Вредны ли установки для досмотра пассажиров метро?
ГУП «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на проведение экспертизы на тех станциях, где в специальных стеклянных комнатах установлены досмотровые рентгенотелевизионные комплексы. Как указано в техническом задании, в результате этих исследований подрядчик должен будет установить, соответствует ли радиационная обстановка в этих местах действующим сейчас санитарным нормам.
Напомним, что вскоре после теракта в московском аэропорту Домодедово в январе 2011 года началась кампания по установке досмотровых комплексов на объектах транспортной инфраструктуры, включая метрополитен. За прошедший год на всех станциях петербургского метро появились металлоискатели, через которые сотрудники правоохранительных органов или службы контроля метрополитена уже пропускают тех пассажиров, которые по каким-то причинам кажутся им подозрительными.
Скоро в метро можно будет встретить людей со счетчиками Гейгера в руках: петербургский метрополитен намерен проверить, не оказывает ли вредного радиационного излучения рентгеновская досмотровая техника, установленная в вестибюлях ключевых станций. После этого техника будет сдана в эксплуатацию, а за отказ просканировать через неё багаж пассажира могут не пустить в метро.
Кроме того, летом 2011 года метрополитен закупил рентгенотелевизионные комплексы, предназначенные для досмотра багажа: речь идет о 27 аппаратах модели HI-SCAN 6040i, которые обошлись примерно в 1 млн рублей за 1 единицу, 8 комплексах типа «Калан-2М» (690 тысяч за штуку) и 19 – типа «Шмель 240ТВ» (чуть менее миллиона). После этого на основных станциях были оборудованы стеклянные комнаты, где и разместили данную технику, однако к её эксплуатации ещё не приступили. Как говорят в метрополитене, для этого на каждый аппарат нужно получить сертификат о соответствии требованиям радиационной безопасности, а затем ещё и лицензию на работу с ним. При этом, по сообщению пресс-службы, до покупки сделать этого было нельзя: во-первых, сертификат выдается после проверки конкретного места, где будет использоваться данная техника, а во-вторых, во всех этих документах указывается серийный номер каждого аппарата, который, по понятными причинам, никто не знал до поставки товара.
Собственно, именно для получения сертификата и был объявлен этот конкурс. Как следует из технического задания, специалисты по радиации должны будут прийти в метро в конце марта, а на все измерения им дается не более трех месяцев. За это время нужно будет обойти 10 станций на первой линии, 8 — на второй, 6 — на третьей, 4 — на четвертой и 7 — на пятой. В списке станций — практически все ключевые транспортные узлы: «Проспект Ветеранов», «Балтийская», «Площадь Восстания», «Московская», «Технологический институт», «Сенная площадь», «Маяковская», «Гостиный двор», «Старая деревня» и другие. Стоимость контракта — 1,8 млн рублей.
Отметим, что после того, как рентгенотелевизионные комплексы будут наконец сданы в эксплуатацию, в случае отказа отдать на проверку сумку или рюкзак пассажира могут не пустить в метро — соответствующие изменения были внесены в правила пользования метрополитеном летом 2011 года. Пока же сотрудник метро вправе отказать в допуске на станцию, если гражданин не захочет пройти через рамку металлоискателя.
Ровно год назад, когда только начались разговоры о необходимости оснащения всех объектов транспортной инфраструктуры досмотровыми комплексами, Роспотребнадзор выпустил сообщение за подписью руководителя службы Геннадия Онищенко, в котором указывалось, что «все рентгеновские системы контроля людей являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека». В ведомстве также отмечали тогда, что до последнего времени сканирование людей пучком рентгеновского изучения применялось только «в части выборочного, добровольного досмотра авиапассажиров», в то время как в метрополитене с его миллионным пассажиропотоком очень трудно соблюсти все требования радиационной безопасности.
Отметим, правда, что данное предостережение Роспотребнадзора касалось тех комплексов, которые предназначены для сканирования людей, а не только багажа. Хотя стеклянные комнаты, в которых стоит досмотровая техника на станциях петербургской подземки, не являются полностью изолированными – например, на «Гостином дворе» у нее нет потолочного перекрытия. Остается надеяться, что счетчики Гейгера не подведут сотрудников той компании, которая выиграет данный конкурс.
То есть, например, есть у человека швейцарский ножик в рюкзаке. Ну всегда он его там носит, только в самолеты не берет. А его теперь на этом основании в метро что ли могут не пустить?
Следующий уровень маразма - заставлять автомобилистов перед выездом на шоссе проезжать через металлоискатель...