8 октября 2013 года трамвайная система Набережных Челнов отмечает своё 40-летие. О современном состоянии трамвая на родине КамАЗа я уже писал некоторое время назад на Метроблоге в двух больших обзорах (часть 1) и (часть 2), а сегодня предлагаю Вашему вниманию отправится в начало 1970-х годов, к истокам зарождения трамвая в городе на Каме.
Сегодня Набережные Челны с более чем полумиллионным населением являются вторым городом в Татарстане, 35-м в России, и 91-м в Европе.
А до начала 1970-х годов Челны были небольшим провинциальным городком на Каме с населением не превышавшим 30 тысяч жителей.
Однако в 1969 году произошло событие, изменившее ход истории города кардинальным образом: ЦК КПСС и Советом Министров СССР были приняты ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР».
Одновременно с заводом стал возводиться фактически новый город, один из двух крупнейших последних новых советских городов наряду с Тольятти. На всесоюзную стройку завода и города в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты со всех уголков Советского союза, представлявшие более 70 национальностей. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы КАМАЗа на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало до 100 тысяч человек.
С начала строительства автозавода население в городе стало прирастать огромными темпами. Каждый год город пополнялся на 30-40 тысяч человек, в связи с чем у руководства города встал вопрос транспортного обеспечения больших пассажирских потоков между жилыми районами города и обширным производственным комплексом КАМАЗа, а также другими крупными предприятиями. Мало кто знает, но строительству городского трамвая в Набережных Челнах предшествовала серьезная дискуссия. Изначально руководство КамАЗа было против «засорения» городских проспектов трамвайными линиями и настаивало на развитии автобусных связей и в перспективе на троллейбус. Но отсутствие в молодом строящемся городе хороших дорог с асфальтовым покрытием и большая пассажировместимость трамвая по сравнению с троллейбусом предопредилили выбор в пользу рельсового транспорта.
29 сентября 1972 года в соответствии с Приказом № 310 по Министерству автомобильной промышленности СССР «О Создании трамвайного управления строящегося Камского автомобильного завода (КамАЗ) в городе Набережные Челны» генеральным директором КамАЗа Васильевым Львом Борисовичем создаётся трамвайное управление.
До момента пуска первой пассажирской ветки до поселка Сидоровка все работники Трамвайного управления, включая и будущих вагоновожатых, были заняты в основном на строительстве депо. Одновременно с этим происходила отладка новых вагонов и путей. Строительство же трамвайных путей в Набережных Челнах производилось военными строителями.
Из воспоминаний одного из первых водителей трамвая в городе, Анны Канцеляровой: «На месте, где сегодня располагается депо, ничего не было, нас принимали на работу в вагончиках за зданием бывшей дирекции КамАЗа. Тестирований, как сейчас, никаких не было, но с каждым человеком лично беседовали начальник управления Николай Петрович Шунков и начальник службы движения Светлана Степанюк. При приёме на работу водителей трамваев смотрели на возраст (тогда брали с 18 лет), коммуникабельность и внешность. Новеньких отправляли на учебу, а нас переучили в рабочем порядке, поскольку вагоны, которые поступали в Челны из Усть-Катава, были более современные, чем в Магнитогорске.»
И 8 октября 1973 года состоялось долгожданное событие — пуск первого трамвая в городе. Среди водителей был проведен конкурс за право провести первый вагон. Его выиграла Александра Сафонова.
Из воспоминаний Светланы Степанюк: «Церемония не была помпезной, — В 10 часов утра 8 октября разбили шампанское о сцепку вагона, сели в вагон и поехали. Все брали нарасхват билеты из кассы, чтобы сохранить его на память (кондукторов в трамваях не было до 1996 года). Проезд тогда стоил три копейки.»
Дальнейшее развитие трамвая в городе шло стремительными темпами. Трамвай стал пользоваться большой популярностью у жителей города.
В том же 1973 году было открыто движение до Ремонтно-инструментального завода КамАЗа (РИЗ).
В 1975 году трамвай был пущен до Литейного завода КамАЗа, в декабре 1976-го года трамвай связал старую часть города (поселок ГЭС) и Новый город. В августе 1978 года было продлено движение по Московскому проспекту до Кузнечного завода, в июле 1983 пустили трамвай на Прессово-рамный завод (ПРЗ). С января 1987 года трамвай стал ходить по проспекту Яшьлек. Август 1988 — продлена ветка по Ленинскому проспекту до Проспекта Вахитова, а в июне 1990 она дошла до Московского проспекта.
Трамвайная линия в так называемом Старом городе (конец 1970-х гг.)
Там же
Водитель Анна Канцелярова и вид на Старый город (1976 год)
А здесь до середины 1970-х гг. находилось село Красные Челны, которое затем снесли и на его месте построили многоэтажные жилые дома.
В 1980-х годах был подготовлен проект и начато строительство в Новой части города трамвайного депо №2 на 150 вагонов с механическими мастерскими службы пути (площадь 10,0 га), однако в связи с рядом причин, основной из которых явилась тяжёлая ситуация в стране, вызванная распадом СССР, построено оно так и не было.
Более того, в связи с предполагаемым увеличением количества подвижного состава, чуть позднее генеральным планам города предлагалось строительство трамвайного депо №3 площадью 7,5 га на 100-150 вагонов, в коммунальной зоне в районе пересечения проспекта Яшьлек и Автодороги №1. Но и этим планам суждено было остаться лишь на бумаге.
Трамвай на фоне корпусов Литейного завода КамАЗа (начало 1980-х гг)
Новый город. Проспект Яшьлек (Молодежный). Трамвай сюда пришел в 1987 году
Активное развитие трамвайной системы Набережных Челнов прекратилось с начала 1990-х.
В 1991-1992 гг. в город поступила последняя крупная партия новых вагонов — 71-605А, затем наступили самые трудные времена в истории Челнинского трамвая, вызванные как всем известными событиями происходящими тогда в стране, так и пожаром на заводе двигателей КамАЗа, поставившим под угрозу дальнейшее существование крупнейшего автомобильного предприятие в Европе, являвшегося «хозяином» Челнинского трамвая.
Путём неимоверных усилий, как со стороны Республиканских властей, так и Российского правительства, во второй половине 1990-х КамАЗ удалось реанимировать, и в начале 2000-х впервые за 10 лет в город стали поступать новые вагоны: 6 единиц 71-608КМ и 4 единицы 71-619. Более того в 2006 и 2008 году в Новом городе были введены новые участки трамвайных линий.
Сегодня в Набережных Челнах на долю трамвая приходится до 40% городских пассажирских перевозок. Протяжённость маршрутной сети составляет 394,2 км. В перспективе руководство города планирует довести объём городских перевозок до 55% и построить 12 километров новых трамвайных путей.
Использована фотография Владимира Шушакова, а также фото из архива Трамвайного управления КамАЗа и музея истории города.
Всегда поражало то, с каик энтузиазмом, напористостью и рвением люди создавали что-либо новое в СССР!!! 29 сентября 1972 года создаётся трамвайное управление.
И 8 октября 1973 года состоялось долгожданное событие — пуск первого трамвая в городе.
Не то, что сейчас, когда даже стадия проектирования занимает годы, а строительство затягивается на черте сколько.
Хотя мне понравились темпы строительства линии по улице Фучика в Екатеринбурге.
Хорошая статья получилась, очень интересная. И, вероятно, для таких городов, где нет хороших дорог и метро, трамвай, лучшее решение транспортных проблем.
Рад за челнинцев! Жаль, только ПС не самый лучший эксплуатируется. Но тут не Москва, столько не дадут денег.
mit9l: Всегда поражало то, с каким энтузиазмом, напористостью и рвением люди создавали что-либо новое в СССР!!!
Да ладно, сейчас то же самое. Когда пахнет лавандосом, очень быстро начинают делать. У нас в Замоскворечье пол района раком поставили, везде "благоустраивают" дворы, тротуары, дороги, платные парковки, меняют железную дорогу стахановскими темпами, что диву даешься. Самое главное это делается одновременно и везде. И пофигу, что после 23.00 нельзя шуметь. Нам, как жителям это все счастье нафиг не сдалось таким способом. А у них конец года, и не волнует никого. Опять рельсы закончат делать в морозы, а потом вся эта псевдо "чешская" технология укладки рельс к весне развалится и будут пол лета по ночам бракованные плиты менять.
Исключительно интересный пост, с любовью писанный) А особенно здорово наличие архивных фотографий, на которых видно, как постепенно разрастался город, превращаясь в гиганта из маленького заштатного полупосёлка.