В начале января в Москве открыли две новые станции метро — «Строгино» и «Кунцевская-2». Но, строго говоря, ни одна, ни другая не готовы к эксплуатации. Не работают лифты для инвалидов, о которых с гордостью говорили чиновники и московские депутаты. А на «Кунцевской» пока нет даже обычных лестничных перил.
Спуск в метро. Пандусы много где есть, но нет вторых поручней, без которых вверх подняться на коляске невозможно. Существуют и лифты для инвалидов — на четырёх станциях Бутовской линии и на шести платформах монорельса. Итого десять штук на мегаполис, в котором проживают 26 тысяч «колясочников» и «опорников».
Лифт на новой станции «Строгино» не работает — нет разрешения на эксплуатацию. На «Кунцевской» есть табличка «Лифт для инвалидов», но сам лифт смонтируют только в феврале. Хотя на всех проектируемых сегодня станциях — «Митино», «Волоколамская», «Мякининская», вестибюль «Сретенского бульвара» — тоже планируются лифты.
Но даже если установить лифты на всех станциях, легче не станет. Ведь пассажиру нужно пересаживаться на другие линии. Но на пересадках подъёмники не установят никогда — нет технической возможности.
В 1996 году на станции «Алтуфьево» с помпой открыли подъёмник, позволяющий инвалиду преодолеть лестничный пролёт. Такие конструкции должны были появиться на всех станциях и на всех пересадках. Не появились. А экспериментальный образец ни разу не работал.
Вот он:
— По нормам зона движения этого подъёмника должна быть огорожена. Но поставить ограждение мы не можем. Ведь в таком случае будет сужено пространство для безопасного прохода пассажиров, — объясняет руководитель пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Головин.
— Это был экспериментальный образец. Аналогичные конструкции устанавливаться в метро не будут. Не будут строиться и лифты на станциях глубокого заложения. Технически это невозможно. Все эти станции строились давно, там просто нет места для установки подобных механизмов. Но это вовсе не значит, что инвалид-колясочник не может пользоваться метро. Сотрудники метрополитена всегда окажут ему помощь. Можно попросить помощи у других пассажиров или у сотрудников ГУВД.
А вот в Нью-Йорке инвалидам доступно 75 станций из 468, на которых есть эскалаторы и лифты для инвалидов. Правда, иногда одъемники не работают — сломаны.
Войти на платформу такой станции и выйти с неё инвалид может не через турникет, а через широкую дверь, прикладывая льготный проездной к валидатору. Билет покупается в низкорасположенных автоматах со шрифтом Брайля (для слабовидящих).
Самое удобное для посадки в поезд место на платформе — свободное от колонн и от основного пассажиропотока — ярко раскрашено. Колясочникам помогают кондукторы, которые ездят в серединных вагонах. А также добровольцы, которые получают за это бесплатные билеты.
Я был в Нью-Йоркском метро. Никаких ярко раскрашенных мест я не видел (они, наверное, есть, но не на всех станциях!). Кондукторов не видел. Добровольцев тоже. Наверняка, они есть, но не везде и не всегда.
Лифты есть только на некоторых станциях мелкого заложения, в т.ч. в центре. У нас геология другая, мелкое заложение особо не построишь в центре.
Двери для инвалидов тоже не везде.
Зато лифтами также могут пользоваться мамы с колясками. И там действительно везде шрифт Брайля, я думаю, слабовидящим очень приятно.
Я тут выяснил, что, оказывается на монорельсе работают лифты. Сам видел на Милашенкова и Эйзенштейна, причём на Эйзенштейна дежурная говорит, что у них есть постоянные пассажиры, которые ими пользуются.
Только сделано это весьма своеобразно. Поскольку вход в лифт на 1 этаже находится на улице, вне пассажирской зоны, а выход на платформе, внутри пассажирской зоны, то воспользоваться лифтом всем пассажирам не получится.
У входной двери на улице есть кнопка вызова дежурного, который спускается, отпирает дверь, впускает человека, запирает дверь и поднимается с ним на платформу. Спуск происходит аналогично: только в сопровождении сотрудника станции.
Да...жалко конечно инвалидов...Допустим, что инвалид живёт в Бутово...Он сядет на лёгком метро легко, но куда же он может добраться без огромных проблем? Может добраться до Алтуфьево, может добраться до ВДНХ, но везде ему должны помочь на переходе на СТЛ. А во втором случае ещё до монорельса добраться надо...Он должен как-то выйти на Тимирязевской и добраться до монорельса...
VanHelsing.16, по поводу обслуживания инвалидов в общественном транспорте Нью-Йорка можно подробно прочитать на соответствующей странице сайта МТА.
На схеме подземки все станции, на которых возможен вход инвалидов-колясочников, обозначены соответствующими значками.
Каждый автобус (а у них низкопольников мало, используется разный и не самый новый ПС) оборудован даже не аппарелью, а специальным лифтом. Водитель покидает место у руля и идет управлять погрузкой коляски с пульта возле второй двери. Он же пристегивает коляску специальными ремнями и спрашивает, до какой остановки едет пассажир-инвалид. А все остальные пассажиры этого обычного автобуса терпеливо ждут.