Кирово-Чепецк — небольшой райцентр в Кировской области. Городок достаточно чистый и уютный, но его статус «рабочего» города при огромном химкомбинате (ныне распавшемся на несколько более мелких предприятий), безусловно, накладывает свой отпечаток: Кирово-Чепецк не может похвастать богатой историей, а «обычные» достопримечательности представлены лишь несколькими церквями, памятником Ленину, да изрядным количеством красивых зданий позднесталинской архитектуры. Но всё же, чепчанам есть, чем удивить: в их городе работает одна из самых необычных в России систем городского транспорта. Местные частенько называют её «трамваем» и «метрополитеном».
В 1935 году в районе села Усть-Чепца начали возводить крупную тепловую электростанцию, работающую на местном топливе — торфе. При строящейся ТЭЦ возник рабочий посёлок Кирово-Чепецкий. Параллельно с электростанцией создавалось и торфопредприятие на Каринском массиве. Стройка велась отнюдь не ударными темпами и к началу Великой Отечественной Войны была ещё далека от завершения. Война потребовала форсировать работы: эвакуированным в Киров промышленным предприятиям остро не хватало электроэнергии. 6 ноября 1942 года Кирово-Чепецкая ТЭЦ дала первый ток. Для доставки на электростанцию топлива с торфопредприятия, расположенного в двух десятках километров к востоку от неё, была проложена узкоколейная железная дорога. На УЖД имелось три станции, два разъезда и возведённый в январе-июле 1942 года мост через реку Чепцу. Главной станцией железной дороги стала Техническая, расположенная в Каринторфе — центральном посёлке Каринского торфопредприятия, а непосредственно ТЭЦ обслуживалась станцией Торфяная на западном конце линии. 70 лет назад, 14 декабря 1942 года машинист Н.Е. Егорченко привёл первый состав с топливом на Торфяную — этот день считается датой основания Каринского транспортного управления.
После Войны добыча торфа в окрестностях Кирово-Чепецка интенсивно развивалась. Силами пленных немцев был отстроен посёлок Каринторф; с 1955 года Кирово-Чепецку присвоен статус города, он становится важным центром химической промышленности. Вводятся в строй новые энергоблоки ТЭЦ, ей нужно всё больше топлива. Были основаны три новых торфопредприятия, к коим продлили УЖД: к Васькинскому и Бурмакинскому т/пр — на юг от станции Торфяная, а к Прокопьевскому торфопредприятию — на северо-восток от Технической до станции Октябрьская. Общая протяжённость Каринской УЖД превысила 100 км, до конца 80-х гг она продолжала прирастать новыми участками.
На Каринской узкоколейке издавна существовало пассажирское движение: линия от Торфяной до Технической удобно проходит через всю основную часть города и, что особенно важно, соединяет его с Каринторфом, вошедшим в состав Кирово-Чепецка, как отдалённый микрорайон. Единственная постоянная переправа через Чепцу — построенный на рубеже 40–50-х годов железнодорожно-пешеходный мост длиной около 300 метров — сооружение удивительных для УЖД масштабов. Автомобильных мостов в окрестностях до недавнего времени не существовало. Всего на участке Торфяная — Техническая шесть остановочных пунктов. Из них четыре (Торфяная, Новый, Вернисаж, Боёво) — в «большом» Кирово-Чепецке, который линия пересекает с запада на восток обходя центр города по дуге с юга; станция Техническая с локомотивным депо находится в микрорайоне Каринторф;, а о.п. Пойма, как следует из его названия, среди рощ, озёр и болот в пойме Чепцы — его скудный пассажиропоток формируют, по всей видимости, лишь охотники, да рыбаки. Раньше пассажирские поезда ходили и дальше на восток, связывая районный центр с посёлками Каринского и других торфопредприятий.
В начале 90-х добыча торфа резко сократилась, что привело к постепенному скукоживанию масштабов узкоколейки. Первыми пали линии от Торфяной на юг, а в минувшем десятилетии разобрали ветку на Маланинский торфомассив (к востоку от Каринторфа). Торф продолжали вывозить по 40-километровой линии от Октябрьской до Каринторфа и далее на электростанцию, которая сменила название, став Кировской ТЭЦ-3. Отдельное предприятие железнодорожного транспорта было ликвидировано, поезда стали подведомственными транспортному цеху ЗАО «Вяткаторф». Пассажирское движение восточнее Каринторфа постепенно ушло в небытие, городские же перевозки сохранились.
В 2011 году началась реализация давно планировавшегося окончательного перевода ТЭЦ-3 с торфа на газ; одновременно жителям пообещали построить понтонный мост через Чепцу. «Кирово-Чепецкому трамваю» в этих далеко идущих планах места не оставалось. 17 февраля 2012 г. через Техническую прошёл последний грузовой поезд, началась разборка всех торфовозных линий за Каринторфом. Каринская УЖД стала единственной в своём роде неэлектрифицированной узкоколейкой, работающей только как городской пассажирский транспорт. Пассажирское движение предполагалось сохранить до лета, а потом прикончить и его вместе с самой железной дорогой. Жителям «Каринки» это, мягко говоря, не понравилось: никакого моста ещё не было, а паром летом и пеший переход по льду зимой — не лучшая альтернатива стабильной, всепогодной и всесезонной узкоколейке. Так или иначе, пассажирское движение было обещано сохранить хотя бы до 2014 года, за исключением перегона Торфяная — Новый, потерявшего своё транспортное значение. Заказанная весной железнодорожными любителями поездка от Торфяной до Октябрьского натолкнула чепчан на мысль о том, что узкоколейка может стать туристической достопримечательностью этих краёв, поэтому кто знает — быть может «Кирово-Чепецкому метро» всё же суждено дожить до ста лет.
А теперь то, ради чего мы все здесь собрались — фотографии :-)
Итак, летом нынешнего года, когда меня занесло в Кирово-Чепецк, местная транспортная достопримечательность пребывала в следующем состоянии: ходили рабочие и пассажирские поезда по участку Торфяная — Техническая (всего, если не ошибаюсь, шесть пар в сутки, из них до Торфяной только две, остальные оборачивались по разъезду Новый), при этом путевое развитие станции Торфяная активно разбиралось. Торфовозная линия Техническая — Октябрьский также ликвидировалась.
Одна из главных транспортных артерий Кирово-Чепецка — улица Ленина. Именно по ней проходят маршруты большинства местных междугородных автобусов, в том числе и из Кирова. Автовокзал находится на севере города, недалеко от центра, но далеко не все пассажиры до него доезжают: многие выходят там, где асфальт улицы Ленина пересекает узкоколейный переезд: здесь в оную улицу утыкается разъезд Новый, один из главных остановочных пунктов Каринской УЖД.
Разъезд неплохо обустроен: на нём есть посадочная платформа, над которой по идее должна возвышаться крыша, но громоздится лишь её каркас, весьма солидный, несмотря на всю свою ржавость.
На тот момент, когда мы почтили «Кирово-Чепецкий метрополитен» своим вниманием, на Новом заканчивалось большинство его рейсов. Лишь две пары в день шли дальше.
Поскольку поезд придёт ещё очень не скоро, мы пройдёмся по узкоколейке пешком. Пути её окружены почти непрерывной зеленью и, казалось бы, идут отнюдь не по городу...
...но это впечатление обманчиво: от многоквартирных муравейников до узкоколейки рукой подать.
Платформа Вернисаж (известна также, как «Алексея Некрасова») выглядит куда менее солидно, чем Новый. Но своего пассажира она имеет: если подняться на склон справа, можно выйти к конечной станции городских автобусов, а также кафешке, по которой о.п. и получил своё название.
Надо сказать, многие пересечения УЖД с автодорогами выполнены в два уровня с очень солидными автомобильными мостами. Переездов в «большом» Чепецке только два: за Новым и вблизи о.п. Боёво. Оба переезда — регулируемые и охраняемые.
Остановочный пункт Боёво — самый восточный в «большом» Чепецке. Здесь есть пассажирский павильон и капитальная платформа. Последняя, правда, изрядно удалена от рельс. Объясняется это тем, что раньше путь был не один.
Боёво было станцией с не менее, чем тремя сквозными путями и грузовым перроном с тупиковым ответвлением к нему. Теперь от былой роскоши остались лишь старые шпалы, недействующий входной светофор...
...и странный улавливающий тупик без призмы и упоров, который при необходимости может отправить поезд в небольшой овраг
В сторону Торфяной проезжает рабочий поезд — судя по шпалам на платформе, едет он на починку пути
Ну, а нам в другую сторону — к самому мощному сооружению Каринской УЖД, мосту через Чепцу.
Начинается мост неким грозным предупреждением, адресованным суровым местным рыбакам.
Так выглядит Чепца с моста...
...а так — сам мост с путей...
...и с высокого берега Чепцы. Конструкция, в своём роде, грандиозная, сюда мы ещё вернёмся.
Настало время покататься на местном удивительном «трамвае». Вначале мы возвращаемся в нём на Новый. Здесь нас пропускает замеченный ранее рабочий поезд. Локомотив пассажирского поезда обгоняется, на что расписание отводит ему всего пять минут.
Сорок минут в неторопливом, раскачивающимся из стороны в сторону вагоне, и мы в Каринторфе — на Технической, главной станции Каринской УЖД
Станция забита вагонами с торфом. Надо сказать, в Кирово-Чепецке использовались не распространённые торфовозные вагоны серии ТСВ, а более старые, модели УМВ. ТСВшки где-то на ТЭЦ не проходили по габаритам
Здесь показаны вагоны УМВ, но не на Технической, а на Торфяной
Есть в Каринторфе и другие интересные образцы техники, например, оставшиеся не у дел торфоуборочные комбайны
А это, скорее всего, так называемый «хлебный» вагон, переделанный из обычного пассажирского ПВ40. В таких вагонах в Каринторф приезжает небогатый ассортимент местных магазинов.
Путеукладочный поезд??
Ну и конечно, пассажирские вагоны. В одном из этих трёх ПВ40 (среди коих один — с «почтовым» салоном) мы приехали в «Каринку», а вскоре на них же уедем и обратно.
А эта троица — в резерве. Её час настанет вечером
Говорят, в Кирово-Чепецке, по меркам других узкоколеек, вагоны находятся в весьма неплохом состоянии. Что ж, если неплохим состоянием можно назвать треснувшие, а местами и вовсе отсутствующие стёкла в окнах, шелушащуюся краску на бортах, полное отсутствие освещения салона (что-то от вагонных электросетей кажется всё-таки осталось), исписанные стены и исцарапанные сидения, то я пожалуй соглашусь, но по сравнению с электричками даже самых неблагополучных московских направлений, здесь полный угар и романтика.
А так реализовано отопление вагонов
Привет от сварщиков
Из депо пришёл тепловоз, который потащит нас обратно в Кирово-Чепецк. Обратите внимание, на Каринской УЖД используются автосцепки — вещь для узкоколеек очень редкая.
Летим над Чепцой. Скорость здесь невелика, так что можно сойти прямо на мост
А так это выглядит со стороны: поезд подходит к берегу по довольно крутому уклону...
...и преодолевает мост! Хорошо видна местная забава — катание на подножках. Грохочет это чудо изрядно, но оккупировавших мост рыбаков проходящий в метре от них поезд ничуть не пугает
А теперь заглянем на западный конец УЖД — доживающую последние месяцы Торфяную.
Пути на ТЭЦ уже разобрали
Путевое развитие самой станции по состоянию на 21 июня также изрядно покоцали. Сейчас, полгода спустя, там наверное уже ничего не осталось
На станции имеет место вагонное депо. Собственно, вагонов там на момент нашего визита оставалось немного, и по большей части находились они в состоянии, близком к металлолому. Здесь же сваливали снятые рельсы.
Посадочная платформа Торфяной, забытая и заросшая. Собственно совсем рядом со станцией — ТЭЦ-3 и полимерный завод, магазины какие-то... в общем, довольно опрятная местная промзона. Но добираться до неё удобнее наверное на автобусах, во всяком случае, популярностью Торфяная не пользуется.
Перегон Торфяная — Новый растянулся почти на три километра, на полкилометра больше, чем от Нового до Боёва. И проходят эти километры по довольно пустынным местам — мимо большого запущенного парка. Промежуточную платформу здесь при всём желании не впихнёшь. С учётом малой популярности самой Торфяной становится понятным решение разобрать этот перегон.
Вот мы и вернулись туда, откуда начиналось наше путешествие по Каринской УЖД — на разъезд Новый. Как раз вовремя: из Каринки прибывает вечерний поезд.
Шестивагонный! Вот и пригодились три «резервных» вагона. Сам факт пикового увеличения составности говорит о том, что «Кирово-Чепецкое метро» возит отнюдь не воздух.
Длинный зелёный (колбасой, правда, не пахнущий) поезд извивается змеёй. Это тот самый рейс, который не закончит свой путь на Новом, а отправится дальше, на Торфяную. Полгода спустя, когда Каринская УЖД празднует своё семидесятилетие, на Торфяную «трамваи» уже не ходят. Зато они продолжают совершать рейсы от Нового до Технической и обратно: согласно расписанию, пять пар в день.
P.S. 11 октября губернатор Н. Белых открыл движение по долгожданному наплавному автомобильному мосту через Чепцу. Месяц спустя, из-за ошибок при проектировании, мост, стоимостью 28 млн. рублей, ушёл под воду. Железная дорога снова стала единственной надеждой «Каринки».
При написании исторической части очерка использованы материалы Сергея Болашенко.
Спасибо за репортаж, я собственно тоже этот участок объехал но из-за низкого качества фоток выкладывать не стал... Теперь скажу про парность, их было 5 пар, три шли до станции Торфяная и две до станции Новый, ну теперь все до нового. Большинство пассажиров всё равно выходили на станции Новый, до Торфяной ездили только работники ТЭЦ или железнодорожники станции Чепецкая. Поскольку путь разобран - замена подвижного состава малореальна... Про составность - в часы пик( утром и вечером), т.е. 3 пары 6 вагонов и 2 пары днём 3 вагона. По-хорошему надло бы сделатьть разъезд на ст.Боёво, и парность увеличить ещё.
Прелестно! Шикарно! Великолепно! Я в своё время катался за клюквой от ст.Пищалкино пос. Октябрьский до местных торфоразработок. Мост на ж/д через местную речушку был, правда не более 50 метров в длину, но в "глубину" метров 15-20.
Ни с чем непередаваемая романтика поездки по узкоколейке, сидя в тамбуре на полу, свесив ноги на ступеньки, и смотря на проносящиеся перед тобой ветки, кустарники и пейзажи. А тут люди пока ещё могут оттягиваться каждый день, по пути на работу.
Ещё раз, спасибо!!!
М-да....
смотришь на это http://ru-railway.livejournal.com/1839717.html - которую так же используют больше - как местный транспорт, смотришь на состояние салонов и подвижного состава и - понимаешь, что ничего кроме дешевой водки в рашку и не нужну, а газ и нефть в ншу сторону - и китацы прекрасно качать могут...
Очередной репортаж из киндза-дзы...
–12
Написал IceFox 2012.12.22 01:50:08 Его комментарий скрыт
bsd, спасибо) Конечно я не против, правда, затевалась эта схема в большей степени как просто шутка.
По отзывам на вконтактовскую версию этого очерка можно сделать несколько ремарок:
Перегона Торфяная - Новый больше нет, его полностью разобрали, от станции Торфяная осталось "пустое место".
В лучшие времена Боёво было большой оживлённой станцией, насчитывавшей 5-6 путей.
Чепчане не называют Каринскую УЖД трамваем или метро'м. Очень недоумевали по этому поводу. Хотя в интернетах эти штампы очень распространённые, даже статья в Википедии кажется называлась когда-то "Кирово-Чепецкий трамвай". В действительности простонародные названия УЖД - романтичное "Каринский экспресс" и традиционная "Кукушка".
Ну и про систему оплаты я почему-то упомянуть забыл: летом полный билет стоил 16 р., студенческий - вдвое меньше. Кондуктор обилечивала пассажиров между городом и Каринкой, поэтому проезд по Чепецку фактически бесплатный.
Мост железнодорожный Каринский - объект ИСТОРИЧЕСКИЙ. На нем кино снимали "Дума о Ковпаке". Эпизоды про Сарнский крест, когда вокруг станции Сарны партизаны взорвали четыре ж/д моста и заблокировали ее больше чем на месяц нафиг. В роли одного из украинских мостов снимали наш Каринский узкоколеечный. В фильме хорошо все узнаваемо, и местность и мост. Партизаны наблюдают за ним с противоположного берега, бой за мост, ну и потом взрывают, ну не по настоящему конечно. Люди постарше помнят, как по Чепецку гитлеровцы и полицаи разгуливали киношные.