Смольный готовит очередную революцию в области общественного транспорта. Как стало известно «Фонтанке», в январе чиновники запустят эксперимент по оборудованию петербургских автобусов турникетами. Подрядчиком является компания «Солярус», которая ранее оснастила металлическими барьерами общественный транспорт Москвы, а один из разработчиков системы – покойный начальник столичного метро Дмитрий Гаев. Любопытно, что пока Петербург собрался внедрять московский опыт, мэрия столицы заявила о возможности отказа от турникетов.
Пилотный проект по оснащению городского пассажирского транспорта турникетами начнется в январе. Как рассказали в профильном комитете по транспорту, металлические преграды установят на 10 автобусах «Пассажиравтотранса». Предполагается, что это будут маршруты № 5 («Пролетарская» – «Ладожская»), № 57 («Купчино» – «Волковская») и № 229 («Кировский завод» – железнодорожная станция Сергиево).
Турникеты будут смонтированы возле кабины водителя. Вход в салон будет осуществляться только через переднюю дверь. Те, у кого есть проездной, будут прикладывать его к считывающему устройству. За наличные деньги разовый билет будет продавать водитель. Кондуктора на этих автобусах работать не будут. Выйти из салона можно будет через среднюю или заднюю дверь. Кроме того, как обещают в комитете по транспорту, инвалиды смогут по-прежнему попадать в автобус через центральные, широкие двери.
Необходимость этого эксперимента в Смольном объясняют следующими причинами. Как уже рассказывала «Фонтанка», правительство города давно декларирует намерение полностью отказаться от кондукторов. Для этого на подвижном составе ГУП «Пассажиравтотранс» и ГУП «Горэлектротранс» была установлена система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП), или так называемые «стационарные валидаторы», к которым пассажиры прикладывают свои проездные билеты. Смольный для установки в автобусах потратил на неё 135 млн рублей, «Горэлектротранс» – 73 млн. После введения этой системы у кондукторов осталась только функция по сбору наличных денег. Правда, они могут попросить пассажира приложить карточку к ручному валидатору, но только для того, чтобы проверить, оплатил ли гражданин проезд.
Ранее предполагалось, что после того, как граждане окончательно привыкнут к стационарным валидаторам, кондуктора окончательно исчезнут из общественного транспорта. Одновременно планировалось увеличить штат службы контролёров ГУ «Организатор перевозок», на которых хотели возложить функции по ловле безбилетников. Однако пока этого не произошло. Как говорят в комитете по транспорту, правительство не отказывается от намерений перейти на бескондукторную систему оплаты проезда, но уже несколько иными способами – в частности, с помощью турникетов.
Впрочем, помимо турникетов комитет по транспорту планирует внедрить и открытую бескондукторную систему, при которой попасть в салон можно будет через любую дверь. Купить разовый билет можно будет в специальном аппарате, тестирование которых также начнётся в ближайшее время. Их прикрепят к поручню или стене салона 10 троллейбусов. Приобрести проездной можно будет только за металлические деньги, причём сдачи аппараты выдавать не будут. Поставщиком устройств является петербургская компания «Т-Прожект», стоимость контракта – 800 тысяч рублей.
Поставщиком же турникетов будет московская компания «Солярус», которая ранее оснастила барьерами весь наземный пассажирский транспорт и метро Москвы (программа стартовала в 2002 году). Бюджетных средств при проведении эксперимента не тратится: подрядчик пока ставит систему за свой счёт. В среднем стоимость одного комплекта оценивается в 300 тысяч рублей. Отметим: столичные власти в последнее время говорят о том, что Москва, возможно, откажется от турникетов, которые пусть и повышая собираемость доходов, одновременно снижают скорость работы общественного транспорта.
«Мы рассматриваем вопрос отмены турникетов», – заявил в ноябре глава департамента транспорта мэрии Москвы Максим Ликсутов.
В 2013 году в столице также стартовал эксперимент, только прямо противоположный инициативе Петербурга: на одном из маршрутов трамвая там полностью отказались от турникетов. Оплата проезда происходит так же, как в Петербурге: пассажиры прикладывают проездные к стационарным валидаторам. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что вскоре после старта эксперимента собираемость доходов упала.
В комитете по транспорту Смольного говорят: опыт Москвы и других городов показывает, что проект по установке турникетов «успешный и не создает помех в работе транспорта». Если эксперимент в трёх маршрутах «Пассажиравтотранса» будет признан удачным, то установка металлических барьеров на подвижном составе продолжится, причём не только в автобусах, но и в трамваях с троллейбусами. Но одновременно будет внедряться и открытая система – с аппаратами по продаже билетов. Можно предположить, что она, скорее всего, будет работать на подвижном составе большой вместимости – на автбусах-«гармошках» или в трёхсекционных трамваях.
Добавим в заключение, что разработчиком турникетов, которые ставит компания «Солярус», являются три человека: совладельцы фирмы Михаил Муратов и Ольга Вайт, а также бывший начальник московского метро Дмитрий Гаев. Когда при Сергее Собянине глава подземки оказался в опале, то этот факт ему поставили в вину: он получал процент за использование изобретения, которое устанавливалось во вверенном ему учреждении. Добавим, что нынешний, новый глава комитета по транспорту Александр Воробьёв до 2009 года был замначальника департамента транспорта столичной мэрии.
> Когда при Сергее Собянине глава подземки оказался в опале
Сколько можно этот бред тиражировать? Не при Собянине, а при Лужкове и Навальном.
А так логично:
1. Мосгортранс в прошлом году объявлял "полевое тестирование" систем контроля проезда - видимо, есть желание "соскочить" с Соляруса.
2. Солярус ищет новых клиентов, так как Гему, Мострансавто и РЖД он в своё время потерял.
> В среднем стоимость одного комплекта оценивается в 300 тысяч рублей.
А Лужков за 1,5 миллиона платил?
Кстати, Солярусом был прикормлен не только Дмитрий Гаев (забыли о том, что он ещё в совдире Ситроникса был, который билеты печатал), но также и небезызвестный комитет и прочие свидетели трамвая.
Figura, Лужков ушёл в 2010, а Гаев — в 2011. Дело на Гаева открыли сразу, как ушёл Лужков. После увольнения дело было закрыто «за отсутствием состава преступления» два раза — за полгода до смерти Гаева и через месяц после.
«В опале» он никогда не был; можно сказать, что с уходом Лужкова у него прохудилась «крыша», и что его дело использовали для накачки рейтинга Путина в рамках фиктивной борьбы с коррупцией.
> Лужков ушёл в 2010, а Гаев — в 2011. Дело на Гаева открыли сразу, как ушёл Лужков. После увольнения дело было закрыто «за отсутствием состава преступления» два раза — за полгода до смерти Гаева и через месяц после.
> А причём тут Навальный, совсем не понятно.
Я именно этот пост и имел в виду. Травить человека, которому полгода в муках жить осталось, надо иметь, хм, своеобразные моральные качества.
Вообще-то, информация о том, что у Дмитрия Владимировича ну очень серьёзные проблемы со здоровьем, которые невозможно решить в России, в прессе уже тогда была. Он просил разрешения на выезд из страны на лечение.
И внешне тогда это уже стало проявляться - Гаев сильно похудел.
Figura, комитет, когда турникеты появлялись, пытался с ними бороться. Это потом Морозов трудоустроился в Солярус, и среди его сторонников отношение к этому явлению было, на взгляд со стороны, неприязненным. После этого публичная деятельность комитета сошла на нет, причем не только против турникетов, но и вообще. Но из-за прикорма Солярусом или из-за разногласий активистов с их лидером, я не знаю.
> Но из-за прикорма Солярусом или из-за разногласий активистов с их лидером, я не знаю.
Я в те годы крутился вокруг комитета, кое с кем дружу и ситуацию знаю из первых рук.
Сопоставьте факты:
1. Почти все члены комитета начинают противотурникетную агитацию. Создаётся сайт "turniketam.net", идёт раздача листовок населению.
2. Морозов устраивается на работу в "Солярус".
3. Сразу после этого, действительно, антитурникетная деятельность РЕЗКО прекращается, комитетчкики начинают говорить, что не так всё плохо. А Морозов? Ну, он же просто работает, ему некуда было деваться... Хотя комитет работу свою ещё вяло продолжал, потом переродился в "Город и Транспорт".
В общем, как по-вашему называется резкое изменение отношения к чему-либо, происходящее после получения денег от этого чего-либо?
Figura, про трудоустройство Морозова факт на форумах обсуждался. Что без активного участия лидера деятельность комитета потихоньку вяло сошла на нет - тоже довольно заметно было со стороны. Не только по турникетам, но и по другим аспектам. Получали ли деньги от Соляруса другие активисты комитета - я не знаю. В затрамвайных акциях комитета я в те годы посильное участие принимал, много писал писем по поводу трамвая в мэрию, получал ответы типа "ГУП Мосгортранс полностью поддерживает Вашу позицию, но решение принимает Правительство Москвы", но дружить ни с кем не дружил, в силу общей нелюдимости характера.