Интервью главы администрации Челябинска Евгения Тефтелева
Новые власти Челябинска обещают развивать городской трамвай, троллейбусам же по-прежнему отводится вспомогательная роль.
3 февраля глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев провел выездное совещание по вопросам развития городского электротранспорта. Это одна из болевых точек инфраструктуры столицы региона, предприятием «Челябгорэлектротранспорт» (ЧелябГЭТ) за последние годы накоплен внушительный долг в полмиллиарда рублей, что ставит под сомнение эффективность работы челябинских трамвайщиков и троллейбусников.
Предваряя разговор с руководством предприятия, Евгений Тефтелев прошелся по цехам трамвайного депо №1. Директор ЧелябГЭТ Александр Портье показал градоначальнику помещение для ремонта вагонов, где, по его словам, из трамваев с четвертьвековым сроком службы местные умельцы создают практически новые машины, напичканные энергосберегающим оборудованием.
— Если вышедший с завода трамвай стоит от 18 до 20 миллионов рублей, то мы делаем капиталку всего за четыре миллиона. И получаем вагон ничем не хуже нового, — доказывал господин Портье преимущества модернизации по-челябински.
В течение 2015 года, как выяснилось, инженеры и слесаря ЧелябГЭТ собираются вдохнуть вторую жизнь в десяток трамваев-ветеранов. Не так уж и много, учитывая тот факт, что средний возраст подвижного состава предприятия — 26,5 года, а трамваев в Челябинске — 314 штук. На покупку новых вагонов рассчитывать не приходится, Евгений Тефтелев чётко дал понять, что в текущем году даст разрешение на приобретение в лизинг лишь одного трамвая, новинки Усть-Катавского вагоностроительного завода. Да и то лишь потому, что эта эффектная оранжевая электромашина в испытательных целях с сентября прошлого года уже колесит по челябинским улицам.
— Я от вас жду предложений по оптимизации своей деятельности, по минимизации расходов и развитию предприятия за счет внутренних резервов, — услышал директор ЧелябГЭТ от сити-менеджера. Однако Евгений Тефтелев тут же добавил, что городские власти не намерены оставлять предприятие один на один со стихией рынка. В частности, помогут избавиться от груза накопившихся долгов. Оптимизма Александру Портье должны были добавить и следующие сентенции главы администрации:
— Все мы понимаем, что без трамвая Челябинску не жить... Увиденным в ЧелябГЭТ я в целом доволен. Да, техника в депо не новая, но зато здесь чистенько.
Любопытно, что в феврале 2015-го Евгений Тефтелев почти дословно повторил мысль, высказанную губернатором Борисом Дубровским ещё в апреле прошлого года на совещании с главами городов и районов:
— Я так рос: носки у меня были штопаные, но чистенькие. И я не стеснялся этого.
Так что тренд, что называется, просматривается.
В ходе встречи, разумеется, был задан вопрос и о будущем челябинских троллейбусов. При бывшем сити-менеджере Сергее Давыдове их выгнали из депо и заставили гнить на тупиковых «кольцах» прямо под открытым небом. Власть помялась, но перспективы данного вида электротранспорта в Челябинске по-прежнему остаются туманными. Александр Портье объяснил, что в депо машины не вернутся (им попросту уже некуда возвращаться), а продлить жизнь «рогатых» попробуют с помощью временных ангаров, которые построят на конечных остановках. Евгений Тефтелев в свою очередь уточнил, что троллейбусы будут использоваться лишь там, где нет возможности для прокладки трамвайных маршрутов и там, где они «не пересекаются с автобусами».
Подводя итоги встречи с руководством ЧелябГЭТ (значительная её часть прошла за закрытыми дверями), глава администрации Челябинска резюмировал:
— Предприятие работающее, ему надо помогать. Сейчас мы смотрим, за счёт чего мы можем это сделать. В январе для «расшивки» неплатежей город уже выделил ЧелябГЭТу более ста миллионов рублей, мы также изыскиваем средства, необходимые для текущей деятельности. Время у нас сейчас такое, когда надо считать деньги, так что парк трамваев будем обновлять за счёт внутренних резервов предприятия, то есть за счёт ремонта старых вагонов.