«Писк трамвайной моды» — новый состав французской Альстом, привезённый в Петербург 3 месяца назад, чтобы продемонстрировать его руководству города — Смольный так и не заинтересовал. До конца сентября вагон увезут обратно. И это 1 несмотря на то, что за два года по разным причинам город не купил ни одного нового трамвая. Хотя конкурсов было объявлено на 800 млн рублей.
Французская Альстом привезла в Петербург свой 35-метровый низкопольный трамвай в конце мая. Речь идёт о модели семейства Цитадис, специально адаптированной под отечественные условия. В компании планировали до конца июня показать его губернатору Петербурга Георгию Полтавченко: ранее аналогичная презентация прошла в Москве для мэра Сергея Собянина.
Однако прошло уже более трёх месяцев, а состав так и стоит на территории трампарка №1 «Горэлектротранса» на Московском проспекте.
Руководство города так и не захотело взглянуть на трамвай, аналогичные модели которого сейчас ходят в Бордо, Гренобле, Барселоне, Дублине, Гданьске, Мельбурне, Касабланке. Скорее всего, никакой презентации и не будет: как сообщили в пресс-службе Альстома, до конца сентября состав, на котором красуется надпись «Новый трамвай для Санкт-Петербурга», увезут обратно в Москву.
Отсутствие интереса к продукции одного из крупнейших производителей трамваев в мире было бы понятно, если бы Петербург не испытывал проблем с закупкой рельсового транспорта. Между тем, как выясняется, ситуация в этой области просто катастрофическая: в 2011-2012 годах город не приобрёл ни одного нового трамвая. И это притом, что, говорят в «Горэлектротрансе», из 750 используемых сейчас составов свой ресурс выработали около 60%.
Нет аванса — нет трамваев
Проблемы с обновлением вызваны отнюдь не отсутствием финансирования. И в 2011-м, и в 2012 годах в бюджете были предусмотрены деньги на приобретение нового подвижного состава, однако в силу различных причин потратить их пока не удалось. Так, в 2011 году было проведено два тендера на поставку трамваев — на 7 коротких вагонов, и на 4 трёхсекционных «челнока», то есть имеющих кабины машиниста с обеих сторон. В общей сложности город был готов заплатить за них около 260 млн рублей.
Победителем обоих конкурсов стал петербургский завод «Вагонмаш». Но в итоге предприятие, испытывающее серьёзные финансовые трудности, не смогло поставить ни одного трамвая. Его представители впоследствии заявляли, что ключевой причиной невыполнения условий контракта стало отсутствие авансирования со стороны Смольного. Хотя, как говорят игроки рынка, сейчас отсутствие аванса является нормальной практикой при закупке такого рода продукции по всей России.
Трамвайная тяжба
В самом конце 2011 года года комитет по транспорту объявил ещё один конкурс на поставку челночных трамваев, на этот раз — в количестве 6 штук и за 316 млн рублей. Отметим, что на тот момент Смольному в первую очередь требовались именно «челноки». Ко Дню города чиновники обещали запустить выделенную трамвайную линию по Садовой улице от Сенной площади до площади Репина, курсировать по которой могли только такие вагоны. Предполагалось, что, дойдя до Сенной площади, машинист сможет просто перейти на противоположную сторону состава и двигаться в обратном направлении. В то время как для обычного трамвая потребовалось бы разворотное кольцо, оборудовать которое на Сенной весьма проблематично.
Победителем этого тендера стал дилер «Усть-Катавского вагоностроительного завода», снизивший стартовую цену до 269 млн рублей. Казалось бы, ничего не должно было помешать городу купить наконец новые трамваи, однако и здесь Смольный преследовал какой-то злой рок. «Вагонмаш» подал жалобу в УФАС Петербурга, заявив, что техническое задание было заточено под конкретного поставщика — «Белкоммунмаш».
Антимопонопольщики отменили итоги данного конкурса, а комитет по транспорту принялся оспаривать данное решение в арбитражном суде. В конце концов суд встал на сторону правительства, и в середине июня контракт с «Усть-Катавским вагоностроительным заводом» был наконец заключён.
Театр тендерного абсурда
Параллельно с комитетом по транспорту купить челночные вагоны пытался подведомственный ему «Горэлектротранс». Однако эти попытки и вовсе закончились абсурдом. В марте 2012 года предприятие благополучно заключило контракт с дилером «Белкоммунмаша» на поставку 3 составов за 150 млн рублей. Новые трамваи должны были прибыть к маю. Однако дилер — ОАО «Электротехническая корпорация» — не смог привлечь необходимого финансирования, а завод соответственно не построил трамваи. И в конце июля «Горэлектротранс» объявил новый конкурс.
Его итоги просто ошеломляют: право поставить злополучные трамваи получила некая «Национальная контрактная корпорация», которая аффилирована с предыдущим победителем этого конкурса — «Электромеханической корпорацией».
Получается парадокс: одна компания сорвала поставку, а затем её место занимает связанная с ней структура. Причём в обоих тендерах был только один участник, который в итоге и объявлялся победителем.
В тупике
Таким образом, если бы не все вышеописанные проблемы, то в 2011-2012 годах город получил бы 20 новых современных трамваев. А не получил пока ни одного. Пока самыми радужными выглядят перспективы контракта с УКВЗ. Как говорят в комитете по транспорту, предприятие должно поставить 6 «челноков» к декабрю 2012 года. В компании, которая является официальным дилером завода, заявили, что первый трамвай придёт в город уже в конце сентября.
А вот судьба тендера, который проводил «Горэлектротранс», пока находится в тумане: вполне возможно, что и другая структура одной и той же посреднической компании не сможет привлечь финансирование, и трамваев от «Белкоммунмаша» мы так и не получим. В этом отношении больше шансов у одного обычного трёхсекционного вагона, итоги тендера на поставку которого «Горэлектротранс» подведёт в конце сентября — уж с этой-то поставкой по силам справиться и самому захудалому ООО.
Что касается перспектив следующего года, то, как сообщили в комитете по транспорту, ведомство попросило комитет финансов выделить на закупку трамваев 760 млн рублей. Скорее всего, приоритет будет отдан обычным трёхсекционным вагонам, среднерыночная стоимость которых составляет 45 млн рублей (отметим, что стоимость вышеупомянутых трамваев от Альстома по состоянию на осень 2011 года составляла около 80 млн рублей). Таким образом, в следующем году в городской парк электрического транспорта могут поступить 17 новых вагонов. Если, конечно, все покупки пройдут без жалоб и нарушений, а поставщики будут исполнять свои обязательства.
<<
Победителем этого тендера стал дилер «Усть-Катавского вагоностроительного завода» .... однако и здесь Смольный преследовал какой-то злой рок. «Вагонмаш» подал жалобу ... техническое задание было заточено под конкретного поставщика — «Белкоммунмаш»
>>
Лично я считаю,что в плане трамваестроения в стране лидером по качеству можно было считать Вагонмаш.Что касается Усть-Катавского завода,то не считаю продукцию данного производителя качественной.О качестве уже можно судить по вагонам КТМ5,которые у нас в Питере катались примерно до 2007 года,пока наконец-то их не заменили на нормальные ЛМ99авн.
Что касается закупки иностранных трамваев,то поведение Смольного считаю абсолютно правильным в данной ситуации.Учитывая,что Вагонмаш всё-таки пока существует,да и ПТМЗ пока тоже,не стоит "размениваться на европейские нежности".Хотелось бы конечно,чтобы ПТМЗ продолжил выпускать трамваи для города.
–54
Написал AlexMM 2012.09.14 22:39:30 Его комментарий скрыт
DarkAdept8, нет. Вагонмаш действительно подал жалобу на то, что конкурс был заточен под вагоны Белкоммунмаша. <сарказм> Особенно пункт про 6 дверей в одной плоскости, ага. </сарказм>
(У БКМ-843, напомню, всего 3 двери на сторону в двухкабинном варианте)
AlexMM, вот чем уж ПТМЗ никогда не славился так это качеством. К примеру, все (!) вагоны (особенно это видно по ЛМ-99) чем-то да отличались друг от друга.
AlexMM
> Лично я считаю,что в плане трамваестроения в стране лидером по качеству можно было считать Вагонмаш.
То-то я смотрю, что в Москве 23 ЛМ-2008, а на линии из них обычно дай боже две трети.
AlexMM
>О качестве уже можно судить по вагонам КТМ5,которые у нас в Питере катались примерно до 2007 года,пока наконец-то их не заменили на нормальные ЛМ99авн.
А если сравнить ЛМ-99АЭ (не рестайлинговый, в Москве их есть около 50 штук) и КТМ-19А, то КТМ-19 ощутимо лучше. ЛМ-99АЭ по салону скорее на КТМ-8 похож.
А в Москве сейчас проходит вторая попытка конкурса на 120 трехсекционных низкополов и ТЗ теперь переписали так, что требованиям ФАС оно вроде как удоволетворяет, но что-нибудь отличное от Альстома туда теперь еще сильнее не лезет и УКВЗ теперь не выиграет в любом случае.
DimonS, А если сравнить ЛМ-99АЭ (не рестайлинговый, в Москве их есть около 50 штук) и КТМ-19А, то КТМ-19 ощутимо лучше.
Конечно вам лучше )Особенно если вы из Москвы.Приезжайте да покатайтесь на наших ЛМ99авн.Самые нормальные трамваи на мой взгляд.И по дизайну мне больше нравятся,чем ЛМ2008/ЛВС2005.А вот КТМ нам не надо.Сами катайтесь на "Катавских вагончиках".Я в Москве на них покатался,мне не понравилось.
Сергей С., Когда вагоны одной (!) поставки отличаются друг от друга, скажем так, попроще, видом запчастей.
Причём тут запчасти?ЛМы технически,если они одной модификации,одинаковы.Отличаются они планировкой салонов и расположением дверей.Что касается модификаций,то их много.Например есть ЛМ99,ЛМ99к,ЛМ99а,ЛМ99ав,ЛМ99авн(из эксплуатирующихся в Петербурге),а так же ЛМ99аэ и ЛМ99аэн(эксплуатируются в других городах).Поэтому не надо говорить,что ЛМ99 все одинаковы и вдруг завод разные вагоны под одной поставкой приготовил.Модификации разные,но вагоны под своими модификациями идентичны друг другу.
–39
Написал AlexMM 2012.09.15 15:20:16 Его комментарий скрыт
DimonS, То-то я смотрю, что в Москве 23 ЛМ-2008, а на линии из них обычно дай боже две трети.
Надо уметь эксплуатировать вагоны какой-либо модификации.У нас в городе нет существенных проблем с данными вагонами.Вагоны работают на линиях постоянно.Можете сами приехать и проверить.
–29
Написал AlexMM 2012.09.15 15:23:02 Его комментарий скрыт
Что касается модификаций,то их много.Например есть ЛМ99,ЛМ99к,ЛМ99а,ЛМ99ав,ЛМ99авн(из эксплуатирующихся в Петербурге),а так же ЛМ99аэ и ЛМ99аэн(эксплуатируются в других городах).Поэтому не надо говорить,что ЛМ99 все одинаковы и вдруг завод разные вагоны под одной поставкой приготовил.Модификации разные,но вагоны под своими модификациями идентичны друг другу.
AlexMM Вам говорят не о модификациях, а о том что два одинаковых с виду трамвая могут существенно отличаться друг от друга (с точки зрения эксплуатационщиков). Вам же объясняют - что 2 рядом стоящих ЛМа одной и той же модификации, года выпуска и даже из одной партии могут отличаться друг от друга. Причем отличаться могут как какими-либо деталями/механизмами, так и элементарно работоспособностью.
У того же УКВЗ бракованных вагонов за все время были единицы, а у ПТМЗ одни эти отрыжки 2000й серии чего только стоят. Один ЛВС-2005 с его тележками чего стоит. И самое смешное - вагон то пошел в серию, а тележку так и не доработали.
Я не могу говорить плохо про ПТМЗ, потому что он в родном городе находится и хочется верить в его светлое будущее, но пока факты говорят сами за себя: качество продукции на низком уровне, срывают заказы из-за сроков или невыполнения, низкая скорость производства и финансовое положение, приближенное к краху.
Зато у УКВЗ - качественные вагоны, хорошая скорость производства, хорошо зарекомендовавшие себя во многих городах модели, финансовое положение на порядок лучше ПТМЗшного, ну и наверное еще можно добавить то, что сроки поставки сейчас ребята вроде не срывают :)
AMIGO, Тележку как раз доработали(см. барнаульский 2005-ый), и даже вроде предлагали поменять на всех коняшинских 2005-ых, но парк отказался(вот и продолжают грохотать). Даже от ЛВСа-86 после капиталки меньше шума, чем от 2005-ых.
Что же касается КТМов- посмотрим, приживутся ли! 0602 в своё время не прижился.
gromov23, А почему КТМы должны не прижиться? :) вагонам не понравится климат и они будут капризнячать? Мол "мамаааа, поехали домой, мне холодно!" :D
По идее ничего сверхъестественного в этих вагонах нет и не будет. Такие же как и ПТМЗшные, только собраны в другом городе.
Другое дело - персонал, обслуживающий данные машины. Что они будут делать с вагонами?
Вон в свое время в Строгинском депо были КТМ-8. так их специально убили и отдали в другое депо - всеми способами пытались показать что им такие вагоны не нужны, им Татры подавай.
А Бауманцы наоборот все татры спихнули. Так что я боюсь здесь именно в этом будет вопрос.
Мне вот интересно, почему коренные петербуржцы так яро пытаются найти недостатки и избавиться от того, что произведено не у них? Ладогу им ненннада - НеВу подавай. КТМы нинннада - ЛМы и ЛВСы подавай...
Я хоть и живу в Москве, но прекрасно понимаю, что если продукт произведен в этом городе - это не показатель качества и работоспособности. В Питере этим никогда не руководствуются почему-то 0_о
> Тележку как раз доработали(см. барнаульский 2005-ый), и даже вроде предлагали поменять на всех коняшинских 2005-ых
ТележкИ, т.к. у ЛВС-2005 два вида тележек: "высокопольная" моторная (59Т00, 59Т00Б - модернизированная) и "низкопольная" безмоторная (60Т00, 60Т00Б - модернизированная). Моторная после модернизации, да, стала чуть получше - мягче ход и по мелочам. Но основная проблема - чрезмерная вибронагруженность (из-за просчёта при проектировании) всё равно осталась. Касаемо модернизированной 60Т00Б, то от неё наш ГЭТ отказался, насколько я помню, из-за отсутствия на ней дискового тормоза.
AlexMM: Конечно вам лучше )Особенно если вы из Москвы.Приезжайте да покатайтесь на наших ЛМ99авн.Самые нормальные трамваи на мой взгляд.И по дизайну мне больше нравятся,чем ЛМ2008/ЛВС2005.А вот КТМ нам не надо.Сами катайтесь на "Катавских вагончиках".Я в Москве на них покатался,мне не понравилось.
Приезжали, катались, тряслись. Не впечатлило. Напомнило технику из фильма "Безумный Макс" В Праге приятнее в 100 раз трамваи. Мне лично продукция ни УКВЗ ни ПТМЗ не по душе. Но ПТМЗ всё же более трэшовые вагоны делает. У нас в Москве только-только я начал замечать какой-то интерес властей к трамваям, хотя бы рельсы активно начали менять. В остальном, наша трамвайная сеть морально устарела и требует многих доработок, чтобы обеспечить хорошую скорость и провозную способность.
Spirit, сколько ездил - ни разу не тряслось, всё было отлично. Мб вас после ваших убогих трамов растрясло? Или нет, наверное вас спецмально трсли) Эти питерские, они же могут
–7
Написал PorchMonkey 2012.09.29 20:46:18 Его комментарий скрыт