Метки: жд; музей; ужд

Белая магистраль Нижегородского края

В посёлке Бебяево, что под Арзамасом, работает уникальный Музей горного дела, геологии и спелеологии. Его экспозиция расположена в старых выработках действующей гипсовой штольни. Очень интересный сам по себе, для любителя транспорта он привлекателен ещё и обслуживающей штольню весьма живописной узкоколейной железной дорогой с интенсивным движением.




Гипс Бебяевского месторождения добывают, как минимум, с XVIII века. Тогда этим занимались здешние крестьяне посредством небольших кустарных шахт. В 1933 году началось промышленное освоение месторождения, а неподалёку от него, у ж/д станции Пешелань, возвели гипсовый завод. Но механизации добычи и транспортировки сырья в то время практически не было. К 1946 году, в связи с большой потребностью в высококачественном медицинском гипсе во время Войны, шахту реконструировали.

Тогда же между ней и заводом протянулась полноценная узкоколейная железная дорога с локомотивной тягой. Состояние шахты ещё в «застойные» годы дошло до весьма плачевного, но лишь в 1996 г. подземные выработки вновь подвергли модернизации, заменив вертикальный ствол наклонной штольней. Сейчас штольня, завод и узкоколейка подведомственны ООО «Декор-1».

Пешеланский завод производит строительный и формовочный гипс, гипсовые блоки, плиты из композиционных материалов и другую продукцию на основе гипса. В 2006 году в выработках открылся Музей горного дела, геологии и спелеологии, впоследствии появился ещё и зоопарк. В общем, есть на что посмотреть.




Проходящий через Пешелань пригородный поезд «Арзамас-Ужовка» в последнее время представляет собой одинокий вагон под «чмухой», который то отменяют, то назначают вновь. Когда нас занесло в гипсовые края, он в очередной раз был не в ходу, посему добираться от Арзамаса пришлось автобусом.




До Бебяева нас дотряс раритетный «скотовоз» ЛиАЗ-677М, коих в арзамасском автопарке до сих пор предостаточно.




Гипсовый завод расположен вплотную к железнодорожной станции и соединён с ней активно используемым коротким подъездным путём. В маневровой работе используются лёгкие тепловозы ТГМ23 и ТГМ40.




А первый «тузик» встречает нас даже немного раньше, чем сама УЖД. «Экспонат» ТУ6А-2574 с парой вагонеток стоит прямо перед заводской оградой. Видимо, когда посетителей музея водят на производство, им что-то рассказывают на его наглядном примере, но в нашем случае эту часть экскурсии опустили.




Ещё один памятник укоренился у поворота на Бебяево, но он относит нас ко временам более дремучим.




Между тем, отворяются автоматические ворота завода и через автотрассу Р-158 «Нижний Новгород — Саратов», непрерывно гудя, переползает «обезличенный» ТУ8 с цепью пустых вагонеток. Помимо энергичного звукового сопровождения, во время пересечения шоссе, машинист включает установленную на крыше тепловоза мигалку.




Колея Белой магистрали составляет стандартные для отечественных узкоколеек 750 мм. Длина её открытой части от ворот ПГЗ до зева штольни — 3,5 км.




Начинается она вышеупомянутым переездом, и первые полтора километра проходит по сельской местности, разграничивая деревни Бебяево и Новосёлки.




На всём протяжении пути по бокам от него тянутся валы рассыпанного гипса. Можно подумать, что сходы здесь очень частое явление, особенно с учётом посредственного (по общегуманистическим меркам, для УЖД-то оно хорошее) состояния путей...




...и использования для перевозки гипса обычных шахтных вагонеток на маленьких колёсиках. Но больших куч гипса нигде не видно, да и вряд ли на столь интенсивно используемой железной дороге допустили бы регулярные аварии. Скорее всего, крупные куски гипса высыпаются через борта вагонеток и раскалываются, ударившись о землю.




Ближе к северной околице Бебяева имеет место ещё один переезд. На сей раз с типично поселковой дорогой...




...по которой ездит типично поселковый транспорт.




С окончанием населённых мест пути выходят в сильно изрезанную долину реки Тёши, где выписывают весьма крутые загогулины среди холмиков и канав.




Да и сами пути порой обладают своеобразным рельефом.






А вдалеке уже виден горный склон — тот самый, в коем чуть западнее пробита штольня.




Полный гипсом состав преодолевает мост через Тёшу.




А вот и сам мост!




Зрелище, конечно, живописное.




Металлические конструкции сбоку, видимо, предназначены для раскалывания льда.




Вскоре после первого моста — ещё один, на сей раз, через какой-то ручей.




После него путь, почти уткнувшись в склон, круто забирает вдоль него к западу.




Отнюдь не прямая «финишная прямая» практически под отвесной стеной.




У въезда на территорию шахты уложен разворотный треугольник.




Один угол треугольника смотрит в сторону завода, откуда пришли мы. Другой ведёт в ворота к штольне.






А третий представляет собой тупик с оригинальной тупиковой призмой.






Когда с завода прибывает порожний состав, он разворачивается по треугольнику и подаётся к штольне вагонетками вперёд. На обратном пути манёвр не требуется.




Порталу штольни предшествует разъезд. На один путь подаются пустые вагонетки с завода, на другой — заполненные из-под земли.






Путь вниз немного напоминает эскалаторный наклон метрополитена. Правда, вместо эскалаторов — колея для вагонеток и наглухо отгороженный от неё узкий проход для человеков.




Вагонетки тягаются вверх-вниз при помощи тросовой лебёдки штуки по четыре. Вертикальная шахта после прокладки штольни сохранилась и используется, кажется, для вентиляции и как эвакуационный выход. Замена вертикальной шахты на наклонный ход позволила увеличить производительность вдвое. И это наверняка не предел.




Отдельные пути для загруженных и порожних вагонов позволяют формировать достаточно длинные поезда, не дожидаясь прибытия тепловоза. А ходит он весьма резво: за час, что мы шли по линии, он забрал пустые вагонетки с завода, вернулся с гружёным составом и ещё раз доехал с порожней тарой до штольни. На преодоление наземного участка линии у поезда уходит минут 10-12, манёвры тоже совершаются быстро. Прибавляет темпов и отсутствие перегруза: по сути, наземный и подземный пути представляют собой непрерывную железную дорогу, где сменяются только локомотивы.




С нижнего конца наклонного хода нас ждёт то же самое, что и с верхнего — разъезд.






По горизонтальным выработкам вагонетки таскают дизелевозы. Как можно догадаться из названия, кушают эти локомотивы соляру, но их выхлопная система оснащена мощными очистными устройствами, поглощающими угарный газ и прочую отраву, а сам дизель заточен на максимальную полноту сгорания топлива.




Поэтому находиться рядом с работающим дизелевозом в узком пространстве шахты не только безопасно, но и в определённой степени комфортно, несмотря на то, что носятся эти устройства, как мухи, а пыхтят — как паровозы.




Горизонтальные штреки проходят в 70 метрах от поверхности — вполне сопоставимо с глубочайшими станциями метро. Правда, перепад высоты на наклонном ходе всё же не настолько велик — ему помогает расположенный сверху склон. Крепи в горизонтальных штреках нет — порода достаточно прочная.






К далеко убурившимся действующим выработкам, где добыча ведётся в том числе и буровзрывным методом, нас конечно не повели. В транспортном же штреке железнодорожная линия преимущественно однопутная, с редкими ответвлениями.






Ручная стрелка и резкий поворот налево...




...к закрытым воротам некоей «Зарядной №1 ЭМС». Возможно это хозяйство осталось со времён использования аккумуляторных локомотивов.




Впрочем, если ворота приоткрыть, нашему взору предстанет очередная улица подземного города, ничуть не заброшенная.




Вблизи музея есть короткий двухколейный участок, чей побочный путь кончается тупиком.




Скорее всего, раньше здесь был разъезд, во всяком случае, за тупиком видны осиротевшие шпалы.




В самом музее, расположенном в исчерпанных гипсовых выработках, мы можем посмотреть, как осуществлялась добыча и вывозка гипса до времён исторического материализма, то бишь кирками, лопатами и гужевыми вагонетками...




...и как это делается сейчас: породопогрузочная машина на гусеничном ходу клешнями хватает куски измельчённого взрывом или бурением гипса и лентой подаёт их в вагонетку. Точь-в-точь уборка слякотных столичных улиц :)




Впрочем, не только добыче гипса посвящена экспозиция музея: здесь представлена палеонтология, антропология, история, минералогия, народные промыслы (скульптура, резьба по камню).








Имеется даже релаксационный зал, облицованный шунгитом, и «комната страха».




Ещё один экспонат показывает возможности нетрадиционного использования шахты: гипсодобытчики подрабатывают выращиванием в выработках грибов — сюрреалистическое творчество г-на Глуховского нашло-таки воплощение в реальности. Пробовали разводить и форель, но не получилось.




Помимо музея горного дела при шахте действует ещё и зоопарк. Нет, не подземный, а самый обычный — с оленями, лисами, верблюдами и слегка пришибленной кошкой.




С живыми зверями соседствуют макеты давно почивших царей природы.




В общем, гипсовое производство создало в этих довольно-таки глухих местах островок благополучия: чистый и благоустроенный посёлок, уникальный (во всяком случае, для нашей страны) музей, внезапный зоопарк. Удивительно неплохое состояние местной промышленной узкоколейки, в то нерадостное время, когда большая часть образчиков этого вида транспорта либо уже исчезла, либо активно вымирает. Кстати, вроде бы были планы использовать УЖД в экскурсиях, катая по ней посетителей музея от шахты до завода.

Пока они не воплотились в жизнь, но, в конце концов, всё ещё впереди.



74
Написал ПК155+84 2014.07.10 20:01:06
Рейтинг:
Великолепный пост, наряду со статьей о трамваях Лиссабона - лучший за последний год, наверное. Очень здорово, что находятся люди, которые все это освещают, ездят, фотографируют и потом делятся впечатлениями.
Автору поста - низкий поклон. Это были приятно проведенные 15 минут моей жизни)) Посмотрев на все это, понял, что если окажусь в тех краях, мимо точно не проеду - обязательно схожу и посмотрю на все эти вкусности-интересности своими глазами.
3
Написал razor 2014.07.11 00:08:09

Огромное спасибо автору. Побольше бы нам такого позитива!!!
0
Написал mitek 2014.07.11 10:14:43

Зоопарк, конечно, был очень внезапен. Спасибо за пост!
2
Написал alexmorze 2014.07.11 13:02:40

Пишите письма: metronews@mail.ru