Метки: казань; трамвай

Казанский трамвай сегодня

В этом репортаже я расскажу вам об одной из самых старых в стране трамвайных систем, о её нынешнем состоянии и о планах на будущее.



Трамвай в Казани пережил множество чёрных и белый полос в своей истории, были и демонтажи и строительства новых путей, трамвай в городе был самым обычным и заурядным, пока в 2007 году в городе не грянула транспортная реформа, придуманная мэром Казани Ильсуром Метшиным, и появилась концепция трамвая как магистрального скоростного транспорта.


Вагон ЛМ-99АЭ на Гвардейской улице

После полного изменения автобусной схемы в городе, некоторые из трамвайных маршрутов оказались не у дел. Так в конце 2007 года были закрыты сразу две трамвайные линии — линия в Адмиралтейскую слободу и линия на Меховую фабрику, годом позже исчезла и центральная линия по улице Карла Маркса.


Закрытая линия по улице Гафури, рельсы ещё лежат


Но, одновременно с чередой демонтажей, началось строительство новой трамвайной линии по участку Большого Казанского Кольца (БКК), которая должна была связать перспективные кварталы жилой застройки с Железнодорожным Вокзалом и Московским районом, а также заменить трамвайную линию, проходящую через обветшавший мост Кремлёвской дамбы, который позже был разобран и на его месте в настоящее время строится новый.


Новая трамвайная линия по улице Большая Крыловка

Одновременно был осуществлён перенос трамвайных путей с улицы Декабристов на параллельную улицу Энергетиков с новой многоэтажной застройкой. Жителям новострек сначала не понравилось такое соседство, но позже они сами стали пользоваться новым маршрутом.


Трамвайная линия по улице Энергетиков

Эти трамвайные линии были запущены в эксплуатацию в октябре 2010 года — по ним был пущем обновлённый маршрут №9 (в двухпутном исчислении 36 км длиной), связавший между собой сразу 4 района города.


Единственный ходовой ЛМ-93

Одновременно началась реконструкция путей на другой части БКК — проспекте Хусаина Ямашева, для последующего запуска сочленённых трамваев с повышенными скоростными характеристиками. В ноябре 2011 года были запущены обновлённые маршруты №13 и №14. Также в рамках этой реконструкции построен трамвайно-автомобильный тоннель под улицей Декабристов.


На реконструированном проспекте Ямашева появилось 6 новых подземных переходов

После сдачи этого объекта началась реконструкция путей на Проспекте Победы, которая продолжается до сих пор.


Новые пути на Проспект Победы

Также на данный момент меняют пути на улицах Габдуллы Тукая и части улицы Рихарда Зорге со строительство эстакады над Проспектом Победы, а в 2011 году выполнена реконструкция трамвайных путей на улице Копылова.

Но самым главным событием в трамвайной жизни города стало продление трамвайной линии по Проспекту Победы на 3 километра до жилого комплекса «Солнечный город». Открытие трамвайного маршрута «Солнечный Город — Ж/Д Вокзал» предполагается осенью 2012 года. Строительство ведётся по программе подготовки к Универсиаде 2013 года.


Новая трамвайная линия в процессе первоначальной укладки рельс



Также в будущем планируется завершение трамвайного кольца строительством линии «Солнечный город — Посёлок Борисково», и уже известно, что эта линия входит в программу подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.


Здесь тоже будет ходить трамвай

Но в череде строительств не обходится и без демонтажей — летом 2011 года власти поспешно приняли решение о демонтаже одной из самых старых в городе трамвайных линий — маршрута №2 от улица Габдуллы Тукая до Строительного университета. Официальной причиной закрытия стал стремительно снижающийся пассажиропоток, однако местные жители считают причиной наличие на улица Бутлерова большого количества элитных домов.


Закрытая «горная» трамвайная линия

Также в 2011 году было закрыто трамвайное депо №2, весь персонал и вагоны были переведены депо №1.


Демонтаж депо, бессмысленный и беспощадный


Но, не будем о грустном.

Теперь я расскажу вам о инфраструктуре в целом



Систему обслуживает МУП «Метроэлектротранс», образованное в 2006 году слиянием МУП «Казгорэлектротранс» и МУП «Казанский метрополитен». Генеральный директор — Асфан Галямович Галявов. При здании управления организован музей трамваев под открытым небом. В экспозиции представлены: репликар вагона Конки; ретро вагон, построенный к столетию трамвая из снегоочистителя ГС;, а также вагон Х №24, на котором работал герой СССР Иван Константинович Кабушкин, в честь которого названо трамвайное депо.


Вагон-музей №24


В городе 6 трамвайных маршрутов:
№3 «Ж/Д Вокзал — Посёлок Борисково»
№7 «Ж/Д Вокзал — Речной Вокзал»
№9 «Ж/Д Вокзал — Улица Химическая»
№11 «Улица Халитова — Девятый микрорайон»
№13 «Улица Халитова — Посёлок Караваево»
№14 «Ж/Д Вокзал — Улица Халитова»
Также ожидается пуск маршрута №19 «Ж/Д Вокзал — Солнечный город», после чего маршрут №14 будет закрыт.


Трамвай на новой линии через Кировский район


Тоннель под улицей Декабристов

Стоимость проезда 12 рублей за наличный расчёт, по транспортной карте — 10 рублей, что на 6 рублей ниже, чем в автобусе и на 3 рубля дешевле проезда в троллейбусе и метро.
В городе представлен подвижной состав всех трёх в российских трамвайных заводов, всего 120 трамваев, из которых 27 вагонов законсервированы и не имеют парковых номеров.
По будням выпускается — 65 трамваев, в выходные — несколько меньше.


Вагоны в депо


ЛМ-99АЭ на 11 маршруте

В настоящее время доживают свой последний год вагоны 71–605 и ЛМ-93, а также работают вагоны 71–608КМ, 71–619К/КТ, ЛМ-99К/АЭ, 71–402.
Все трамваи оборудованы автоинформаторами, имеется единый стиль маршрутных указателей и бортовых номеров.


Вагон ЛМ-99АЭ, с 2012 введён новых стиль бортовых номеров

Все водители должны обязательно носить форму, пошив которой ведёт само предприятие. С 2012 года форма новым работникам выдаётся бесплатно.




ЛМ-99АЭ на улице Большая Крыловка

При предприятии действует техникум электрического транспорта, обучающий персонал для Метроэлектротранса на бюджетной основе. После окончания техникума, выпускник должен отработать на предприятии определённое количество лет, либо может поступить в Энергетический университет на льготной основе. Для будущий водителей организован учебный класс, котором представлены различные детали трамвая, а также полноразмерная кабина вагона 71–605.



Каждый год проводится конкурс профмастерства, победитель которого получает более высокий класс



Все линии казанского трамвая построены по технологии бесстыкового пути, рельсы укладываются длинными сваренными плетями по 100 метров, а затем свариваются между собой. Через каждые 300 метров устанавливаются термокомпенсаторные стыки, либо обычные сборные стыки через каждые 200 метров.


Сварные стыки на Проспекте Победы

В городе две крупных трамвайных конечных — «Улица Халитова» и «Железнодорожный вокзал», каждая из которых состоит из двух раздельных оборотных колец, использующихся разными маршрутами. На них организованы столовые, в которых работники предприятия могут поесть «в долг», используя своё электронное удостоверение. Позже эта сумма будет списана с зарплаты работника.


Конечная «Ж/Д Вокзал», северный веер во времена ремонтов, когда центральная часть сети была отрезана от депо


Конечная «Ж/Д Вокзал», южный веер

В городе всего одно трамвайное депо, обслуживающее все 6 трамвайных маршрутов города. Общежитие для работников находится прямо в здании депо, что упрощает организацию утренних и вечерних рейсов. Для остальных работников организованы вахтовый трамвай по маршруту «Депо — Улица Химическая» и вахтовый автобус во все остальные части города.


Ворота трамвайного депо


Из-за недостатка кондукторов, некоторые вагоны выпускаются на линию без них, при этом водитель несёт ответственность за собранную выручку, процент от неё идёт в зарплату работника, однако с 2012 года премия за выполнение плана не выплачивается, если водитель ездит нерегулярно.
С 2012 года в первый год работы водители не несут ответственности за план, а также для них нет удержаний из зарплаты за ДТП по вине водителя.




Вагон 1137 — единственный в мире 71–619КМ

Все стрелки — автоматические и переводятся типовым железнодорожным приводом.


Привод стрелки

В Казанских трамваях с 2003 года отсутствует рация, вместо этого на некоторых узлах висят специальные светофоры, сообщающие водителю о перекрытии движение на каком либо участке.


Из-за нехватки финансирования, треснутые стёкла не меняют

МУП «Метроэлектротранс» испытывает проблемы с недостатком финансирования, в результате чего в большинстве вагонов 71–608КМ не работает одна из дверей, в некоторых случаях — две, многие запчасти (вставки для пантографов, диски колёсных пар и т.п.) производятся в депо, что сказывается на надёжности этих деталей, в результате чего старые вагоны часто сходят с линии.
С 2012 года все вагоны после покраски принимает лично генеральный директор предприятия, основные окраски — однотонные красная и голубая.




Вагоны, покрашенные в августе 2012 года


Казань — является одним из немногих городов, где до трамвайного депо нет маршрутного трамвайного сообщения, линия «Халитова — Депо» используется только для выпуска и обкатки вагонов. До 2007 года по этой линии действовал подвозной маршрут №16, который обслуживал 1 вагон.


Вагон 71–402 в окраске 2012 года


В конце 2012 ожидается поступление первой партии новых трёхсекционных вагонов Белкоммунмаш 843, под которые ведётся переоборудование депо.


ЛМ-99К на Кировской дамбе


Большинство трамвайных линий проходит по выделенным путям, и в последние годы заметем рост пассажиропотока по нескольким направлениям, в основном по новым линиям, а также на 11 маршруте, который активно используется студентами, правда некоторые маршруты «пустовозят» из-за чрезмерного дубляжа автобусными маршрутами.


Один из старых 71–605 в Речном порту


Трамвайная линия 9-го маршрута от остановки «Ленинградская» до остановки «Давыдова» проложена по просёлочной дороге посёлка «Северный», входящего в границы Казани.


Трамвайная линия в посёлке Северный


Текст и фотографии Дмитрия Сагдеева (VarS), 2012 год.
94
Написал VarS 2012.08.16 13:15:10
Рейтинг:
Спасибо за интересный репортаж.
12
Написал passat94 2012.08.16 17:39:41

Спасибо огромное. В коротких предложениях - максимум информации, это уровень.
7
Написал Пeresvet 2012.08.16 19:56:31

Очень хороший репортаж - подробный и информативный.
Интересно, а РВЗ-6, всё ещё ходит?
7
Написал Scheer 2012.08.16 19:56:34

Не совсем понял про стрелки. 1. Привод -- электромотор, а не обычный для трамвая электромагнит? 2. Управляются ли стрелки обычным образом (с помощью "лиры"), или организовано какое-то другое управление?
4
Написал classicisme 2012.08.16 20:58:22

Уважаю такую политику: Старые ненужные преимущественно совмещённые пути закрываются без всякого сожаления. Зато строятся новые преимущественно выделенные маршруты, от которых действительно много пользы.
5
Написал Egorka 2012.08.16 23:02:23

я уж собирался хоронить казанский трамвай, а смотрю нет-перспективы появились. может быть и на поправку пойдёт, как в Москве.
12
Написал Tr@innn 2012.08.17 01:06:55

В Казани самое ужасное состояние вагонов, они списывают вагоны порой отходившие всего 10 лет, а то и меньше...
5
Написал ista011 2012.08.17 08:54:28

ista011, списывали - подчёркиваю. Списали 3 ЛМ-99, 2 из которых сгорели. Есть ещё разобранные ЛМки, ибо наши не умеют обслуживать их пневматику.
Состояние, действительно, оставляет желать лучшего - по крайней мере в своевременности обточки и замены бандажей

classicisme, управляются они обычно, но НЯП сигнал с шунтовых контактов подаётся на переключатель, который приводит в движение электромотор. (По крайней мере в электрощитке слышно как срабатывает реле). Такие привода гораздо тише обычных.

Scheer, Ходит вышка контактной сети, а 2 последних линейных просто стоят в депо, говорят Вагон-трактир восстанавливают
9
Написал VarS 2012.08.17 10:25:20

Радует хорошее отношение к персоналу: питание на конечных (надо понимать недорогое), бесплатная форма, отмена вычетов из зарплаты.
Перспективы впечатляют: разумные, адекватные и целенаправленно выполняющиеся.
0
Написал дмитрий из нн 2012.08.17 11:06:42

Город очень неухоженный...
17
Написал ramtamtager 2012.08.17 14:01:33

Хорошо бы добавить новую трамвайную схему:
9
Написал Старый тип 2012.08.17 14:02:16

Старый тип, как всегда, интересно было бы отметить только что постренные и недавно закрытые линии.
P. S. Отсутствие сквозного движения через "кустовые" конечные удручает.
0
Написал classicisme 2012.08.17 14:27:34

Спасибо за репортаж.
А вообще лично мне сложно как-то однозначно сформировать мнение о Казанской трамвайной системе. Как то всё здесь противоречиво. Здесь бардак и безответственность соседствует с благими намерениями и вливанием немалых средств на развитие трамвая. Постоянно то закрывают трамвайные участки, то параллельно строят новые. В целом, такой город как Казань безусловно - достоен иметь более лучшую систему! Отпугивать гостей города, иностранных туристов, коих немало приезжаетв Казань - так безвкувсно покрашенными вагонами вагонами - это не дело. Надеюсь наметившееся обновление парка подвижного состава как то исправит эту ситуацию. И трамвайная система Казани, наконец-то приблизится к уровню, достойному для "третьей столицы России".
С приветом из Набережных Челнов, Женя Павлов.
5
Написал Женя Павлов 2012.08.17 15:54:55

Женя Павлов, более лучшую

Света из Иваново - ты?
11
Написал quantum 2012.08.17 19:04:38

VarS,
Понял. Я в Казани, крайний раз, был в 2007 году. Пока у вокзала ждали своего трамвая - подъехал РВЗ-6, так я не удержался, заглянул в него специально ))
0
Написал Scheer 2012.08.17 22:35:03

Интересно, чем обусловлено сочетание желтого и розового в едином, кхгм, стиле маршрутных указателей.
4
Написал valkorn 2012.08.17 22:44:40

Старый тип, это уже старая схема (моя кстати), 11 маршрут в ближайшее время вернут обратно на 9 микрорайон через новую эстакаду
3,7 маршруты на ремонте путей



classicisme,
Через Халитова движение будет (только без заезда наверх к кольцам, понизу), 19 маршрут пойдёт
3
Написал VarS 2012.08.17 22:47:23

7 и 14 объединить бы!
0
Написал Tr@innn 2012.08.18 01:03:46

А вот вопрос. Когда я крайний раз был в Казани, обратил внимание, что у автовокзала от путей маршрута №7, в сторону уходит заброшенная трамвайная линия. Можете про неё что-нибудь сказать?
0
Написал Scheer 2012.08.18 15:51:49

Tr@innn,
уже объединяли. Было признано нецелесообразным :(
0
Написал Старый тип 2012.08.18 19:16:10

classicisme,
отметил новый вокзал и закрытое депо №2. =)
а схема не моя, того же автора, что и пост.
0
Написал Старый тип 2012.08.18 19:17:32

Scheer, это линия 6го трамвайного маршрута длиной в 2 остановки, он ходил по ней, затем до старого депо на Павлюхина по улице Островского, в 2005 году линию сняли, и туда ходил маршрут №3 (потом стал ходить до ЖД Вокзала), потом некоторое время там ходил маршрут 22 (ЖД Вокзал - Кызыл Татарстан), в 2007 году маршрут признали убыточным и сняли КС под предлогом "ужасное состояние", с тех пор линия просто лежит. Есть такая же заброшенная односторонняя линия по улице Каюма Насыри, обрывающаяся на улице Татарстан.
2
Написал VarS 2012.08.18 21:45:13

VarS, Благодарю!
0
Написал Scheer 2012.08.18 22:41:12

Интересный репортаж. Но никак не могу согласиться, что в 2007 году в результате транспортной реформы наметились какие-то положительные изменения для трамвая и появилась какая-то концепция. Напротив, в 2007 году в ходе реформы были оптимизированы только автобусные маршруты, маршруты же ЭТ не оптимизировались и почти не учитывались при формировании маршрутов автобусов. Новые линии хоть и строят, но всё далеко не благостно. Трамвай в Казани почти не воспринимается пассажирами как скоростной транспорт (наоборот, в отношении трамвая сложилась репутация медлительного транспорта, ну сейчас конечно скорости стали получше), соответственно и о преимуществе в виде повышенной вместимости говорить не приходится. В основном трамваем пользуются для поездок на не очень дальние расстояния из-за стоимости проезда в полтора раза ниже, чем в автобусе, более свободного салона, ну и если кроме трамвая ничего не ходит. А так основной вид транспорта автобус. А по маршруту "ускоренного трамвая" в ближайшие годы вполне вероятно строительство линии метро.

classicisme, да, это большой минус. Искусственные разрывы сети, потеря потенциальных пассажиров.

Egorka, демонтированная линия по Пушкина-Маркса-Ершова была очень нужной. Хоть там и б.ч. совмещёнка, дальше линия вливается в выделенку. Если сделать всё по уму, 5 и 12 маршруты были очень полезны. А после демонтажа фактически не у дел оказалась линия в Борисково, снизилась нагрузка на линию 11 маршрута.
Линии в Адм.слободу тоже при желании можно было найти разумное применение. Естессно, если там ходил маршрут из 4 остановок, ни о какой востребованности и речи быть не может. В транспортном плане эта линия пожалуй не очень нужна, но у неё была историческая ценность, всё-таки самая первая линия трамвая в городе, ещё с 19 века...
3
Написал Bars 2012.08.22 16:18:11

Пишите письма: metronews@mail.ru