«Спектр» снова едет в Москву. Екатеринбургский завод «Уралтрансмаш» уже пробовал покорить Москву три года назад, однако сделать это удалось ему лишь недавно — три вагона модели 71-405 скоро выйдут на линию в Москве.
Вообще-то «СПЕКТР» — это аббревиатура. Расшифровывается как Совместное Производство Екатеринбургских Трамваев. Идея такого совместного производства возникла в начале девяностых, когда в страну перестали поступать чешские «Татры». Исторически сложилось, что трамвайные системы многих городов привыкли к надёжности чешских вагонов и переходить к закупкам отечественной продукции, уступавшей импортной по абсолютному большинству критериев, казалось для них невозможным. Планировалось, что «СПЕКТР» будет собирать вагоны, аналогичные одной из последних моделей «Татры» — T6B5, которая успела до развала Союза поступить во многие хозяйства и хорошо себя зарекомендовала.
Tatra T6B5
К «СПЕКТРу» тем временем присоедияется екатеринбургский завод «Уралтрансмаш», на базе которого и решено собирать трамваи. А ведь объёмы производства намечались немаленькие — 400 вагонов в год — парк многих хозяйств требовал обновления. Но... Хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах...
Но, неудача. По итогам испытаний, от дальнейшей доводки вагона было решено отказаться и использовать единственный экземпляр в качестве склада... В 1999 году появится 71-402 (внешне практически не отличающийся от 401, зато преобразившийся внутренне), который окажется более удачным. Всего за 4 года было выпущено 55 вагонов. 20 из них работают в Екатеринбурге, остальные понемногу в Самаре, Нижнем Тагиле и других городах.
Поняв, что поставленную цель совместного производства уже не выполнить никогда, предприятия начали покидать «СПЕКТР» и «Уралтрансмаш» остался со своими трамваями один на один. Но закрывать их производство, не смотря на очень малые объёмы, не стал. В 2003 году завод представляет публике новую модель — 71-403. Второй опытный экземпляр предлагают взять Москве на испытания и в феврале 2004-го он прибывает в Москву. Вагон доставили в Строгинское депо и вскоре он вышел с пассажирами по 21-му маршруту.
Поставлять вагоны (да и не только вагоны) в Москву — заветная мечта любого производителя, но здесь ей не суждено было сбыться. Битва была проиграна вагонам ЛМ-99АЭ, которые решили закупить в количестве 46 штук. А Спектр, пригорюнившись, ожидает возвращения обратно на завод.
Теперь этот вагон работает в Екатеринбурге. С начала производства в 2003 году было выпущено 14 вагонов этой модели. Обитают они в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и других городах.
Но Россия была бы не Россией, если бы в конце 2006 года на съезде «Единой России» в Екатеринбурге, Ю. Лужков, посещая «Уралтрансмаш», не похвалил бы уральский трамвайчик и не пригласил бы завод к участию в конкурсе. Только вот конкурс на поставку 197 вагонов почему-то выиграла модель 71-619А. Тогда, чтобы не испытывать неудобства за слово Хозяина, пришлось организовать ещё один конкурс, специально под «Спектр». Правда, уже в количестве трёх штук. И вот, в октябре 2007 года первый из трёх вагонов выходит на линию.
Серый трамвай в сером городе.
Как можно заметить, этот «Спектр» отличается от предыдущего. Завод к тому моменту уже представил обновлённую модель — 71-405, отличающуюся от предыдущей более прогрессивной конструкцией кузова со вклеенными стёклами и супер-пупер электрооборудованием, которое правда так до конца и не научилось работать. Поэтому Мосгортранс заказал себе практически тот же 71-403 (от которого в своё время и отказались), но в кузове 405 (для буквоедов, 71-405.08).
Сидений в салоне тоже заказали поменьше. Чай не царей возим.
В конце 2007 года в Москву прибыл второй из трёх «Спектров», красно-серой раскраски. Третий экземпляр будет таким же. Скоро они уже выйдут на линию. Так что, ловите!
Copyrights:
Статьи сайта Трамвайные вагоны про 71-401, 71-403 и 71-405.
Фотографии: Владислав Прудников (плёночные), Олег Бодня и Пал Андреич.
А у них в схеме окраски, я смотрю серый цвет главный, к нему можно синий прибавить, можно красный. Интересно когда наконец поймут что серый цвет в нашем климате это, мягко говоря, не оптимистично!
А вагон поражает своей колдовостью, ну не 21 это век. Хотя конечно он может быть, тогда зачем разговоры о скоростном трамвае, низкопольности и т.д. и т.п.
Если всё будет как и с первым (его подготовили за 2 недели), то уже в течение января два оставшихся вагона могут выйти. А 3200 ходит по рабочим дням в утреннюю смену.