть как-то следит за качеством своей продукции.
> И просто приятно посмотреть на такую технику.
Не могу не согласиться. Может быть внешне он приходится по вкусу не всем, но его внутренние качества, вплоть до мелочей, с лихвой это перекрывают.
> Потому что все в доле.
У нас то же поголовно все! У вас хоть маршруты троллейбусов не снимают и сеть не демонтируют, а у нас маршрутчики платят кому надо и маршрут снимают вместе с к/с.
> Коли присутствовали, просвятите, в каком именно троллейбусном парке проходило мероприятие?
Нет проблем. Действо проходило в 3 троллейбусном парке, где я собственно и "имею счастье" работать в свободное от учёбы в универе время.
> Если заметили, то городское начальство Ваше мнение потихоньку начинает разделять, поэтому я уже > не сомневаюсь в том, что хотя бы по одному из лотов будет поставляться АКСМ-321.
Эх, Осеевский из всего представленного зоопарка выбрал именно БКМ, коим и порулил пару метров, а потом посидел в салоне. Может это то же сыграет свою роль в выборе правильного поставщика троллейбусной техники.