Метки: pesa; депо; трамвай

Как обслуживают трамвайные вагоны PESA Fokstrot

Продолжаем цикл постов о Краснопресненском депо. Первый репортаж был обзорным, а сегодняшний целиком посвящён трамваям «Песа».

(эти же снимки, только крупнее)

1. История появления этих вагонов в Москве заслуживает отдельного рассказа. Дело было так: в конце 2012 года московские власти неожиданно для всех объявили конкурс на поставку 120 современных многосекционных полностью низкопольных трамваев, о которых до этого приходилось лишь мечтать. Особенностью конкурса стал тот факт, что ни у одного из участников не было нужного трамвая не то что в железе, а даже в виде проекта. При этом поставки первых 70 вагонов планировались менее чем через два года — уже в 2014.


2. Победил тогда Уралвагонзавод совместно с Bombardier (злые языки толкуют, что не обошлось без покровительства на самом верху), а транспортное сообщество запаслось попкорном и стало ждать, что произойдёт дальше. Произошло следующее: «Бомбардье» поняли, что не успевают создать новую для себя конструкцию с крайними поворотными тележками под широкую колею, и сбежали.


3. УВЗ пришлось срочно искать другого партнёра — им на безрыбье оказалась польская PESA. К этому моменту (июнь 2013 года) времени на организацию совместного производства не осталось совсем, поэтому поставки было решено производить по следующей схеме: «Песа» сама сделала на основе семейства Twist специально адаптированную под московское техзадание модель Fokstrot, УВЗ покупает готовые вагоны за валюту, перегоняет в Россию, вешает свой шильдик, и наконец отдаёт Москве за рубли (за каждый вагон расчёт по факту).


4. План был не самый дурной, потому что в итоге после реализации контракта Уралвагонзавод на образовавшуюся сдачу мог вложиться уже в строительство полноценного трамвайного завода, московские власти продолжили бы закупки, а обычные москвичи получили бы очень много хороших трамваев. В общем, у сказки должен был случиться хэппи-энд, а у итоге произошло ровно наоборот: Крым стал наш, цены на нефть рухнули, рубль обесценился вдвое, и вместо планируемой прибыли УВЗ вместе с передачей первых 60 вагонов залез в огромный минус, после чего поставки полностью прекратил.


5. Контракт сейчас находится в подвешенном состоянии. УВЗ молчит как рыба об лёд (видимо, надеются получить федеральную субсидию на продолжение поставок, чтобы выйти из этой истории хотя бы в ноль). Директор PESA говорил, что у него на отгрузке два с лишним десятка вагонов, и он готов отдать их хоть прямо завтра — ты только деньги неси. Потом изобразили хитрый финт ушами: перекрасили один трамвай под вышиванку и отвезли на презентацию в Киев с целью убедить всех (и в первую очередь себя), что сделанные вагоны в итоге продадут хоть куда-то, вместо того, чтобы оставлять их гнить под открытым небом на заводе (они ещё и место занимают, между прочим). Поляки грозились даже взять на своё имя кредит для Киева! Но пока не взяли (либо не дают, либо сами сомневаются).


6. А мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил, что в случае окончательного срыва контракта будет объявлен новый конкурс — на этот раз уже с обязательной высокой локализацией, чтобы избежать повторения банкета. И нынче ситуация на рынке принципиально изменилась: возник новый игрок ПК «Транспортные системы», который уже серийно делает трамваи «Витязь» в нужной компоновке; Усть-Катавский завод (от которого ТС и отпочковались) смог наконец создать свой прототип трёхсекционного низкопольника 71-633; Alstom-Трансмашхолдинг предлагает Citadis 301 CIS; ну а Уралвагонзавод недавно показал картинки новой версии проекта R1 с поворотными тележками. Так что битва за Москву только предстоит, и будет весьма жаркой.


7. Возвращаемся в Строгинское трамвайное депо, где живут наши «пёсики» (как их ласково прозвали пассажиры). Отзывы об этих вагонах самые положительные и у горожан, и у вагоновожатых, и у ремонтных рабочих.


8. Это первые в Москве трамваи, оборудованные кондиционированием салона.


9. Необычное освещение задних сидений — «звёздное небо» как в дорогих авто представительского класса.


10. Турникетов здесь нет, только валидаторы. И честно скажу, что ощущается их явный недостаток ближе к середине.


11. Впервые в московской практике вход и выход осуществляется только по нажатию кнопки на двери. В метро такое тоже хотели сделать: на первых вагонах 81-760 кнопки тоже есть, их планировалось использовать в поздние часы при малом пассажиропотоке, однако прежний начальник Иван Беседин тогда по глупости решил от них отказаться, заявив, что пассажиры не смогут к ним привыкнуть.


12. И вот вам наглядный пример того, что он дурак был совершенно неправ: система прекрасно работает. Пассажиры сразу же научились и кнопками пользоваться, и прикладывать билет к любому удобному валидатору в салоне.


13. Сначала новые трамваи ходили только по 6 маршруту (метро «Сокол» — Братцево), теперь же их можно встретить почти по всей строгинской сети. Кроме того, сейчас активно строятся посадочные платформы, которые дополнительно облегчают вход в вагон. Бабушки-дедушки и молодые родители в восторге.


14. Проход широкий, кресла вполне удобные. Напротив дверей — просторные площадки для колясок.


15. Полупантограф в сложенном состоянии...


16. ...и в поднятом.


17


18


19. Средняя тележка.


20. Крайняя поворотная тележка.


21. Задняя часть вагона выглядит практически так же, как передняя — подобная унификация предполагает, что вагон может быть сделан и в двухстороннем варианте.


22. Вид из канавы, без него хороший репортаж не получится.


23. А это — агрегат для заправки трамвая песком. Если вы не знали, то трамваям — как и любому рельсовому транспорту — бывает тяжело трогаться на уклоне в сложных погодных условиях и особенно осенью, когда опавшие листья превращаются в маслянистую кашу на рельсах. Тут как раз и приходит на помощь песок, ёмкость с которым есть в каждом без исключения пассажирском вагоне.


24. Переходим от осмотра к ремонту. Одним словом (почти по Карамзину) можно охарактеризовать ситуацию с «Песами» так: бьют. Из-за низкой культуры участников дорожного движения общественный транспорт в Москве попадает в ДТП не часто, а очень часто. Только вот импортные трамваи хрупкие, обычной вправкой стального листа кувалдой здесь не обойтись.

Кстати, на этой фотографии под вагоном можно увидеть тот самый встроенный в пол домкрат, который я упоминал в первой части. Он может поднять всю «Песу» целиком.


25. От столкновения в первую очередь страдает фартук (нижняя часть маски), затем фары. При серьёзном ударе — под замену идёт вся лобовая часть вместе с вклеенным лобовым стеклом.


26. Как мне рассказали, после первой аварии вагон чинили официально через Уралвагонзавод. Ремонт обошёлся более чем в восемьсот тысяч рублей! После этого стало понятно, что при таких расходах трамваи станут для депо в эксплуатации просто бриллиантовыми с золотом, и теперь их ремонтируют своими силами.


27. Запчасти заказывают напрямую у изготовителей, красят здесь же в современной камере.


28. Например, оптика немецкой компании Hella — в этом случае даже разработавшие трамвай поляки не нужны.


29. Так это выглядит после ДТП.


30. Что скрывается за потолочным кожухом: воздуховод кондиционера и электрика.


31. Здесь обошлось одной блок-фарой...


32. ...а здесь всё куда серьёзнее.


33. Это вагон №3514.


34. У него разбита вся задняя часть в районе двери.


35. Такой ремонт депо само не осилит, сейчас ищут стороннего подрядчика.


36. После этих фотографий может показаться, что чуть ли не каждая третья «Песа» стоит битая в ремонтном цехе. На самом деле это совсем не так: к моменту публикации репортажа отстранёнными от эксплуатации остаются лишь два вагона — упомянутый №3514 и №3559 на 24-25 фото.


37. Остальные же без каких-либо проблем выходят каждый день на линию и радуют пассажиров.


38


39. Заглянем на мойку?


40. Здесь как раз чистят салон «пёсика».


41. Влажная уборка пола в тот день проводилась традиционным способом, а сейчас это делают уже при помощи свежекупленной машины Karcher.


42


43


44


45. Современному депо — современный трамвай.


46. Прошу зажечь на вагоне головные фары. Две внутренние — ближний свет, внешние — дальний.


47. «Реснички» — светодиодные огни дневного света. Сначала вагоновожатые не мудрствуюя лукаво использовали их круглые сутки, но оказалось, что они настолько яркие (логично, дневные же), что вечером и ночью слепят пассажиров. Теперь по вечерам включают ближний свет, а дальний особо и не нужен — у нас город хорошо освещается.


48. Вид на отдыхающие вагоны с того самого пригорка.


49. Красиво.


50


51


52


53. И несколько ночных кадров в завершение.


54. Полнолуние, однако.


55


56. Спят усталые...


57. На этом закругляюсь. Ждите заключительный пост про служебные и необычные трамваи!
67
Написал quantum 2015.10.28 10:05:08
Рейтинг:
Ездил буквально пару раз - по 27 и 6-му маршрутам. 27-й - нормально. По 6-му на Героев Панфиловцев была болтанка - среднюю секцию мотало очень сильно. Соответственно в горизонтальной плоскости ощутимо мотало и головную с хвостовой секции.
В остальном же поляки сделали действительно отличный вагон.
3
Написал I.N. 2015.10.28 15:51:14

А кто программирует им маршрутные указатели? Следующие в депо трамваи идут под своим обычным номером с суффиксом "д", и на каждой остановке вагоновожатые высовываются в салон и кричат "по пятнадцатому!" или "по тридцатому!".

Что же мешает просто ставить 15-й или 30-й маршрут на маршрутном указателе?

К не-песам это относится в меньшей степени, так как там на окно ставится табличка "следует в депо по маршруту 15". Конечно, "27, следует в депо по маршруту 15" - это запутаннее, чем просто "15", но это гораздо понятнее, чем "27д".
3
Написал Serge Ts 2015.10.28 16:46:34

Насколько я помню, сначала этот конкурс как-раз "Альстом" выиграл. Но "УралВагонЗавод" напряг админресурс, конкурс отменили, переиграли, и присудили победу "УралВагонЗаводу".
2
Написал Figura 2015.10.28 19:05:43

"Турникетов здесь нет, только валидаторы. И честно скажу, что ощущается их явный недостаток ближе к середине."

Не проблема, одно сообщение в "Наш Город" и сразу исправят (правда на только на том трамвая где ехал) Тут хоть аварийные молоточки присутствуют. Я в наземном транспорте (автобусы во основном)их никогда не вижу. Принципиально что ли снимают, боятся что украдут?
3
Написал Grizli-666 2015.10.28 19:43:45

3D МИХАЛКОВО - СТОП!
3
Написал jihor 2015.10.28 21:49:39

"Ремонт обошёлся более чем в восемьсот тысяч рублей! После этого стало понятно, что при таких расходах трамваи станут для депо в эксплуатации просто бриллиантовыми с золотом, и теперь их ремонтируют своими силами."
Это далеко не предел,сейчас выставили тендер на восстановление вышеупомянутого вагона №3514,сумма контракта 4,5 млн.рублей.
3
Написал Vladimir37 2015.10.28 22:59:57

Vladimir37, там речь всего лишь про восстановление маски шла, а 3514 разбили капитально.
3
Написал quantum 2015.10.29 00:19:27

Прелестно! Весьма приятные вагончики! Жаль только в задней части только 2 сиденья в хвосте, хотя визуально там и три бы влезло.

"Ремонт обошёлся более чем в восемьсот тысяч рублей! После этого стало понятно, что при таких расходах трамваи станут для депо в эксплуатации просто бриллиантовыми с золотом, и теперь их ремонтируют своими силами."

А кто был виновен в аварии, после которой так морду разворотило? Наверняка не водитель трамвая. Почему бы в этом случае не востребовать стоимость ремонта с виновника аварии?
5
Написал Водитель паровоза 2015.10.29 04:36:57

Водитель паровоза, у виновника сразу же найдётся справка, что он безработная многодетная мать и полностью погасить сумму ущерба сможет приблизительно никогда.

К слову, 3559 стукнул вожатый как раз, но насколько я в курсе это пока один такой случай.
6
Написал quantum 2015.10.29 12:00:48

"Победил тогда Уралвагонзавод совместно с Bombardier (злые языки толкуют, что не обошлось без покровительства на самом верху)..."
"(видимо, надеются получить федеральную субсидию на продолжение поставок, чтобы выйти из этой истории хотя бы в ноль)"

По информации ОБС в коридорах власти, таки субсидию они получили и радостно проебали. И по той же информации, есть шанс, что они вновь вылезут на конкурс...
7
Написал Андрей Лазарев 2015.10.29 12:02:16

5
Написал quantum 2015.10.29 12:02:47

quantum, саме так)))
3
Написал Андрей Лазарев 2015.10.29 12:13:31

Grizli-666,
> Не проблема, одно сообщение в "Наш Город" и сразу исправят

Автор, видимо, про то, что в центре салона нет дверей, и до ближайшего другого валидатора идти от двери через весь трамвай до следующей двери. Так-то во всех Песах валидаторы, как положено, у всех дверей, "Наш Город" не подкопается. Но чтобы окончательно победить очереди, хочется ещё больше :)
0
Написал Serge Ts 2015.10.29 13:06:15

>на первых вагонах 81-760 кнопки тоже есть, их планировалось использовать в поздние часы при малом пассажиропотоке, однако прежний начальник Иван Беседин тогда по глупости решил от них отказаться

Совершенно правильно от них отказались, для какой- нибудь Самары это ещё было бы актуально, в московском метро они нафиг не нужны, от слова "совсем".
–5
Написал Mr.Den 2015.10.30 00:24:12

Mr.Den, ага, часов так в 23 на Филёвской линии зимой ну совсееем не нужны
5
Написал qwerty 2015.10.30 01:36:02

Mr.Den, чтобы убедиться в обратном, надо просто поздним вечером в будни и ранним утром в выходные поездить.
1
Написал quantum 2015.10.30 09:36:07

УВЗ пришлось срочно искать другого партнёра — им на безрыбье оказалась польская PESA. К этому моменту (июнь 2013 года) времени на организацию совместного производства не осталось совсем

Не думаю, что УВЗ вообще хотел что-то делать у себя. Там ещё и правительство Москвы помогло, убрав пункт о локализации из контракта. Видимо УВЗ захотели сделать кучу денег не делая ничего, поэтому Bombardier от них и ушёл, а сказки про не успевание создания телег под колею 1520 они пускай рассказывают кому-нибудь ещё, поскольку PESA во вполне себе сжатые сроки создали такую тележку.

Поляки грозились даже взять на своё имя кредит для Киева! Но пока не взяли (либо не дают, либо сами сомневаются).

Не удивляйтесь, но поляки тоже самое и для УВЗ хотели сделать, но, почему то, не сделали.

Пассажиры сразу же научились прикладывать билет к любому удобному валидатору в салоне.

Насколько известно не научились. Выручка с маршрутов упала, где турникетов нет. Это уже обсуждалось. Поэтому турникеты не отменят.

http://tass.ru/moskva/2353538

Так что молодцы, что ещё сказать?
4
Написал ista011 2015.10.30 19:36:36

Турникеты-полный идиотизм,снять, а на деньги от их обслуживания увеличить штат контроллеров.Собянин не выполнил обещание 2012 года.
–2
Написал Vladimir37 2015.10.31 01:32:01

quantum, и смысл городить огород ради 2-3 часов в день?
–1
Написал Mr.Den 2015.10.31 16:03:46

Пишите письма: metronews@mail.ru